НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кинохроникёр (часть 10)

25 Сентября 2022 г.

Повесть Евгения Корзуна.

Кинохроникёр (часть 10)

Ранее:

– Американцам снимать можно, а своим нельзя, – пожимая плечами, говорил Загорский, сопровождая свою мысль матерными словами в адрес туподумных чиновников, которые только и думали о том, «кабы чего не вышло».

Артем вынул из-под полы полушубка свою «Практику» и сделал несколько фотокадров на подлете. Приземлились. Вертолет после разгрузки должен сразу взлететь. Решил снять отлетающий вертолет. Сергей остался разгружать вещи. Артем взял штатив и пошел выбирать точку, с которой наиболее эффектно мог бы смотреться взлет на фоне огней и буровой. Без перчаток держать камеру в руках было невозможно, сразу прихватывало. Здесь мороз, по его ощущениям, был еще крепче.

Разгрузили быстро. Двигатель набрал обороты, поднялся столб снежной взвеси, через которую проглядывался силуэт машины и искорки огней.

«План должен получиться фактуристый, – подумал Артем, – тут все: мороз, полярная ночь, оторванность от большой Земли».

Когда он остановил камеру, вспомнил и пожалел, что на фото такого кадра не снял.

К нему подошел человек крупного телосложения, представился: «Александр Григорьевич – мастер буровой». Он помог Артему донести штатив до ближайшего балка. Артем сказал Сергею, чтобы тот упаковал камеру в кофр на улице и только тогда занес в теплое помещение. Этому его научил Загорский. «Иначе, – сказал он, – в камере появится конденсат. Вынесешь на мороз, камеру мгновенно «схватит», потому что вращающиеся детали пристынут друг к другу, а в кофре она отогреется постепенно, без влаги».

Александр Григорьевич поставил чайник на плитку, намереваясь угостить ребят чаем.

– Раздевайтесь, проходите. Жить будете в соседнем балке, а здесь у нас в одной половине живу я, в той, – он указал рукой, где стояли письменный стол и рация, – вроде конторы. Что вы снимаете? – поинтересовался Александр Григорьевич.

– Надо снять сюжет для киножурнала на черно-белую пленку и на цветную фрагмент для фильма, который запустят в производство летом. Это, так сказать, уходящий объект. Фильм значится пока под условным названием «Земля Таймыра». Сюда войдут эпизоды о жизни и культуре малых народов Севера, судоходство на Енисее, индустриальная тема, которую будут снимать в Норильске, и открытие полезных ископаемых, так сказать, взгляд в будущее... Вот этот эпизод мы должны у вас снять.

– Вы вовремя прилетели. Сейчас буровая работает, а совсем недавно безнадежно стояли, была авария... Кое-как справились. Думали, что придется бросить скважину и начинать новую.

– А что было?

– Оборвался бур, не могли поймать никакими силами... Бились, бились, все-таки удалось.

Александр Григорьевич разливал чай. В это время открылась дверь, в морозных клубах возник рабочий-бурильщик. Он смотрелся округлым из-за толстых штанов и такой же толстой брезентовой куртки с капюшоном. Серые большие, не по размеру, валенки с натянутыми прорезиненными галошами дополняли округлость.

– Александр Григорьевич, а где кувалда? – серьезно поинтересовался вошедший.

Александр Григорьевич секунду смотрел на парня, потом тоже серьезно ответил:

– У меня под подушкой.

Парень что-то соображал, потом повернулся и исчез, оставив клубящийся морозный дух.

– Ну, что такое? – возмущенно заговорил Александр Григорьевич, – за всякой дребеденью идут к начальнику, чтобы он подал им в руки кувалду. Я должен знать, где его кувалда, а жена дома, где его трусы и носки. Вот где взять бутылку, никогда не спрашивают, знают точно, спрячь – найдут. Как же они собрались строить коммунизм? Его же надо будет им принести, а завтра утречком найти, подать в постель и так каждый день. Строители, мать их в душу...

Артем с Сергеем смеялись над услышанным диалогом, а особенно над ответом мастера. Потом Артем сам сморозил нелепицу.

– Открыть месторождение – это грандиозно! За это, наверное, памятники ставят, – то ли вопросительно, то ли утвердительно сказал Артем.

