НА КАЛЕНДАРЕ

Со всех сторон открытый миру (часть 1)

Владимир ХОДИЙ   
27 Апреля 2023 г.

 

У города Иркутска, говоря высоким слогом, особая стать. В отличие от соседей – Ангарска, Улан-Удэ, Читы, Красноярска – он всегда был открытым. В прямом смысле. И в смысле путей-дорог и в смысле режима. С любого конца света к нему не составляло большого труда добраться водным, сухопутным, железнодорожным, воздушным путем. В нем и самом транспорт на любой вкус – автомобиль, трамвай, троллейбус. Сегодня рассказ об Иркутске речном.

«Сибирь»

Не будем подробно вдаваться в то, что отцы-основатели города на Ангаре в середине далекого XVII века пришли на это место – «самое лучшее, угожее для пашен» – исключительно по воде, поскольку иных дорог к нему тогда не существовало. Они, первожители будущей столицы Восточной Сибири, строили простейшие плавучие средства – дощаники, струги, ладьи – и на них осуществляли судоходство по могучей реке и ее притокам.

Также вкратце вспомним, что первые пароходы на просторах Прибайкалья появились в 1844 году и они в незначительном количестве плавали по озеру-морю и от Иркутска вниз по Ангаре до Братска, потому что дальше были непроходимые скальные пороги. Масштабное наращивание судового и берегового хозяйства началось здесь в 30-е годы прошлого века. Именно тогда в Иркутске и Усолье появились судоремонтные мастерские, в поселке Лиственничное (Листвянка) на Байкале и Шумилово на Ангаре – судоверфи, в Иркутске, Макарьево вблизи Черемхово и Заярске – пристани, в других населенных пунктах – причалы.

О последующих событиях на водных путях-дорогах довоенного времени свидетельствует газета «Восточно-Сибирская правда».

1937 год

29 января. Сборка трех новых судов, механизмы которых изготовлены в Киеве на судоверфи «Красная кузня», ведется на верфи имени Ярославского Восточно-Сибирского речного пароходства в поселке Лиственничное. Новые пароходы будут курсировать по Ангаре: вниз по реке каждый потянет четыре баржи общей грузоподъемностью три тысячи тонн, вверх – одну баржу в тысячу тонн.

4 февраля. Расширить пристани Макарьево (Черемховский район) и Заярск (Братский район) предстоит на реке Ангаре в начавшемся году. На первой будут построены причальные стенки ряжевого типа, подъездные железнодорожные пути протяженностью пять километров, на второй – возведены склады, электростанция, углублены подходы и поднята территория пристани.

1938 год

14 февраля. Приступит в нынешнем году к постройке нового для Иркутска двухэтажного дебаркадера длиной 80 метров управление Восточно-Сибирского речного пароходства. Также намечается строительство 10 судов-газоходов, три из которых для пригородных перевозок, остальные – буксирные и служебные. На пристани Заярск развернется строительство пассажирского вокзала.

9 сентября. Большая авария судов произошла на реке Ангаре около местечка Батарейная вблизи Иркутска. Столкнулись идущие навстречу друг друга две связки барж, ведомые пароходами «Н. Ежов» и «М. Фрунзе». Оторвавшихся при этом двух барж понесло вниз по течению, где шел еще один пароход «М. Горький» с баржей. В результате все три баржи получили проломы, две из них затонули.

«Фридрих Энгельс» на Ангаре

1939 год

4 февраля. Двухэтажный дебаркадер, который установят на водной пристани в областном центре, строится на Шумиловской судостроительной верфи. В нем будет зал ожидания для пассажиров, комната матери и ребенка, ресторан, биллиардная и другие помещения.

2 июня. Навигационную карту реки Ангары выпустило Восточно-Сибирское речное пароходство. На ней нанесены острова, отмели, судовые знаки и судовой ход. Первый тираж в 50 экземпляров получили капитаны и лоцманы, а в ближайшее время карта выйдет массовым тиражом.

1940 год

11 марта. Готовится к летней навигации водный транспорт городского коммунального хозяйства Иркутска. Ведется ремонт трех пассажирских катеров для переправы Звездочка с одного берега Ангары на другой. Откроется еще одна переправа, которая свяжет поселок Жилкино с центром города. Ее обеспечат два буксирных катера, которые переоборудуются под пассажирские.

