ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

Айвар Валеев, rgo.ru   
28 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Императорская яхта «Держава». Фото из альбома «Русский флот»

История появления альбома в 1892 году — это результат счастливых совпадений.

Во-первых, особенность эпохи: именно правившему тогда императору Александру III принадлежат знаменитые слова, её характеризующие: «У России есть только два союзника — её армия и флот». В 1882 году, вскоре после восшествия нового царя на престол, была принята знаменитая 20-летняя судостроительная программа. Если верить предисловию Великого князя Александра Михайловича к изданию 1892 года, за 11 лет царствования Александра III Русский флот усилился 103 новыми судами. Эти корабли большей частью построены «русскими людьми из русского материала», при этом уже «не уступают лучшим судам Западной Европы, где кораблестроение на несколько веков старше нашего».

Во-вторых, личный интерес Великого князя Александра Михайловича, большого фаната флота и современной военной техники. Он на собственные средства решил выпустить альбом к 200-летию той поры, когда «женевец Лефорт показал впервые своему царственному ученику, как нужно управлять парусами».

Наконец, главное: увлечённый талант Василия Игнациуса, который служил на полутора десятках изображённых им кораблей, и был к тому времени известным (по крайней мере, во флотских кругах) рисовальщиком-маринистом.

Об авторе иллюстраций до сих пор мы имели весьма скудную информацию. А ведь это поистине историческая личность. Спустя 13 лет, в мае 1905 года, Василий Васильевич станет участником печально знаменитого Цусимского сражения в качестве капитана флагмана эскадры — броненосца «Князь Суворов». И погибнет как герой.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Василий Игнациус. Фото из альбома «Русский флот»

Очерк историка, почетного полярника и действительного члена РГО Никиты Кузнецова восполняет недосказанность. Мы, в частности, узнаём, как Игнациусу удавалось совмещать полноценную морскую службу со своим увлечением живописью. Автор статьи отмечает, что начальство поощряло интерес офицера к изобразительному искусству. Василий Васильевич даже посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы Императорской Академии художеств в 1883–1884 годы. Говорят, сам Великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и Морского ведомства, освободил Игнациуса ради такого дела от ротных занятий и учений. А позже его отправят на целый год учиться рисунку у знаменитого в те годы мариниста Алексея Боголюбова, жившего в Париже.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото из альбома «Русский флот»

Примерно треть изображённых кораблей только что введены в строй, то есть являлись образцами сверхсовременной на тот момент техники. Отсюда — громадный интерес публики, причём, не только флотской, к данному изданию. Несмотря на его немалую по тем временам цену — 7 рублей.

Как метко отмечает в своём обращении к читателям нового издания Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, «любой из 56 „портретов“ кораблей, представленных в альбоме, можно подолгу рассматривать. Так мы всматриваемся в портреты людей. У каждого корабля, будь то могучий крейсер или небольшая канонерская лодка, свой запоминающийся образ».

Действительно, Игнациус, создавая очевидно парадные виды кораблей, старается деталями передать характер каждого из них. К примеру, императорская яхта «Царевна» (личная яхта императрицы Марии Фёдоровны), изображена на фоне безмятежной погоды и гладкой поверхности воды.

А вот корвет «Витязь», вероятно, поймав пассат в свои паруса, завалился на правый бок. Это тот самый корабль, который в 1886–1889 годы совершил кругосветное плавание под командованием капитана 1-го ранга Степана Макарова.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Или вот «Пётр Великий», первый броненосец отечественной постройки, — Игнациус показывает его уверенный ход навстречу сильному ветру и большой волне. Она готова, кажется, захлестнуть корабль, но мы понимаем, что это будет тщетная попытка...

Взгляд из нашего времени добавляет альбому исторический объём. Мы можем проследить, как сложилась судьба изображённых судов в дальнейшем.

Отдельно стоит выделить корабли, участвовавшие спустя несколько лет в русско-японской войне и Цусимском сражении. В их числе броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». После полученных тяжелых повреждений он был затоплен экипажем у северной оконечности острова Цусима. Примерно в том же районе затонул полуброненосный фрегат «Владимир Мономах», подбитый торпедой.

Его одноклассник «Дмитрий Донской», также сильно пострадавший от прямых попаданий снарядов, затоплен экипажем у острова Дажелет. Броненосный корабль «Император Николай I» оказался в руках противника и до 1918 года служил в составе японского флота под названием Iki...

Есть в галерее и знаменитая канонерская лодка «Кореец» — корабль-соратник легендарного крейсера «Варяг». 27 января 1904 года, после неравного боя с японской эскадрой оба были взорваны экипажами из-за невозможности прорыва в Порт-Артур. «Варяг» в альбом попасть не мог, поскольку был спущен на воду только в 1899 году.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

У «Корейца», кстати, был брат-близнец — «Манджур». Интересно, что в честь этой канонерки было названо несколько географических объектов. Например, остров в Беринговом море, неподалёку от Камчатки. Правда, на современных картах названия наносятся с искажением — Маньчжур вместо Манджур.

Вообще, оказывается, довольно много топонимов, на первый взгляд, странных, появились как раз в честь кораблей из нашего альбома. К примеру, мыс Забияка получил своё название от крейсера «Забияка». Мыс Разбойник в Анадырском заливе (Берингово море) и одноимённая скала у острова Итуруп — от клипера «Разбойник». Залив Рында в Японском море назван в честь корвета «Рында». И ещё забавное: мыс Африка на Камчатке — тоже назван в честь русского корабля, а вовсе не далёкого материка.

Кстати, крейсер «Африка» запечатлён в истории и по другому поводу. В 1898 году Александр Попов впервые на практике применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером и транспортным судном «Европа».

Многие суда Русского флота, чьи образы запечатлел Игнациус, известны своим вкладом в науку. Вообще, Российский военно-морской флот, его корабли и люди, сыграли огромную роль во вполне мирных исследованиях и важнейших географических открытиях. Назовем лишь два персонажа из альбома: уже упомянутый корвет «Витязь» и канонерскую лодку «Черноморец».

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Первый не только совершил кругосветное плавание, но участвовал в изучении морей Тихого океана. В 1893 году, спустя год после выхода альбома, «Витязь» затонул у берегов Кореи после того как налетел на камни. Это место было названо в честь корабля. Любопытно, что, пожалуй, никакое другое судно той эпохи не оставило после себя столько топонимов. Именем «Витязя» названы также: бухта в заливе Петра Великого (Японское море), скала около острова Уллындо вблизи Корейского полуострова, бухта на побережье Кореи, ледниковый купол на острове Циглера (Земля Франца-Иосифа), скала у острова Итуруп в Охотском море.

А канонерская лодка «Черноморец» в 1890 году стала своего рода базой «глубокомерной Черноморской экспедиции» под руководством выдающегося русского геолога Николая Андрусова. Он открыл и объяснил сероводородное заражение нижних слоёв Черного моря, а также составил карту его глубин.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Напоследок — ещё один сюжет. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» благодаря ленте Сергея Эйзенштейна стал иконой кинематографа. Возможно, не все знают, что в ленте снимался не он, а другой броненосный корабль — «Двенадцать апостолов», поскольку оригинал уже был выведен из состава Черноморского флота, готовился к утилизации и выглядел довольно плачевно — результат подрыва англичанами в 1919 году. Между тем его кинодублёр успел засветиться в альбоме «Русский флот».

Впрочем, и «Двенадцать апостолов» спустя шесть лет отправили для разборки на металлолом. Увы, такова судьба большинства кораблей из альбома «Русский флот», что вышли целыми из морских сражений последующих бурных годин. Средняя «продолжительность жизни» этих судов составляла чуть более 30 лет. Новая эпоха, подстёгиваемая техническим прогрессом, требовала уже совсем других боевых кораблей...

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.