НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кинохроникёр (часть 11)

02 Октября 2022 г.

Повесть Евгения Корзуна.

Кинохроникёр (часть 11)

Ранее:

Так случилось, что их экипаж занял первое место в социалистическом соревновании по безаварийной эксплуатации паровоза. Он пришел в фотографию сниматься на деповскую доску почета и там увидел человека, накрывавшего себя и фотокамеру с кожаной гармошкой черным полотном. Фотограф под этим полотном совершал какое-то таинство. После «щелчка» камеры получилась фотокарточка.

Загорский поинтересовался: «Как называется фотоаппарат?»

«Фотокор», – ответил фотограф. Василий Семенович ушел с запавшей в душу мечтой о таком фотоаппарате. Эта мечта жила в нем всегда: когда шел на работу, когда кидал лопатой уголь в топку паровоза, когда его бранил машинист за неправильно сделанное дело. Спал и видел собственный фотоаппарат в собственных руках.

Однажды судьба занесла его в комиссионный магазин. Там под стеклом прилавка лежал продающийся «Фотокор». Он попросил продавца никому не продавать камеру и понесся собирать деньги на покупку мечты жизни. К концу дня искомая сумма была найдена. Думаю, что ноги его едва касались земли, когда он нес собственную фотокамеру домой. С этим аппаратом Василий Семенович пришел в фотографию, чтобы фотограф объяснил ему, как ей пользоваться. Фотограф, видя такую заинтересованность паренька, предложил ему идти работать к нему лаборантом. Загорский на следующий день подал заявление об увольнении из депо.

– А как же он в кино угодил?

– Как ты угодил? Как я? Так и он.

– Тогда операторов было мало, – рассуждал Сергей, – и требовались единицы, еще снимали камерами с ручным приводом, ручкой крутили.

– Ну и что? Ручкой крутили... – Артем покачал головой с некоторым несогласием. – Вон Дзига Вертов так крутил, что нам с современными камерами не всегда удается достичь его уровня. Голову на плечах надо иметь...

Артем выпил и долго сидел, молча, упершись взглядом в скатерку стола. Потом выпил еще и еще...

– Жизнь короткая, только понял что-то, а тут смерть, – произнес он то ли себе, то ли Сергею.

Бутылку водки он опорожнил один почти без закуски. Утром не было никакого желания вставать с кровати.

Сергей один сходил в столовую, купил несколько газет и вернулся в гостиничный номер. Он раскрыл местную газету и стал ее внимательно изучать.

– Вот смотри, ты хотел экзотики и сельскохозяйственной темы, тут все вместе. Даже с фотографией. Пишут о семейной бригаде оленеводов. Стадо тысяча двести голов – солидно!

– А где это?

– В таймырской тундре, где еще может быть. Написано: в центральном Таймыре. Пойди в редакцию газеты, там расскажут, а может, и с автором этой статейки встретишься.

– Вот что, Серега, поручаю тебе узнать все подробности оленеводческой темы. Я не в форме. Сходи. Возьми мой блокнотик, все запиши – телефоны, имя, отчество всех, с кем говорил, с кем надо будет говорить и узнай, как туда добираются.

Сергей ушел. Артем с помощью своего кипятильника заварил крепкий чай и с кружкой вернулся в кровать. Тема о семейной бригаде показалась ему стоящей. Он пил горячий чай и воображал стойбище, оленеводов в национальных одеждах, бегущих в упряжке оленей и еще несколько банальных картинок крутились в его голове, такие висят на всех углах. Куда ни глянь – бегущий олень, а на нартах оленевод с длинным хореем в руке. Потом Артем сообразил: эти художники, видать, никогда в стадах не бывали, поэтому все рисуют одно и то же. И я за ними. Вот что значит навязанные или нажитые штампы в мышлении. Так во всем: в политике, быту, творчестве, потом от этого невозможно избавится. Живем, обвешанные собственными и чужими штампами.

Он вдруг почему-то вспомнил, что где-то читал о древних японских монахах-поэтах, которые достигнув творческого признания в своем окружении, покидали родной монастырь и переходили в другой, где их не знали. Там начинали, что называется, с чистого листа с другим именем, а главное, другой, непохожей на прежнюю, манерой письма, пытаясь снова достичь заметных поэтических высот. Как это возможно?

