НА КАЛЕНДАРЕ

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

Айвар Валеев, rgo.ru   
28 Января 2023 г.

56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Императорская яхта «Держава». Фото из альбома «Русский флот»

История появления альбома в 1892 году — это результат счастливых совпадений.

Во-первых, особенность эпохи: именно правившему тогда императору Александру III принадлежат знаменитые слова, её характеризующие: «У России есть только два союзника — её армия и флот». В 1882 году, вскоре после восшествия нового царя на престол, была принята знаменитая 20-летняя судостроительная программа. Если верить предисловию Великого князя Александра Михайловича к изданию 1892 года, за 11 лет царствования Александра III Русский флот усилился 103 новыми судами. Эти корабли большей частью построены «русскими людьми из русского материала», при этом уже «не уступают лучшим судам Западной Европы, где кораблестроение на несколько веков старше нашего».

Во-вторых, личный интерес Великого князя Александра Михайловича, большого фаната флота и современной военной техники. Он на собственные средства решил выпустить альбом к 200-летию той поры, когда «женевец Лефорт показал впервые своему царственному ученику, как нужно управлять парусами».

Наконец, главное: увлечённый талант Василия Игнациуса, который служил на полутора десятках изображённых им кораблей, и был к тому времени известным (по крайней мере, во флотских кругах) рисовальщиком-маринистом.

Об авторе иллюстраций до сих пор мы имели весьма скудную информацию. А ведь это поистине историческая личность. Спустя 13 лет, в мае 1905 года, Василий Васильевич станет участником печально знаменитого Цусимского сражения в качестве капитана флагмана эскадры — броненосца «Князь Суворов». И погибнет как герой.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Василий Игнациус. Фото из альбома «Русский флот»

Очерк историка, почетного полярника и действительного члена РГО Никиты Кузнецова восполняет недосказанность. Мы, в частности, узнаём, как Игнациусу удавалось совмещать полноценную морскую службу со своим увлечением живописью. Автор статьи отмечает, что начальство поощряло интерес офицера к изобразительному искусству. Василий Васильевич даже посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы Императорской Академии художеств в 1883–1884 годы. Говорят, сам Великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и Морского ведомства, освободил Игнациуса ради такого дела от ротных занятий и учений. А позже его отправят на целый год учиться рисунку у знаменитого в те годы мариниста Алексея Боголюбова, жившего в Париже.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото из альбома «Русский флот»

Примерно треть изображённых кораблей только что введены в строй, то есть являлись образцами сверхсовременной на тот момент техники. Отсюда — громадный интерес публики, причём, не только флотской, к данному изданию. Несмотря на его немалую по тем временам цену — 7 рублей.

Как метко отмечает в своём обращении к читателям нового издания Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, «любой из 56 „портретов“ кораблей, представленных в альбоме, можно подолгу рассматривать. Так мы всматриваемся в портреты людей. У каждого корабля, будь то могучий крейсер или небольшая канонерская лодка, свой запоминающийся образ».

Действительно, Игнациус, создавая очевидно парадные виды кораблей, старается деталями передать характер каждого из них. К примеру, императорская яхта «Царевна» (личная яхта императрицы Марии Фёдоровны), изображена на фоне безмятежной погоды и гладкой поверхности воды.

А вот корвет «Витязь», вероятно, поймав пассат в свои паруса, завалился на правый бок. Это тот самый корабль, который в 1886–1889 годы совершил кругосветное плавание под командованием капитана 1-го ранга Степана Макарова.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Или вот «Пётр Великий», первый броненосец отечественной постройки, — Игнациус показывает его уверенный ход навстречу сильному ветру и большой волне. Она готова, кажется, захлестнуть корабль, но мы понимаем, что это будет тщетная попытка...

Взгляд из нашего времени добавляет альбому исторический объём. Мы можем проследить, как сложилась судьба изображённых судов в дальнейшем.

