Отношение к холостякам и незамужним женщинам на Руси всегда было, если не негативным, то несколько настороженным. Так неженатые мужчины не имели права голоса на сходах и в семье, а старым девам запрещалось присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Как объясняет историк Надежна Нижник в книге «Правовое регулирование брачно-семейных отношений в русской истории», семья в крестьянской среде была необходимым условием выживания. Вести хозяйство в одиночку и даже вдвоем, но без детей было непросто...
Браки заключаются не на небесах
Наши предки не отличались большой щепетильностью при заключении браков. Любовь и даже взаимная симпатия между женихом и невестой не считались обязательными. Решения принимались на уровне родителей и обычно обуславливались экономическими и хозяйственными факторами – главным образом достатком и престижем семьи потенциального претендента. Так как гражданский институт брака раньше полностью заменяло венчание, то требования Церкви строго соблюдались: не допускались свадьбы между близкими родственниками и при большой разнице в возрасте между женихом и невестой. А вот девственность, как пишет Надежда Тарусина в книге «Брак по российскому семейному праву», вопреки расхожему мнению вовсе не считалась обязательной. Хотя за ее отсутствие порой «приплачивали» приданым по умолчанию.
Как остаться без семьи
Нормальным возрастом для вступления в брак у девушек раньше считалось 15-18 лет. В 23 года крестьянка была уже засидевшейся в девках, и найти мужа с каждым годом ей становилось все сложнее. Далеко не всегда причинами бывали увечья или некрасивость девушки. Порой недобрую службу служила переборчивость самой девушки или ее родителей. Чтобы не оказаться в ранге вековухи, многие молодые крестьянки спешили выйти замуж даже за небогатого парня, но без промедлений.
Для мужчин статус холостяка был еще более унизительным. Непопулярность «среди девок» обычно объяснялась односельчанами увечьями понятно какого рода. Да и уважения к таким мужчинам, даже в 30-летнем и более старшем возрасте, не было. В своем желании избавиться от неприятного клейма, холостяки охотно брали в жены «перестарок» - девушек, старше 25 лет.
Как жилось вековухам
К женщинам, которые так и не обрели семейного счастья, на селе относились двойственно. С одной стороны, их уважали за сексуальную воздержанность, и считали чуть ли не святыми. С другой – противоестественность их жизненного уклада вызывала осуждение. Многие опасались, что проклятие безбрачия с вековухи может перейти на молодуху, а потому участие старых дев в свадебных и родовых обрядах (даже при родах животных) строго ограничивалось. Также не допускали вековух к выпеканию хлеба или жатве в первые дни страды – считалось, что они могут погубить весь урожай.
Со временем незамужних женщин и старух нередко начинали считать ведьмами. Потому не удивительно, что их привлекали к участию в некоторых ритуалах. Например, опахивания. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села, чтобы защитить его от неурожая, мора и вредителей. Также вековухи обязательно участвовали в погребальных обрядах и часто становились знахарками на селе.
Их же похороны обставлялись, как свадьба. Таким образом односельчане пытались помочь старухе, так и не нашедшей суженного в земной жизни, найти его в загробной. Покойницу наряжали в свадебные наряды, а в качестве загробного мужа выбирали уже умерших холостяков из деревни.
Холостяки на Руси
Что касается неженатых мужчин, то их жизнь на селе была еще менее сладкой. Помимо шуток и насмешек, которым они регулярно подвергались, их ждало еще и несерьезное отношение со стороны односельчан. Причем даже родители относились к холостякам, мягко говоря, прохладно. Как пишет Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», это объяснялось тем, что до женитьбы мужчина считался состоящим на попечении родителей и отношении к нему было соответствующее – как к подростку. Чтобы избежать этого, так и не нашедшие к зрелости свою вторую половину мужчины нередко уходили в монахи.
...Еще о "преданьях старины глубокой" на нашем портале
29 декабря 1943 года в боях Житомирско-Бердичевской операции погиб первый редактор слюдянской газеты «Ленинское знамя» (ныне «Славное море») 39-летний Илья Иванович Капотин.
Если вы наберете в интернете «Рисунки Ермолаева», то вам откроется целая галерея шаржей, иронии, сарказма, любви и понимания жизни, а все грустное отойдет на второй план. Перед вами предстанет целая жизненная история на стыке двух веков, нескольких поколений, нескольких стран и идеологий.
