ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2014-08-04-01-20-33
Жила-была одна принцесса, которая очень любила истории. Однажды она решила выйти замуж и объявила: — Я выйду замуж за того, кто будет постоянно рассказывать мне историю за историей, но если у него не найдётся новых историй, он будет казнён. Должен же найтись...
2015-02-26-02-12-44
В те стародавние времена, когда жил король Артур, о котором все британцы говорили с большим уважением, вся эта обширная и громадная территория была страной фей и эльфов. Королева эльфов вместе со своей весёлой компанией часто танцевала на многочисленных зелёных...
2015-02-16-07-28-32
Майским днём Радость и Печаль встретились у озера. Приветствовав друг друга, они присели возле озёрной глади и повели беседу.
2015-03-26-07-34-57
Однажды муж сказал жене: — Я буду много работать и когда-нибудь мы разбогатеем.
2015-02-27-05-32-16
В течение тридцати пяти лет Поль Сезанн жил в полной безвестности; он писал шедевры и дарил их ни о чём не догадывающимся соседям. Его любовь к искусству была столь всеобъемлюща, что ему никогда не приходила мысль о том, что его гений будет признан во всём мире; он не мог даже предположить, что...

МультиВход
 

Юнг о кризисе середины жизни

По инф. vk.com   
12 Октября 2016 г.
Изменить размер шрифта

Юнг об основе и причине кризиса середины жизни, о глубинном, удивительном изменении души. Но сначала речь пойдет о проблематике молодого возраста. Эта ступень простирается от непосредственно послеподросткового времени и примерно до середины жизни, которая приходится на возраст где-то между тридцатью пятью и сорока годами.

Если попытаться извлечь из почти неисчерпаемого многообразия индивидуальных проблем молодого возраста общее и самое главное, то наталкиваешься на определенную характеристику, присущую, похоже, всем проблемам этой ступени: речь идет о выраженном в той или иной степени застревания на детской ступени сознания, о сопротивлении действующим в нас и вокруг нас силам судьбы, которые пытаются вовлечь нас в мир.

Что-то в нас хотело бы оставаться ребенком, быть совершенно бессознательным или по меньшей мере осознавать только свое «Я» и отвергать все чужое, в предельном же случае подчинить все другое своей воле.

Хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия или же для того, чтобы утвердить свою власть. В этом проявляется нечто вроде инертности материи, что в свою очередь выражается в застревании на предыдущей фазе, сознание которой меньше, уже, эгоистичнее, чем сознание фазы дуалистической, где индивид поставлен перед необходимостью признавать и принимать другое, чужое, как свою жизнь и как «тоже-Я».

Достижения, полезность являются идеалами, которые как будто указывают путь из хаоса проблем. Они являются путеводными звездами для расширения и упрочения нашего физического бытия, для нашего укоренения в мире, но не для дальнейшего развития человеческого сознания, то есть того, что называют культурой. Для молодого возраста это решение является вполне нормальным, и оно, во всяком случае, лучше, чем застревание исключительно на своих проблемах.

Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, что они незыблемы, и появляется желание навсегда за них зацепиться. При этом, однако, остается без внимания тот существенный факт, что утверждение социальной цели происходит за счет цельности личности. Многое, слишком многое — жизнь, которая могла бы быть прожита иначе, — остается лежать в чуланах покрытых пылью воспоминаний, порою даже оказываясь раскаленными углями под серым пеплом.

12 10 psihologiy

Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста. Кто не знает тех трогательных пожилых господ, погрязших в беспросветном мещанстве, которые все снова и снова вытаскивают на свет божий давно уже забытые студенческие годы и, только возвращаясь в прошлое, к своему героическому гомеровскому времени, способны разжечь пламя жизни? Однако у них, как правило, есть преимущество, которое нельзя недооценивать, — они не невротики, а большей частью всего лишь скучные и стереотипные люди.

Невротиком скорее является тот, кому никогда не удавалось осуществить в настоящем то, чего бы ему хотелось, и кто поэтому не может радоваться прошлому. Так же как раньше он не сумел отделаться от детства, так и теперь он не в состоянии избавиться от фазы молодости. Наверное, он не может найти себя в мрачных мыслях старения и поэтому напряженно смотрит назад, поскольку смотреть вперед для него невыносимо.

Как инфантильный человек боится неизвестности мира и жизни, так и взрослый сторонится второй половины жизни, как будто там его подстерегают неведомые трудности, или как будто это чревато для него жертвами и потерями, с которыми он не может смириться, или как будто прошлая его жизнь была настолько прекрасна и настолько ему дорога, что он не может без нее обойтись.