27 апреля. Открывается 1 мая в Иркутске пассажирское сообщение через реку Ангару. Для этого на левом берегу в предместье Свердлово строится пристань Звездочка. Переправу будут обслуживать два катера.

1941 год

11 октября. Новый пассажирский пароход «Карл Маркс» курсировал в нынешнюю навигацию от Иркутска до Заярска. Этот самый большой в бассейне двухпалубный красавец волжского типа построен на верфи имени Ярославского в Лиственничном.

Меняем облик причала…

С началом Великой Отечественной войны сотни тружеников пароходства ушли воевать с напавшим на страну врагом. «Мы готовы защищать нашу Родину, – говорил на собрании команды парохода «XX МЮД» механик Кузнецов. – Если страна призовет нас в действующую армию, наше судно будет работать так же, как работает сейчас. Мы уже начали готовить себе смену». Его дополнил масленщик Панасюк: «У меня брат на фронте дерется с фашистами. И я тоже готов взяться за оружие. А здесь, на судне, меня заменит жена, я уже обучил ее своей профессии».

В ответ на указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на военное положение подразделения Ангарского пароходства (так оно тогда называлось) взяли на себя повышенные обязательства. Например, коллектив судоверфи имени Ярославского дал слово досрочно завершить годовую программу, команды пароходов «М. Фрунзе», «В. Чкалов» и других – сэкономить до 20 процентов топлива и смазочных материалов, грузчики и механизаторы пристаней Макарьево и Заярск – увеличить производительность труда в полтора раза.

Также дружно и слаженно речники Прибайкалья вошли в победный 1945 год. Уже к 9 мая они успели доставить колхозам Боханского, Осинского, Балаганского и других районов 700 тонн семенного зерна, а команда переправы Звездочка в Иркутске только за первый месяц навигации перевезла через Ангару свыше 100 тысяч человек.

Пристань «Ракета»

Сразу после войны стал меняться облик угольного причала в областном центре. В 1946 году здесь закончилась установка и монтаж трех портальных кранов, каждый из которых способен выгружать по 60 тонн топлива в час. Новая техника позволила вдвое быстрее освобождать из-под угля баржи – вместо 11 часов за пять-шесть.

Одновременно в затоне судоремонтных мастерских развернулось строительство большой песчаной дамбы. Мощный дноуглубительный снаряд и переданный по ленд-лизу американский экскаватор «Марион» насыпали в нее первые 10 тысяч кубометров песка. Дамба предохранила мастерские и суда, находящиеся в затоне, от льдов при рекоставах и летних паводков.

К началу навигации следующего года на речной пристани Иркутска установили плавучую баржу – вокзал на воде. В нем оборудовали комнаты отдыха, матери и ребенка, агитпункт, ресторан, справочное бюро. Отсюда до Заярска уже совершил два рейса пассажирский пароход «Советская Бессарабия», приготовился к плаванию пароход «Карл Маркс».

…углубляем русло, тесним пороги

Для улучшения условий судоходства по Ангаре потребовалось углубить ее русло. Первыми такие работы были проведены на Шиверском перекате в Балаганском районе. В 1948 году этим занялись в Иркутском, Усольском и опять же Балаганском районах на перекатах Нарым, Шивера, Боковском и других. Благодаря взрывам накладными зарядами и использованию землечерпальных машин удалось вынуть со дна свыше двух тысяч тонн скальных пород и 67 тысяч кубометров галечного грунта. Это дало возможность грузовым судам с осадкой до 140 сантиметров проходить перекаты с полным тоннажем.

В том же году пассажирский флот на реке пополнился новым комфортабельным пароходом «Фридрих Энгельс». Построенный на судоверфи в Лиственничном он мог принимать на борт до 500 человек. В нем имелось два салона, каюты «Люкс», комната матери и ребенка, красный уголок, ванные комнаты, каюты первого и второго класса были радиофицированы. Капитаном парохода назначили опытного судоводителя К. Андрулайтиса, почти 30 лет проработавшего на речном транспорте.

Вскоре радиофикации подвергся весь самоходный флот пароходства. Началась и электрификация береговых знаков, указывающих судам направление хода. В частности, от Иркутска до Суховской установили восемь таких знаков. Источником питания в них фонарей, свет от которых виден на расстоянии трех-четырех километров, служили сухие батареи. Велись также опыты по электрификации плавучих знаков, для чего использовались обычные велосипедные динамо, приводимые в движение течением реки.

