ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

Айвар Валеев, rgo.ru   
28 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Императорская яхта «Держава». Фото из альбома «Русский флот»

История появления альбома в 1892 году — это результат счастливых совпадений.

Во-первых, особенность эпохи: именно правившему тогда императору Александру III принадлежат знаменитые слова, её характеризующие: «У России есть только два союзника — её армия и флот». В 1882 году, вскоре после восшествия нового царя на престол, была принята знаменитая 20-летняя судостроительная программа. Если верить предисловию Великого князя Александра Михайловича к изданию 1892 года, за 11 лет царствования Александра III Русский флот усилился 103 новыми судами. Эти корабли большей частью построены «русскими людьми из русского материала», при этом уже «не уступают лучшим судам Западной Европы, где кораблестроение на несколько веков старше нашего».

Во-вторых, личный интерес Великого князя Александра Михайловича, большого фаната флота и современной военной техники. Он на собственные средства решил выпустить альбом к 200-летию той поры, когда «женевец Лефорт показал впервые своему царственному ученику, как нужно управлять парусами».

Наконец, главное: увлечённый талант Василия Игнациуса, который служил на полутора десятках изображённых им кораблей, и был к тому времени известным (по крайней мере, во флотских кругах) рисовальщиком-маринистом.

Об авторе иллюстраций до сих пор мы имели весьма скудную информацию. А ведь это поистине историческая личность. Спустя 13 лет, в мае 1905 года, Василий Васильевич станет участником печально знаменитого Цусимского сражения в качестве капитана флагмана эскадры — броненосца «Князь Суворов». И погибнет как герой.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Василий Игнациус. Фото из альбома «Русский флот»

Очерк историка, почетного полярника и действительного члена РГО Никиты Кузнецова восполняет недосказанность. Мы, в частности, узнаём, как Игнациусу удавалось совмещать полноценную морскую службу со своим увлечением живописью. Автор статьи отмечает, что начальство поощряло интерес офицера к изобразительному искусству. Василий Васильевич даже посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы Императорской Академии художеств в 1883–1884 годы. Говорят, сам Великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и Морского ведомства, освободил Игнациуса ради такого дела от ротных занятий и учений. А позже его отправят на целый год учиться рисунку у знаменитого в те годы мариниста Алексея Боголюбова, жившего в Париже.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото из альбома «Русский флот»

Примерно треть изображённых кораблей только что введены в строй, то есть являлись образцами сверхсовременной на тот момент техники. Отсюда — громадный интерес публики, причём, не только флотской, к данному изданию. Несмотря на его немалую по тем временам цену — 7 рублей.

Как метко отмечает в своём обращении к читателям нового издания Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, «любой из 56 „портретов“ кораблей, представленных в альбоме, можно подолгу рассматривать. Так мы всматриваемся в портреты людей. У каждого корабля, будь то могучий крейсер или небольшая канонерская лодка, свой запоминающийся образ».

Действительно, Игнациус, создавая очевидно парадные виды кораблей, старается деталями передать характер каждого из них. К примеру, императорская яхта «Царевна» (личная яхта императрицы Марии Фёдоровны), изображена на фоне безмятежной погоды и гладкой поверхности воды.

А вот корвет «Витязь», вероятно, поймав пассат в свои паруса, завалился на правый бок. Это тот самый корабль, который в 1886–1889 годы совершил кругосветное плавание под командованием капитана 1-го ранга Степана Макарова.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Или вот «Пётр Великий», первый броненосец отечественной постройки, — Игнациус показывает его уверенный ход навстречу сильному ветру и большой волне. Она готова, кажется, захлестнуть корабль, но мы понимаем, что это будет тщетная попытка...

Взгляд из нашего времени добавляет альбому исторический объём. Мы можем проследить, как сложилась судьба изображённых судов в дальнейшем.

Отдельно стоит выделить корабли, участвовавшие спустя несколько лет в русско-японской войне и Цусимском сражении. В их числе броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». После полученных тяжелых повреждений он был затоплен экипажем у северной оконечности острова Цусима. Примерно в том же районе затонул полуброненосный фрегат «Владимир Мономах», подбитый торпедой.

Его одноклассник «Дмитрий Донской», также сильно пострадавший от прямых попаданий снарядов, затоплен экипажем у острова Дажелет. Броненосный корабль «Император Николай I» оказался в руках противника и до 1918 года служил в составе японского флота под названием Iki...

