28 марта 1776 года был основан, а 18 января 1825 года был торжественно открыт Большой театр. Грандиозное здание театра стало одним из символов Москвы и России. Оно пережило многое и до сих пор хранит свои секреты и тайны.
Театр на болоте
Болотистое место, на котором был возведен театр, столетиями оставалось непривлекательным для строительства. Существует легенда о том, как во время чумы 1603 года, сюда, в болото, разъяренные горожане сбросили тело убитого злодея, который, прикидываясь лекарем, отравлял людей с целью наживы. «Врача-убийцу» обличил мальчик Никита, единственный выживший после прихода мрачного «лекаря» в дом Никитиной семьи, а люди убийце отмстили. На месте болота через два столетия и возвели Театральную площадь.
Подземная река
Живет в Москве речка, всем знакомо ее имя, но сама она неизвестная и неизведанная. Река Неглинная. Жители московского княжества в ее прозрачной воде ловили раков и мелкую рыбешку. Но в XVIII веке в чистую воду Неглинки начали сбрасывать нечистоты. А в 1817 году москвичи и вовсе решили избавиться от грязной речушки и похоронили ее под землей. Таинственная подземная река и сейчас протекает под Москвой, в том числе, и под Большим театром. Еще под зданием во время археологических раскопок обнаружили постройку каменного века да затейливого деревянного шахматного ферзя, родом из XVII столетия.
Огненный рок
История театра началась ярко, но не радостно – с пожара. Князь Урусов начал строительство театра, который по месту своего расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) был назван Петровским. Но незадолго до своего открытия театр сгорел, а князь передал театральные заботы англичанину Майклу Медоксу.
Медокс построил Большой Петровский театр, который простоял 25 лет и снова сгорел. Далее театр отстраивали заново, но то и дело случались новые пожары.
1853 год
Несмотря на хитрые выдумки архитектора, который провел по всему зданию театра тонкие трубочки, снабжаемые водой, зимой 1853 года произошел самый страшный пожар. Это уже действительно было похоже на рок. Тогда на сцене ставили «Русалку». Очевидцы утверждали, что пожар напоминал о демонических сценах из «Русалки». Пожар разгорелся так сильно, что его было видно даже из села Всехсвятского (современный район метро Сокол). Множество людей оказалось в огненной ловушке и погибло. Пламя не могли потушить несколько дней, жарило как в аду, даже чугун расплавился, а на Театральной площади растаял весь снег... «Когда горел театр, казалось, что погибал милый нам человек» — признавался один из очевидцев. Останки театра тлели еще несколько недель. Причину этого великого пожара так и не выяснили. Но люди обнаружили одну закономерность: все пожары начинались с театральных подвалов.
Загадка музы
Одной из главных достопримечательностей Большого театра является монументальное живописное полотно «Аполлон и музы». Оно украшает потолок театра. Казалось бы, какие здесь тайны и загадки, но правда в том, что набор муз, изображенных на полотне, отличается от традиционного. Академик Титов, которого пригласили расписывать плафон большого театра пошел на смелый и странный эксперимент. Он «выкинул» музу Полигимнию, которую традиционно изображали на таких картинах и нарисовал ту, которую ему хотелось там увидеть — музу своего искусства, искусства живописи. Между тем, именно муза Полигимнея является музой торжественных гимнов. Её отсутствие на полотне может многое объяснить в непростой судьбе Большого.
Военные ранения
Большой театр пострадал во время Великой Отечественной войны. 28 октября 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил тяжелую бомбу на центральный подъезд театра. При взрыве погиб человек, снесло фасад здания, обрушились мраморные лестницы, в голову «ранило» Аполлона. До сих пор историки гадают, почему снаряд сбросили именно сюда. Ведь объект не представлял стратегической важности. А в 2006 году на театральной площади произошел взрыв. В одном из театральных подвалов взорвался артиллерийский снаряд военного времени. Многострадальные подвалы театра в очередной раз преподнесли свой зловещий сюрприз.
Квадрига
Знаменитая великолепная квадрига Аполлона после реставрации снова, как и двести лет назад, гордо возвышается на портике театра. Из-за убранства статуи Аполлона даже разгорелись споры, кто-то требовал прикрыть божественную наготу фиговым листком, другие же утверждали, что первоначальный замысел не предполагал никаких заслонок. Все-таки, боги Древней Греции были не из стеснительных. Трудно сейчас докопаться до истины. Листок предположительно «прицепили» намного позже, а отвалился он во время фашисткой бомбежки, как и венок.
Большой театр претерпел несколько реконструкций, последняя из которых была завершена в 2011 году. Сегодня Большой считается одним из главных театров мира. Он по-прежнему символ российской культуры и наследия.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.