К концу первой послевоенной пятилетки речники Восточной Сибири увеличили перевозку грузов – зерна, угля, леса, нефтепродуктов и других до 500 и более тысяч тонн в год, а грузооборот иркутской пристани вырос в два раза. Тогда же они взяли на себя заготовку и доставку до места потребления речного песка для строительных организаций области. А наиболее отважные и предприимчивые из них задумались над тем, как, несмотря на пороги, продлить движение судов вниз по Ангаре. И разведав три из них – Похмельный, Пьяный и Падун, под командой капитана Д. Дядина стали проводить дальше Братска легкие 15-тонные баржи.

Курс – Байкал

В 1952 году открылась пассажирско-экскурсионная линия от Иркутска до поселка Лиственничное на Байкале. По ходу следования пароход делал остановки в Михалево, Пашках и Николе. В хорошую погоду экскурсанты могли совершать на нем прогулки по озеру.

Примечательно, что в тот год на судоверфи имени Ярославского началась сборка серии речных трамваев – комфортабельных быстроходных пассажирских теплоходов по образцу тех, что уже курсировали по Москве-реке, Волге, Днепру. И в разгар навигации следующего года первый из них – «Чайка» – прибыл в Иркутск, покрасовался перед его жителями, взял на борт самых счастливых, отвез на Байкал и к вечеру вернулся обратно.

Вместимостью 133 пассажирских мест эти легкие на вид речные судна казались чудом. Два из них – «Лебедь» и «Сокол» – было решено передать городу Иркутску, и они курсировали между пристанью Звездочка на набережной Ангары и поселком Кузьмиха, где развернулось строительство гидроэлектростанции, плотина которой вскоре перекрыла сквозное движение по реке. Третье такое судно – «Голубь» – совершало рейсы между областным центром и портом Байкал и Листвянкой с остановками в Большой Речке и Николе, пока утром 6 июля 1959 года к пристани вблизи плотины не причалил новый и более крупный комфортабельный теплоход «Москва». Вмещая до 360 пассажиров, он плавал не только по водохранилищу, но и Байкалу до поселка Большие Коты. На нем было две палубы, четыре салона, работали радио, буфет.

А еще месяцем с небольшим раньше к этому месту пришвартовался высокоскоростной корабль на подводных крыльях «Ракета-4». Пока подобные судна эксплуатировались на канале имени Москвы и Волге, и теперь инженеры и рабочие Горьковского завода «Красное Сормово» помогли собрать его – четвертого по счету – на берегу «славного моря». На митинге, посвященном такому нерядовому событию, выступили председатель Иркутского облисполкома А. Гриценко и министр речного транспорта РСФСР З. Шашков.

«Навстречу утренней заре…»

Помните или знаете песню Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова, в которой есть слова:

Чуть охрипший гудок парохода

Уплывает в таежную тьму.

Две девчонки танцуют, танцуют на палубе,

Звезды с неба летят на корму.

А река бежит, зовет куда-то,

Плывут сибирские девчата

Навстречу утренней заре

По Ангаре, по Ангаре…

Так вот пришла пора обновления флота и от Иркутска вниз по течению реки. Тем более что тогда в решающий этап вступило строительство Братской гидроэлектростанции и связанное с этим рождение крупнейшего в стране водохранилища, за которым вмиг закрепился синоним Братское море.

Снова читаем газету «Восточно-Сибирская правда».

1959 год

3 ноября. 30 тысяч пассажиров перевезли нынче на линии Иркутск – Братск ангарские речники. Навигация длилась 162 дня, и за это время пароходы «Карл Маркс», «Фридрих Энгельс» и «Советская Бессарабия» совершили 74 рейса. Большой наплыв желающих прокатиться по легендарной сибирской реке был из Москвы, Ленинграда и других городов страны.

1960 год

20 февраля. Закончены сборкой пять барж водоизмещением 600 тонн каждая для будущего Братского водохранилища и столько же заложено на стапелях коллективом Иркутской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Всего планируется изготовить более двух десятков барж усиленной конструкции, способных выдержать сильные волнения на нарождающемся море.