– Вообще-то месторождения открывают не бурильщики, а геологи, – слегка поправил Артема Александр Григорьевич. – Это они определяют, где залегает то или иное ископаемое. А мы выполняем их волю. Когда нефть польется, о буровиках просто не вспомнят, о геологах-то могут забыть. Награды, скорей всего, получат министр и партийный деятель, на чьей земле мы просверлили дырочку. Одно дело мерзнуть здесь, аварии устранять, а другое – награды получать.

Он, отхлебнув чая, поставил кружку на стол.

– По мне, например, лучше ее не найти, пусть лежит до лучших времен, может, когда-нибудь самим пригодится.

– Как это? – искренне удивился Артем.

– Ну, найдем, а ее продадут и все. У меня это обстоятельство никакого оптимизма не вызывает.

– Я как-то не подумал об этом, – буркнул под нос Артем.

– Ты приглядись к японцам. У них ни нефти, ни металла, а живут... И экономика одна из передовых в мире. Как они хозяйствуют? А не найдем нефть, что будем делать? Почему мы плохо об этом думаем, а если думаем, почему ничего не предпринимаем? «По старинке, по привычке зажигаюсь я от спички», – процитировал Александр Григорьевич детские стихи, – пора, давно пора делать шаг вперед. Запустим – дело запахнет керосином, да, собственно говоря, уже запустили. Если мне, маленькому человеку, понятно, державным-то людям должно быть еще видней. Чего себе думают? Бывает, летишь, летишь на самолете над Таймыром, вокруг ни души. Какие пространства и, возможно, богатства запрятаны, сколько уже разработанных, приносящих прибыль! А живем – концы с концами едва сводим. Разве это хозяйствование?

Артем был озадачен болевым подходом Александра Григорьевича. Оказывается, везде люди думают, беспокоятся за Отечество.

«Действительно за державу обидно. У людей, стоящих у штурвала власти, похоже, меньше беспокойства о стране, чем у таких, как этот буровой мастер», – заметил Артем.

Мороз, как назло, усиливался, дошел до отметки пятьдесят два градуса. Работать было сложно, но зато без всяких усилий Артема северный колорит чувствовался, даже мало сказать чувствовался, он лез в кадр. Куда ни поверни объектив, везде отпечатки лютого мороза, в каждом кадре: в портретах бурильщиков, как они были одеты, как двигались, в том, что их окружало. На каждом предмете буровой вышки был мороз, все вместе являло картину Крайнего Севера…

На следующий день Артем проснулся поздно. Спальные места в балках располагались так же, как в железнодорожном вагоне – друг над другом. Было слышно радио, негромкие звуки с хрипотцой доносились до его слуха. Под его койкой кто-то вполголоса разговаривал. Он глянул вниз. Там Сергей разряжал, чистил кассеты, готовил камеру к следующей съемке. Напротив Сергея сидел парень-бурильщик, которого Артем снимал вчера.

– Я такой аппаратуры еще не видел, – с некоторой завистью сказал паренек.

– Обыкновенная ручная камера «Конвас». Все студии страны на ней работают.

– Зачем три объектива, на фотике один и хватает.

– Для оперативности. Вот этот с широким углом, им снимают масштабные, общие планы, этот больше годится для съемки портрета. Оператор может в одну секунду заменить, раз и готово, – Сергей одним движением перебросил объектив. – А если бы был один? Его надо вынуть, другой вставить... Все событие кончится, пока будешь мудохаться. А на морозе?

– Вообще-то ловко, – согласился парень. – Сколько пленки входит в кассету?

– Сюда шестьдесят, но я заряжаю по пятьдесят. Легче идет камера.

– Пятьдесят? – удивился собеседник, – куда столько?

– Вот ты на фото сюжет снимаешь одним кадром, щелк и готово! Например, бригада бурильщиков на фоне вышки. Так? А оператор сюжет снимает из нескольких эпизодов: прилет вертолета, разгрузка, бурильщики у скважины, повар готовит вам обед, общие планы тундры, эпизод в бане... В каждом эпизоде несколько планов... Каждый план по несколько метров пленки. Один раз нажал – пролетело, например, три метра. В каждом метре пятьдесят два кадра. Усек?

