ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Любопытная история Большого театра

Елизавета Курилова, rg.ru   
23 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

18 января 1825 года было построено новое здание Большого театра. Давайте узнаем о самых необычных событиях в его биографии.

Любопытная история Большого театра

Большой театр имеет богатую историю, восходящую к 1776 году. 28 марта того года императрица Екатерина II даровала князю Петру Урусову привилегию «быть хранителем всех театральных представлений в Москве в течение десяти лет», что ознаменовало официальное основание московского Большого театра. Однако привилегированное положение не освободило князя от финансовой ответственности, и вскоре он объединил усилия с Михаилом Медоксом, успешным театральным предпринимателем, чтобы купить дом на улице Петровка и построить на его месте новое здание театра.

Театр, построенный по проекту архитектора Кристиана Росберга, был возведен всего за пять месяцев и вмещал почти тысячу человек. Его назвали Петровским театром из-за местоположения и считали украшением города. Помимо спектаклей, в театре проходили публичные лекции, концерты, маскарады и балы. В 1788 году к театру было пристроено второе здание — «Ротунда».

10 января открылся Петровский театр. Он стал первым публичным театром в Москве. Архитекторы и знатоки высоко оценили его доходность, превосходящую почти все знатные европейские театры. Труппа театра состояла в основном из крепостных артистов. Она поддерживалась Московским университетом и учрежденными гимназиями, а также классами «изящных искусств», основанными в 1773 году при Московском воспитательном доме. Эти классы со временем переросли в Московское императорское театральное училище.

В период с 1789 по 1805 год театр несколько раз переходил из рук в руки, владельцем и управляющим поочередно становились Медокс и князь Михаил Волконский. Однако, в 1805 году здание было уничтожено пожаром, и труппа была вынуждена выступать на частных сценах, что поставило под угрозу ее дальнейшее существование. В 1806 году труппа была передана в ведение Дирекции императорских театров, которая до этого управляла только петербургской сценой, что в конечном итоге спасло театр и обеспечило его дальнейший успех и культурное значение в России.

После пожара 1805 года Большой театр пережил период реконструкции и обновления. Новое здание театра, построенное по проекту архитектора Иосифа Бове, было возведено 18 января 1825 года. Оно вмещало около 2 000 человек. Театр был официально переименован в «Большой Петровский» и быстро стал одним из ведущих культурных учреждений города.

«Ещё ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!», — написал Михаил Лермонтов специально для газеты «Панорама Москвы».

В это время репертуар театра расширялся и включал не только оперу и драму, но и балет. Балетная труппа Большого театра стала одной из самых известных в мире. В театре также состоялись премьеры многих знаменитых русских опер — «Борис Годунов» Мусоргского и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