А если подумать по-другому? Ведь живущие во мне штампы – это мои сложившиеся представления о жизни. Как же я могу их часто менять? И могу ли вообще? Конечно, могу. С годами многое переосмысляется. Человек узнает что-то новое, доселе неизвестное ему, что-то с возрастом и жизненным опытом открывается и в связи с этим появляется другое представление, возможно, более глубокое, отличное от прежних... Пели же раньше:

Сталин – наша слава боевая,

Сталин – нашей юности полет,

С песнями борясь и побеждая,

Наш народ за Сталиным идет.

Теперь не поют, значит, осмыслили, думают по-другому...

В науке то же самое. В древних веках, например, учеными тех времен на полном серьезе рассматривался вопрос полета на Луну на воздушном шаре. Сейчас это даже не смешно. У них были такие представления...

Глава 8

Размышления Артема прервал приход Сергея.

– Дела такие, – стал докладывать Сергей, раздеваясь, – стадо, о котором идет речь, кочует в Усть-Авамской тундре, это и есть центральный Таймыр. Бывают там посторонние люди очень редко. На вертолете отвозят ребятишек на каникулы к родителям и, соответственно, забирают осенью в школу. В экстренных случаях санитарные рейсы, если кто-то сильно заболел или роды. Иногда бывает окружное начальство и если выборная кампания – вот и вся связь. Бригаду хвалят, считают ее, как они выразились, наиболее цивилизованной. Сказали, что там живут нганасане – самый древний народ Таймыра. Их северное платье из оленьих шкур отличается от долганского фасона. В общем, сохранили самобытность. Их осталось на земле совсем мало, нет и одной тысячи.

– Ну, и лады! Махнем в гости к нганасанам!

– В редакции рекомендовали обязательно зайти по этому вопросу в окружком. Они, возможно, чем-то помогут.

– Нужно, значит, зайдем.

Настроение у Артема поднялось, пропала головная боль от вчерашнего хмеля.

– Говоришь, надо сходить в окружком А почему бы нет? Сейчас и схожу.

Он решил поговорить сразу по двум вопросам: о поездке к оленеводам и о сюжете в морпорту.

В коридорах окружкома было тихо, как в школе во время уроков. Артем без труда нашел кабинет заведующего отделом культуры. Это был довольно молодой человек, хорошо осведомленный о здешней жизни.

– Отсюда в стадо попадать сложно, в центральный Таймыр двести верст с гаком, – объяснял он Артему, – если даже прилетите, вам через несколько дней снова нужно организовывать вертолет, тут погодный фактор. Проблематично.

– Как же быть?

– Лучше все-таки воспользоваться рейсовым бортом на Волочанку. Там живет один художник-нганасан Матюмяку Турдагин. Он, к сожалению, не доучился в художественном училище, работал оленеводом, в сельском клубе. У него много рисунков, акварелей, гравюр. Способный человек, снимите его. Если даже не будет погоды в срок, то рейс туда все равно ходит, вылетите. А пока суд да дело, снимите ансамбль народного танца «Хейро», у них красочные костюмы, выглядят самобытно, интересное звуковое оформление. Я за это время позвоню в Волочанку, о вас там будут знать.

– Мне бы ещё хотелось снять морпорт. Он у вас, говорят, работает круглый год.

– Это не проблема. По приезде снимите, он никуда не убежит.

Ансамбль «Хейро» состоял из самодеятельных и уже окончивших хореографическое училище ребят и девушек.

В обозреваемое время, к сожалению, никаких концертов не предвиделось. Хорошо бы, конечно, поехать с ансамблем куда-нибудь с выездным концертом. Но голь, как говорится, на выдумку хитра. Артем подумал и решил снимать историю становления ансамбля. Как создавались художником костюмы, рождались сценические движения, рисунок танца, что пришло из жизни, а что выдумка, репетиции. Гастрольный фрагмент сделал из фотографий, снятых разными фотографами, газетных отзывов с иллюстрациями. Материала набралось достаточно.

Сюжет отправили на студию и нацелились на центральный Таймыр.

Они прилетели в Волочанку. Сергей огляделся и обронил:

– Ну и дыра. Никаким центром даже и не пахнет!

