НА КАЛЕНДАРЕ

Работаем не покладая рук. А так ли это нужно?

Карина Зеебург, Süddeutsche Zeitung   
07 Апреля 2021 г.

Когда-то давно люди занимались охотой и собирательством и трудились немного – всего 15 часов в неделю. При этом были здоровы и жили долго. И, наверное, были счастливы. Потом состоялся переход к оседлому образу жизни, получило большое развитие сельское хозяйство. Но что это в итоге дало? Болезни, неполноценное питание и много работы. А сейчас современные люди трудятся еще больше. И как-то тенденция настораживает. Точно ли есть для чего это делать? Не упускается ли при этом что-то самое главное?

С развитием человечество стало работать все больше – зачем, почему?

"Наука долгое время преподносила развитие человечества как историю сплошного успеха. При этом сегодня мы работаем больше - и вредим себе и планете", - пишет немецкое издание Süddeutsche Zeitung.

"Работаю ли я, чтобы жить, или живу, чтобы работать?", - этот вопрос сегодня не дает покоя многим людям. (...) Этнолог Джеймс Сазман, проанализировавший историю работы, считает: настало время создать мир, в котором идеология роста и потребления больше не будет изнурять нашу жизнь и нашу планету. Но для этого людям необходимо пересмотреть свое отношение к работе".

"Почему мы работаем все больше, хотя никогда не производили так много?", - задается вопросом Сазман, директор аналитического центра Anthropos и научный сотрудник Колледжа Робинсона при Кембриджском университете в своей книге "Они назвали это работой - другая история человечества". И: "Почему мы отводим работе такую большую часть нашей жизни? Соответствует ли это нашей природе?" Ведь Homo sapiens трудится лишь малую часть своей истории. До того, как примерно 11,5 тыс. лет назад человек занялся земледелием, он не был ни фермером, ни офисным служащим, ни разработчиком приложений. "Наши предки как минимум 95% своей 300-тысячелетней истории прожили, будучи охотниками и собирателями", - пишет Сазман".

"Изменила это Неолитическая революция, время, когда кочевники все больше стали переходить к сельскому хозяйству и вести оседлый образ жизни. (...) "Долгое время наука хотела преподносить нам сельское хозяйство как великий скачок человечества и рассказывала нам историю о прогрессе и интеллекте. Но это бабушкины сказки", - пишет историк и футуролог Юваль Ной Харари из Еврейского университета в Иерусалиме в своем мировом бестселлере "Краткая история человечества". По его мнению, сельское хозяйство не положило начало эпохе лучшей жизни, наоборот: оно принесло с собой болезни, неполноценное питание и, главное, больше работы".

"От рассвета до заката люди сеяли семена, заботились о своих коровах и овцах или пололи сорняки. "В какой-то момент дошло до того, что Sapiens по всему миру практически не занимались больше ничем, кроме как с утра до ночи ухаживали за пшеницей", - говорит Харари. Хотя таким образом людям и удалось добиться избытка продовольствия, это не привело к улучшению питания. Пшеница, пшеница и снова пшеница не могла заменить разнообразное меню охотников и собирателей. Цивилизационные болезни и эпидемии возникли лишь тогда, когда люди стали оседлыми", - говорится в статье.

"Так, на скелетах женщин из ранних земледельческих поселений присутствуют характерные деформации пальцев стопы - следствие артрита, который, вероятно, возник в результате перемалывания злаков, при котором женщины сидели, опираясь на пальцы стоп. "Организм Homo sapiens совершенно непригоден для подобной работы", - считает Харари".

"Тем не менее население тогда стремительно росло, и даже жизненное пространство оказалось в дефиците. Теперь люди жили рядом со своими сельскохозяйственными животными. (...) Именно из-за этой близости все больше возбудителей заболеваний стали передаваться от животного человеку, в поселениях стали вспыхивать первые эпидемии", - повествует издание.

"Таким образом, переход от кочевничества к фермерской жизни повлек за собой не только больше работы и ухудшение питания, ожидаемую продолжительность жизни резко сокращали также болезни и вооруженные конфликты. Если дети охотников и собирателей переживали первые детские годы, то в среднем они доживали до возраста 68-78 лет, пишут этнологи и биодемографы Майкл Гурвен и Хиллард Каплан в научном журнале Population and Development Review. В последующие тысячелетия до такого возраста доживали немногие. Вывод Харари таков: "Сельскохозяйственная революция была величайшим обманом истории".