Большой театр претерпел несколько реконструкций, последняя из которых была завершена в 2011 году. Сегодня Большой театр считается одним из главных театров мира. Он по-прежнему символ российской культуры и наследия.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Инна Чурикова о воспитании сына
  • Задачи писателей в годы Великой Отечественной
    Великая Отечественная – испытание не только физическое, не только испытание экономических сил страны, организационных сил государства, храбрости и мужества людей – на фронте и в тылу. 1941-й – это еще и идеологическое, политическое испытание. Какие задачи ставила война перед писателями?
  • Как коллектив театра в Новосибирске чекисты чистили от «чуждых элементов»
    В Новосибирске задержан бывший директор театра «Красный факел» Александр Кулябин. Его сын, известный режиссер Тимофей Кулябин ранее покинул Россию и осудил спецоперацию на Украине. Во время массовых репрессий силовики уже приходили в театр и расправились с его руководством.
  • Чудеса оконного стекла
    20 2a От редакции: Другого нашего постоянного автора – прозаика, поэта, журналиста, автора более десятка книг Владимира Максимова – тоже нет нужды особо представлять нашим читателям. Он регулярно выступает в нашей газете со своими «брюзжалками» – заметками неравнодушного гражданина по поводу тех или иных беспорядков и недостатков нашей жизни, печатает здесь и свои рассказы, имеющие автобиографическую основу.
  • «Семь кругов ада»: как в России оформляют инвалидность
    Сбор огромного количества документов, очереди в больницах и регулярные отказы врачей в выдаче направлений на элементарное обследование — далеко не полный список трудностей, с которыми сталкиваются люди при оформлении инвалидности. Получить группу все сложнее, некоторые до решения комиссии попросту не доживают. Почему сложилась такая ситуация — в дата-исследовании РИА Новости.
  • Московский завод елочных украшений. 1988
  • Загадки знаменитого Спаса на Крови
    Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Даже место, где построен этот храм, таит загадки — именно там, 18 октября 1883 года, был убит император Александр ІІ.
  • Поэма «Василий Теркин»: читатели думали, что герой – реальный человек
    В сентябре 1942-го в «Красноармейской правде» началась публикация поэмы «Василий Теркин. Книга про бойца». Очень скоро стало ясно, что произведение Александра Твардовского — бесспорно, одно из лучших в нашей литературе о войне и русском солдате.
  • «У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота
    56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.
  • Исповедь охотника
    20 1a От редакции: В 2021 году в Москве был издан сборник художественных рассказов о диких и домашних животных под общим названием «Жизнь рядом с нами» иркутского писателя и нашего постоянного автора Александра Ведрова. За этот сборник автор был удостоен звания лауреата Московской литературной премии. Эта премия, имеющая давнюю и заслуженную репутацию, учреждена Интернациональным союзом писателей и редакцией литературного журнала «Российский колокол» при поддержке Московского союза писателей и ряда московских организаций и ведомств культуры. Сегодня мы публикуем один рассказ из этого сборника. Примечательно, что история из этого рассказа, что называется, один в один произошла в ранней молодости и с редактором нашей газеты Анатолием Выборовым. С разницей лишь в том, что он не выбросил ружье в озеро (так как оно было отцово), а повесил его на стенку и также навсегда отказался от охоты. Если среди наших читателей окажутся такие же бывшие охотники, мы готовы опубликовать их истории в нашей газете под рубрикой «Разговор с читателем». Пишите.
  • Игрушки всё дальше уводят детей… от игры?
    Одной из самых известных игрушек прошедшего года стал Хаги Ваги — плюшевый монстр — персонаж компьютерной хоррор-игры (напомним, что российские интернет-магазины и маркетплейсы снимают с продажи эти игрушки, так как в них было обнаружено опасное химвещество). Психологи утверждают, что выбор игрушки влияет на будущую личность ребенка и его развитие. Как расходится понимание игры у детей и взрослых и как выбрать правильную игрушку?
  • Можно ли исключить Солженицына из школьной программы?
    Почти приговор: «Из школьной программы следует убрать „Архипелаг ГУЛАГ“ Александра Солженицына и другие „не прошедшие проверку временем“ произведения». Такое мнение высказал депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Депутат сослался на данные некоего исторического анализа, согласно которому Солженицын многое «высосал из пальца» и «вымарал в грязи собственную Родину».
  • Кукольный номер. Певец итальянской школы Сидор Сидорович Сидоров-Сидорини (1972)
  • Режиссер Лариса Шепитько: мистическая жизнь, мистическая смерть
    Советский кинорежиссёр, сценарист и актриса Лариса Шепитько погибла при весьма мистических обстоятельствах. Будто все вокруг предупреждало её о скорой смерти. Шепитько, верившая в мистику, относилась к этим знакам серьезно, но предотвратить свою смерть не смогла.
  • Столетие Советского Союза на полотнах художников
    Союз художников СССР определял лицо советского искусства. История СХ СССР, а также его последователей оказалась в центре внимания выставки «СССР-100», которая прошла в Выставочном зале Союза художников России на Крымском валу.
  • Композитор Дашкевич: Россия переживает мощную музыкальную катастрофу
    Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший да и попросту замечательный человек в январе отмечает свой день рождения. Сегодняшний собеседник — Владимир Дашкевич.
  • Власти задумались над лицензированием частных домов престарелых
    Сейчас без лицензии нельзя открыть школу, поликлинику, цирк или зоопарк, а дом престарелых — пожалуйста. О существовании подпольных пансионатов власти порой узнают только после того, как там происходят трагедии. Например, в 2005-2022-м в пансионатах и домах престарелых произошло 19 возгораний. Пожар в Кемерове унес жизни 20 человек.
  • Сказка о твердом орехе. Мультфильм (1971)
  • Каким был олигарх Борис Березовский
    23 января – 77 лет со дня рождения Бориса Березовского. Российский олигарх и политический эмигрант родился в 1946 году. Давайте вспомним основные вехи биографии этого человека.
  • Голодомор 30-х годов: трагедия не только украинцев
    В Украине и некоторых других частях СССР в 30-е годы принудительная и репрессивная для крестьян политика хлебозаготовок, проводимая коммунистической властью, привела к голодомору. Коснулась это крестьян всех национальностей, но только украинцев. Но сейчас, в силу политической подоплеки, эта трагедия воспринимается и подается с заострением внимания именно на национальности пострадавших крестьян. Возможно, эта болезненность объяснима и простительна – но есть смысл прислушаться и к мнению историка, с которым редакция МГ и знакомит своего читателя.