Но, может быть, это просто страх смерти? Мне, однако, это представляется маловероятным, поскольку, как правило, смерть еще далека, а потому и несколько абстрактна. Опыт показывает, что основой и причиной всех трудностей этого переходного периода скорее является глубинное, удивительное изменение души.

Для того, чтобы его охарактеризовать, я бы хотел привести в качестве сравнения дневное движение солнца. Имеется в виду солнце, одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием.

Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше и тем самым как можно больше распространить свою благодать.

С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты — непредвиденной, потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания.

Полуденный переворот изменяет даже наши физические свойства. Для южных народов особенно характерно, что у пожилых женщин появляется хриплый, низкий голос, усы, жесткие черты лица и разные другие мужские признаки. И наоборот, мужской физический хабитус ослабляется женскими чертами, например увеличением жировой прослойки и более мягким выражением лица.

Еще более, чем в физическом отношении, это изменение проявляется в психическом. Как часто, например, бывает, что мужчина в возрасте сорока пяти — пятидесяти лет разоряется, и тогда женщина надевает брюки и открывает лавку, где мужчина разве что исполняет роль подручного. Существует очень много женщин, у которых социальная ответственность и социальное сознание пробуждаются вообще только после сорока лет жизни.

В современных деловых кругах, особенно в Америке, break down, нервный срыв после сорока лет, — явление достаточно распространенное. Если исследовать такого бедолагу более тщательно, то оказывается, что разрушенным является прежний, мужской, стиль, а то, что остается, представляет собой феминизированного мужчину.

И наоборот, в тех же кругах встречаются женщины, которые в эти годы обнаруживают необычайную мужественность и твердость разума, оттесняющие на задний план сердце и чувство. Очень часто эти изменения сопровождаются разного рода супружескими катастрофами; ведь не так уж трудно себе представить, что бывает, когда муж проявляет свои нежные чувства, а жена свой разум.

Самое плохое во всем этом то, что умные и образованные люди живут, даже и не подозревая о возможности таких изменений. Они вступают во вторую половину жизни совершенно неподготовленными.

Или, быть может, есть где-нибудь учебные заведения, и не просто средние, а высшие школы для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни с ее требованиями так же, как вводят в знание мира и жизни наших молодых людей школы и институты?

Нет, мы вступаем во вторую половину жизни крайне неподготовленными; хуже того, мы делаем это, находясь под влиянием ложных представлений наших прежних истин и идеалов.

Мы не можем прожить вечер жизни по той же самой программе, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вечером, а то, что верно утром, вечером будет уже неверно. Мне приходилось лечить слишком многих пожилых людей и заглядывать в сокровенные уголки их души, чтобы усомниться в истине этого основного правила.

Стареющий человек должен знать, что его жизнь не увеличивается и не расширяется; наоборот, неумолимый внутренний процесс приводит к сужению жизни. Если молодой человек слишком много занимается собственной персоной — это является для него чуть ли не грехом или, по крайней мере, опасностью; для стареющего же человека уделять серьезное внимание своей Самости — это обязанность и необходимость.

Солнце прячет свои лучи для освещения самого себя, после того как оно расточало свой свет миру. Вместо этого многие пожилые люди предпочитают превращаться в ипохондриков, скряг, узких педантов и landatores temporis acti или даже оставаться вечно молодыми — жалкая замена освещению Самости, но неминуемое следствие того заблуждения, что вторая половина жизни должна управляться принципами первой.

Только что я говорил, что у нас нет школ для сорокалетних. Это не совсем верно. Наши религии с давних пор являются или когда-то были такими школами. Но для скольких людей они еще ими являются? Сколько пожилых людей действительно были воспитаны в одной из таких школ для тайны второй половины жизни, для старости, смерти и вечности?

Разумеется, человек не жил бы семьдесят и восемьдесят лет, если бы такая продолжительность жизни не соответствовала смыслу его вида. Поэтому вечер его жизни также должен иметь свой смысл и цель, он не может быть жалким придатком утра.

Несомненно, смыслом утра является развитие индивида, его устройство во внешнем мире, продолжение рода и забота о потомстве. Это является очевидной природной целью. Но если эта цель достигнута, и достигнута даже с избытком, должно ли приобретение денег, дальнейшее завоевание и расширение пространства своего существования переходить за рамки разумного смысла?

