Отношение к холостякам и незамужним женщинам на Руси всегда было, если не негативным, то несколько настороженным. Так неженатые мужчины не имели права голоса на сходах и в семье, а старым девам запрещалось присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Как объясняет историк Надежна Нижник в книге «Правовое регулирование брачно-семейных отношений в русской истории», семья в крестьянской среде была необходимым условием выживания. Вести хозяйство в одиночку и даже вдвоем, но без детей было непросто...
Браки заключаются не на небесах
Наши предки не отличались большой щепетильностью при заключении браков. Любовь и даже взаимная симпатия между женихом и невестой не считались обязательными. Решения принимались на уровне родителей и обычно обуславливались экономическими и хозяйственными факторами – главным образом достатком и престижем семьи потенциального претендента. Так как гражданский институт брака раньше полностью заменяло венчание, то требования Церкви строго соблюдались: не допускались свадьбы между близкими родственниками и при большой разнице в возрасте между женихом и невестой. А вот девственность, как пишет Надежда Тарусина в книге «Брак по российскому семейному праву», вопреки расхожему мнению вовсе не считалась обязательной. Хотя за ее отсутствие порой «приплачивали» приданым по умолчанию.
Как остаться без семьи
Нормальным возрастом для вступления в брак у девушек раньше считалось 15-18 лет. В 23 года крестьянка была уже засидевшейся в девках, и найти мужа с каждым годом ей становилось все сложнее. Далеко не всегда причинами бывали увечья или некрасивость девушки. Порой недобрую службу служила переборчивость самой девушки или ее родителей. Чтобы не оказаться в ранге вековухи, многие молодые крестьянки спешили выйти замуж даже за небогатого парня, но без промедлений.
Для мужчин статус холостяка был еще более унизительным. Непопулярность «среди девок» обычно объяснялась односельчанами увечьями понятно какого рода. Да и уважения к таким мужчинам, даже в 30-летнем и более старшем возрасте, не было. В своем желании избавиться от неприятного клейма, холостяки охотно брали в жены «перестарок» - девушек, старше 25 лет.
Как жилось вековухам
К женщинам, которые так и не обрели семейного счастья, на селе относились двойственно. С одной стороны, их уважали за сексуальную воздержанность, и считали чуть ли не святыми. С другой – противоестественность их жизненного уклада вызывала осуждение. Многие опасались, что проклятие безбрачия с вековухи может перейти на молодуху, а потому участие старых дев в свадебных и родовых обрядах (даже при родах животных) строго ограничивалось. Также не допускали вековух к выпеканию хлеба или жатве в первые дни страды – считалось, что они могут погубить весь урожай.
Со временем незамужних женщин и старух нередко начинали считать ведьмами. Потому не удивительно, что их привлекали к участию в некоторых ритуалах. Например, опахивания. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села, чтобы защитить его от неурожая, мора и вредителей. Также вековухи обязательно участвовали в погребальных обрядах и часто становились знахарками на селе.
Их же похороны обставлялись, как свадьба. Таким образом односельчане пытались помочь старухе, так и не нашедшей суженного в земной жизни, найти его в загробной. Покойницу наряжали в свадебные наряды, а в качестве загробного мужа выбирали уже умерших холостяков из деревни.
Холостяки на Руси
Что касается неженатых мужчин, то их жизнь на селе была еще менее сладкой. Помимо шуток и насмешек, которым они регулярно подвергались, их ждало еще и несерьезное отношение со стороны односельчан. Причем даже родители относились к холостякам, мягко говоря, прохладно. Как пишет Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», это объяснялось тем, что до женитьбы мужчина считался состоящим на попечении родителей и отношении к нему было соответствующее – как к подростку. Чтобы избежать этого, так и не нашедшие к зрелости свою вторую половину мужчины нередко уходили в монахи.
...Еще о "преданьях старины глубокой" на нашем портале
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.