Отношение к холостякам и незамужним женщинам на Руси всегда было, если не негативным, то несколько настороженным. Так неженатые мужчины не имели права голоса на сходах и в семье, а старым девам запрещалось присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Как объясняет историк Надежна Нижник в книге «Правовое регулирование брачно-семейных отношений в русской истории», семья в крестьянской среде была необходимым условием выживания. Вести хозяйство в одиночку и даже вдвоем, но без детей было непросто...
Браки заключаются не на небесах
Наши предки не отличались большой щепетильностью при заключении браков. Любовь и даже взаимная симпатия между женихом и невестой не считались обязательными. Решения принимались на уровне родителей и обычно обуславливались экономическими и хозяйственными факторами – главным образом достатком и престижем семьи потенциального претендента. Так как гражданский институт брака раньше полностью заменяло венчание, то требования Церкви строго соблюдались: не допускались свадьбы между близкими родственниками и при большой разнице в возрасте между женихом и невестой. А вот девственность, как пишет Надежда Тарусина в книге «Брак по российскому семейному праву», вопреки расхожему мнению вовсе не считалась обязательной. Хотя за ее отсутствие порой «приплачивали» приданым по умолчанию.
Как остаться без семьи
Нормальным возрастом для вступления в брак у девушек раньше считалось 15-18 лет. В 23 года крестьянка была уже засидевшейся в девках, и найти мужа с каждым годом ей становилось все сложнее. Далеко не всегда причинами бывали увечья или некрасивость девушки. Порой недобрую службу служила переборчивость самой девушки или ее родителей. Чтобы не оказаться в ранге вековухи, многие молодые крестьянки спешили выйти замуж даже за небогатого парня, но без промедлений.
Для мужчин статус холостяка был еще более унизительным. Непопулярность «среди девок» обычно объяснялась односельчанами увечьями понятно какого рода. Да и уважения к таким мужчинам, даже в 30-летнем и более старшем возрасте, не было. В своем желании избавиться от неприятного клейма, холостяки охотно брали в жены «перестарок» - девушек, старше 25 лет.
Как жилось вековухам
К женщинам, которые так и не обрели семейного счастья, на селе относились двойственно. С одной стороны, их уважали за сексуальную воздержанность, и считали чуть ли не святыми. С другой – противоестественность их жизненного уклада вызывала осуждение. Многие опасались, что проклятие безбрачия с вековухи может перейти на молодуху, а потому участие старых дев в свадебных и родовых обрядах (даже при родах животных) строго ограничивалось. Также не допускали вековух к выпеканию хлеба или жатве в первые дни страды – считалось, что они могут погубить весь урожай.
Со временем незамужних женщин и старух нередко начинали считать ведьмами. Потому не удивительно, что их привлекали к участию в некоторых ритуалах. Например, опахивания. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села, чтобы защитить его от неурожая, мора и вредителей. Также вековухи обязательно участвовали в погребальных обрядах и часто становились знахарками на селе.
Их же похороны обставлялись, как свадьба. Таким образом односельчане пытались помочь старухе, так и не нашедшей суженного в земной жизни, найти его в загробной. Покойницу наряжали в свадебные наряды, а в качестве загробного мужа выбирали уже умерших холостяков из деревни.
Холостяки на Руси
Что касается неженатых мужчин, то их жизнь на селе была еще менее сладкой. Помимо шуток и насмешек, которым они регулярно подвергались, их ждало еще и несерьезное отношение со стороны односельчан. Причем даже родители относились к холостякам, мягко говоря, прохладно. Как пишет Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», это объяснялось тем, что до женитьбы мужчина считался состоящим на попечении родителей и отношении к нему было соответствующее – как к подростку. Чтобы избежать этого, так и не нашедшие к зрелости свою вторую половину мужчины нередко уходили в монахи.
...Еще о "преданьях старины глубокой" на нашем портале
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».