НА КАЛЕНДАРЕ

Битва за Сталинград: разные виды искусства переплелись в восприятии победы

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк», lgz.ru   
02 Февраля 2023 г.

Священное слово – «Сталинград». К нему можно ничего не добавлять – всё равно сердце застучит учащённо. Для всего мира с зимы 1943 года это – пароль победы над «силой тёмною». Глоток счастья в раскалённой атмосфере Второй мировой, которая для нас всегда будет Великой Отечественной. 2 февраля, 80 лет назад, завершилось противостояние на берегу Волги.

Битва за Сталинград:  разные виды искусства переплелись в восприятии победы

  • Фото с сайта syl.ru

От Сталинграда остались только руины, но не было и нет более величественного и славного города. Там сражались за каждый камень, а каждый завод красноармейцы превращали в неприступную крепость. Недаром композитор Арам Хачатурян в своей симфонии, посвящённой Сталинграду, цитировал народную песню о Степане Разине – «Есть на Волге утёс». В те дни бойцы, как утёсы, вставали на пути гитлеровцев. Осенью, в самые чёрные дни обороны Сталинграда, когда немцы давили и нужно было выстоять, 62-я армия генерала Василия Чуйкова наяву показала, что означает выражение «ни шагу назад». Без громкой риторики. Они побеждали, даже погибая. И дождались подмоги, дождались зимы, когда Красная армия перешла в наступление, стягивая кольцо вокруг войск Фридриха Паулюса.

Не раз советские полководцы предлагали ему сложить оружие, гарантировали гуманное отношение к пленным. Но немец тянул... Свою обречённость Паулюс почувствовал только в конце января 1943 года. Когда генерал уже оказался в безнадёжном окружении, Гитлер произвёл его в фельдмаршалы, напомнив: «Немецкие фельдмаршалы никогда не сдавались в плен». Тщетно! 30 января в подвале разрушенного универмага он произнёс давно заготовленную фразу: «Фельдмаршал Паулюс сдаётся Красной армии в плен...»

Объявив о сдаче в плен, Паулюс понуро шёл по улицам несломленного города, шёл по пепелищу. А вёл репортаж о пленении Паулюса журналист Вадим Синявский, которого вся страна любила по футбольным репортажам.

Один из соратников Паулюса – полковник Вильгельм Адам вспоминал: «Внешний облик бойцов Красной армии казался мне символичным – это был облик победителей. Наших солдат не били и не расстреливали. Советские солдаты среди разрушенного города вытаскивали из карманов и давали голодным военнопленным куски хлеба». А ведь немецкие пропагандисты уверяли, что большевики беспощадно истребляют всех пленных. На этом лживом гипнозе и держалась их сила. А бойцы и командиры, прошедшие Сталинград, считали победу неизбежной. От Волги они проложили прямой путь до Берлина, до мутной речки Шпрее, на берегах которой в мае 1945 года остановились победители.

Память о героях Сталинграда хранят старые рябые фотографии, пропылённые архивные документы. Но есть ещё книги и фильмы, без которых подвиг Красной армии не остался бы для нас таким живым. Вечно живым. Лучшие из них создали участники битвы, фронтовики. Даже в самом отчаянном положении, когда сражаться приходилось за выжженную полоску земли, бойцы не оставались без «газетного довольствия». А это – очерки, рассказы, стихи. Они поднимали боевой дух армии – и это не пустые словеса. Статьи Константина Симонова, Василия Гроссмана, Ильи Эренбурга показывали сталинградцам: страна знает о них, они не безвестные солдаты, они решают судьбу войны. Без военкоров как без артиллерии.

Первым открыл Сталинград в литературном измерении Константин Симонов. Вот кто умел писать урывками, между военкоровскими командировками. Впрочем, сначала из сражавшегося города шли его репортажи. 18 сентября 1942 года в «Красной звезде» вышел симоновский очерк «Бой на окраине», неделю спустя – «Дни и ночи» (писатель пробовал на звук название будущей повести!). Эти корреспонденции Москва получала по телеграфу из действующей армии. А потом, через месяц после сталинградской победы, «Красная звезда» опубликовала завершающий материал – «Зимой сорок третьего...». А в первые дни 1944 года появилась первая большая повесть поэта Симонова – «Дни и ночи». О Сталинграде. О тех, кто сражался в рукопашных, кто не отступал, кого он видел тогда, на позициях, когда приходилось вгрызаться в землю, держать оборону. Есть там и Вадим Яковлевич Ткаленко – комбат, с которым Симонов познакомился в сентябре 1942 года. Он стал прототипом капитана Сабурова. Фильм по этой повести вышел ещё до победы, тоже в 1944 году. Как это было важно именно в те дни – чтобы появился фильм о великой битве. Красная армия освобождала город за городом, а в кинотеатрах шёл фильм о первой великой победе над фашистами (тогда их чаще всего называли именно так). После этого сломать веру в нашу Победу не мог никто.

