НА КАЛЕНДАРЕ

Белые Росы и белые мухи, или Как я был белорусом

Анатолий ВЫБОРОВ   
20 Октября 2016 г.

 

Признаться, всегда был безразличен к национальности (как к своей, так и окружающих) и никогда не воспринимал всерьёз жаркие споры коллег и друзей о какой-то особенности или принадлежности к той или иной «породе» (этнической группе)людей.

Может, в юности начитался Ивана Ефремова, когда герои его фантастических романов из далёкого будущего вовсе не имели пресловутой «пятой графы» и «лишь светлые волосы да голубые глаза» или «смуглость кожи и разрез глаз» выдавали в них принадлежность к той или иной расе. Или «фрицы» из фильмов детства о войне со своей исключительностью арийской расы напрочь отбили всякую охоту делить людей по этому признаку.

А может, интернациональной толерантности научила жизнь в Сибири, где всегда «тут были: дальний украинец и житель ближних мест – бурят, казах, латыш и кабардинец, и гуще прочих – старший брат». (Это уже Твардовский.) И мы всегда играли или учились, дружили или дрались без всякой оглядки на то, что «... различались языками, разрезом глаз и складом лиц».

Да и к своей родословной, если честно, я всегда относился, можно сказать, наплевательски, по принципу: неважно, кто и кем были твои предки, главное – каков ты есть сам. Отец, правда, утверждал, что мы – русские и всегда жили здесь. Второй вариант был компромисснее: мы – чалдоны (человек с Дона), и наши предки какие-то там казаки. На мои робкие возражения, что за те триста с лишним лет, что живёт наш род в Сибири, уж наверняка (стоит лишь взглянуть в зеркало) к нам примешались местные буряты или переселенцы – представители других народов, «дикие тунгусы» или какой-нибудь «друг степей калмык», он непременно гнул свою русскую линию.
А мать вообще была украинкой – уроженкой Черниговской губернии, откуда в конце 20-х годов прошлого века всей их семье пришлось спасаться от голодомора и искать лучшей доли в Сибири. Так что если по правилам вести свою родословную от матери, я вообще хохол.

К хохлам душа тоже как-то не лежала, особенно по молодости. Может, в детстве у себя в деревне насмотрелся на работящих, но уж очень скуповатых представителей сего славного племени, а может, от того, что в армейской и стройотрядовской юности часто сталкивался с такими проявлениями их характеров, о которых в народе метко сказано: «Где хохол прошёл, там еврею делать нечего».

Короче, вопрос о своей национальности я никогда не заострял: написано в паспорте «русский», значит, так тому и быть. Хотя всегда обожал сало и украинских девушек – уж «шiбко гарнi бiлы тэ дiвчiны».

Но и в принадлежности к этому роду-племени мне пришлось усомниться, когда в минувшие выходные руководитель белорусского клуба «Крывiчи» Олег Рудаков, пригласивший нас на празднование их национального праздника «Пакровы» в село Тургеневка, основанное белорусами, начал тестировать меня на предмет этой самой национальности. «Если мать в детстве говорила бульба, изба, хата или зруб, парася, сьняжком, то какой ты на фиг хохол? Тем более что родилась она на Черниговщине, которая ранее относилась к Белоруссии».

Дальше – больше. Продвижение по этапам праздника (проход по деревне в составе «пакроусki» гурта под редкий рой «белых мух», участие в обряде «замыкания Земли», слушание «Крывiчи» с их национальными песнями, участие в народных танцах, обильное застолье с поеданием блюд белоруской кухни) настолько сроднило меня с этим народом и, видимо, разбудило такие глубинные пласты родовой памяти, что в своём приветственном слове я вдруг заговорил по белоруски. Чем не преминули воспользоваться «Крывiчи» и записали меня в истинные белорусы.
...«Значит, ты теперь белорус? – хитро спросила меня на обратном пути моя спутница. – А если тебя в следующий раз на какой-нибудь сурхарбан пригласят – бурятом станешь?
– А что? Пожалуй, что и белорус, – в тон ей ответил я. – Мне нравится эти «белые росы» – единственная, пожалуй, нация, в чистоте сохранившая наши общие славянские корни и традиции. И бурятом согласен быть. Да кем угодно, вообще без национальности – человеком мира, чем уподобляться ублюдкам-националистам из другой нашей славянской ветви, что поставили в угоду своим националистическим интересам и свою страну, и весь мир на дыбы. На том и порешили.

...В ту ночь мне приснилась мама. И разговаривала она со мной на непривычном, но таком родном языке...

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!