1961 год

5 января. К строительству первого на реке Ангаре 800-сильного пассажирского теплохода озерного типа в канун нового года приступили судостроители Иркутской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Теплоход будет курсировать между областным центром и Братском.

19 сентября. Прибыл из Иркутска к поселку Постоянный близ плотины строящейся Братской ГЭС пассажирский пароход «Фридрих Энгельс». Проплыв над ранее непроходимыми Пьяновским и Падунским порогами, он пристал в бывшем Зеленом городке у дороги, которая круто поднимается вверх на скалу Пурсей. Этот рейс положил начало постоянной навигации по водным просторам Братского моря.

1962 год

27 октября. Приступает к сборке первого из двух крылатых судов – «Метеоров» – Иркутская ремонтно-эксплуатационная база флота. Предназначенные для плавания по Братскому водохранилищу они будут принимать на борт до 150 пассажиров каждый. Первый «Метеор» сойдет со стапелей в следующем году.

1963 год

14 февраля. Близок к завершению строительством в областном центре новый пассажирский теплоход для плавания по Братскому водохранилищу вместимостью более 300 человек и названный «Сибирь». В отличие от судов, которые до сих пор обслуживали линию Иркутск – Братск, он имеет металлический корпус, два 400-сильных двигателя с генераторами и совершенную техническую аппаратуру, обеспечивающую ему отличный ход и управление, электроэнергию и отопление в холодную погоду. На судне будут удобные каюты, два салона, ресторан, прогулочная палуба.

22 сентября. Теплоход на подводных крыльях «Ракета» под персональным номером 89 отошел от причала речного вокзала областного центра вниз по Ангаре. Вместимостью 50 пассажиров и со скоростью более 60 километров в час он будет обслуживать линию Иркутск – Усть-Уда.

17 октября. Испытательный рейс совершило второе на Братском водохранилище судно на подводных крыльях – «Метеор» под персональным номером 10. В отличие от «Ракеты» это судно мощнее – 1800 лошадиных сил – и быстроходнее – 70-75 километров в час. Так что расстояние от областного центра до Братска «Метеор» сможет преодолевать за 9-10 часов.

1964 год

6 июня. На голубую трассу Иркутск – Братск вышел комфортабельный теплоход «Сибирь». 304 пассажира разместились в хорошо оборудованных каютах 1, 2 и 3 классов. На пути следования теплохода 27 остановок, продолжительность рейса – двое суток.

1965 год

4 апреля. Подготовили приятный подарок пассажирам к началу навигации речники Иркутска. На базе отслужившего свой век парохода «Карл Маркс» они оборудовали дебаркадер – плавучий вокзал, который установят на городской пристани. Здесь будет зал ожидания, комнаты отдыха, ресторан, музыкальный салон.

1970 год

2 июня. Завершается в областном центре сооружение нового речного порта. Уже готовы просторные склады, причал, установлены два портальных крана. Свежевыстроенная товарная гавань способна принимать и отправлять за навигацию до 500 тысяч тонн грузов.

«Будут новые плыть пароходы…»

Вернемся снова к песне. Есть там и такие слова:

Будут новые плыть пароходы,

Будут годы друг друга сменять…

И на самом деле – какими только, правда, уже не пароходами, а теплоходами не обогатились с той поры Ангара и Байкал!

«Комета»

1977 год

29 мая. Глиссирующие судна на 60 мест «Заря» впервые появились на Ангаре и Иркутском водохранилище. Они не требуют специальных причалов, удобны для массовых выездов трудящихся в места отдыха.

1980 год

6 июля. Гости Олимпиады-80, прибывающие в Иркутск и на Байкал, станут первыми пассажирами нового судна на подводных крыльях «Восход», которым пополнился флот Восточно-Сибирского речного пароходства. В нем два комфортабельных салона – носовое и кормовое, кресла с откидными спинками, другие удобства.

1986 год

11 июня. Начал действовать 600-километровый голубой «мост», соединивший Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. Сегодня, открывая навигацию, от истока реки Ангары на север «славного моря» отправилась быстроходная пассажирская «Комета». «Водный маршрут позволяет значительно сократить время в пути отпускников и тех, кто совершает деловые поездки на таежную трассу. Для удобства транзитных пассажиров линия продлена от порта Байкал до Иркутска», – сообщил заместитель начальника Восточно-Сибирского речного пароходства Г. Чуркин.