(...)

"Во время наибольшего периода человеческой истории не существовало идеи дефицита", - говорит Джеймс Сазман. Согласно проведенным на данный момент научным исследованиям, у людей каменного века, занимавшихся охотой, рыболовством и сбором ягод, было много свободного времени. И им не приходило на ум обменивать его на создание запасов для того, чтобы обезопасить свое будущее. В те времена Homo sapiens, по-видимому, жили так, как сегодня на семинарах по осознанности учатся жить люди, испытывающие стресс: жить в моменте", - отмечает издание.

"Неправда, что охотники и собиратели постоянно жили на грани голодной смерти", - говорит Сазман. Они знали сотни съедобных растений и плодов. Небольшими группами они бродили по лесам и саваннам, ловили рыбу, убивали диких зверей - и меняли место жительства, если в их среде обитания уже было недостаточно пропитания. (...) Охотники и собиратели жили дольше и были более здоровыми, чем земледельцы в будущем. И работали они гораздо меньше всех последующих поколений: около 15 часов в неделю".

Также и политолог Джеймс Скотт, стерлингский профессор и директор программы сельского хозяйства в Йельском университете, убежден, что было бы лучше, если бы люди остались охотниками и собирателями. "Ведь имущество было для странствовавших кочевников ничем иным, как обузой. То малое, чем они обладали, делилось, и, вероятно, они жили на равных. В их захоронениях едва ли можно обнаружить символы господствующей касты. Жадность возникла в городах, говорит Скотт, ведь близость к богатству усугубила зависть и страх перед дефицитом. Многочисленным достижениям городов, государствам, письменности, разделению труда, политике и культуре Скотт противопоставляет такие понятия, как "воинская повинность", "налоги", "принудительный труд" и "неравенство".

"Пути назад к этому устойчивому образу жизни нет. В конце концов, сейчас на Земле живут 7,8 млрд человек, из которых каждый тратит примерно в 250 раз больше энергии, чем некогда охотник или собиратель. (...) Такое количество людей может прокормить только современное, высокоэффективное сельское хозяйство. Но если нет пути назад, то как может выглядеть путь вперед?".

Многие мыслители-оптимисты верили, что автоматизация может превратить мир в экономический рай. Среди них был, например, Адам Смит или британский экономист Джон Мейнард Кейнс, который в 1930 году пророчил, что в начале XXI века людям достаточно будет снова работать по 15 часов в неделю.

"Мы действительно уже давно могли бы работать 15 часов в неделю, уверяет Сазман - если бы не взрастили такие бескрайние притязания. Ведь людям уже недостаточно удовлетворения - как называл их Кейнс - "абсолютных потребностей" - в питании, воде, тепле, комфорте, дружбе и безопасности, а также "относительных потребностей" - таких как карьера, красивый дом или одежда. Дом должен быть еще больше, одежда дороже, автомобиль быстрее. Но в раю Кейнса не было вызванного человеком изменения климата, закисления океана и исчезновения биологических видов. "Что мы должны сделать сейчас, так это использовать возможности для того, чтобы изучить новые подходы к организации капитала", - говорит Сазман. К ним относится идея универсального базового дохода, а также понимание того, что чем меньше работы, тем лучше - для человека и для планеты".

"Лишь за полгода коронавирус показал многие недостатки нашего мира труда и дал возможности для перемен", - сказал Сазман в разговоре с британской газетой The Guardian. Именно тот факт, что из-за кризиса многие люди потеряли работу, дает повод задуматься о ней. Действительно ли она нужна нам для самореализации, статуса, стиля жизни и удовлетворения? Как насчет того, чтобы иметь больше свободного времени, не испытывая от этого стресс? Многие люди разучились посвящать себя безделью и праздности, то есть тому, в чем Homo sapiens проводил большую часть своего существования до сельскохозяйственной революции. Возможно, однажды человечество вернется к моделям труда наших древних предков, считает Сазман: "Вполне возможно, что мы идем по пути реализации утопии Кейнса", - пишет Süddeutsche.

Возможно, с замещением человека на производствах и в офисах, люди и станут работать меньше. Только при этом нужно, чтобы экономически они не страдали, и им было на что жить. И еще важно от свалившейся праздности не сойти с ума, чтобы свободным временем хватило мозгов достойно распорядиться.

На нашем сайте читайте также:

Перевод Inopressa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.