«У каждого судна свой характер»: портреты кораблей русского флота |
Айвар Валеев, rgo.ru |
28 Января 2023 г. |
56 «портретов» военных кораблей эпохи Александра III представлены в книге «Русский флот. Альбом 1892 года», выпущенной издательством «Паулсен». За основу взято оригинальное издание, которое хранится в Научном архиве РГО и ни разу за 130 не переиздавалось. Книгу дополнил исторический очерк об авторе иллюстраций — морском офицере и художнике Василии Игнациусе, а также справочная информация по каждому из кораблей.
История появления альбома в 1892 году — это результат счастливых совпадений. Во-первых, особенность эпохи: именно правившему тогда императору Александру III принадлежат знаменитые слова, её характеризующие: «У России есть только два союзника — её армия и флот». В 1882 году, вскоре после восшествия нового царя на престол, была принята знаменитая 20-летняя судостроительная программа. Если верить предисловию Великого князя Александра Михайловича к изданию 1892 года, за 11 лет царствования Александра III Русский флот усилился 103 новыми судами. Эти корабли большей частью построены «русскими людьми из русского материала», при этом уже «не уступают лучшим судам Западной Европы, где кораблестроение на несколько веков старше нашего». Во-вторых, личный интерес Великого князя Александра Михайловича, большого фаната флота и современной военной техники. Он на собственные средства решил выпустить альбом к 200-летию той поры, когда «женевец Лефорт показал впервые своему царственному ученику, как нужно управлять парусами». Наконец, главное: увлечённый талант Василия Игнациуса, который служил на полутора десятках изображённых им кораблей, и был к тому времени известным (по крайней мере, во флотских кругах) рисовальщиком-маринистом. Об авторе иллюстраций до сих пор мы имели весьма скудную информацию. А ведь это поистине историческая личность. Спустя 13 лет, в мае 1905 года, Василий Васильевич станет участником печально знаменитого Цусимского сражения в качестве капитана флагмана эскадры — броненосца «Князь Суворов». И погибнет как герой.
Очерк историка, почетного полярника и действительного члена РГО Никиты Кузнецова восполняет недосказанность. Мы, в частности, узнаём, как Игнациусу удавалось совмещать полноценную морскую службу со своим увлечением живописью. Автор статьи отмечает, что начальство поощряло интерес офицера к изобразительному искусству. Василий Васильевич даже посещал в качестве вольнослушателя рисовальные классы Императорской Академии художеств в 1883–1884 годы. Говорят, сам Великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и Морского ведомства, освободил Игнациуса ради такого дела от ротных занятий и учений. А позже его отправят на целый год учиться рисунку у знаменитого в те годы мариниста Алексея Боголюбова, жившего в Париже.
Примерно треть изображённых кораблей только что введены в строй, то есть являлись образцами сверхсовременной на тот момент техники. Отсюда — громадный интерес публики, причём, не только флотской, к данному изданию. Несмотря на его немалую по тем временам цену — 7 рублей. Как метко отмечает в своём обращении к читателям нового издания Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, «любой из 56 „портретов“ кораблей, представленных в альбоме, можно подолгу рассматривать. Так мы всматриваемся в портреты людей. У каждого корабля, будь то могучий крейсер или небольшая канонерская лодка, свой запоминающийся образ». Действительно, Игнациус, создавая очевидно парадные виды кораблей, старается деталями передать характер каждого из них. К примеру, императорская яхта «Царевна» (личная яхта императрицы Марии Фёдоровны), изображена на фоне безмятежной погоды и гладкой поверхности воды. А вот корвет «Витязь», вероятно, поймав пассат в свои паруса, завалился на правый бок. Это тот самый корабль, который в 1886–1889 годы совершил кругосветное плавание под командованием капитана 1-го ранга Степана Макарова.
