Кинохроникёр (часть 11) |
02 Октября 2022 г. |
Повесть Евгения Корзуна. Ранее:
Так случилось, что их экипаж занял первое место в социалистическом соревновании по безаварийной эксплуатации паровоза. Он пришел в фотографию сниматься на деповскую доску почета и там увидел человека, накрывавшего себя и фотокамеру с кожаной гармошкой черным полотном. Фотограф под этим полотном совершал какое-то таинство. После «щелчка» камеры получилась фотокарточка. Загорский поинтересовался: «Как называется фотоаппарат?» «Фотокор», – ответил фотограф. Василий Семенович ушел с запавшей в душу мечтой о таком фотоаппарате. Эта мечта жила в нем всегда: когда шел на работу, когда кидал лопатой уголь в топку паровоза, когда его бранил машинист за неправильно сделанное дело. Спал и видел собственный фотоаппарат в собственных руках. Однажды судьба занесла его в комиссионный магазин. Там под стеклом прилавка лежал продающийся «Фотокор». Он попросил продавца никому не продавать камеру и понесся собирать деньги на покупку мечты жизни. К концу дня искомая сумма была найдена. Думаю, что ноги его едва касались земли, когда он нес собственную фотокамеру домой. С этим аппаратом Василий Семенович пришел в фотографию, чтобы фотограф объяснил ему, как ей пользоваться. Фотограф, видя такую заинтересованность паренька, предложил ему идти работать к нему лаборантом. Загорский на следующий день подал заявление об увольнении из депо. – А как же он в кино угодил? – Как ты угодил? Как я? Так и он. – Тогда операторов было мало, – рассуждал Сергей, – и требовались единицы, еще снимали камерами с ручным приводом, ручкой крутили. – Ну и что? Ручкой крутили... – Артем покачал головой с некоторым несогласием. – Вон Дзига Вертов так крутил, что нам с современными камерами не всегда удается достичь его уровня. Голову на плечах надо иметь... Артем выпил и долго сидел, молча, упершись взглядом в скатерку стола. Потом выпил еще и еще... – Жизнь короткая, только понял что-то, а тут смерть, – произнес он то ли себе, то ли Сергею. Бутылку водки он опорожнил один почти без закуски. Утром не было никакого желания вставать с кровати. Сергей один сходил в столовую, купил несколько газет и вернулся в гостиничный номер. Он раскрыл местную газету и стал ее внимательно изучать. – Вот смотри, ты хотел экзотики и сельскохозяйственной темы, тут все вместе. Даже с фотографией. Пишут о семейной бригаде оленеводов. Стадо тысяча двести голов – солидно! – А где это? – В таймырской тундре, где еще может быть. Написано: в центральном Таймыре. Пойди в редакцию газеты, там расскажут, а может, и с автором этой статейки встретишься. – Вот что, Серега, поручаю тебе узнать все подробности оленеводческой темы. Я не в форме. Сходи. Возьми мой блокнотик, все запиши – телефоны, имя, отчество всех, с кем говорил, с кем надо будет говорить и узнай, как туда добираются. Сергей ушел. Артем с помощью своего кипятильника заварил крепкий чай и с кружкой вернулся в кровать. Тема о семейной бригаде показалась ему стоящей. Он пил горячий чай и воображал стойбище, оленеводов в национальных одеждах, бегущих в упряжке оленей и еще несколько банальных картинок крутились в его голове, такие висят на всех углах. Куда ни глянь – бегущий олень, а на нартах оленевод с длинным хореем в руке. Потом Артем сообразил: эти художники, видать, никогда в стадах не бывали, поэтому все рисуют одно и то же. И я за ними. Вот что значит навязанные или нажитые штампы в мышлении. Так во всем: в политике, быту, творчестве, потом от этого невозможно избавится. Живем, обвешанные собственными и чужими штампами. Он вдруг почему-то вспомнил, что где-то читал о древних японских монахах-поэтах, которые достигнув творческого признания в своем окружении, покидали родной монастырь и переходили в другой, где их не знали. Там начинали, что называется, с чистого листа с другим именем, а главное, другой, непохожей на