ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Кино! Кино! Оно для бизнеса дано?

Анатолий ВЫБОРОВ   
14 Апреля 2016 г.
Изменить размер шрифта

У нас стало модным каждый год как-нибудь да обзывать. Прошедший был Годом литературы, нынешний вот объявили Годом кино. Но так как в минувшем году поголовного увлечения чтением, массового открытия и ремонта библиотек или там написания и печатания каких-то литературных шедевров особо не наблюдалось, то и в этом году вряд ли случится что-то сверхординарное в нашем кинематографе. По крайней мере, первый квартал года ничем особенным отмечен не был. Ведь продекларировать – не значит сделать. А делать, хоть что-то, в этой сфере нашей культуры, ой как надо! И срочно. Если, конечно, мы не хотим скатиться до уровня «передовых стран» по количеству в нашем кино сцен убийств, насилия и порнографии или не стремимся стать новой родиной мыльных опер. И лучшим примером для возрождения кино в нынешних условиях, по моему глубокому убеждению, может служить кино советское.

«Но кино в СССР было идеологическим оружием в руках правящего режима и создавалось в условиях жёсткой цензуры и исключительно по заказу этого режима», – возразит мне какой-нибудь оголтелый апологет свободного искусства. Да, соглашусь, было. И в этом был не только вред. Цензура, например, шла только на пользу многим нашим киношедеврам, ибо всё великое и новое в этом мире рождается в муках. Ну, или в условиях особой приспособляемости и изобретательности.

Что касается «идеологического оружия», то да, советское государство правильно оценило изобретение братье Люмьер и лелеяло его как зеницу ока. Недаром дедушка Ленин заявлял, что из всех видов искусств наиважнейшим для нас является кино. Идеологи марксизма-ленинизма прекрасно понимали, что кино является важным средством не только в деле укрепления политического режима, государственности, но и в воспитании и сплочении народа. А мы взяли и недальновидно и стыдливо передали в своё время многие государственные функции на откуп различным дельцам. И нет теперь госмонополии на все виды транспорта, целые отрасли экономики, ЖКХ, производство алкоголя, добычу и использование природных недр и много чего ещё. Зато есть во всех этих сферах бардак и ширпотреб сомнительного качества. А уж кино – это стратегическое оружие идеологии – ну никак нельзя было отдавать на откуп ни отечественным дельцам, ни тем более нашим «заклятым партнёрам» из-за бугра. Тут уж надо было выбирать: или идеология, или деньги. А раз поставили на деньги, нечего теперь пенять на то, что «не стало ничего святого» и что «молодёжь теперь какая-то не такая пошла».

Теперь – по «заказу». Да, почти все фильмы советского периода заказывались государством и его структурами – Комитетом кинематографии, МВД, КГБ, ВВС, СА....

И ничего страшного не происходило, скорее, польза была от стабильного финансирования. Более того: многие из этих фильмов становились шедеврами отечественного кино, вошли в его золотой фонд и до сих пор популярны среди всех возрастных категорий населения. И после каждого такого фильма – подъём патриотизма, ажиотаж и шквал заявлений от молодёжи в армию, милицию, подводники, десантники, пожарники... У кино, как отрасли искусства, тогда действительно была великая сила, а государство и его структуры не только заказывали, но ещё и жестко принимали свой заказ.

Да и теперешний наш патриотизм по большому счёту ещё и держится-то только благодаря мощнейшему иммунитету от минувшей войны, литературе и кино советского периода.

Убери всё это, и уже в следующем поколении вполне можно будет и у нас получить «бандеровскую Украину».

Ну, а пока мы имеем то, что имеем. Умными людьми давно замечено, что если какой-нибудь товар начинает приносить стабильную прибыль или, тем более, становится средством наживы, он вскоре перестаёт быть качественным. Это произошло и с нашим кино. Телевизионный эфир заполонили низкопробные фильмы с различными вариациями на тему ментов, бандитов да золушек из Хацапетовки, покоряющих принцев из «Газпрома». Иногда складывается такое ощущение, что только потому в стране и нет массовой безработицы, что всё население у нас занято или в торговле, или в киноиндустрии, где в гигантский финансовый узел сплелись интересы дельцов от бизнеса, кино и ТВ для набивания собственных карманов. Они будут впаривать нам свою бредятину до тех пор, пока мы её массово будем заглатывать, пережёвывать и мучиться изжогой. Или игнорировать, кто окажется сильнее характером. У них здесь ничего личного, только бизнес. До идеологии и культуры ли им тут, до патриотического ли воспитания нации?!

Не лучше обстоят дела и с продукцией широкого экрана. В наших кинотеатрах засилье зарубежного кино. Хорошо бы ещё там французского, итальянского и прочего великого кино. Нет, прежде всего, это «шедевры» тех самых наших «заклятых партнёров» с их стрелялками и дебильными русскими. Вот уж воистину: нашим же салом и нам же по сусалам. Но почему-то здесь наши хвалёные антисанкции никак сработать не могут.

И отечественным киномастерам на этот широкий экран попросту не пробиться. Известный кинорежиссёр Мережко в передаче «Звезда на звезде» недавно заявил, что если вы решили отдать свой отснятый фильм на широкий экран – вы обречены на неуспех, ведь в кинотеатры сейчас ходят в основном только тинэйджеры, воспитанные на американском кино.

Про знаменитое в советское время детское кино лучше вообще не вспоминать. Его попросту нет, по крайней мере, на широком экране.
И так, по-видимому, будет продолжаться до тех пор, пока все мы – страна в целом – не поймём, что это заплутавшее в потёмках коммерции великое из искусств давно пора вернуть в лоно государства. Со всеми вытекающими последствиями.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?