Тот, кто подобным образом без нужды переносит закон утра, то есть природную цель, на вторую половину жизни, должен считаться с душевными потерями точно так же, как юноша, пытающийся перенести свой детский эгоизм в зрелый возраст, должен расплачиваться за это свое заблуждение социальным неуспехом. Приобретение денег, социальное существование, семья, потомство представляют собой всего лишь природу, но не культуру. Культура находится по ту сторону природной цели. Тогда, может быть, культура является смыслом и целью второй половины жизни?

У первобытных племен, например, мы видим, что почти всегда старики являются хранителями таинств и законов, а в этом и выражается прежде всего культура племени. Как обстоит дело в этом смысле у нас? Где мудрость наших стариков? Где их секреты и вещие сны? Скорее старики у нас чуть ли не пытаются подражать молодым. В Америке считается, так сказать, идеалом, если отец является братом для своих сыновей, а мать где только можно — младшей сестрой своей дочери.

Конечно, если бы эти люди еще раньше успели наполнить до краев и опустошить до дна нашу своей жизни, то теперь они чувствовали бы себя, пожалуй, иначе; их бы ничего не удерживало, все, что могло сгореть, сгорело бы, и спокойствие старости было бы для них желанным.

Но нам нельзя забывать, что мало кто из людей умеет жить и что искусство жить является к тому же самым важным и самым редким из всех искусств — исчерпать всю чашу красоты, кому это удавалось? Так что для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад.

Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. Поэтому во всех основных религиях имеются свои заверения относительно потусторонней жизни, есть своя стоящая над миром цель, которая позволяет смертному прожить вторую половину жизни с такой же целенаправленностью, что и первую. Однако насколько убедительны для современного человека цели расширения и кульминации жизни, настолько же сомнительна или прямо-таки невероятна для него идея продолжения жизни после смерти.

Здесь, однако, пробуждается моя совесть врача, которая велит мне высказать еще кое-какие важные соображения по этому вопросу. Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени.

Врачевателю души пожилой человек, неспособный расстаться с жизнью, кажется таким же слабым и больным, как и юноша, который не в состоянии ее построить. И в самом деле, как в том, так и в другом случае речь часто идет об одной и той же детской жадности, о том же самом страхе, об одном и том же упрямстве и своеволии.

Как врач я убежден, что, так сказать, гигиеничнее видеть в смерти цель, к которой нужно стремиться, и что сопротивление этому является чем-то нездоровым и ненормальным, потому что оно делает вторую половину жизни бесцельной. Поэтому, исходя из точки зрения душевной гигиены, я нахожу чрезвычайно разумными все религии, которые имеют цель, стоящую над миром.

Если я живу в доме и знаю, что в течение двух недель он рухнет на мою голову, то эти мысли нанесут ущерб всем моим жизненным функциям; если же я, напротив, чувствую себя уверенным, то смогу спокойно и нормально в нем жить. Следовательно, с психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, что смерть — это всего лишь переходный период, часть неизвестного большого и долгого процесса жизни.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