прежнюю, манерой письма, пытаясь снова достичь заметных поэтических высот. Как это возможно? А если подумать по-другому? Ведь живущие во мне штампы – это мои сложившиеся представления о жизни. Как же я могу их часто менять? И могу ли вообще? Конечно, могу. С годами многое переосмысляется. Человек узнает что-то новое, доселе неизвестное ему, что-то с возрастом и жизненным опытом открывается и в связи с этим появляется другое представление, возможно, более глубокое, отличное от прежних... Пели же раньше: Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет, С песнями борясь и побеждая, Наш народ за Сталиным идет. Теперь не поют, значит, осмыслили, думают по-другому... В науке то же самое. В древних веках, например, учеными тех времен на полном серьезе рассматривался вопрос полета на Луну на воздушном шаре. Сейчас это даже не смешно. У них были такие представления... Глава 8Размышления Артема прервал приход Сергея. – Дела такие, – стал докладывать Сергей, раздеваясь, – стадо, о котором идет речь, кочует в Усть-Авамской тундре, это и есть центральный Таймыр. Бывают там посторонние люди очень редко. На вертолете отвозят ребятишек на каникулы к родителям и, соответственно, забирают осенью в школу. В экстренных случаях санитарные рейсы, если кто-то сильно заболел или роды. Иногда бывает окружное начальство и если выборная кампания – вот и вся связь. Бригаду хвалят, считают ее, как они выразились, наиболее цивилизованной. Сказали, что там живут нганасане – самый древний народ Таймыра. Их северное платье из оленьих шкур отличается от долганского фасона. В общем, сохранили самобытность. Их осталось на земле совсем мало, нет и одной тысячи. – Ну, и лады! Махнем в гости к нганасанам! – В редакции рекомендовали обязательно зайти по этому вопросу в окружком. Они, возможно, чем-то помогут. – Нужно, значит, зайдем. Настроение у Артема поднялось, пропала головная боль от вчерашнего хмеля. – Говоришь, надо сходить в окружком А почему бы нет? Сейчас и схожу. Он решил поговорить сразу по двум вопросам: о поездке к оленеводам и о сюжете в морпорту. В коридорах окружкома было тихо, как в школе во время уроков. Артем без труда нашел кабинет заведующего отделом культуры. Это был довольно молодой человек, хорошо осведомленный о здешней жизни. – Отсюда в стадо попадать сложно, в центральный Таймыр двести верст с гаком, – объяснял он Артему, – если даже прилетите, вам через несколько дней снова нужно организовывать вертолет, тут погодный фактор. Проблематично. – Как же быть? – Лучше все-таки воспользоваться рейсовым бортом на Волочанку. Там живет один художник-нганасан Матюмяку Турдагин. Он, к сожалению, не доучился в художественном училище, работал оленеводом, в сельском клубе. У него много рисунков, акварелей, гравюр. Способный человек, снимите его. Если даже не будет погоды в срок, то рейс туда все равно ходит, вылетите. А пока суд да дело, снимите ансамбль народного танца «Хейро», у них красочные костюмы, выглядят самобытно, интересное звуковое оформление. Я за это время позвоню в Волочанку, о вас там будут знать. – Мне бы ещё хотелось снять морпорт. Он у вас, говорят, работает круглый год. – Это не проблема. По приезде снимите, он никуда не убежит. Ансамбль «Хейро» состоял из самодеятельных и уже окончивших хореографическое училище ребят и девушек. В обозреваемое время, к сожалению, никаких концертов не предвиделось. Хорошо бы, конечно, поехать с ансамблем куда-нибудь с выездным концертом. Но голь, как говорится, на выдумку хитра. Артем подумал и решил снимать историю становления ансамбля. Как создавались художником костюмы, рождались сценические движения, рисунок танца, что пришло из жизни, а что выдумка, репетиции. Гастрольный фрагмент сделал из фотографий, снятых разными фотографами, газетных отзывов с иллюстрациями. Материала набралось достаточно. Сюжет отправили на студию и нацелились на центральный Таймыр. Они