У нас стало модным каждый год как-нибудь да обзывать. Прошедший был Годом литературы, нынешний вот объявили Годом кино. Но так как в минувшем году поголовного увлечения чтением, массового открытия и ремонта библиотек или там написания и печатания каких-то литературных шедевров особо не наблюдалось, то и в этом году вряд ли случится что-то сверхординарное в нашем кинематографе. По крайней мере, первый квартал года ничем особенным отмечен не был. Ведь продекларировать – не значит сделать. А делать, хоть что-то, в этой сфере нашей культуры, ой как надо! И срочно. Если, конечно, мы не хотим скатиться до уровня «передовых стран» по количеству в нашем кино сцен убийств, насилия и порнографии или не стремимся стать новой родиной мыльных опер. И лучшим примером для возрождения кино в нынешних условиях, по моему глубокому убеждению, может служить кино советское.
«Но кино в СССР было идеологическим оружием в руках правящего режима и создавалось в условиях жёсткой цензуры и исключительно по заказу этого режима», – возразит мне какой-нибудь оголтелый апологет свободного искусства. Да, соглашусь, было. И в этом был не только вред. Цензура, например, шла только на пользу многим нашим киношедеврам, ибо всё великое и новое в этом мире рождается в муках. Ну, или в условиях особой приспособляемости и изобретательности.
Что касается «идеологического оружия», то да, советское государство правильно оценило изобретение братье Люмьер и лелеяло его как зеницу ока. Недаром дедушка Ленин заявлял, что из всех видов искусств наиважнейшим для нас является кино. Идеологи марксизма-ленинизма прекрасно понимали, что кино является важным средством не только в деле укрепления политического режима, государственности, но и в воспитании и сплочении народа. А мы взяли и недальновидно и стыдливо передали в своё время многие государственные функции на откуп различным дельцам. И нет теперь госмонополии на все виды транспорта, целые отрасли экономики, ЖКХ, производство алкоголя, добычу и использование природных недр и много чего ещё. Зато есть во всех этих сферах бардак и ширпотреб сомнительного качества. А уж кино – это стратегическое оружие идеологии – ну никак нельзя было отдавать на откуп ни отечественным дельцам, ни тем более нашим «заклятым партнёрам» из-за бугра. Тут уж надо было выбирать: или идеология, или деньги. А раз поставили на деньги, нечего теперь пенять на то, что «не стало ничего святого» и что «молодёжь теперь какая-то не такая пошла».
Теперь – по «заказу». Да, почти все фильмы советского периода заказывались государством и его структурами – Комитетом кинематографии, МВД, КГБ, ВВС, СА....
И ничего страшного не происходило, скорее, польза была от стабильного финансирования. Более того: многие из этих фильмов становились шедеврами отечественного кино, вошли в его золотой фонд и до сих пор популярны среди всех возрастных категорий населения. И после каждого такого фильма – подъём патриотизма, ажиотаж и шквал заявлений от молодёжи в армию, милицию, подводники, десантники, пожарники... У кино, как отрасли искусства, тогда действительно была великая сила, а государство и его структуры не только заказывали, но ещё и жестко принимали свой заказ.
Да и теперешний наш патриотизм по большому счёту ещё и держится-то только благодаря мощнейшему иммунитету от минувшей войны, литературе и кино советского периода.
Убери всё это, и уже в следующем поколении вполне можно будет и у нас получить «бандеровскую Украину».
Ну, а пока мы имеем то, что имеем. Умными людьми давно замечено, что если какой-нибудь товар начинает приносить стабильную прибыль или, тем более, становится средством наживы, он вскоре перестаёт быть качественным. Это произошло и с нашим кино. Телевизионный эфир заполонили низкопробные фильмы с различными вариациями на тему ментов, бандитов да золушек из Хацапетовки, покоряющих принцев из «Газпрома». Иногда складывается такое ощущение, что только потому в стране и нет массовой безработицы, что всё население у нас занято или в торговле, или в киноиндустрии, где в гигантский финансовый узел сплелись интересы дельцов от бизнеса, кино и ТВ для набивания собственных карманов. Они будут впаривать нам свою бредятину до тех пор, пока мы её массово будем заглатывать, пережёвывать и мучиться изжогой. Или игнорировать, кто окажется сильнее характером. У них здесь ничего личного, только бизнес. До идеологии и культуры ли им тут, до патриотического ли воспитания нации?!
Не лучше обстоят дела и с продукцией широкого экрана. В наших кинотеатрах засилье зарубежного кино. Хорошо бы ещё там французского, итальянского и прочего великого кино. Нет, прежде всего, это «шедевры» тех самых наших «заклятых партнёров» с их стрелялками и дебильными русскими. Вот уж воистину: нашим же салом и нам же по сусалам. Но почему-то здесь наши хвалёные антисанкции никак сработать не могут.
И отечественным киномастерам на этот широкий экран попросту не пробиться. Известный кинорежиссёр Мережко в передаче «Звезда на звезде» недавно заявил, что если вы решили отдать свой отснятый фильм на широкий экран – вы обречены на неуспех, ведь в кинотеатры сейчас ходят в основном только тинэйджеры, воспитанные на американском кино.
Про знаменитое в советское время детское кино лучше вообще не вспоминать. Его попросту нет, по крайней мере, на широком экране. И так, по-видимому, будет продолжаться до тех пор, пока все мы – страна в целом – не поймём, что это заплутавшее в потёмках коммерции великое из искусств давно пора вернуть в лоно государства. Со всеми вытекающими последствиями.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
-
…И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
-
Искренне и от души
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
-
«Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
«Зеленый трамвай». Остановка вторая
-
Абилимпикс, клининг и другие
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
-
Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
-
Строки судьбы
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
-
Харрис или Трамп?
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
-
Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
-
Старик и белка. Рассказ. Третья часть
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
-
Время комсомола: есть что вспомнить!
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
-
Тыл за колючей проволокой
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
-
«Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
-
Старик и белка. Рассказ. Продолжение
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
-
Опять две России?
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
-
Герой мутного времени
15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
-
Тыл за колючей проволокой
Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
-
Старик и белка. Рассказ
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
|