Тревожная кнопка |
29 Августа 2014 г. |
Вот и кончается короткое северное лето. Полетела желтая листва, послезавтра зазвенит первый звонок в школах, сядут за парты отдохнувшие дети, приступят к работе те, кто призван «сеять разумное, доброе, вечное». Что же сеют они? Вопрос, думается, далеко не праздный, если учесть, что продолжающиеся эксперименты над школой пока что сводятся к тому, что, несмотря на декларируемое бесплатное среднее образование, родителям с каждым учебным годом приходится все больше и больше раскошеливаться на него. Порой даже для того, чтобы записать ребёнка в школу, приходится негласно «договариваться» с директором. Причём «договор» этот часто выливается далеко не в символическую сумму. А, кроме того, родителям приходится доплачивать за школьные завтраки, тетради, географические атласы, дополнительные книги по рекомендации учителя. Потом возникают разного рода «незапланированные» расходы: то школа устраивает экскурсию, то ведёт ребят на концерт, то просто хочет поменять мебель в учительской комнате и купить экзотические растения в горшках – для оживления классов и рекреации. Родителей частенько ставят перед фактом: нужна такая-то сумма. И приходится изыскивать средства, а иначе и ребёнок будет испытывать комплекс – мол, мои родители беднее других. Некоторые учителя дают платные дополнительные уроки собственным же отстающим ученикам. Уборщиц и охранников тоже зачастую содержат семьи школьников. Таким образом, якобы бесплатное образование оборачивается очень даже платным. А значит и не до конца доступным. Но речь собственно не об этом. (Хотя и школьники тоже не слепые и с раннего детства, видя уловки своих родителей с целью вписаться в «бесплатное образование», делают свои выводы...) Речь о том, кого готовит наша школа... Любая страна, будь то США или Япония, предоставляя детям определенный комплекс знаний, преследует свои далеко идущие экономические и политические цели. Если в обозримом будущем ей нужны инженеры-технологи, специалисты по компьютерным технологиям, политологи, то уже со школьной скамьи детям начинают прививать интерес к этим областям знаний. Не говоря уже о патриотизме, который внедряется в головы юных граждан с первого урока: это и национальный флаг, изображенный на тетрадке, и гимн страны, исполняемый по торжественным дням.... Что же мы имеем сейчас в России? На днях довелось услышать разговор о школьных делах министра образования и науки РФ. В течение сорока телевизионных минут речь шла о том, как обеспечить безопасность школ, наладить питание учащихся, сколько учебников необходимо школам. Но ни слова не прозвучало о том, чем будут заполнены эти учебники, что необходимо изучать сегодня в школе, чтобы быть не просто человеком, образованным на уровне мировых технологий, но и гражданином своей страны! Создавалось впечатление, что министр всерьёз убеждён в том, что рынок сам расставит образовательные приоритеты и больше заботится о безопасности школы – чтобы в каждом классе была тревожная кнопка и вооруженная охрана. Нет слов, сейчас, в связи с постоянной угрозой терактов, – это архиважная проблема. Нет ничего дороже жизни ребёнка! Но, думается, что проблемами безопасности должны заниматься другие ведомства. А Министерство образования должно заниматься образованием, то есть на просто давать необходимые для жизни знания, но и формировать, образовывать будущего гражданина страны, способного отличать добро от зла, плохое – от хорошего, умеющего гордиться своей страной и делающего всё, чтобы эта гордость была обоснованной. Возможно ли сохранение государственности без воспитания гражданина? Думается, что нет. Немаловажно и кто придёт через 15 лет руководить производством – специалисты-патриоты России или прагматики, не уважающие ни родину, ни своих сограждан... Тэги: |
|
|