Кино! Кино! Оно для бизнеса дано? |
Анатолий ВЫБОРОВ |
14 Апреля 2016 г. |
У нас стало модным каждый год как-нибудь да обзывать. Прошедший был Годом литературы, нынешний вот объявили Годом кино. Но так как в минувшем году поголовного увлечения чтением, массового открытия и ремонта библиотек или там написания и печатания каких-то литературных шедевров особо не наблюдалось, то и в этом году вряд ли случится что-то сверхординарное в нашем кинематографе. По крайней мере, первый квартал года ничем особенным отмечен не был. Ведь продекларировать – не значит сделать. А делать, хоть что-то, в этой сфере нашей культуры, ой как надо! И срочно. Если, конечно, мы не хотим скатиться до уровня «передовых стран» по количеству в нашем кино сцен убийств, насилия и порнографии или не стремимся стать новой родиной мыльных опер. И лучшим примером для возрождения кино в нынешних условиях, по моему глубокому убеждению, может служить кино советское. «Но кино в СССР было идеологическим оружием в руках правящего режима и создавалось в условиях жёсткой цензуры и исключительно по заказу этого режима», – возразит мне какой-нибудь оголтелый апологет свободного искусства. Да, соглашусь, было. И в этом был не только вред. Цензура, например, шла только на пользу многим нашим киношедеврам, ибо всё великое и новое в этом мире рождается в муках. Ну, или в условиях особой приспособляемости и изобретательности. Что касается «идеологического оружия», то да, советское государство правильно оценило изобретение братье Люмьер и лелеяло его как зеницу ока. Недаром дедушка Ленин заявлял, что из всех видов искусств наиважнейшим для нас является кино. Идеологи марксизма-ленинизма прекрасно понимали, что кино является важным средством не только в деле укрепления политического режима, государственности, но и в воспитании и сплочении народа. А мы взяли и недальновидно и стыдливо передали в своё время многие государственные функции на откуп различным дельцам. И нет теперь госмонополии на все виды транспорта, целые отрасли экономики, ЖКХ, производство алкоголя, добычу и использование природных недр и много чего ещё. Зато есть во всех этих сферах бардак и ширпотреб сомнительного качества. А уж кино – это стратегическое оружие идеологии – ну никак нельзя было отдавать на откуп ни отечественным дельцам, ни тем более нашим «заклятым партнёрам» из-за бугра. Тут уж надо было выбирать: или идеология, или деньги. А раз поставили на деньги, нечего теперь пенять на то, что «не стало ничего святого» и что «молодёжь теперь какая-то не такая пошла».
Теперь – по «заказу». Да, почти все фильмы советского периода заказывались государством и его структурами – Комитетом кинематографии, МВД, КГБ, ВВС, СА.... И ничего страшного не происходило, скорее, польза была от стабильного финансирования. Более того: многие из этих фильмов становились шедеврами отечественного кино, вошли в его золотой фонд и до сих пор популярны среди всех возрастных категорий населения. И после каждого такого фильма – подъём патриотизма, ажиотаж и шквал заявлений от молодёжи в армию, милицию, подводники, десантники, пожарники... У кино, как отрасли искусства, тогда действительно была великая сила, а государство и его структуры не только заказывали, но ещё и жестко принимали свой заказ. Да и теперешний наш патриотизм по большому счёту ещё и держится-то только благодаря мощнейшему иммунитету от минувшей войны, литературе и кино советского периода. Убери всё это, и уже в следующем поколении вполне можно будет и у нас получить «бандеровскую Украину». Ну, а пока мы имеем то, что имеем. Умными людьми давно замечено, что если какой-нибудь товар начинает приносить стабильную прибыль или, тем более, становится средством наживы, он вскоре перестаёт быть качественным. Это произошло и с нашим кино. Телевизионный эфир заполонили низкопробные фильмы с различными вариациями на тему ментов, бандитов да золушек из Хацапетовки, покоряющих принцев из «Газпрома». Иногда складывается такое ощущение, что только потому в стране и нет массовой безработицы, что всё население у нас занято или в торговле, или в киноиндустрии, где в гигантский финансовый узел сплелись интересы дельцов от бизнеса, кино и ТВ для набивания собственных карманов. Они будут впаривать нам свою бредятину до тех пор, пока мы её массово будем заглатывать, пережёвывать и мучиться изжогой. Или игнорировать, кто окажется сильнее характером. У них здесь ничего личного, только бизнес. До идеологии и культуры ли им тут, до патриотического ли воспитания нации?! Не лучше обстоят дела и с продукцией широкого экрана. В наших кинотеатрах засилье зарубежного кино. Хорошо бы ещё там французского, итальянского и прочего великого кино. Нет, прежде всего, это «шедевры» тех самых наших «заклятых партнёров» с их стрелялками и дебильными русскими. Вот уж воистину: нашим же салом и нам же по сусалам. Но почему-то здесь наши хвалёные антисанкции никак сработать не могут. И отечественным киномастерам на этот широкий экран попросту не пробиться. Известный кинорежиссёр Мережко в передаче «Звезда на звезде» недавно заявил, что если вы решили отдать свой отснятый фильм на широкий экран – вы обречены на неуспех, ведь в кинотеатры сейчас ходят в основном только тинэйджеры, воспитанные на американском кино. Про знаменитое в советское время детское кино лучше вообще не вспоминать. Его попросту нет, по крайней мере, на широком экране. Тэги: |
|
|