Музыка? Чайковский. Театр? Пьесы Чехова. Литература? Достоевский и Толстой. Мода? Натуральный мех, жемчуга и нежные декольте. Внешность? Высокие скулы, светлые глаза и сочный рот. Фигура? Женственные формы. Такой ответ дает русская культура тем, кто тщился и тщится ее отменить. И это не какие-то наши внутренние критерии или оценки – это то, что затопило в эти дни на манер цунами все публичные западные площадки планетарного масштаба.
К ласточкам у иркутян издавна сложилось особое отношение. Прилета ласточек всегда ждали с нетерпением: по ним определяли погоду, сроки сева, виды на урожай. Ребятня никогда не обижала этих птиц (интересно, нынешние дети смогут отличить деревенскую ласточку от городской?). Кстати, пригородное селение Плишкино имя свое получило по прозванию ласточек-плишек. Кто первым напугал наших птах? Иными словами, кто первый полез в небо над Иркутском? Ответить на этот вопрос просто – достаточно заглянуть в летописи. Возьмем две взаимно дополняющие книги – Нита Романова и Юрия Колмакова.
«…Свиридовы массово не рождаются… У многих мировых народов вообще не случались никогда ни Шостаковичи, ни Прокофьевы, ни Свиридовы – ничего соразмерного они так и не породили. Однако не покидает ощущение, что даже у нас в полной мере Свиридову еще не воздали по заслугам». З. Прилепин
2025-й уже завершает первый месяц, но еще не ушло время оглянуться на год минувший. Под рубрикой «Кумиры» наша газета рассказала о многих звездах эстрады и классической музыки, писателях, художниках, актерах, режиссерах, причем эти публикации были приурочены к юбилеям со дня рождения знаменитостей – как ушедших от нас, так и ныне здравствующих.
Слова, вынесенные в заголовок комментария, в одном ряду с осетриной второй свежести. Фраза «Не все так однозначно» стала избитой, заезженной, пресловутой и в значительной степени утратила изначальный смысл. Однако сейчас она как нельзя к месту.
На днях открыл платяной шкаф и задумался: что бы надеть? И вдруг с недоумением понял, что выбрать из того, что находится передо мной, весьма сложно. А потому надел, что ближе лежало… Снова посмотрел в шкаф, и тут возник вопрос – а зачем мне все это нужно? Новые рубашки, одетые один раз, костюмы, из которых «вырос» и не снимал с вешалки годами и, конечно, которые уже не надену. Множество других мелких вещей, частью вышедших из моды, частью просто постаревших, лежащих и висящих без дела.
Мы, признаться, не любим… Нет, не прогнозистов, прогнозеров и прочих предсказателей всего сущего. Нет. Точнее, не всех. Мы не любим тех из них, кто выкатывает губу и надувает щеки, рассуждая о последствиях того или иного события, проблемы, давая понять окружающим, что уж он-то в курсе, с чего оно на самом деле все начиналось и чем обязательно закончится. А потом, когда заканчивается совсем не по прогнозу, сливается и натужно молчит. Вы же знаете таких, уважаемые читатели. Их сейчас много развелось.
Прозаик и поэт 35-летний Джек Алтаузен стал первым из фронтовых литераторов, награжденных в августе 1941-го орденом Красной Звезды. С началом Великой Отечественной войны Джек Алтаузен – военный корреспондент газет «Боевая красноармейская» 12-й армии Юго-Западного фронта и «Звезда Советов» 6-й армии. На фронт ушли и не вернулись два его брата. Джек Алтаузен погиб 27 мая 1942. Похоронен в братской могиле под Харьковом. Его имя высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве.
Слова как приметы времени, отражающие некие новые тенденции и настроения в обществе. Своей коллекцией-2024 делится публицист, политолог, доцент ИГУ Сергей Шмидт.
Почему я вновь и вновь обращаюсь к событиям, которые в моей журналистской судьбе случились много, много лет назад? Что движет автором? – спросите вы. Память – отвечу я. Память и желание напомнить нам всем великие имена, великих творцов. Покинув мир живых, они оставили нам богатейшее наследство. Свой талант, воплощенный в музыке, живописи, поэзии, фильмах… Они заслуживают памяти.
Каждый год приносит круглые даты в мировой и отечественной истории. Даже если не уходить в седую древность и не стремиться охватить необъятное (то есть буквально все, что заслуживает внимания), то в 2025-м можно назвать как минимум три юбилея всероссийского масштаба.
Насколько повысят пенсию в начале 2025 года? Таким вопросом задавались пенсионеры, работавшие раньше в бюджетной сфере. Большинство из них получают пособие по старости на уровне прожиточного минимума, то есть менее 20 тысяч рублей.