НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Владимир ХОДИЙ   
19 Мая 2023 г.

Вторым видом транспорта, которым изначально можно было попасть в Иркутск, знамо дело, был гужевой. Но с конца XIX века его постепенно стал вытеснять автомобильный транспорт. Их конкуренция на дорогах и улицах населенных пунктов усилилась в 1930-е годы, когда в Москве и Горьком по лицензиям американских фирм «Автокар» и «Форд Мотор» вступили в строй заводы-гиганты ЗИС и ГАЗ, начавшие в массовых сериях выпускать отечественные грузовые и легковые машины.

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Ранее:

И вот какая картина с автотранспортом сложилась в главном городе Прибайкалья накануне Великой Отечественной войны.

1937 год

6 января. Приступает к регулярной работе в областном центре грузопассажирское такси треста «Иркомтранс». Оно будет подаваться ко всем прибывающим на железнодорожную станцию Иркутск-1 пассажирским поездам. Такси работает круглосуточно.

8 января. Начала функционировать новая автобусная линия в Иркутске. Ее маршрут: Пролетарская площадь – Центральный рынок – Русиновская – 7-я Советская. Автобус курсирует с 7 часов утра до 12 ночи.

6 февраля. Идя навстречу запросам трудящихся, живущих на окраинах города, трест «Иркомтранс» начал ежедневную подачу автобусов к драмтеатру и цирку перед концом спектаклей по предварительным коллективным заявкам. Автобусы пойдут по направлениям: железнодорожный вокзал, предместье Марата, предместье Рабочее, аэропорт, Красные казармы, улица Русиновская (гора).

18 мая. Перевозку пассажиров на автомобилях по линии Иркутск – Байкал (Лиственничное) накануне выходных и в выходные дни начал Восточно-Сибирский автогужтрест. В подвыходные дни отправление в 17 часов, возвращение в Иркутск в 23 часа, в выходные – отправление в 9 часов, возвращение – в 22.

1938 год

18 января. Десять автобусных шасси ЗИС-5 получил исполком Иркутского городского совета, и сейчас кузова для них изготовляются на авторемонтном заводе. Первый 20-местный автобус уже готов, и через месяц выйдут на линию остальные. Они будут курсировать от железнодорожного вокзала до Красных казарм, Русиновской улицы, поселка Жилкино и по другим маршрутам.

12 июля. Пять машин такси советской марки М-1 получил областной центр. Только за вторую половину июня ими перевезено 3 600 пассажиров.

14 ноября. Два новых автобусных маршрута открываются в Иркутске. Один из них соединит железнодорожный вокзал с поселком Жилкино, другой – с Красными казармами через улицу Омулевского.

1940 год

12 апреля. Регулярное пассажирское сообщение по маршрутам Вокзал – Предместье Марата, Вокзал – Рабочее предместье, Вокзал – Аэропорт и Вокзал – Лисиха открыла Иркутская городская автотранспортная контора. Курсируют грузопассажирские такси по заказу в любом направлении в черте города круглые сутки и легковые такси – с 8 утра до 1 часа ночи в черте города по хорошей дороге. Междугороднее сообщение осуществляется из Иркутска в Усть-Орду, Качуг, Олонки и Большую Речку.

«Эх, дороги…»

Еще до начала войны в Иркутске сформировалась крупная база грузового автотранспорта, принадлежавшего различным ведомствам, объединенных одной задачей – доставкой грузов на север области и в Якутию. Особенно большой объем перевозок осуществляло Ангаро-Ленское управление всесоюзного треста «Золототранс». Грузы принимались на железнодорожной станции Иркутск-1 и автотранспортом по Якутскому тракту доставлялись в Качуг и далее до Жигалово, а также по Ангаре – летом речным транспортом, зимой по льду – до Заярска и затем сухопутным Ангаро-Ленским трактом в Усть-Кут.

Автомобилисты трудились по-фронтовому – активно искали и находили разные способы увеличения объемов и ускорения перевозки грузов тем, кому они были адресованы. Например, изготовили 60 санных прицепов к машинам ЗИС-5. Прицеп представлял собой обычный автомобильный кузов, поставленный на металлические сани, снабженные системой механизмов для автоматического предотвращения раскатов и заносов. Это дало возможность по ледовым дорогам, а это еще и участок реки Лены от Качуга до Жигалова, увеличить вдвое грузоподъемность каждого «трехтонника». Потом к автомобилям начали подводить не один, а два прицепа. И такие своеобразные автопоезда курсировали группами. А по Ангаре однажды ушла на север колонна из 62 грузовиков.

Другое внедренное новшество – переоборудование стандартного бензинового авто на газогенераторный. Причем переоборудование осуществлялось деталями самой этой машины с небольшими изменениями. Также по опыту «Дальстроя» на Иркутском авторемонтном заводе «Золототранса» к ЗИС-5 стали подводить третью ось, что позволяло повысить грузоподъемность самого автомобиля до пяти тонн.

Иркутский автосборочный завод

Этот завод начинал с авторемонтных мастерских треста, которые располагались в небольшом гараже на улице Софьи Перовской, потом переместились в предместье Марата на улицу Красного резерва (ныне улица Петрова), где получили не только новые площади, но и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). Кроме ремонта грузовиков, он с использованием узлов от списанных машин строил автоприцепы разных моделей и автоцистерны. А, к примеру, в плане завода на 1937 год значилось изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест и внешне напоминавших московские серийные ЗИС-8. Большинство автобусов предназначалось для перевозки рабочих на золотых приисках.

08 3

К началу войны коллектив ЦАРЗа набрал такого опыта и мастерства, что только в 1941 году вернул в строй 454 автомобиля ЗИС-5 для нужд фронта и тыла, а с ноября 1942 года полностью перешел на выполнение заказов по ремонту этих машин для Красной армии. Со следующего года началось восстановление автомобилей других марок – «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, позднее – ГАЗ-67Б.

Детище послевоенной пятилетки

Еще не наступил день Победы, как на высшем государственно уровне было принято решение построить в Иркутске автосборочный завод. Имелось в виду, что вначале на нем будет вестись сборка поступающих в нашу страну по ленд-лизу через Тихий океан и Владивостокский морской порт американских автомашин, а затем отечественных.

ЗИМ

«Победа»

Далее доверимся газетной хронике.

1945 год

11 июля. Сдана в эксплуатацию первая очередь Иркутского автосборочного завода. За 50 дней строители и монтажники реконструировали авторемонтный завод и установили сложное конвейерное оборудование.

7 сентября. На базе реконструированного авторемонтного завода в Иркутске начал действовать автосборочный завод. Его продукция – поступающие по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки автомобили «Студебеккер», «Форд» и «Додж».

1946 год

19 апреля. Иркутский автосборочный завод, сообщил его директор тов. Фомин, в ближайшее время будет выпускать автоприцепы, но уже с 1948 года развернет массовый выпуск автомашин самых современных марок – трех с половиной тонных ЗИЛ-150 и двух с половиной тонных ГАЗ-51.

27 апреля. На новом месте в Иркутске началось сооружение автосборочного завода. В районе поселка Мельниково он займет площадь в 24 гектара, а его основные цехи – 15 тысяч квадратных метров. Сейчас заканчивается возведение двух пролетов главного корпуса, на 50 процентов выведены стены деревообрабатывающего цеха. Завод связан железнодорожной веткой со станцией Иркутск-1. Одновременно со строительством нового старый автосборочный завод в мае приступит к изготовлению автоприцепов для перевозки длинномерных грузов.

1947 год

18 ноября. Досрочно выполнил годовой план Иркутский автосборочный завод (директор А. Ежевский). Восемь раз в течение года его коллективу присуждались всесоюзные премии ВЦСПС и Министерства автотракторной промышленности. До конца года завод обязался выпустить еще 700 автоприцепов.

24 апреля. Детище послевоенной пятилетки – автосборочный завод – должен вступить в строй до конца нынешнего года в пригороде Иркутска Мельниково. Это будет одно из крупнейших предприятий области. Его продукция – автомашины ГАЗ-51 грузоподъемностью в 2,5 тонны и ЗИС-150 – в 3,5 тонны. Их основные узлы будут поступать из Москвы и Горького, а кабины кузова и детали крепления завод намерен изготовлять сам.

4 августа. Иркутский автосборочный завод к 1 сентября этого года по решению Совмина СССР и постановлению бюро обкома ВКП(б) должен полностью перебазироваться на новое место и к 31-й годовщине Октября собрать и выпустить первую партию грузовых автомашин ГАЗ-51, не снижая выпуска автоприцепов.

1951 год

18 февраля. Взбегают на пригорок и неожиданно сменяются двухэтажными домами, отделанными лепными украшениями, маленькие домики 4-й Железнодорожной улицы в Иркутске. Совсем недавно здесь тянулся пустырь с жесткой клочковатой травой, а сейчас в красивых желтых, белых, голубых домах живут рабочие, служащие, инженерно-технические работники автосборочного завода.

На основании решения Совета Министров СССР от 8 декабря 1952 года Иркутский автосборочный завод был переименован в предприятие «Почтовый ящик № 709», а в конце февраля следующего года – в Иркутский завод «Радиоприемник».

Есть статистика: за неполных два года с конвейера автосборочного завода сошло 1 555 американских «Студебеккеров» и столько же вместе «Фордов» и «Доджей». После этого предприятие перешло на выпуск одноосных прицепов, и в 1947 году их было произведено более трех тысяч. Потом началась сборка автомобилей ГАЗ-51 из узлов, поступавших из Горького. В первый год завод выпустил около 2000 машин, на следующий предприятие вышло на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки, причем кузова и элементы кабины иркутяне производили сами. В 1951 году было собрано 9 458 автомобилей и 7 953 автоприцепа.

  • Данная серия публикаций подготовлена на основе изданных в 2015 и 2022 годах авторских книг «Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937–1981 годы» и «Время строкой ТАСС. Летопись Иркутской области. 1981–2011 годы». Если есть желание приобрести их, можно обратиться по телефону: 8-904-114-02-41.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.