НА КАЛЕНДАРЕ

Дирижабли-цеппелины – шедевр технического гения и метафора краха Второго рейха

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
17 Марта 2022 г.

Одним из символов Первой мировой войны стали цеппелины, огромные дирижабли жесткой конструкции, летавшие благодаря двигателям внутреннего сгорания. Они появились до войны, и некоторое время после нее были королями воздуха. На цеппелинах можно было совершать трансатлантические перелеты, они были удобнее современных авиалайнеров — там были прогулочные зоны, музыкальные салоны, рестораны.

Дирижабли-цеппелины – шедевр технического гения и метафора краха Второго рейха

Их закат начался после случившейся в 1937 году катастрофы дирижабля «Гинденбург». Он рухнул на землю после сброса причальных канатов и сгорел за тридцать четыре секунды. Из бывших на борту девяносто семи человек погибло тридцать пять, по сравнению с современными авиакатастрофами результат был щадящим — когда падает «боинг», не выживает никто. Но век огромных самолетов еще не наступил, чудовищный костер был сфотографирован и попал на первые полосы газет: можно сказать, что цеппелины погубил громкий медийный резонанс.

Они еще сражались во время Второй мировой, проекты использования дирижаблей время от времени появлялись и позже, они возникают до сих пор. Но борьбу бесповоротно выиграли самолеты, летательные аппараты легче воздуха стали экзотикой.

А в конце свято верившего в прогресс и поступательное движение истории XIX века цеппелины были олицетворением нового, раз и навсегда победившего тьму времени разума и науки. К тому же они стали одним из символов Германской империи, Второго рейха — возникшего несколько десятилетий назад объединенного государства немцев, уверенно выигрывавшего у других мировых держав гонку за эффективность, совершенство науки и производства, военную мощь, качество жизни и уверенность в завтрашнем дне.

Германия едва ли не первой в мире стала социальным государством, в ней появились пенсии и оплачиваемые отпуска. Здесь работали лучшие в мире ученые, она по всем статьям обходила считавшуюся «мастерской мира» Великобританию. Сложно описать воодушевлявшую немцев гордость: они испокон века были разделенным народом, единое государство оставалось идеалом, недостижимой мечтой. Уделом Германии была политическая слабость, национальный гений находил себя в сферах чистого духа — музыке, философии, литературе. Общее государство было создано железом и кровью, в результате выигранной с разгромным счетом франко-прусской войны, и сразу стало европейским гегемоном.

Одним из символов его триумфа оказался летящий против ветра, на огромные расстояния цеппелин — расстояние от Вены до Бадена он преодолевал меньше чем за восемь часов! Перед началом Первой мировой цеппелины совершили 1588 полетов, перевезли больше тридцати четырех тысяч пассажиров. Хрупкие, маломощные, сделанные из полотна и деревянных расчалок самолеты того времени ни на что подобное способны не были. Это был настоящий триумф германской науки, инженерной мысли и промышленной мощи. И создал такое чудо один человек: граф Фердинанд Адольф Генрих Август фон Цеппелин.

Дирижабли-цеппелины – шедевр технического гения и метафора краха Второго рейха

В начале марта 1917 года граф Цеппелин умер. В это время шла Первая мировая: мощь Германии клонилась к закату, но еще ничего не было предопределено.

Вступление в войну США еще не состоялось, но оказалось неизбежным. Выяснилось, что Германия предложила Мексике атаковать Соединенные Штаты. Почти одновременно с тем, как Цеппелина не стало, в России произошла Февральская революция, силы одного из главных противников Второго рейха надломились. Впереди была неудачная для французской армии битва на Эне и охватившая ее серия солдатских мятежей. Все висело на волоске: еще одно усилие, один мощный удар, одно проявление германского гения и стальной воли — и история пошла бы иным путем...

Но этого не случилось, и символом германской катастрофы могли бы стать гигантские дирижабли Цеппелина.

В 1914-м они были абсолютным техническим совершенством. Цеппелин по своей основной специальности был кавалеристом и закончил службу в чине генерал-лейтенанта. Но еще младшим офицером он изучил общественно-политические науки, машиностроение и химию. Совершив полет на воздушном шаре, граф на всю жизнь заболел воздухоплаванием. Он был блестящим организатором, умел оценить удачные конструкторские идеи: в создание дирижаблей Цеппелин вложил все свое состояние, разорился — и вернул потерянное с огромной прибылью.

В 1900 году дирижабль Цеппелина приземлился из-за того, что у него отказал мотор. А в 1908-м они уже были так надежны, что их стало приобретать военное ведомство. В 1914 году с самолетов сбрасывали на врага дротики и ручные гранаты, а цеппелины брали на борт сотни килограммов бомб. Только в 1915-м тридцать семь цеппелинов двадцать раз бомбили Британию. Было сброшено тридцать семь тонн бомб, разрушены многие здания, убито двести восемь и ранено четыреста тридцать человек. Но уже в следующем году англичане выставили против цеппелинов сто десять истребителей и множество зенитных орудий.

Пораженные зажигательными пулями или зенитными снарядами дирижабли вспыхивали, превращаясь в гигантский огненный шар, складывались и медленно плыли к земле. Рушилось германское техническое превосходство — и это было своего рода пророчеством. Так, горя и распадаясь, через недолгое время исчезли германская мечта, безудержная германская гордость и вера в то, что мир принадлежит Второму рейху.

Граф Цеппелин делал все, чтобы этому помешать. Он одним из первых понял перспективы оружия, за которым действительно было будущее: Цеппелин и конструкторы его фирмы разрабатывали проекты огромных стратегических бомбардировщиков. Но в начале марта 1917-го граф умер от пневмонии, а без него работы застопорились.

Его дирижабли остались тупиковой ветвью воздухоплавания и шедеврами инженерного гения, примером того, как настойчивость одаренного энтузиаста совершает невозможное. А еще они олицетворяют ужасы Первой мировой и прекрасную веру XIX века в прогресс и торжество разума. Эти вещи кажутся взаимоисключающими, но идеализм и война часто идут рука об руку.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.