НА КАЛЕНДАРЕ

Эх, дороги... или Вношу предложение

Анатолий ВЫБОРОВ   
31 Марта 2016 г.

Весной, как известно, обостряются две наши извечные беды – дураки и дороги. И если первая, как массовое сезонное заболевание, подтверждается официальной медициной и даже празднуется 1-го апреля во всём мире как День дурака, то вторая незаслуженно забыта. И хотя неутешительный диагноз этому явлению может поставить всякий, кто рискнёт выбраться в весеннюю распутицу на наши дороги, на официальном уровне мы об этом как-то стыдливо умалчиваем. А зря!

Может, власти считают излишним рассказывать о том, что городские дороги у нас каждую весну напоминают фронтовые – это и так видит любой горожанин, особенно автомобилист. Ведь география аварийных мест, где дороги выглядят как после бомбёжки – практически весь город. И умение наших водителей ездить по пересечённой местности постоянно уворачиваясь от многочисленных ям, луж и провалов, можно смело приравнивать к мастерству гонщиков на самых сложных автодромах.

Но и сказать, что ничего не делается, тоже будет неверным. Дорожные службы под бдительным оком властей каждую весну с этой проблемой мужественно борются. Нынче вот, помимо традиционного забивания дорожных ям кусками асфальта, щебнем и битым кирпичом, добавили ноу-хау по-иркутски. Оно подаётся в местных СМИ чуть ли не как чудо-изобретение на уровне нанотехнологий, а на деле представляет из себя бочку на колёсах с кипящей в ней битумной смесью, которая самотёком направляется совковой лопатой в очередную яму.

Или вот пример. В ряде садоводств, расположенных в черте города, по весне из-за плохого состояния дорог перестал ходить транспорт, и люди вынуждены были несколько километров пути покрывать пёхом. Особенно несладко пришлось школьникам. Представители же власти и контролирующих служб, вместо того чтобы хоть как-то подлатать туда дороги и организовать подвоз людей, вообще закрыли их «из-за плохого состояния дорожного полотна», а редким смельчакам-маршрутчикам пригрозили лишением лицензии за «ненадлежащее оборудование мест для перевозки детей».

Таких примеров весеннего состояния дорог по городу и вне его, а также головотяпства властей каждый может назвать массу. И ссылки дорожников и этих самых властей на то, что это климат у нас такой, когда перепад суточных температур коварно разрушает дорожное полотно, как-то не катят. Стоят же десятилетиями дороги в Канаде и на Аляске, да и та же наша улица Байкальская уже несколько сезонов продержалась в приличном состоянии, потому что сделана было в своё время на совесть. Ей, видимо, больше повезло, чем, например, Култукской, что стоит в воде по самые уши каждую весну и после дождей. Или улице Рабочего Штаба, на которой «бомбёжка» и ремонт чередуются каждый сезон.

Кстати, насчёт повезёт – не повезёт. Дороге на Листвянку, судя по всему, крупно повезло. И хотя она и так была в приличном состоянии и не являлась первоочерёдной, скорее, второстепенной для экономики региона и нужд населения, строят её за счёт федерального бюджета спешно и по самой высшей категории. Масштаб работ просто поражает. Выпластали столько леса, спрямили и расширили старую дорогу так, что, кажется, и не дорогу вовсе строят – взлётную полосу на Байкал. Ах, как ругали прежнего губернатора за то, что он «зарыл» полтора миллиарда на четыре километра этой трассы. Ах, как молчат все об этом сейчас, когда эти объёмы возросли многократно!

Вот бы эти денежки да на первоочередные дорожные нужды: на ремонт улиц того же Иркутска, на Маратовскую развязку, на строительство отсекающих парковок и многоуровневых стоянок – без чего город уже просто задыхается! Да пусть даже на те же дороги к Байкалу, но туда, где они нужнее – на Голоустненский тракт, на дорогу через Еланцы. Но федералам виднее, где нам нужнее. Сказали на Листвянку, значит, на Листвянку. Решили, что эта дорога «главная», значит, так оно и есть. Федерал большой, ему видней.

Одно хорошо – что правительственная резиденция разместилась почти у самого Байкала, а то заканчивалась бы эта чудо-трасса где-нибудь у Бурдаковки.

Но вернёмся к дорогам «второстепенным», то бишь к городским и садоводческим, о которых большим властям и вспомнить-то некогда. Вот и предлагаю для восстановления памяти отмечать совместно с Днём дурака ещё и День дороги. Пусть не как всемирный, но хотя бы как российский, или, на худой конец, областной. А проведение его видится так: под торжественную музыку (можно и гимн) от центральной площади города отправляется кавалькада машин чиновников по дорогам города и окружающим его весям. На капотах машин стоят стаканы с водой (их лучше приклеить), а в авто (желательно с открытым верхом) помимо главных чиновников сидят ещё и чиновники рангом поменьше, как раз отвечающие за эти дороги. При попадании авто в яму или в лужу вода из стакана проливается, чиновников окатывает весенней грязью, а главный чин навешивает второстепенному очередную плюху за очередной огрех на дороге. Следом за кортежами идут чудо-агрегаты а-ля Иркутск и тут же замазывает дорожные дыры.

Уверен, что после такого вояжа практическая сторона праздника через пару-тройку лет сойдёт на нет за ненадобностью и он будет впоследствии отмечаться скорее по традиции, как языческий в память о древних временах, когда дороги были ещё плохими.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.