Действительно, глаз не на чем было остановить. Это был типичный северный поселок. Они все походили друг на друга. Сельсовет, школа-интернат, аэропорт, клуб, магазин, почта – как везде, одинаковый набор учреждений. Все они не блистали красотой, а скорее наоборот. Их поселили в заежке из трех небольших комнаток. Артем сразу пошел в клуб, встретился с художником. Одно время тот работал в стаде, даже был бригадиром, но времени на творчество не было, а, может, из него оленевод оказался никудышный, он ушел.

Они познакомились.

– Митя, – представился черноволосый человек небольшого роста с чуть оттопыренной нижней губой.

– Дмитрий, что ли?

– Нет, меня так прозвали ребята в Красноярске, когда я учился в художественном училище, а вообще-то дома зовут Матюмяку, но для вас Митя проще.

– Хорошее имя! Мне говорили, что ты учился, но отчего-то бросил учебу, – спросил Артем.

– О... о, вспоминать не хочется. Не вынес городской жизни. Была такая тоска по родным местам, что этих чувств я описать словами не смогу... Казалось, что умираю. Снилась тундра, дом, родные... Просыпался в слезах. Ей Богу... Однажды что-то оборвалось во мне. Все, думаю, конец... Купил билет на самолет и, не попрощавшись ни с кем, исчез. Прилетел в Дудинку, сказали, что Волочанка закрыта. Я купил билет на Усть-Авам, прилетел и пошел прямо из аэропорта пешком домой.

– Сколько километров?

– Восемьдесят. Шел день и всю ночь. Был полярный день, солнце не заходит, к утру пришел домой. Получилось быстрее самолета!

– Там какая-то дорога?

- У нас тундра – дорога.

– Верю, что желание вернуться домой было огромным...

Артем рассматривал работы. Никакой любительщины, вполне зрелый взгляд, хороший рисунок, неплохие акварели, гравюры.

– А что тебе ближе – акварель, рисунок или гравюра?

– Это подсказывает сама тема. Очень люблю акварель, тушь-перо. Зимняя тундра хорошо передается гравюрой, а, например, такая миниатюра, посмотри, лучше получится в технике тушь-перо.

– Да, скрупулезная работа, требующая большой усидчивости. Кто это?

– Моя дочь, когда была совсем маленькая.

– А это кто? Неплохой карандашный рисунок.

– Бабушка, в прошлом году весной гостевал у них.

– Кто она?

– Никто... Жена деда и все.

– А выглядит, словно учительница, – заметил Артем и взял следующий рисунок.

– Это дед, – пояснил Митя.

– Почему у него лицо закрыто маской, как будто у него грипп?

– Не грипп, у него каждую весну лицо становится красным, видимо, аллергия на оленью шерсть, а он говорит, что от ветра. Не понимает и всегда закрывает лицо, когда выходит на улицу, но такая мера не помогает...

– На этой акварели хорошо передан колорит меховых одежд, – Артем пристально рассматривал акварель. Совсем молодая женщина с одного плеча скинула парку, отороченную черным мехом. Обнаженные плечо и грудь среди пушистого меха смотрелись необычно. Младенец припал к материнской груди. Женщина, наклонив голову, любовалась своим чадом. Черная коса спадала на меховые одежды, подчеркивая юность молодой матери.

– Это моя жена... Я ее украл.

Артем с удивлением взглянул на Митю.

– Воруют, по-моему, на Кавказе. Оказывается, на Таймыре в тундре происходит такое!

– Отец ее что-то никак не соглашался на нашу женитьбу, не то, чтобы не соглашался, а ни да, ни нет. Мы с ней сговорились. Приехал на белых оленях, чтобы ночью их не очень было видно. Полнолуние было, красота! Она в назначенное время пришла, куда договорились. Я предчувствовал, что отец отправит погоню по нашему следу. Чтобы отвязаться от погони, я через определенное расстояние на видном месте оставил бутылку водки и закусить. Проехали еще, я снова проделал то же самое. Погоня каждый раз останавливалась. Кто же мимо выпивки проедет?

Потом они мне сказали: «Мы подумали, зачем мешать хорошему парню. Угощает. Пусть живут!»

(Продолжение следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!