Источник: vk.com

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • «Кросс». Аркадий Арканов (1979)
  • Одна роза
    rose Правитель объявил, что собирается посмотреть на куст с экзотическими розами в монастырском саду.
  • Сейчас знакомятся в интернете, а раньше женихи съезжались на балы невест
    От бала невест и сватовства до девичника в бане и путешествия по Европе — ниже пойдет рассказ о свадебных традициях у дворян и купцов в XIX веке. Узнайте, сколько лет прошло от помолвки Александра Пушкина с Натальей Гончаровой до их свадьбы, когда родительское благословение перестало быть обязательным и почему у Софьи Толстой не было приданого.
  • Мошенники-торговцы были и сотни лет назад. Как с ними боролись?
    В 21 веке, благодаря контролирующим органам, покупатель может защититьсебя  от мошенничества со стороны продавца. Но часть бизнесменов работает сейчас через интернет, и недобросовестных продавцов, работающих в виртуале, стало наказывать сложнее. А покупатели... Вроде бы и о мерах предосторожности уже на каждом углу говорится, а число обманутых людей только растет. Интересно, а как в прошлые века наказывали торговцев-аферистов?
  • Как мошенники обманывают по телефону от Сбербанка
    Самый крупный банк России – Сбербанк. У него очень много клиентов, и это, конечно, хотят использовать в своих целях мошенники, пытаясь обмануть людей по телефону. Джентльмены удачи звонят им и представляются сотрудниками Сбербанка. И поэтому нужно быть начеку. В помощь здесь и официальный сайт финансовой структуры. Там дан полный анализ ситуаций с мошенниками и размещена инструкция, позволяющая не стать их жертвой.
  • Эксперты – о нашумевшей статье Путина о единстве русских и украинцев
    Широкий резонанс получила статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Президент высказал мысль, что стену, возникшую в последние годы между Россией и Украиной, он воспринимает как трагедию. Отмечает: «Это, прежде всего, последствия наших собственных ошибок, допущенных в разные периоды». Напрямую и подробно президент не говорит, какие ошибки совершались, но чётко определяет их последствия. Не говорит и о том, как избегать ошибок в будущем. Эксперты поделились своими соображениями на этот счёт.
  • «Холостяк». Аркадий Райкин
  • Образ священника в отечественном кино: лучше Мамонова не сыграл никто
    В этом году исполняется 15 лет фильму «Остров» Павла Лунгина. Образ монаха-отшельника, созданный Петром Мамоновым, стал лучшим словом о церкви и православии, сказанным кинематографом в постсоветской России. Вслед за этим ничего не только равного, но даже сопоставимого по значимости, художественной и духовной ценности за полтора десятка лет на эту тему создано не было. Почему?
  • Иван Черняховский: молодой генерал с чредой очень ярких побед
    На фоне исторических фигур Жукова, Рокоссовского, Василевского его порой выделяют лишь как «самого молодого» из командующих фронтами. Но те же военачальники признавали Ивана Черняховского одним из самых талантливых советских полководцев, при том происходил он не из рода военных, родился 115 лет назад (если верить энциклопедиям прежней эпохи) в сугубо мирной семье железнодорожника.
  • Как корнет-мошенник совершил сделку века – продал… Зимний дворец
    Мир знает немало гениальных мошенников. Один из них – Николай Герасимович Савин (корнет Савин), который прожил жизнь, полную авантюрных историй. Один раз этот ловкач даже умудрился продать... Зимний дворец. Покупателем такого статусного объекта стал американский миллионер.
  • На борьбу с пылающим лесом в Якутию съехались лучшие пожарные страны
    Этим летом лесные пожары в Якутии по своему размаху превзошли все мыслимые пределы. Только представьте: горит 570 тысяч гектаров! На тушение выехали лучшие пожарные страны. Они констатируют: хвоя лиственницы высохла и стала порохом.
  • Армяно-азербайджанская граница: неужели вновь случилось обострение конфликта?
    Президент Азербайджана Ильхам Алиев явно поторопился с заявлением, что конфликт с Арменией закончен. Канонада, к сожалению, возобновилась, и имеются жертвы.
  • Малоизвестные и удивительные факты о России
  • Геронтолог: 120 лет для человека — реально и совсем не предел
    Сколько может прожить человек? Во времена Пушкина генерал лет тридцати с небольшим считался почти стариком. А сегодня мы не готовы мириться с тем, когда про человека под 60 говорят, что он пожилой.
  • При эксгумации мощей православных святых большевики увидели такое…
    В 1920 году вскрыли больше шести десятков мощей православных святых, находившихся в нескольких русских губерниях. Невероятно, но среди них оказалось пять кукол, а в некоторых гробницах вообще не было останков.
  • Куда уж круче?! У гаишника-взяточника нашли его портрет в форме… маршала
    Невиданное дело — в доме у высокопоставленного ГИБДД-шника из Таганрога обнаружили картину с его портретом в форме и с наградами маршала Василевского.  А до этого отличился другой сотрудник ведомства, у которого в доме и вовсе нашелся золотой унитаз. Одним словом, об уничтожении коррупции в рядах работников ГИБДД говорить не приходится.
  • Девяностые. Начало (14)
    Главы из книги Игоря Широбокова «С Ельциным и без него, или Политическая шизофрения». 2007 год
  • Забавные животные-2
  • Косточки манго
    mango В знойный летний день принесли во дворец несколько корзин прекрасных манго — дар какого-то раджи. Этот сорт манго давно славился своим необыкновенным вкусом, и падишах очень любил его. Он дал немного плодов родственникам, а остальные велел отнести к шахине и, усевшись рядом с ней на ковёр, стал лакомиться манго.
  • Михаил Шуфутинский: Я хочу звучать в сегодняшнем дне
    Песня Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан» как будто рассказывает об одном эпизоде из жизни Михаила Шуфутинского. До отъезда в США у него была первая, внутренняя эмиграция. С вопроса о том, что привело его «на севера», и начался разговор.