Со всех сторон открытый миру (часть 2) |
Владимир ХОДИЙ |
19 Мая 2023 г. |
Вторым видом транспорта, которым изначально можно было попасть в Иркутск, знамо дело, был гужевой. Но с конца XIX века его постепенно стал вытеснять автомобильный транспорт. Их конкуренция на дорогах и улицах населенных пунктов усилилась в 1930-е годы, когда в Москве и Горьком по лицензиям американских фирм «Автокар» и «Форд Мотор» вступили в строй заводы-гиганты ЗИС и ГАЗ, начавшие в массовых сериях выпускать отечественные грузовые и легковые машины. Ранее:И вот какая картина с автотранспортом сложилась в главном городе Прибайкалья накануне Великой Отечественной войны. 1937 год6 января. Приступает к регулярной работе в областном центре грузопассажирское такси треста «Иркомтранс». Оно будет подаваться ко всем прибывающим на железнодорожную станцию Иркутск-1 пассажирским поездам. Такси работает круглосуточно. 8 января. Начала функционировать новая автобусная линия в Иркутске. Ее маршрут: Пролетарская площадь – Центральный рынок – Русиновская – 7-я Советская. Автобус курсирует с 7 часов утра до 12 ночи. 6 февраля. Идя навстречу запросам трудящихся, живущих на окраинах города, трест «Иркомтранс» начал ежедневную подачу автобусов к драмтеатру и цирку перед концом спектаклей по предварительным коллективным заявкам. Автобусы пойдут по направлениям: железнодорожный вокзал, предместье Марата, предместье Рабочее, аэропорт, Красные казармы, улица Русиновская (гора). 18 мая. Перевозку пассажиров на автомобилях по линии Иркутск – Байкал (Лиственничное) накануне выходных и в выходные дни начал Восточно-Сибирский автогужтрест. В подвыходные дни отправление в 17 часов, возвращение в Иркутск в 23 часа, в выходные – отправление в 9 часов, возвращение – в 22. 1938 год18 января. Десять автобусных шасси ЗИС-5 получил исполком Иркутского городского совета, и сейчас кузова для них изготовляются на авторемонтном заводе. Первый 20-местный автобус уже готов, и через месяц выйдут на линию остальные. Они будут курсировать от железнодорожного вокзала до Красных казарм, Русиновской улицы, поселка Жилкино и по другим маршрутам. 12 июля. Пять машин такси советской марки М-1 получил областной центр. Только за вторую половину июня ими перевезено 3 600 пассажиров. 14 ноября. Два новых автобусных маршрута открываются в Иркутске. Один из них соединит железнодорожный вокзал с поселком Жилкино, другой – с Красными казармами через улицу Омулевского. 1940 год12 апреля. Регулярное пассажирское сообщение по маршрутам Вокзал – Предместье Марата, Вокзал – Рабочее предместье, Вокзал – Аэропорт и Вокзал – Лисиха открыла Иркутская городская автотранспортная контора. Курсируют грузопассажирские такси по заказу в любом направлении в черте города круглые сутки и легковые такси – с 8 утра до 1 часа ночи в черте города по хорошей дороге. Междугороднее сообщение осуществляется из Иркутска в Усть-Орду, Качуг, Олонки и Большую Речку. «Эх, дороги…»Еще до начала войны в Иркутске сформировалась крупная база грузового автотранспорта, принадлежавшего различным ведомствам, объединенных одной задачей – доставкой грузов на север области и в Якутию. Особенно большой объем перевозок осуществляло Ангаро-Ленское управление всесоюзного треста «Золототранс». Грузы принимались на железнодорожной станции Иркутск-1 и автотранспортом по Якутскому тракту доставлялись в Качуг и далее до Жигалово, а также по Ангаре – летом речным транспортом, зимой по льду – до Заярска и затем сухопутным Ангаро-Ленским трактом в Усть-Кут. Автомобилисты трудились по-фронтовому – активно искали и находили разные способы увеличения объемов и ускорения перевозки грузов тем, кому они были адресованы. Например, изготовили 60 санных прицепов к машинам ЗИС-5. Прицеп представлял собой обычный автомобильный кузов, поставленный на металлические сани, снабженные системой механизмов для автоматического предотвращения раскатов и заносов. Это дало возможность по ледовым дорогам, а это еще и участок реки Лены от Качуга до Жигалова, увеличить вдвое грузоподъемность каждого «трехтонника». Потом к автомобилям начали подводить не один, а два прицепа. И такие своеобразные автопоезда курсировали группами. А по Ангаре однажды ушла на север колонна из 62 грузовиков. Другое внедренное новшество – переоборудование стандартного бензинового авто на газогенераторный. Причем переоборудование осуществлялось деталями самой этой машины с небольшими изменениями. Также по опыту «Дальстроя» на Иркутском авторемонтном заводе «Золототранса» к ЗИС-5 стали подводить третью ось, что позволяло повысить грузоподъемность самого автомобиля до пяти тонн. Этот завод начинал с авторемонтных мастерских треста, которые располагались в небольшом гараже на улице Софьи Перовской, потом переместились в предместье Марата на улицу Красного резерва (ныне улица Петрова), где получили не только новые площади, но и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). Кроме ремонта грузовиков, он с использованием узлов от списанных машин строил автоприцепы разных моделей и автоцистерны. А, к примеру, в плане завода на 1937 год значилось изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест и внешне напоминавших московские серийные ЗИС-8. Большинство автобусов предназначалось для перевозки рабочих на золотых приисках. К началу войны коллектив ЦАРЗа набрал такого опыта и мастерства, что только в 1941 году вернул в строй 454 автомобиля ЗИС-5 для нужд фронта и тыла, а с ноября 1942 года полностью перешел на выполнение заказов по ремонту этих машин для Красной армии. Со следующего года началось восстановление автомобилей других марок – «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, позднее – ГАЗ-67Б. Детище послевоенной пятилеткиЕще не наступил день Победы, как на высшем государственно уровне было принято решение построить в Иркутске автосборочный завод. Имелось в виду, что вначале на нем будет вестись сборка поступающих в нашу страну по ленд-лизу через Тихий океан и Владивостокский морской порт американских автомашин, а затем отечественных. Далее доверимся газетной хронике. 1945 год11 июля. Сдана в эксплуатацию первая очередь Иркутского автосборочного завода. За 50 дней строители и монтажники реконструировали авторемонтный завод и установили сложное конвейерное оборудование. 7 сентября. На базе реконструированного авторемонтного завода в Иркутске начал действовать автосборочный завод. Его продукция – поступающие по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки автомобили «Студебеккер», «Форд» и «Додж». 1946 год19 апреля. Иркутский автосборочный завод, сообщил его директор тов. Фомин, в ближайшее время будет выпускать автоприцепы, но уже с 1948 года развернет массовый выпуск автомашин самых современных марок – трех с половиной тонных ЗИЛ-150 и двух с половиной тонных ГАЗ-51. 27 апреля. На новом месте в Иркутске началось сооружение автосборочного завода. В районе поселка Мельниково он займет площадь в 24 гектара, а его основные цехи – 15 тысяч квадратных метров. Сейчас заканчивается возведение двух пролетов главного корпуса, на 50 процентов выведены стены деревообрабатывающего цеха. Завод связан железнодорожной веткой со станцией Иркутск-1. Одновременно со строительством нового старый автосборочный завод в мае приступит к изготовлению автоприцепов для перевозки длинномерных грузов. 1947 год18 ноября. Досрочно выполнил годовой план Иркутский автосборочный завод (директор А. Ежевский). Восемь раз в течение года его коллективу присуждались всесоюзные премии ВЦСПС и Министерства автотракторной промышленности. До конца года завод обязался выпустить еще 700 автоприцепов. 24 апреля. Детище послевоенной пятилетки – автосборочный завод – должен вступить в строй до конца нынешнего года в пригороде Иркутска Мельниково. Это будет одно из крупнейших предприятий области. Его продукция – автомашины ГАЗ-51 грузоподъемностью в 2,5 тонны и ЗИС-150 – в 3,5 тонны. Их основные узлы будут поступать из Москвы и Горького, а кабины кузова и детали крепления завод намерен изготовлять сам. 4 августа. Иркутский автосборочный завод к 1 сентября этого года по решению Совмина СССР и постановлению бюро обкома ВКП(б) должен полностью перебазироваться на новое место и к 31-й годовщине Октября собрать и выпустить первую партию грузовых автомашин ГАЗ-51, не снижая выпуска автоприцепов. 1951 год18 февраля. Взбегают на пригорок и неожиданно сменяются двухэтажными домами, отделанными лепными украшениями, маленькие домики 4-й Железнодорожной улицы в Иркутске. Совсем недавно здесь тянулся пустырь с жесткой клочковатой травой, а сейчас в красивых желтых, белых, голубых домах живут рабочие, служащие, инженерно-технические работники автосборочного завода. На основании решения Совета Министров СССР от 8 декабря 1952 года Иркутский автосборочный завод был переименован в предприятие «Почтовый ящик № 709», а в конце февраля следующего года – в Иркутский завод «Радиоприемник». Есть статистика: за неполных два года с конвейера автосборочного завода сошло 1 555 американских «Студебеккеров» и столько же вместе «Фордов» и «Доджей». После этого предприятие перешло на выпуск одноосных прицепов, и в 1947 году их было произведено более трех тысяч. Потом началась сборка автомобилей ГАЗ-51 из узлов, поступавших из Горького. В первый год завод выпустил около 2000 машин, на следующий предприятие вышло на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки, причем кузова и элементы кабины иркутяне производили сами. В 1951 году было собрано 9 458 автомобилей и 7 953 автоприцепа.
Тэги: |
|
|