Отдельно стоит выделить корабли, участвовавшие спустя несколько лет в русско-японской войне и Цусимском сражении. В их числе броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». После полученных тяжелых повреждений он был затоплен экипажем у северной оконечности острова Цусима. Примерно в том же районе затонул полуброненосный фрегат «Владимир Мономах», подбитый торпедой.

Его одноклассник «Дмитрий Донской», также сильно пострадавший от прямых попаданий снарядов, затоплен экипажем у острова Дажелет. Броненосный корабль «Император Николай I» оказался в руках противника и до 1918 года служил в составе японского флота под названием Iki...

Есть в галерее и знаменитая канонерская лодка «Кореец» — корабль-соратник легендарного крейсера «Варяг». 27 января 1904 года, после неравного боя с японской эскадрой оба были взорваны экипажами из-за невозможности прорыва в Порт-Артур. «Варяг» в альбом попасть не мог, поскольку был спущен на воду только в 1899 году.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

У «Корейца», кстати, был брат-близнец — «Манджур». Интересно, что в честь этой канонерки было названо несколько географических объектов. Например, остров в Беринговом море, неподалёку от Камчатки. Правда, на современных картах названия наносятся с искажением — Маньчжур вместо Манджур.

Вообще, оказывается, довольно много топонимов, на первый взгляд, странных, появились как раз в честь кораблей из нашего альбома. К примеру, мыс Забияка получил своё название от крейсера «Забияка». Мыс Разбойник в Анадырском заливе (Берингово море) и одноимённая скала у острова Итуруп — от клипера «Разбойник». Залив Рында в Японском море назван в честь корвета «Рында». И ещё забавное: мыс Африка на Камчатке — тоже назван в честь русского корабля, а вовсе не далёкого материка.

Кстати, крейсер «Африка» запечатлён в истории и по другому поводу. В 1898 году Александр Попов впервые на практике применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером и транспортным судном «Европа».

Многие суда Русского флота, чьи образы запечатлел Игнациус, известны своим вкладом в науку. Вообще, Российский военно-морской флот, его корабли и люди, сыграли огромную роль во вполне мирных исследованиях и важнейших географических открытиях. Назовем лишь два персонажа из альбома: уже упомянутый корвет «Витязь» и канонерскую лодку «Черноморец».

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Первый не только совершил кругосветное плавание, но участвовал в изучении морей Тихого океана. В 1893 году, спустя год после выхода альбома, «Витязь» затонул у берегов Кореи после того как налетел на камни. Это место было названо в честь корабля. Любопытно, что, пожалуй, никакое другое судно той эпохи не оставило после себя столько топонимов. Именем «Витязя» названы также: бухта в заливе Петра Великого (Японское море), скала около острова Уллындо вблизи Корейского полуострова, бухта на побережье Кореи, ледниковый купол на острове Циглера (Земля Франца-Иосифа), скала у острова Итуруп в Охотском море.

А канонерская лодка «Черноморец» в 1890 году стала своего рода базой «глубокомерной Черноморской экспедиции» под руководством выдающегося русского геолога Николая Андрусова. Он открыл и объяснил сероводородное заражение нижних слоёв Черного моря, а также составил карту его глубин.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Напоследок — ещё один сюжет. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» благодаря ленте Сергея Эйзенштейна стал иконой кинематографа. Возможно, не все знают, что в ленте снимался не он, а другой броненосный корабль — «Двенадцать апостолов», поскольку оригинал уже был выведен из состава Черноморского флота, готовился к утилизации и выглядел довольно плачевно — результат подрыва англичанами в 1919 году. Между тем его кинодублёр успел засветиться в альбоме «Русский флот».

Впрочем, и «Двенадцать апостолов» спустя шесть лет отправили для разборки на металлолом. Увы, такова судьба большинства кораблей из альбома «Русский флот», что вышли целыми из морских сражений последующих бурных годин. Средняя «продолжительность жизни» этих судов составляла чуть более 30 лет. Новая эпоха, подстёгиваемая техническим прогрессом, требовала уже совсем других боевых кораблей...

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз