НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-22-06-40-40
По мнению Владимира Путина, смерть папы римского Франциска в пасхальные дни — особый знак того, что человек сделал много хорошего. Он также добавил, что понтифик в высшей степени положительно относился к...
2025-05-06-02-10-23
В преддверии юбилей Победы россияне задумываются о том, где похоронены их деды, прошедшие войну. Знают об этом не все.
2025-04-19-12-26-12
В небольшой деревне на окраине сибирской тайги жила старая травница по имени Агафья. С раннего утра до позднего вечера она собрала травы, чая и снадобья, которые помогали её деревенским друзьям с их болезнями и недугами. Каждый, кто приходил к ней за советом, никогда не уходил с пустыми руками: она...
2025-05-05-18-31-30
Адвокат Ольга Власова заявила в беседе с Telegram-каналом «Звездач», что напавшую на народную артистку России Надежду Кадышеву девушку могут проверить на...
2025-04-23-04-52-18
Российская путешественница назвала главные места отдыха, где она чаще всего встречала пенсионеров-соотечественников. Своими наблюдениями она поделилась в личном блоге на платформе...

Музыкальный инструмент варган: незамысловатость конструкции, но изощренность мелодии

По инф. cyrillitsa.ru   
23 Апреля 2020 г.

В наши дни этот инструмент под названием хомуз/комуз считается принадлежностью исключительно народов Северной Азии и Сибири, тогда как исторически он был распространен именно у русских и назывался варган.

 Музыкальный инструмент варган: незамысловатость конструкции, но изощренность мелодии

Сварганить мелодию

Исторически так назывался именно русский народный инструмент, общим наименованием типа стало лишь в первой половине XX века, когда русские уже накрепко забыли про его использование и он разве что остался у северных народов. Этимологически название восходит к славянскому «варга» — рот, уста, на что указывал еще Владимир Даль.

Есть богатая археология, подтверждающая распространение варгана в славянских и уже русских землях. В Белоруссии выкопаны варганы XI—XVIII веков. В Великом Новгороде археологи нашли на раскопках шесть варганов, датируемых XIII—XV веками и один найден на дне реки Волхов. В XIX веке варган широко использовали в поволжских губерниях.

Термин «варган» встречается уже в самом первом толковом словаре русского языка — «Словаре Академии Российской» 1789 года. Есть подтверждения использования термина в XV—XVII веках. Оставил варган след и в отечественной литературе — о нем писали Одоевский и Даль, он упоминается в песнопениях, сказаниях и поговорках. О русском варгане собрано немало материалов такими исследователями, музыковедами и фольклористами, как Владимир Поветкин, Константин Вертков, Николай Привалов, Артем Агажанов, Дмитрий Покровский.

Различают, как минимум, два вида варгана — пластинчатый и стержневой. Первый является продолговатой пластинкой с вырезанным в ней язычком. Стержневой — более поздний вариант, уже металлический, из двух частей: рамки и язычка, соединенных между собой ковкой. При изготовлении стержневого варгана использовалась не только бронза или железо, но даже и серебро.

Растяни меха, гармошка!

Несмотря на незамысловатость конструкции, варган способен издавать довольно изощренные мелодии, богатые тембром и диапазоном, в чем-то напоминающие исполнение на электронных инструментах. Это разнообразие и послужило практически повсеместному распространению варгана как музыкального сопровождения праздников и разного рода торжеств. Интересно, что в старину игра на варгане рассматривалась как способ гармонизации состояния и внутреннего мира человека, прочищения сознания, балансировки функционирования внутренних органов. Современные исследования подтвердили правильность подобных представлений.

Овладению игре на варгане исполнители отдавали годы, а то и десятилетия. Именно эта сложность в освоении стала причиной ухода варгана из русского быта, полагают исследователи. Вытеснению варгана способствовало распространение гармошки, аккордеона и баяна, искусство игры на которых давалось не в пример легче. Последний варганист фиксируется в Новгородской губернии в 1903 году. В Европе варган сходит со сцены примерно в это же время, но тут его вытеснила губная гармоника.

У народов Советской Азии, Алтая и Севера варган пережил репрессии сталинских годов, когда его запрещали как наследие шаманизма. Возрождение началось в 1960—1970-е годы с интереса к инструменту у ученых. В Якутии это был Иван Алексеев, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук. Сейчас он является президентом Международного центра варганной музыки, расположенного в Якутске, где есть Музей хомуса народов мира. В широких массах советского народа варган стал известен благодаря творчеству певца Кола Бельды.

Все гениальное просто, можно сказать, глядя и на этот небольшой инструмент. Такой маленький, незамысловатый, а какую яркую музыку может он дарить людям, соединяя будущее и прошлое, и напоминая о традициях, которые никогда не следует забывать.

А у нас ещё есть любопытные материалы из истории вещей:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.