Есть в галерее и знаменитая канонерская лодка «Кореец» — корабль-соратник легендарного крейсера «Варяг». 27 января 1904 года, после неравного боя с японской эскадрой оба были взорваны экипажами из-за невозможности прорыва в Порт-Артур. «Варяг» в альбом попасть не мог, поскольку был спущен на воду только в 1899 году.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

У «Корейца», кстати, был брат-близнец — «Манджур». Интересно, что в честь этой канонерки было названо несколько географических объектов. Например, остров в Беринговом море, неподалёку от Камчатки. Правда, на современных картах названия наносятся с искажением — Маньчжур вместо Манджур.

Вообще, оказывается, довольно много топонимов, на первый взгляд, странных, появились как раз в честь кораблей из нашего альбома. К примеру, мыс Забияка получил своё название от крейсера «Забияка». Мыс Разбойник в Анадырском заливе (Берингово море) и одноимённая скала у острова Итуруп — от клипера «Разбойник». Залив Рында в Японском море назван в честь корвета «Рында». И ещё забавное: мыс Африка на Камчатке — тоже назван в честь русского корабля, а вовсе не далёкого материка.

Кстати, крейсер «Африка» запечатлён в истории и по другому поводу. В 1898 году Александр Попов впервые на практике применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером и транспортным судном «Европа».

Многие суда Русского флота, чьи образы запечатлел Игнациус, известны своим вкладом в науку. Вообще, Российский военно-морской флот, его корабли и люди, сыграли огромную роль во вполне мирных исследованиях и важнейших географических открытиях. Назовем лишь два персонажа из альбома: уже упомянутый корвет «Витязь» и канонерскую лодку «Черноморец».

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Первый не только совершил кругосветное плавание, но участвовал в изучении морей Тихого океана. В 1893 году, спустя год после выхода альбома, «Витязь» затонул у берегов Кореи после того как налетел на камни. Это место было названо в честь корабля. Любопытно, что, пожалуй, никакое другое судно той эпохи не оставило после себя столько топонимов. Именем «Витязя» названы также: бухта в заливе Петра Великого (Японское море), скала около острова Уллындо вблизи Корейского полуострова, бухта на побережье Кореи, ледниковый купол на острове Циглера (Земля Франца-Иосифа), скала у острова Итуруп в Охотском море.

А канонерская лодка «Черноморец» в 1890 году стала своего рода базой «глубокомерной Черноморской экспедиции» под руководством выдающегося русского геолога Николая Андрусова. Он открыл и объяснил сероводородное заражение нижних слоёв Черного моря, а также составил карту его глубин.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Напоследок — ещё один сюжет. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» благодаря ленте Сергея Эйзенштейна стал иконой кинематографа. Возможно, не все знают, что в ленте снимался не он, а другой броненосный корабль — «Двенадцать апостолов», поскольку оригинал уже был выведен из состава Черноморского флота, готовился к утилизации и выглядел довольно плачевно — результат подрыва англичанами в 1919 году. Между тем его кинодублёр успел засветиться в альбоме «Русский флот».

Впрочем, и «Двенадцать апостолов» спустя шесть лет отправили для разборки на металлолом. Увы, такова судьба большинства кораблей из альбома «Русский флот», что вышли целыми из морских сражений последующих бурных годин. Средняя «продолжительность жизни» этих судов составляла чуть более 30 лет. Новая эпоха, подстёгиваемая техническим прогрессом, требовала уже совсем других боевых кораблей...