Или вот «Пётр Великий», первый броненосец отечественной постройки, — Игнациус показывает его уверенный ход навстречу сильному ветру и большой волне. Она готова, кажется, захлестнуть корабль, но мы понимаем, что это будет тщетная попытка... Взгляд из нашего времени добавляет альбому исторический объём. Мы можем проследить, как сложилась судьба изображённых судов в дальнейшем. Отдельно стоит выделить корабли, участвовавшие спустя несколько лет в русско-японской войне и Цусимском сражении. В их числе броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». После полученных тяжелых повреждений он был затоплен экипажем у северной оконечности острова Цусима. Примерно в том же районе затонул полуброненосный фрегат «Владимир Мономах», подбитый торпедой. Его одноклассник «Дмитрий Донской», также сильно пострадавший от прямых попаданий снарядов, затоплен экипажем у острова Дажелет. Броненосный корабль «Император Николай I» оказался в руках противника и до 1918 года служил в составе японского флота под названием Iki... Есть в галерее и знаменитая канонерская лодка «Кореец» — корабль-соратник легендарного крейсера «Варяг». 27 января 1904 года, после неравного боя с японской эскадрой оба были взорваны экипажами из-за невозможности прорыва в Порт-Артур. «Варяг» в альбом попасть не мог, поскольку был спущен на воду только в 1899 году.
У «Корейца», кстати, был брат-близнец — «Манджур». Интересно, что в честь этой канонерки было названо несколько географических объектов. Например, остров в Беринговом море, неподалёку от Камчатки. Правда, на современных картах названия наносятся с искажением — Маньчжур вместо Манджур. Вообще, оказывается, довольно много топонимов, на первый взгляд, странных, появились как раз в честь кораблей из нашего альбома. К примеру, мыс Забияка получил своё название от крейсера «Забияка». Мыс Разбойник в Анадырском заливе (Берингово море) и одноимённая скала у острова Итуруп — от клипера «Разбойник». Залив Рында в Японском море назван в честь корвета «Рында». И ещё забавное: мыс Африка на Камчатке — тоже назван в честь русского корабля, а вовсе не далёкого материка. Кстати, крейсер «Африка» запечатлён в истории и по другому поводу. В 1898 году Александр Попов впервые на практике применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером и транспортным судном «Европа». Многие суда Русского флота, чьи образы запечатлел Игнациус, известны своим вкладом в науку. Вообще, Российский военно-морской флот, его корабли и люди, сыграли огромную роль во вполне мирных исследованиях и важнейших географических открытиях. Назовем лишь два персонажа из альбома: уже упомянутый корвет «Витязь» и канонерскую лодку «Черноморец».
Первый не только совершил кругосветное плавание, но участвовал в изучении морей Тихого океана. В 1893 году, спустя год после выхода альбома, «Витязь» затонул у берегов Кореи после того как налетел на камни. Это место было названо в честь корабля. Любопытно, что, пожалуй, никакое другое судно той эпохи не оставило после себя столько топонимов. Именем «Витязя» названы также: бухта в заливе Петра Великого (Японское море), скала около острова Уллындо вблизи Корейского полуострова, бухта на побережье Кореи, ледниковый купол на острове Циглера (Земля Франца-Иосифа), скала у острова Итуруп в Охотском море. А канонерская лодка «Черноморец» в 1890 году стала своего рода базой «глубокомерной Черноморской экспедиции» под руководством выдающегося русского геолога Николая Андрусова. Он открыл и объяснил сероводородное заражение нижних слоёв Черного моря, а также составил карту его глубин.
Напоследок — ещё один сюжет. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» благодаря ленте Сергея Эйзенштейна стал иконой кинематографа. Возможно, не все знают, что в ленте снимался не он, а другой броненосный корабль — «Двенадцать апостолов», поскольку оригинал уже был выведен из состава Черноморского флота, готовился к утилизации и выглядел довольно плачевно — результат подрыва англичанами в 1919 году. Между тем его кинодублёр успел засветиться в альбоме «Русский флот». Впрочем, и «Двенадцать апостолов» спустя шесть лет отправили для разборки на металлолом. Увы, такова судьба большинства кораблей из альбома «Русский флот», что вышли целыми из морских сражений последующих бурных годин. Средняя «продолжительность жизни» этих судов составляла чуть более 30 лет. Новая эпоха, подстёгиваемая техническим прогрессом, требовала уже совсем других боевых кораблей...
На нашем сайте читайте также:
|
|