История, литература и кино переплелись накрепко в восприятии победы. После войны время новых книг. «Эх, Сталинград, Сталинград... Как часто о нём вспоминаешь! Об этом городе, стёртом на твоих глазах с лица земли и всё-таки оставшемся живым...» – это слова Виктора Некрасова, писателя, который вскоре после Победы вошёл в литературу со своей «окопной правдой». В годы войны он не имел отношения к прессе. Архитектор по образованию, Некрасов стал заместителем командира сапёрного батальона и защищал Мамаев курган на протяжении всех «дней и ночей» Сталинграда.

Замысел повести родился не в сталинградском пекле, а через год, в резерве – перед Никопольско-Криворожской операцией. Он написал тогда всего шесть страниц – и началось наступление, всех бросили в бой. Тут уж не до литературы. Блокнот пришлось отложить до лучших времён. Повесть сначала называлась обыкновенно: «Сталинград». Но после первых изданий писатель нашёл более точное – «В окопах Сталинграда».

Эту книгу написал вовсе не хладнокровный человек. Там сплетены эмоции на уровне лермонтовского «Бородино». И в то же время Некрасов объективен – как хронисты, как сказители. В его сталинградской книге есть изысканная основательность, которой невозможно не доверять. С первых строк.

Однажды Некрасова вызвал Всеволод Вишневский – ярчайший, увы, ныне подзабытый писатель и военкор, главный редактор журнала «Знамя», в котором некрасовская повесть увидела свет. «Виктор Платонович, вы знаете, какая странная вещь произошла? Ведь вчера ночью, на последнем заседании комитета по Сталинским премиям, Фадеев вашу повесть вычеркнул, а сегодня она появилась». За одну ночь только один человек мог бы вставить повесть в список. Вот этот человек и вставил» – так вспоминался Некрасову тот разговор. Неожиданно он стал сталинским лауреатом. Генералиссимусу понравилась книга, в которой солдатское слово звучит громче победных фанфар. В которой нет ставших в то время штампом рассуждений о полководческом величии Сталина. В 1956-м повесть экранизировали. Только после ХХ съезда фильм, который своим названием всё-таки напоминал о покойном вожде, сочли нежелательным, и киноленту переименовали, выбрав нейтральное «Солдаты». Передать глубину книги кинематографисты не смогли.

После войны Некрасов несколько раз бывал в Сталинграде – как корреспондент «Литературной газеты» и как воин-сталинградец, гость города в дни юбилеев битвы. И даже стоял в почётном карауле у Вечного огня. Всё, что он писал, было связано с войной. Усомнившись в советской идеологии, Некрасов не изменил своего отношения к фронтовому дружеству. «Три года в армии, в самые тяжёлые для неё дни. Полюбил её и победами её горжусь», – писал Некрасов.

Юрий Бондарев называл «В окопах Сталинграда» своей любимой книгой о войне. На фронте – старший сержант, помощник командира взвода. Боевое крещение прошло в сталинградских снегах. Свою лучшую книгу о тех боях – роман «Горячий снег» Бондарев вынашивал долго и опубликовал только в 1970 году. Его герои сражались под Сталинградом в декабре 1942-го, стояли насмерть, остановив танки Манштейна, которые шли на помощь окружённым в Сталинграде дивизиям Паулюса. Само словосочетание, вынесенное в заглавие, очень важно для писателя. Снегу положено быть холодным, но война искажает житейские правила, «бытие становится лицом к лицу с небытием». Поэтому именно горячий снег. И – ежедневное, ежеминутное перенапряжение войны. «Он плакал так одиноко и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слёз» – это из того романа.

В конце 1972 года на экраны вышла картина режиссёра-фронтовика Гавриила Егиазарова по роману Бондарева. За год его посмотрели в кинотеатрах почти 23 миллиона человек. Об этом фильме можно вспоминать долго, но я выделил бы две удачи. Это образ старшего сержанта Уханова, созданный Юрием Назаровым. Ершистый, юморной, одновременно – гордый и простой. Такому непросто отдавать приказы, он неудобен для командиров. Зато Уханов выполнит всё, что положено, как бы трудно ни было. Да, это и есть советский воин, тянувший лямку войны почти четыре года, хлебнувший лиха и спасший мир. А второе чудо фильма – это музыка Альфреда Шнитке. В ней – и трагическая военная панорама, и крылья победы, поднимающие нас над землёй. А если кто-то ещё считает, что Шнитке – непонятный, холодноватый композитор, просто пересмотрите этот фильм. Он создал настоящую мистерию великой битвы в музыке. Как проблески солнца на сталинградском снегу. ...А что такое Сталинград для всех нас – объяснять не нужно. Встанем и помолчим в этот день. Хотя бы на несколько минут перенесёмся к тем людям с потускневших фотографий. Это и есть вечная слава.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?