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Александр Розенбаум «Заходите к нам на огонек» (1989)
  • Кузнецы раньше были... «стоматологами»!
    Знахари, травники и прочие представители народной медицины на протяжении столетий были единственными защитниками крестьянства от болезней. Ситуация с качеством и доступностью медицины начала меняться в 1630-х годах. Сначала появился Аптекарский приказ — аналог современного Минздрава. В Россию стали приезжать иностранные врачи, началось развитие медобразования. Но долго услуги медиков были доступны исключительно высшему сословию.
  • Почему сказочник Александр Роу не знался со своими ирландскими родственниками?
    Великий русский сказочник Александр Артурович Роу, на чьих фильмах выросло не одно поколение детей, родился в семье эмигрантов. Его отцом был ирландец Артур Роу, а мать, Юлия Карагеоргий, предположительно имела греко-румынское происхождение. У Александра Артуровича Роу в Ирландии до сих пор живет много близких родственников, которые его любят и помнят.
  • Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе
    Специальные модификации для медицинской службы в СССР делали не только на основе обычных легковушек. Но и из грузовиков и даже из правительственных лимузинов. Давайте вспомним 10 самых известных санитарных авто.
  • Как-то раз Анна Герман спела... для коров и овец
    Анна Герман – советская и польская певица, поэт и композитор. Она исполняла песни на разных языках мира, в первую очередь на польском и русском. Красивая, успешная, обожаемая публикой. Кажется, что в жизни звезды всё было хорошо. Но это не так.
  • Испанский танец. Голубой огонек (1980)
  • Как-то в сказочника Александра Роу влюбилась африканская принцесса
    24 1a Александр Роу – советский кинорежиссер, автор многих фильмов-сказок. Он оставил шикарное творческое наследие многим поколениям детей России и других стран. Его фильмы учат любить культуру, фольклор и неизбежно поднимают настроение. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию у родителей.
  • Брестский мир: взгляд историка
    105 лет назад, 3 марта 1918 года, новоявленная советская власть заключила Брестский мир. Для кого-то это стало «предательством Родины», для других – «спасением трудового народа от бессмысленных смертей». Ниже мнение по данному вопросу доктора исторических наук Фёдора Гайды, доцента истфака МГУ.
  • Гуськов в роли Сальери: яркая премьера в театре Вахтангова
    Премьера на Исторической сцене Вахтанговского — броское, яркое, парадоксальное и зрелищное сценическое прочтение известного исторического мифа о Моцарте и Сальери. Главным в спектакле стал дуэт двух композиторов, двух мировоззрений, двух мироощущений. Антонио Сальери играет артист Алексей Гуськов.
  • «От таракана чуть ли не падал в обморок»: фобии Петра I
    Императора Петра I не назовешь человеком робкого десятка: царь лично тушил пожары, рубил головы бунтовщикам и убивал шпагой мародёров. Однако это не мешало Петру испытывать страх перед некоторыми безобидными, на первый взгляд, вещами.
  • Назад пути нет? (Часть 1)
    Держа «ушки на макушке», можно услышать много любопытного, предрасполагающего к размышлениям и сопоставлениям, которые подсказывает неугомонная память. За полтора месяца в голову набилось столько информации, что трудно даже решить, с чего начать… А начну-ка с того, что ближе моему писательскому уму: с литературы и русского языка.
  • Ширвиндт и Державин
  • Слово о воробье
    Воробей – самая симпатичная птичка. И нисколько не жадная. Самая аккуратная, дружная, незлобливая. На него напраслину возвели – вором назвали. Никакой он не вор.
  • «Когда мы интересны на сцене?»: заветки Олега Табакова
    Пять лет назад не стало Олега Павловича Табакова (1935–2018), который создал в театре и кино целую галерею ярких и запоминающихся образов, любимых – без преувеличения – всеми зрителями. В издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» и вне её вышла книга театроведа Лидии Боговой «Олег Табаков» с редкими фотографиями из архива артиста и режиссёра и его впервые издаваемыми «заветками».
  • Как Минздрав предложил преодолеть дефицит психиатров?
    Раньше обращение за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру было чем-то из ряда вон. Теперь – обычная практика. И правда, почему бы и не помочь себе с помощью грамотного специалиста. Ведь то пандемия, то непростая на сегодняшний день обстановка в стране и мире. Тревожно, нервозно, не все могут справиться самостоятельно. Кстати, некоторые инициативы по подготовке психиатров и психотерапевтов предложил Минздрав. В чем это будет выражаться?
  • Иркутск времен «великого немого» и после. Страницы кинохроники
    Кино Сибири начиналось именно у нас, в Иркутске, еще до революции, в конце XIX века, с первых опытов предпринимателя Дона Отелло. Он не только сам снимал некоторые местные события, но и имел свой иллюзион (кинотеатр), приносящий неплохой доход.
  • Молодежный новогодний бал. Время. Эфир 31 декабря 1978
  • Женщина из долины Исдален: история нераскрытого преступления
    Дело о смерти женщины в норвежской долине Исдален уже полвека будоражит умы людей. Пустяковый случай обернулся для следователей настоящей головоломкой. А новые улики лишь запутывали ее. Загадка века!
  • «Эмка»: история создания легендарного автомобиля
    16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый массовый советский легковой автомобиль – «М-1». Название М-1 имело простую расшифровку: Молотовский-1, в честь председателя СНК товарища В. М. Молотова.
  • «Балет на десерт»: чем угощали Си Цзиньпина на встрече с Владимиром Путиным
    На встрече 20 марта Владимир Путин угощал Си Цзиньпина блинчиками с перепелкой и грибами, закуской из дальневосточных морепродуктов и ухой из стерляди с расстегаем. На сладкое подавали знаменитый на весь мир десерт «Павлова». В СМИ опубликовано обеденное меню Кремля, специально подготовленное к официальным переговорам лидеров России и Китая. Что особенно любит председатель КНР из русской кухни и чем угощали Путина в Пекине?