НА КАЛЕНДАРЕ

Дирижабли-цеппелины – шедевр технического гения и метафора краха Второго рейха

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
17 Марта 2022 г.

Одним из символов Первой мировой войны стали цеппелины, огромные дирижабли жесткой конструкции, летавшие благодаря двигателям внутреннего сгорания. Они появились до войны, и некоторое время после нее были королями воздуха. На цеппелинах можно было совершать трансатлантические перелеты, они были удобнее современных авиалайнеров — там были прогулочные зоны, музыкальные салоны, рестораны.

Дирижабли-цеппелины – шедевр технического гения и метафора краха Второго рейха

Их закат начался после случившейся в 1937 году катастрофы дирижабля «Гинденбург». Он рухнул на землю после сброса причальных канатов и сгорел за тридцать четыре секунды. Из бывших на борту девяносто семи человек погибло тридцать пять, по сравнению с современными авиакатастрофами результат был щадящим — когда падает «боинг», не выживает никто. Но век огромных самолетов еще не наступил, чудовищный костер был сфотографирован и попал на первые полосы газет: можно сказать, что цеппелины погубил громкий медийный резонанс.

Они еще сражались во время Второй мировой, проекты использования дирижаблей время от времени появлялись и позже, они возникают до сих пор. Но борьбу бесповоротно выиграли самолеты, летательные аппараты легче воздуха стали экзотикой.

А в конце свято верившего в прогресс и поступательное движение истории XIX века цеппелины были олицетворением нового, раз и навсегда победившего тьму времени разума и науки. К тому же они стали одним из символов Германской империи, Второго рейха — возникшего несколько десятилетий назад объединенного государства немцев, уверенно выигрывавшего у других мировых держав гонку за эффективность, совершенство науки и производства, военную мощь, качество жизни и уверенность в завтрашнем дне.

Германия едва ли не первой в мире стала социальным государством, в ней появились пенсии и оплачиваемые отпуска. Здесь работали лучшие в мире ученые, она по всем статьям обходила считавшуюся «мастерской мира» Великобританию. Сложно описать воодушевлявшую немцев гордость: они испокон века были разделенным народом, единое государство оставалось идеалом, недостижимой мечтой. Уделом Германии была политическая слабость, национальный гений находил себя в сферах чистого духа — музыке, философии, литературе. Общее государство было создано железом и кровью, в результате выигранной с разгромным счетом франко-прусской войны, и сразу стало европейским гегемоном.

Одним из символов его триумфа оказался летящий против ветра, на огромные расстояния цеппелин — расстояние от Вены до Бадена он преодолевал меньше чем за восемь часов! Перед началом Первой мировой цеппелины совершили 1588 полетов, перевезли больше тридцати четырех тысяч пассажиров. Хрупкие, маломощные, сделанные из полотна и деревянных расчалок самолеты того времени ни на что подобное способны не были. Это был настоящий триумф германской науки, инженерной мысли и промышленной мощи. И создал такое чудо один человек: граф Фердинанд Адольф Генрих Август фон Цеппелин.

Дирижабли-цеппелины – шедевр технического гения и метафора краха Второго рейха

В начале марта 1917 года граф Цеппелин умер. В это время шла Первая мировая: мощь Германии клонилась к закату, но еще ничего не было предопределено.

Вступление в войну США еще не состоялось, но оказалось неизбежным. Выяснилось, что Германия предложила Мексике атаковать Соединенные Штаты. Почти одновременно с тем, как Цеппелина не стало, в России произошла Февральская революция, силы одного из главных противников Второго рейха надломились. Впереди была неудачная для французской армии битва на Эне и охватившая ее серия солдатских мятежей. Все висело на волоске: еще одно усилие, один мощный удар, одно проявление германского гения и стальной воли — и история пошла бы иным путем...

Но этого не случилось, и символом германской катастрофы могли бы стать гигантские дирижабли Цеппелина.

В 1914-м они были абсолютным техническим совершенством. Цеппелин по своей основной специальности был кавалеристом и закончил службу в чине генерал-лейтенанта. Но еще младшим офицером он изучил общественно-политические науки, машиностроение и химию. Совершив полет на воздушном шаре, граф на всю жизнь заболел воздухоплаванием. Он был блестящим организатором, умел оценить удачные конструкторские идеи: в создание дирижаблей Цеппелин вложил все свое состояние, разорился — и вернул потерянное с огромной прибылью.

В 1900 году дирижабль Цеппелина приземлился из-за того, что у него отказал мотор. А в 1908-м они уже были так надежны, что их стало приобретать военное ведомство. В 1914 году с самолетов сбрасывали на врага дротики и ручные гранаты, а цеппелины брали на борт сотни килограммов бомб. Только в 1915-м тридцать семь цеппелинов двадцать раз бомбили Британию. Было сброшено тридцать семь тонн бомб, разрушены многие здания, убито двести восемь и ранено четыреста тридцать человек. Но уже в следующем году англичане выставили против цеппелинов сто десять истребителей и множество зенитных орудий.

Пораженные зажигательными пулями или зенитными снарядами дирижабли вспыхивали, превращаясь в гигантский огненный шар, складывались и медленно плыли к земле. Рушилось германское техническое превосходство — и это было своего рода пророчеством. Так, горя и распадаясь, через недолгое время исчезли германская мечта, безудержная германская гордость и вера в то, что мир принадлежит Второму рейху.

Граф Цеппелин делал все, чтобы этому помешать. Он одним из первых понял перспективы оружия, за которым действительно было будущее: Цеппелин и конструкторы его фирмы разрабатывали проекты огромных стратегических бомбардировщиков. Но в начале марта 1917-го граф умер от пневмонии, а без него работы застопорились.

Его дирижабли остались тупиковой ветвью воздухоплавания и шедеврами инженерного гения, примером того, как настойчивость одаренного энтузиаста совершает невозможное. А еще они олицетворяют ужасы Первой мировой и прекрасную веру XIX века в прогресс и торжество разума. Эти вещи кажутся взаимоисключающими, но идеализм и война часто идут рука об руку.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз