НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Владимир ХОДИЙ   
19 Мая 2023 г.

Вторым видом транспорта, которым изначально можно было попасть в Иркутск, знамо дело, был гужевой. Но с конца XIX века его постепенно стал вытеснять автомобильный транспорт. Их конкуренция на дорогах и улицах населенных пунктов усилилась в 1930-е годы, когда в Москве и Горьком по лицензиям американских фирм «Автокар» и «Форд Мотор» вступили в строй заводы-гиганты ЗИС и ГАЗ, начавшие в массовых сериях выпускать отечественные грузовые и легковые машины.

Со всех сторон открытый миру (часть 2)

Ранее:

И вот какая картина с автотранспортом сложилась в главном городе Прибайкалья накануне Великой Отечественной войны.

1937 год

6 января. Приступает к регулярной работе в областном центре грузопассажирское такси треста «Иркомтранс». Оно будет подаваться ко всем прибывающим на железнодорожную станцию Иркутск-1 пассажирским поездам. Такси работает круглосуточно.

8 января. Начала функционировать новая автобусная линия в Иркутске. Ее маршрут: Пролетарская площадь – Центральный рынок – Русиновская – 7-я Советская. Автобус курсирует с 7 часов утра до 12 ночи.

6 февраля. Идя навстречу запросам трудящихся, живущих на окраинах города, трест «Иркомтранс» начал ежедневную подачу автобусов к драмтеатру и цирку перед концом спектаклей по предварительным коллективным заявкам. Автобусы пойдут по направлениям: железнодорожный вокзал, предместье Марата, предместье Рабочее, аэропорт, Красные казармы, улица Русиновская (гора).

18 мая. Перевозку пассажиров на автомобилях по линии Иркутск – Байкал (Лиственничное) накануне выходных и в выходные дни начал Восточно-Сибирский автогужтрест. В подвыходные дни отправление в 17 часов, возвращение в Иркутск в 23 часа, в выходные – отправление в 9 часов, возвращение – в 22.

1938 год

18 января. Десять автобусных шасси ЗИС-5 получил исполком Иркутского городского совета, и сейчас кузова для них изготовляются на авторемонтном заводе. Первый 20-местный автобус уже готов, и через месяц выйдут на линию остальные. Они будут курсировать от железнодорожного вокзала до Красных казарм, Русиновской улицы, поселка Жилкино и по другим маршрутам.

12 июля. Пять машин такси советской марки М-1 получил областной центр. Только за вторую половину июня ими перевезено 3 600 пассажиров.

14 ноября. Два новых автобусных маршрута открываются в Иркутске. Один из них соединит железнодорожный вокзал с поселком Жилкино, другой – с Красными казармами через улицу Омулевского.

1940 год

12 апреля. Регулярное пассажирское сообщение по маршрутам Вокзал – Предместье Марата, Вокзал – Рабочее предместье, Вокзал – Аэропорт и Вокзал – Лисиха открыла Иркутская городская автотранспортная контора. Курсируют грузопассажирские такси по заказу в любом направлении в черте города круглые сутки и легковые такси – с 8 утра до 1 часа ночи в черте города по хорошей дороге. Междугороднее сообщение осуществляется из Иркутска в Усть-Орду, Качуг, Олонки и Большую Речку.

«Эх, дороги…»

Еще до начала войны в Иркутске сформировалась крупная база грузового автотранспорта, принадлежавшего различным ведомствам, объединенных одной задачей – доставкой грузов на север области и в Якутию. Особенно большой объем перевозок осуществляло Ангаро-Ленское управление всесоюзного треста «Золототранс». Грузы принимались на железнодорожной станции Иркутск-1 и автотранспортом по Якутскому тракту доставлялись в Качуг и далее до Жигалово, а также по Ангаре – летом речным транспортом, зимой по льду – до Заярска и затем сухопутным Ангаро-Ленским трактом в Усть-Кут.

Автомобилисты трудились по-фронтовому – активно искали и находили разные способы увеличения объемов и ускорения перевозки грузов тем, кому они были адресованы. Например, изготовили 60 санных прицепов к машинам ЗИС-5. Прицеп представлял собой обычный автомобильный кузов, поставленный на металлические сани, снабженные системой механизмов для автоматического предотвращения раскатов и заносов. Это дало возможность по ледовым дорогам, а это еще и участок реки Лены от Качуга до Жигалова, увеличить вдвое грузоподъемность каждого «трехтонника». Потом к автомобилям начали подводить не один, а два прицепа. И такие своеобразные автопоезда курсировали группами. А по Ангаре однажды ушла на север колонна из 62 грузовиков.

Другое внедренное новшество – переоборудование стандартного бензинового авто на газогенераторный. Причем переоборудование осуществлялось деталями самой этой машины с небольшими изменениями. Также по опыту «Дальстроя» на Иркутском авторемонтном заводе «Золототранса» к ЗИС-5 стали подводить третью ось, что позволяло повысить грузоподъемность самого автомобиля до пяти тонн.

Иркутский автосборочный завод

Этот завод начинал с авторемонтных мастерских треста, которые располагались в небольшом гараже на улице Софьи Перовской, потом переместились в предместье Марата на улицу Красного резерва (ныне улица Петрова), где получили не только новые площади, но и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). Кроме ремонта грузовиков, он с использованием узлов от списанных машин строил автоприцепы разных моделей и автоцистерны. А, к примеру, в плане завода на 1937 год значилось изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест и внешне напоминавших московские серийные ЗИС-8. Большинство автобусов предназначалось для перевозки рабочих на золотых приисках.

08 3

К началу войны коллектив ЦАРЗа набрал такого опыта и мастерства, что только в 1941 году вернул в строй 454 автомобиля ЗИС-5 для нужд фронта и тыла, а с ноября 1942 года полностью перешел на выполнение заказов по ремонту этих машин для Красной армии. Со следующего года началось восстановление автомобилей других марок – «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, позднее – ГАЗ-67Б.

Детище послевоенной пятилетки

Еще не наступил день Победы, как на высшем государственно уровне было принято решение построить в Иркутске автосборочный завод. Имелось в виду, что вначале на нем будет вестись сборка поступающих в нашу страну по ленд-лизу через Тихий океан и Владивостокский морской порт американских автомашин, а затем отечественных.

ЗИМ

«Победа»

Далее доверимся газетной хронике.

1945 год

11 июля. Сдана в эксплуатацию первая очередь Иркутского автосборочного завода. За 50 дней строители и монтажники реконструировали авторемонтный завод и установили сложное конвейерное оборудование.

7 сентября. На базе реконструированного авторемонтного завода в Иркутске начал действовать автосборочный завод. Его продукция – поступающие по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки автомобили «Студебеккер», «Форд» и «Додж».

1946 год

19 апреля. Иркутский автосборочный завод, сообщил его директор тов. Фомин, в ближайшее время будет выпускать автоприцепы, но уже с 1948 года развернет массовый выпуск автомашин самых современных марок – трех с половиной тонных ЗИЛ-150 и двух с половиной тонных ГАЗ-51.

27 апреля. На новом месте в Иркутске началось сооружение автосборочного завода. В районе поселка Мельниково он займет площадь в 24 гектара, а его основные цехи – 15 тысяч квадратных метров. Сейчас заканчивается возведение двух пролетов главного корпуса, на 50 процентов выведены стены деревообрабатывающего цеха. Завод связан железнодорожной веткой со станцией Иркутск-1. Одновременно со строительством нового старый автосборочный завод в мае приступит к изготовлению автоприцепов для перевозки длинномерных грузов.

1947 год

18 ноября. Досрочно выполнил годовой план Иркутский автосборочный завод (директор А. Ежевский). Восемь раз в течение года его коллективу присуждались всесоюзные премии ВЦСПС и Министерства автотракторной промышленности. До конца года завод обязался выпустить еще 700 автоприцепов.

24 апреля. Детище послевоенной пятилетки – автосборочный завод – должен вступить в строй до конца нынешнего года в пригороде Иркутска Мельниково. Это будет одно из крупнейших предприятий области. Его продукция – автомашины ГАЗ-51 грузоподъемностью в 2,5 тонны и ЗИС-150 – в 3,5 тонны. Их основные узлы будут поступать из Москвы и Горького, а кабины кузова и детали крепления завод намерен изготовлять сам.

4 августа. Иркутский автосборочный завод к 1 сентября этого года по решению Совмина СССР и постановлению бюро обкома ВКП(б) должен полностью перебазироваться на новое место и к 31-й годовщине Октября собрать и выпустить первую партию грузовых автомашин ГАЗ-51, не снижая выпуска автоприцепов.

1951 год

18 февраля. Взбегают на пригорок и неожиданно сменяются двухэтажными домами, отделанными лепными украшениями, маленькие домики 4-й Железнодорожной улицы в Иркутске. Совсем недавно здесь тянулся пустырь с жесткой клочковатой травой, а сейчас в красивых желтых, белых, голубых домах живут рабочие, служащие, инженерно-технические работники автосборочного завода.

На основании решения Совета Министров СССР от 8 декабря 1952 года Иркутский автосборочный завод был переименован в предприятие «Почтовый ящик № 709», а в конце февраля следующего года – в Иркутский завод «Радиоприемник».

Есть статистика: за неполных два года с конвейера автосборочного завода сошло 1 555 американских «Студебеккеров» и столько же вместе «Фордов» и «Доджей». После этого предприятие перешло на выпуск одноосных прицепов, и в 1947 году их было произведено более трех тысяч. Потом началась сборка автомобилей ГАЗ-51 из узлов, поступавших из Горького. В первый год завод выпустил около 2000 машин, на следующий предприятие вышло на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки, причем кузова и элементы кабины иркутяне производили сами. В 1951 году было собрано 9 458 автомобилей и 7 953 автоприцепа.

  • Данная серия публикаций подготовлена на основе изданных в 2015 и 2022 годах авторских книг «Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937–1981 годы» и «Время строкой ТАСС. Летопись Иркутской области. 1981–2011 годы». Если есть желание приобрести их, можно обратиться по телефону: 8-904-114-02-41.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.