– Тут пленки не напасешься.

– На сюжет оператор тратит двести метров, больше редко, это когда не очень получается. Будет операторский брак, высчитают за испорченную пленку из зарплаты.

– О! Высчитывают? Сколько ты получаешь?

Бурильщик определенно думал, что гораздо больше, чем работяга на скважине. Сергей сказал сколько. Это оказалось в четыре-пять раз меньше, чем зарабатывает бурильщик. Парень после небольшой паузы сказал, не поверив:

– Не хочешь, не говори.

Артем подумал, ведь они с Сергеем испытывают тот же мороз, те же жизненные сложности и неудобства, что и бурильщики, а их труд и пребывание здесь оплачивается так же, как, допустим, в северной части Иркутской области, в этом была очевидная несправедливость.

Работа была завершена. Александр Григорьевич по рации вызвал вертолет. На прощание попарились в баньке, выпили коньяку.

Возвращались на том же вертолете. Артем сидел, привалившись плечом к округлому краю иллюминатора, и почему-то вспомнил песню, которую спел Станислав в ресторане.

Кожаные куртки, брошенные в угол,

Тряпкой занавешено низкое окно,

Бродят за ангарами северные вьюги.

В маленькой гостинце тихо и тепло.

«Не удивлюсь, если эти слова родились на таймырской земле, – подумал он. Потом вспомнил сокурсников – кто, где? Кто-то топчет башмаками московские улицы, держится за причастность к столичной жизни. А там не вдруг-то раскроют двери, позовут, дадут стоящую работу. Приеду, расскажу о своих маршрутах, наверняка рот разинут.

Есть, конечно, ребята пробивные, и в Москве найдут, куда себя приложить. Все-таки я правильно сделал, что выбрал этот регион. Во сне не привиделось бы... Я на Таймыре! Холодно аж минус 52, полярная ночь, буровая, вертолет – прекрасно! Такое не с каждым может случиться, это никогда не забудется! Надо набраться опыта, сделать стоящую работу, поучаствовать в фестивалях, а потом будет видно, куда направить свои стопы».

По приезде с буровой Артем пошел на почту позвонить Лене. На почте отопительные трубы были раскалены, духота. Несколько человек сидели, дожидаясь своей очереди. Ему сказали ожидать в течение часа. Артем снял полушубок, накупил газет и стал читать. Наконец объявили пройти в третью кабину. Слышимость, на удивление, была прекрасной. После нескольких слов Лена вдруг сказала: «Умер Загорский». Артем остолбенел. Этого невозможно было представить, понять, осмыслить. Как? Загорский умер? Что за чепуха? Кажется, он только вчера в добром расположении духа, правда, немного поддатый, рассказывал ему, как он вместо логопеда учил внука выговаривать букву «р». Артем напрягся, как будто надо было решить какую-то сложную задачу.

– Что произошло?

Лена, видно, тоже не просто пережила известие о смерти Загорского. Она после паузы сказала:

– После твоего отъезда Василий Семенович запил всерьез. Его невменяемого увезли в больницу. Мест в палатах не было, положили в коридоре, скорее всего, без внимания. Говорят, что случился отек легких, и он скончался. Но я толком не знаю, что произошло.

Артем вышел из здания почты, сам не заметил, как оказался в магазине, купил бутылку водки и пришел в гостиницу.

– Серега, Василия Семеновича не стало... Лена сказала.

– Как не стало?

– Как это бывает... Умер от запоя...

Сергей был ошарашен такой новостью. Загорский был, что называется, «во цвете лет».

– Сколько ему было?

– Лет сорок семь-восемь, но пятидесятилетие не отмечали, это я знаю точно.

– Не верится, и все...

Они помолчали. Каждый, наверное, представил себе Загорского, прямого в общении, не всегда подыскивающего обтекаемые слова, иногда грубоватого, но порой настолько точно выражавшегося, что его высказывания ходили по студии, как цитаты, долгое время.

– Он мне рассказывал, что родом с какой-то железнодорожной станции, – с грустью стал вспоминать Артем, – после семилетки пошел работать в депо, туда все шли, больше некуда было идти. Стал помощником машиниста, это в переводе на русский язык – кочегаром на паровозе.

(Продолжение следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!