прилетели в Волочанку. Сергей огляделся и обронил: – Ну и дыра. Никаким центром даже и не пахнет! Действительно, глаз не на чем было остановить. Это был типичный северный поселок. Они все походили друг на друга. Сельсовет, школа-интернат, аэропорт, клуб, магазин, почта – как везде, одинаковый набор учреждений. Все они не блистали красотой, а скорее наоборот. Их поселили в заежке из трех небольших комнаток. Артем сразу пошел в клуб, встретился с художником. Одно время тот работал в стаде, даже был бригадиром, но времени на творчество не было, а, может, из него оленевод оказался никудышный, он ушел. Они познакомились. – Митя, – представился черноволосый человек небольшого роста с чуть оттопыренной нижней губой. – Дмитрий, что ли? – Нет, меня так прозвали ребята в Красноярске, когда я учился в художественном училище, а вообще-то дома зовут Матюмяку, но для вас Митя проще. – Хорошее имя! Мне говорили, что ты учился, но отчего-то бросил учебу, – спросил Артем. – О... о, вспоминать не хочется. Не вынес городской жизни. Была такая тоска по родным местам, что этих чувств я описать словами не смогу... Казалось, что умираю. Снилась тундра, дом, родные... Просыпался в слезах. Ей Богу... Однажды что-то оборвалось во мне. Все, думаю, конец... Купил билет на самолет и, не попрощавшись ни с кем, исчез. Прилетел в Дудинку, сказали, что Волочанка закрыта. Я купил билет на Усть-Авам, прилетел и пошел прямо из аэропорта пешком домой. – Сколько километров? – Восемьдесят. Шел день и всю ночь. Был полярный день, солнце не заходит, к утру пришел домой. Получилось быстрее самолета! – Там какая-то дорога? - У нас тундра – дорога. – Верю, что желание вернуться домой было огромным... Артем рассматривал работы. Никакой любительщины, вполне зрелый взгляд, хороший рисунок, неплохие акварели, гравюры. – А что тебе ближе – акварель, рисунок или гравюра? – Это подсказывает сама тема. Очень люблю акварель, тушь-перо. Зимняя тундра хорошо передается гравюрой, а, например, такая миниатюра, посмотри, лучше получится в технике тушь-перо. – Да, скрупулезная работа, требующая большой усидчивости. Кто это? – Моя дочь, когда была совсем маленькая. – А это кто? Неплохой карандашный рисунок. – Бабушка, в прошлом году весной гостевал у них. – Кто она? – Никто... Жена деда и все. – А выглядит, словно учительница, – заметил Артем и взял следующий рисунок. – Это дед, – пояснил Митя. – Почему у него лицо закрыто маской, как будто у него грипп? – Не грипп, у него каждую весну лицо становится красным, видимо, аллергия на оленью шерсть, а он говорит, что от ветра. Не понимает и всегда закрывает лицо, когда выходит на улицу, но такая мера не помогает... – На этой акварели хорошо передан колорит меховых одежд, – Артем пристально рассматривал акварель. Совсем молодая женщина с одного плеча скинула парку, отороченную черным мехом. Обнаженные плечо и грудь среди пушистого меха смотрелись необычно. Младенец припал к материнской груди. Женщина, наклонив голову, любовалась своим чадом. Черная коса спадала на меховые одежды, подчеркивая юность молодой матери. – Это моя жена... Я ее украл. Артем с удивлением взглянул на Митю. – Воруют, по-моему, на Кавказе. Оказывается, на Таймыре в тундре происходит такое! – Отец ее что-то никак не соглашался на нашу женитьбу, не то, чтобы не соглашался, а ни да, ни нет. Мы с ней сговорились. Приехал на белых оленях, чтобы ночью их не очень было видно. Полнолуние было, красота! Она в назначенное время пришла, куда договорились. Я предчувствовал, что отец отправит погоню по нашему следу. Чтобы отвязаться от погони, я через определенное расстояние на видном месте оставил бутылку водки и закусить. Проехали еще, я снова проделал то же самое. Погоня каждый раз останавливалась. Кто же мимо выпивки проедет? Потом они мне сказали: «Мы подумали, зачем мешать хорошему парню. Угощает. Пусть живут!» (Продолжение следует.)
|
|