НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-06-27-07-22-39
В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача...
2024-06-27-17-45-31
О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и...
2024-06-27-18-05-36
Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и...
2024-06-27-17-49-40
Вслед 80-летию открытия Второго фронта
2024-07-05-04-52-04
Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой...

Джигитовка - славное искусство

20 Апреля 2013 г.

alt
Джигитовка
— военно-прикладной вид конного спорта, скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки. Несмотря на то, что кавалерия как род войск, казалось бы, давно ушла в прошлое, в современной джигитовке сохраняются элементы армейских дисциплин - спортсмены стреляют, колют и рубят шашкой (а с 2007 года в обязательную спортивную программу "Владение оружием" вошли метательные ножи).

Джигитовка возникла как искусство верховой езды у разных народов с древних времен. Еще не имея четкого определения, под джигитовкой в широком смысле понималась скачка, во время которой, всадник демонстрирует свою ловкость, смелость, отвагу, высокое мастерство владения лошадью. Согласно Византийским хроникам 6-ого столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частых набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнили славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжёлые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, для того, чтобы в бою управлять конём только ногами.

В европейских книгах по кавалерийской истории написано, что единственной кавалерией, которая использовала в сражениях своих боевых коней не просто как средство передвижения, а как союзников, были казаки. Большим поклонником казачьего боевого искусства был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 года с Россией он писал: «Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но ещё одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка… Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки – это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Название «Джигитовка» происходит от тюркского джигит (наездник) – лихой и искусный всадник. Джигитовка практиковалась как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центральной Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи.

 

Современная джигитовка имеет существенные отличия от традиционных дисциплин и свои особенности. Главное то, что здесь применяются элементы и упражнения, которые вырабатывают практические навыки у кавалериста для ведения боя. Правила разработаны на основе кавалерийских и казачьих, боевых уставов и наставлений. Это своего рода кавалерийское многоборье. Соревнования включают в себя три основных раздела: «Владение оружием», «Вольная джигитовка», «Произвольная программа», а также отдельный дополнительный раздел «Показательная программа». В разделе «Владение оружием» в упражнениях по владению шашкой и пикой всадник должен нанести рубящие и колющие удары по различным предметам, установленным в определенном порядке. В упражнении по стрельбе участник из пневматического пистолета поражает мишени, установленные на определенном отрезке дистанции. С 2007 года введено упражнение «Метание ножа (кинжала)». Правилами соревнований устанавливаются такие временные параметры и штрафные баллы, что все упражнения всадник должен выполнить на резвом галопе. В разделе «Вольная джигитовка» всадник должен выполнить 6 упражнений. Всадник может выбрать для себя любые упражнения, которые ему по силам, начиная с простого «Стойка на стремени» и заканчивая таким сложнейшим как «Уральский толчок». Каждое упражнение оценивается соответствующим количеством положительных баллов.

 

В «Произвольной программе» участник соревнований должен за определенное правилами время (2 мин.), продемонстрировать наибольшее количество различных боевых приемов. При этом всадник сам определяет, какие приемы рубки, стрельбы, джигитовки и в каком порядке он выполнит. Определяющим условием здесь является выраженная боевая направленность каждого элемента. Допускается использование других видов оружия, например, ножей, аркана, нагайки и т.д. Элементы джигитовки, также, должны быть применимы в бою. Имеются определенные отличия в конном снаряжении, форме одежды участников соревнований, в самом стиле езды. Для выполнения элементов джигитовки лучше всего подходит казачье седло, хотя, например, кавалеристы Президентского полка используют строевые армейские седла. Но эти седла необходимы при выполнении только гимнастических элементов вольной джигитовки, а для остальных упражнений начинающий спортсмен-кавалерист может обойтись обычным учебным или спортивным седлом. В соответствии с правилами и историческими традициями форма одежды участников соревнований – военная или военизированная: милицейская, казачья, форма военно-исторических клубов, а при их отсутствии допускается обычный армейский камуфляж. Стиль езды не регламентируется, но в любой ситуации, всадник должен уметь управлять конем одной рукой. Для этого лучше всего подходит казачий стиль езды. Что касается оружия, то сегодня приобрести его несложно. Казачьи шашки имеются в свободной продаже. Законом «Об оружии» определен порядок их оформления. Учебные пики изготавливаются участниками самостоятельно, а пневматическое оружие не требует разрешения. В то время как в олимпийских видах спорта востребованы дорогостоящие лошади европейских пород, то для джигитовки прекрасно подходят лошади любой отечественной породы.

По материалам http://fksr.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз