НА КАЛЕНДАРЕ
Праздники РоссииБлижайшие праздники России
В сети появились фото жуткого убийства девочки школьником

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Владимир ХОДИЙ   
19 Мая 2023 г.

Вторым видом транспорта, которым изначально можно было попасть в Иркутск, знамо дело, был гужевой. Но с конца XIX века его постепенно стал вытеснять автомобильный транспорт. Их конкуренция на дорогах и улицах населенных пунктов усилилась в 1930-е годы, когда в Москве и Горьком по лицензиям американских фирм «Автокар» и «Форд Мотор» вступили в строй заводы-гиганты ЗИС и ГАЗ, начавшие в массовых сериях выпускать отечественные грузовые и легковые машины.

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Ранее:

И вот какая картина с автотранспортом сложилась в главном городе Прибайкалья накануне Великой Отечественной войны.

1937 год

6 января. Приступает к регулярной работе в областном центре грузопассажирское такси треста «Иркомтранс». Оно будет подаваться ко всем прибывающим на железнодорожную станцию Иркутск-1 пассажирским поездам. Такси работает круглосуточно.

8 января. Начала функционировать новая автобусная линия в Иркутске. Ее маршрут: Пролетарская площадь – Центральный рынок – Русиновская – 7-я Советская. Автобус курсирует с 7 часов утра до 12 ночи.

6 февраля. Идя навстречу запросам трудящихся, живущих на окраинах города, трест «Иркомтранс» начал ежедневную подачу автобусов к драмтеатру и цирку перед концом спектаклей по предварительным коллективным заявкам. Автобусы пойдут по направлениям: железнодорожный вокзал, предместье Марата, предместье Рабочее, аэропорт, Красные казармы, улица Русиновская (гора).

18 мая. Перевозку пассажиров на автомобилях по линии Иркутск – Байкал (Лиственничное) накануне выходных и в выходные дни начал Восточно-Сибирский автогужтрест. В подвыходные дни отправление в 17 часов, возвращение в Иркутск в 23 часа, в выходные – отправление в 9 часов, возвращение – в 22.

1938 год

18 января. Десять автобусных шасси ЗИС-5 получил исполком Иркутского городского совета, и сейчас кузова для них изготовляются на авторемонтном заводе. Первый 20-местный автобус уже готов, и через месяц выйдут на линию остальные. Они будут курсировать от железнодорожного вокзала до Красных казарм, Русиновской улицы, поселка Жилкино и по другим маршрутам.

12 июля. Пять машин такси советской марки М-1 получил областной центр. Только за вторую половину июня ими перевезено 3 600 пассажиров.

14 ноября. Два новых автобусных маршрута открываются в Иркутске. Один из них соединит железнодорожный вокзал с поселком Жилкино, другой – с Красными казармами через улицу Омулевского.

1940 год

12 апреля. Регулярное пассажирское сообщение по маршрутам Вокзал – Предместье Марата, Вокзал – Рабочее предместье, Вокзал – Аэропорт и Вокзал – Лисиха открыла Иркутская городская автотранспортная контора. Курсируют грузопассажирские такси по заказу в любом направлении в черте города круглые сутки и легковые такси – с 8 утра до 1 часа ночи в черте города по хорошей дороге. Междугороднее сообщение осуществляется из Иркутска в Усть-Орду, Качуг, Олонки и Большую Речку.

«Эх, дороги…»

Еще до начала войны в Иркутске сформировалась крупная база грузового автотранспорта, принадлежавшего различным ведомствам, объединенных одной задачей – доставкой грузов на север области и в Якутию. Особенно большой объем перевозок осуществляло Ангаро-Ленское управление всесоюзного треста «Золототранс». Грузы принимались на железнодорожной станции Иркутск-1 и автотранспортом по Якутскому тракту доставлялись в Качуг и далее до Жигалово, а также по Ангаре – летом речным транспортом, зимой по льду – до Заярска и затем сухопутным Ангаро-Ленским трактом в Усть-Кут.

Автомобилисты трудились по-фронтовому – активно искали и находили разные способы увеличения объемов и ускорения перевозки грузов тем, кому они были адресованы. Например, изготовили 60 санных прицепов к машинам ЗИС-5. Прицеп представлял собой обычный автомобильный кузов, поставленный на металлические сани, снабженные системой механизмов для автоматического предотвращения раскатов и заносов. Это дало возможность по ледовым дорогам, а это еще и участок реки Лены от Качуга до Жигалова, увеличить вдвое грузоподъемность каждого «трехтонника». Потом к автомобилям начали подводить не один, а два прицепа. И такие своеобразные автопоезда курсировали группами. А по Ангаре однажды ушла на север колонна из 62 грузовиков.

Другое внедренное новшество – переоборудование стандартного бензинового авто на газогенераторный. Причем переоборудование осуществлялось деталями самой этой машины с небольшими изменениями. Также по опыту «Дальстроя» на Иркутском авторемонтном заводе «Золототранса» к ЗИС-5 стали подводить третью ось, что позволяло повысить грузоподъемность самого автомобиля до пяти тонн.

Иркутский автосборочный завод

Этот завод начинал с авторемонтных мастерских треста, которые располагались в небольшом гараже на улице Софьи Перовской, потом переместились в предместье Марата на улицу Красного резерва (ныне улица Петрова), где получили не только новые площади, но и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). Кроме ремонта грузовиков, он с использованием узлов от списанных машин строил автоприцепы разных моделей и автоцистерны. А, к примеру, в плане завода на 1937 год значилось изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест и внешне напоминавших московские серийные ЗИС-8. Большинство автобусов предназначалось для перевозки рабочих на золотых приисках.

08 3

К началу войны коллектив ЦАРЗа набрал такого опыта и мастерства, что только в 1941 году вернул в строй 454 автомобиля ЗИС-5 для нужд фронта и тыла, а с ноября 1942 года полностью перешел на выполнение заказов по ремонту этих машин для Красной армии. Со следующего года началось восстановление автомобилей других марок – «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, позднее – ГАЗ-67Б.

Детище послевоенной пятилетки

Еще не наступил день Победы, как на высшем государственно уровне было принято решение построить в Иркутске автосборочный завод. Имелось в виду, что вначале на нем будет вестись сборка поступающих в нашу страну по ленд-лизу через Тихий океан и Владивостокский морской порт американских автомашин, а затем отечественных.

ЗИМ

«Победа»

Далее доверимся газетной хронике.

1945 год

11 июля. Сдана в эксплуатацию первая очередь Иркутского автосборочного завода. За 50 дней строители и монтажники реконструировали авторемонтный завод и установили сложное конвейерное оборудование.

7 сентября. На базе реконструированного авторемонтного завода в Иркутске начал действовать автосборочный завод. Его продукция – поступающие по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки автомобили «Студебеккер», «Форд» и «Додж».

1946 год

19 апреля. Иркутский автосборочный завод, сообщил его директор тов. Фомин, в ближайшее время будет выпускать автоприцепы, но уже с 1948 года развернет массовый выпуск автомашин самых современных марок – трех с половиной тонных ЗИЛ-150 и двух с половиной тонных ГАЗ-51.

27 апреля. На новом месте в Иркутске началось сооружение автосборочного завода. В районе поселка Мельниково он займет площадь в 24 гектара, а его основные цехи – 15 тысяч квадратных метров. Сейчас заканчивается возведение двух пролетов главного корпуса, на 50 процентов выведены стены деревообрабатывающего цеха. Завод связан железнодорожной веткой со станцией Иркутск-1. Одновременно со строительством нового старый автосборочный завод в мае приступит к изготовлению автоприцепов для перевозки длинномерных грузов.

1947 год

18 ноября. Досрочно выполнил годовой план Иркутский автосборочный завод (директор А. Ежевский). Восемь раз в течение года его коллективу присуждались всесоюзные премии ВЦСПС и Министерства автотракторной промышленности. До конца года завод обязался выпустить еще 700 автоприцепов.

24 апреля. Детище послевоенной пятилетки – автосборочный завод – должен вступить в строй до конца нынешнего года в пригороде Иркутска Мельниково. Это будет одно из крупнейших предприятий области. Его продукция – автомашины ГАЗ-51 грузоподъемностью в 2,5 тонны и ЗИС-150 – в 3,5 тонны. Их основные узлы будут поступать из Москвы и Горького, а кабины кузова и детали крепления завод намерен изготовлять сам.

4 августа. Иркутский автосборочный завод к 1 сентября этого года по решению Совмина СССР и постановлению бюро обкома ВКП(б) должен полностью перебазироваться на новое место и к 31-й годовщине Октября собрать и выпустить первую партию грузовых автомашин ГАЗ-51, не снижая выпуска автоприцепов.

1951 год

18 февраля. Взбегают на пригорок и неожиданно сменяются двухэтажными домами, отделанными лепными украшениями, маленькие домики 4-й Железнодорожной улицы в Иркутске. Совсем недавно здесь тянулся пустырь с жесткой клочковатой травой, а сейчас в красивых желтых, белых, голубых домах живут рабочие, служащие, инженерно-технические работники автосборочного завода.

На основании решения Совета Министров СССР от 8 декабря 1952 года Иркутский автосборочный завод был переименован в предприятие «Почтовый ящик № 709», а в конце февраля следующего года – в Иркутский завод «Радиоприемник».

Есть статистика: за неполных два года с конвейера автосборочного завода сошло 1 555 американских «Студебеккеров» и столько же вместе «Фордов» и «Доджей». После этого предприятие перешло на выпуск одноосных прицепов, и в 1947 году их было произведено более трех тысяч. Потом началась сборка автомобилей ГАЗ-51 из узлов, поступавших из Горького. В первый год завод выпустил около 2000 машин, на следующий предприятие вышло на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки, причем кузова и элементы кабины иркутяне производили сами. В 1951 году было собрано 9 458 автомобилей и 7 953 автоприцепа.

  • Данная серия публикаций подготовлена на основе изданных в 2015 и 2022 годах авторских книг «Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937–1981 годы» и «Время строкой ТАСС. Летопись Иркутской области. 1981–2011 годы». Если есть желание приобрести их, можно обратиться по телефону: 8-904-114-02-41.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.