1990 год

18 октября. Новым судном пополнился пассажирский флот Байкала. Пробный рейс по озеру совершил теплоход на воздушной подушке «Баргузин». «С началом следующей навигации мы намерены открыть регулярное сообщение между двумя самыми крупными городами по обе стороны озера – Иркутском и Улан-Удэ, – сообщил капитан теплохода Д. Толстых. – До сих пор этому мешало отсутствие судна, способного преодолевать мелководное устье реки Селенги и порожистый исток Ангары».

1994 год

10 мая. Пришла навигация в верховье Ангары – от причалов Иркутска и Свирска двинулись на север суда с нефтепродуктами, строительными материалами, другими грузами. К концу мая водные маршруты достигнут самых отдаленных пунктов таежного края. И хотя за последние годы объемы перевозок по голубым магистралям Иркутской области и соседней Бурятии заметно сократились, речники не падают духом. В регионе есть десятки населенных пунктов, куда нет ни железных, ни автомобильных дорог. Популярными остаются пассажирские, особенно туристско-экскурсионные линии по Байкалу.

2002 год

4 февраля. На аукционе в Иркутске продан государственный пакет акций Восточно-Сибирского речного пароходства, действующего на акваториях Байкала, Ангары и Братского водохранилища. На нем рассматривались две заявки. Победителем стало ООО «Торговый дом «Шельф». Оно является дочерней структурой ЗАО «Истлэнд», занимающегося поставками нефти для российских нефтеперерабатывающих заводов и экспортом продукции химической и нефтехимической продукции.

2008 год

28 июля. Новый пассажирский маршрут, соединяющий Иркутскую область и Республику Бурятию, открыт на озере Байкал. Его обслуживает комфортабельное судно на воздушной подушке «Баргузин», сообщили в управлении Восточно-Сибирского речного пароходства. Маршрут начинается от Иркутска, пролегает вдоль западного берега озера и, только достигнув острова Ольхон, меняет курс на восток – до поселка Усть-Баргузин. «Рейс рассчитан главным образом на любителей путешествий по уникальному водоему», – отметили в управлении.

Суда и маршруты на любой вкус

И сегодня, несмотря на «ветры» и «штормы», пронесшиеся над страной в конце прошлого и начале нынешнего веков, флот на Ангаре и Байкале существует и по-прежнему востребован жителями и гостями региона. Остаются в строю суда с привычными глазу названиями «Баргузин», «Восход», «Комета», «Метеор». «Лебедь», «Сокол». Так, на первом из них можно совершить однодневную экскурсию по маршруту Иркутск – Кругобайкальский участок Транссиба, на втором – в Листвянку с заездом в музей «Тальцы» или в Большие Коты. Третья «ладья» доставит желающих на байкальский остров Ольхон и вечером вернет обратно. Четвертая – в Братск с заездом в 12 населенных пунктов, добраться до некоторых из них можно лишь водным транспортом, и возвращением в родную гавань на следующий день. Ну, а «птички» все так же осуществляют прогулки в пределах города: от пристани «Звездочка» на бульваре Гагарина до Академического моста, с одной стороны, и от Московских ворот к «Звездочке» и обратно до устья Ушаковки с другой.

Большой популярностью на Байкале пользуются круизные судна. Эту роль успешно выполняют построенный еще в конце 1960-х годов для транспортировки по озеру плотов с лесом и в начале 2000-х переоборудованный в плавучий четырехзвездочный отель корабль под новым названием «Николай Ерощенко», а также другие комфортабельные теплоходы – «Империя», «Александр Великий» и так далее. Но поскольку существующий флот недостаточно вместителен для растущего потока туристов уже в нынешнюю навигацию на наши водные просторы выйдут два, кстати, первых в России скоростных пассажирских катамарана на подводных крыльях, способные принимать на борт до 150 человек и, что тоже немаловажно, безопасно высаживать их на любой необорудованный берег. Металлические корпуса этих судов изготовлены на заводе «Вымпел» в городе Рыбинске Ярославской области и их сборка ведется на Иркутском водохранилище. Им уже даны названия – «Сарма» и «Селенга».

  • Расскажите об этом своим друзьям!