НА КАЛЕНДАРЕ

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

Айвар Валеев, rgo.ru   
28 Января 2023 г.

56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Императорская яхта «Держава». Фото из альбома «Русский флот»

История появления альбома в 1892 году — это результат счастливых совпадений.

Во-первых, особенность эпохи: именно правившему тогда императору Александру III принадлежат знаменитые слова, её характеризующие: «У России есть только два союзника — её армия и флот». В 1882 году, вскоре после восшествия нового царя на престол, была принята знаменитая 20-летняя судостроительная программа. Если верить предисловию Великого князя Александра Михайловича к изданию 1892 года, за 11 лет царствования Александра III Русский флот усилился 103 новыми судами. Эти корабли большей частью построены «русскими людьми из русского материала», при этом уже «не уступают лучшим судам Западной Европы, где кораблестроение на несколько веков старше нашего».

Во-вторых, личный интерес Великого князя Александра Михайловича, большого фаната флота и современной военной техники. Он на собственные средства решил выпустить альбом к 200-летию той поры, когда «женевец Лефорт показал впервые своему царственному ученику, как нужно управлять парусами».

Наконец, главное: увлечённый талант Василия Игнациуса, который служил на полутора десятках изображённых им кораблей, и был к тому времени известным (по крайней мере, во флотских кругах) рисовальщиком-маринистом.

Об авторе иллюстраций до сих пор мы имели весьма скудную информацию. А ведь это поистине историческая личность. Спустя 13 лет, в мае 1905 года, Василий Васильевич станет участником печально знаменитого Цусимского сражения в качестве капитана флагмана эскадры — броненосца «Князь Суворов». И погибнет как герой.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Василий Игнациус. Фото из альбома «Русский флот»

Очерк историка, почетного полярника и действительного члена РГО Никиты Кузнецова восполняет недосказанность. Мы, в частности, узнаём, как Игнациусу удавалось совмещать полноценную морскую службу со своим увлечением живописью. Автор статьи отмечает, что начальство поощряло интерес офицера к изобразительному искусству. Василий Васильевич даже посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы Императорской Академии художеств в 1883–1884 годы. Говорят, сам Великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и Морского ведомства, освободил Игнациуса ради такого дела от ротных занятий и учений. А позже его отправят на целый год учиться рисунку у знаменитого в те годы мариниста Алексея Боголюбова, жившего в Париже.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото из альбома «Русский флот»

Примерно треть изображённых кораблей только что введены в строй, то есть являлись образцами сверхсовременной на тот момент техники. Отсюда — громадный интерес публики, причём, не только флотской, к данному изданию. Несмотря на его немалую по тем временам цену — 7 рублей.

Как метко отмечает в своём обращении к читателям нового издания Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, «любой из 56 „портретов“ кораблей, представленных в альбоме, можно подолгу рассматривать. Так мы всматриваемся в портреты людей. У каждого корабля, будь то могучий крейсер или небольшая канонерская лодка, свой запоминающийся образ».

Действительно, Игнациус, создавая очевидно парадные виды кораблей, старается деталями передать характер каждого из них. К примеру, императорская яхта «Царевна» (личная яхта императрицы Марии Фёдоровны), изображена на фоне безмятежной погоды и гладкой поверхности воды.

А вот корвет «Витязь», вероятно, поймав пассат в свои паруса, завалился на правый бок. Это тот самый корабль, который в 1886–1889 годы совершил кругосветное плавание под командованием капитана 1-го ранга Степана Макарова.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Или вот «Пётр Великий», первый броненосец отечественной постройки, — Игнациус показывает его уверенный ход навстречу сильному ветру и большой волне. Она готова, кажется, захлестнуть корабль, но мы понимаем, что это будет тщетная попытка...

Взгляд из нашего времени добавляет альбому исторический объём. Мы можем проследить, как сложилась судьба изображённых судов в дальнейшем.

Отдельно стоит выделить корабли, участвовавшие спустя несколько лет в русско-японской войне и Цусимском сражении. В их числе броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». После полученных тяжелых повреждений он был затоплен экипажем у северной оконечности острова Цусима. Примерно в том же районе затонул полуброненосный фрегат «Владимир Мономах», подбитый торпедой.

Его одноклассник «Дмитрий Донской», также сильно пострадавший от прямых попаданий снарядов, затоплен экипажем у острова Дажелет. Броненосный корабль «Император Николай I» оказался в руках противника и до 1918 года служил в составе японского флота под названием Iki...

Есть в галерее и знаменитая канонерская лодка «Кореец» — корабль-соратник легендарного крейсера «Варяг». 27 января 1904 года, после неравного боя с японской эскадрой оба были взорваны экипажами из-за невозможности прорыва в Порт-Артур. «Варяг» в альбом попасть не мог, поскольку был спущен на воду только в 1899 году.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

У «Корейца», кстати, был брат-близнец — «Манджур». Интересно, что в честь этой канонерки было названо несколько географических объектов. Например, остров в Беринговом море, неподалёку от Камчатки. Правда, на современных картах названия наносятся с искажением — Маньчжур вместо Манджур.

Вообще, оказывается, довольно много топонимов, на первый взгляд, странных, появились как раз в честь кораблей из нашего альбома. К примеру, мыс Забияка получил своё название от крейсера «Забияка». Мыс Разбойник в Анадырском заливе (Берингово море) и одноимённая скала у острова Итуруп — от клипера «Разбойник». Залив Рында в Японском море назван в честь корвета «Рында». И ещё забавное: мыс Африка на Камчатке — тоже назван в честь русского корабля, а вовсе не далёкого материка.

Кстати, крейсер «Африка» запечатлён в истории и по другому поводу. В 1898 году Александр Попов впервые на практике применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером и транспортным судном «Европа».

Многие суда Русского флота, чьи образы запечатлел Игнациус, известны своим вкладом в науку. Вообще, Российский военно-морской флот, его корабли и люди, сыграли огромную роль во вполне мирных исследованиях и важнейших географических открытиях. Назовем лишь два персонажа из альбома: уже упомянутый корвет «Витязь» и канонерскую лодку «Черноморец».

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Первый не только совершил кругосветное плавание, но участвовал в изучении морей Тихого океана. В 1893 году, спустя год после выхода альбома, «Витязь» затонул у берегов Кореи после того как налетел на камни. Это место было названо в честь корабля. Любопытно, что, пожалуй, никакое другое судно той эпохи не оставило после себя столько топонимов. Именем «Витязя» названы также: бухта в заливе Петра Великого (Японское море), скала около острова Уллындо вблизи Корейского полуострова, бухта на побережье Кореи, ледниковый купол на острове Циглера (Земля Франца-Иосифа), скала у острова Итуруп в Охотском море.

А канонерская лодка «Черноморец» в 1890 году стала своего рода базой «глубокомерной Черноморской экспедиции» под руководством выдающегося русского геолога Николая Андрусова. Он открыл и объяснил сероводородное заражение нижних слоёв Черного моря, а также составил карту его глубин.

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Рисунок В. Игнациуса. Фото из альбома «Русский флот»

Напоследок — ещё один сюжет. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» благодаря ленте Сергея Эйзенштейна стал иконой кинематографа. Возможно, не все знают, что в ленте снимался не он, а другой броненосный корабль — «Двенадцать апостолов», поскольку оригинал уже был выведен из состава Черноморского флота, готовился к утилизации и выглядел довольно плачевно — результат подрыва англичанами в 1919 году. Между тем его кинодублёр успел засветиться в альбоме «Русский флот».

Впрочем, и «Двенадцать апостолов» спустя шесть лет отправили для разборки на металлолом. Увы, такова судьба большинства кораблей из альбома «Русский флот», что вышли целыми из морских сражений последующих бурных годин. Средняя «продолжительность жизни» этих судов составляла чуть более 30 лет. Новая эпоха, подстёгиваемая техническим прогрессом, требовала уже совсем других боевых кораблей...

«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота

  • Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.