НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-11-03-44-32
К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
2025-03-13-06-24-14
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь...
2025-03-11-03-52-35
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной...
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...

Святой Владимир в судьбе России

23 Октября 2015 г.

kn vladimir

В череде исторических дат и событий новейшего времени особенное значение приобретает 1000-летие памяти святого равноапостольного князя Владимира (960–1015). С его именем связывают начало процесса, последствия которого не имеют ничего равного в национальной истории. Это обращение славянского населения Руси в христианство, самоопределение народа на основе христианской веры. Именно при Владимире мы окончательно стали русскими.

Когда приходят такие даты, необходимо соотнести масштаб события с современностью. Воздавая должное человеку, возглавившему процесс христианизации Руси, мы должны использовать этот повод для осмысления собственной истории, в том числе и церковной, русской государственности, процесса формирования национального характера, образа жизни, культуры. Эта дата одновременно и напоминание о защите духовных ценностей и традиций – нашего общего социального капитала, сохранение которого особенно важно в условиях мирового кризиса, глобальной нестабильности и новых исторических вызовов.

Тысяча с лишним лет отделяет нас от великой миссии святого князя. Его путь к предначертанной исторической роли был непростым. Вначале – язычник, поклоняющийся идолам, участник извечных княжеских между­усобиц. И ведь что интересно: до принятия христианства сплотить князей ему никак не удавалось. Но логика истории и высший промысел постепенно расставили всё по местам.

В церковном тропаре Владимиру есть такие слова: «...и обрёл еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко второго Павла». Сравнение святого равноапостольного князя с апостолом Павлом неслучайно. Как известно, Павел, будучи ещё Савлом, сам принимал участие в гонениях на христиан, пока Господь не явился ему со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» В этот момент жизнь будущего апостола перевернулась. Нечто похожее наблюдаем и в жизни Владимира.

Считается, что одним из событий, которые привели к перевороту в сознании Владимира, стала казнь двух захваченных им в плен варягов-христиан. Они приняли смерть, не пожелав отказаться от веры (впоследствии на месте их казни он возведёт церковь). Владимиру стало ясно: единая вера, христианство – это путь к спасению, объединению людей.

Очевидна роль Владимира как государственника. Подобно византийскому императору Константину, он увидел в православии единственный путь к собиранию страны, разделяемой родоплеменной борьбой. Сказывались в ходе этого процесса торговые и культурные связи с Византией. Постепенно на Руси, вопреки воле языческих жрецов-волхвов, становилось всё больше христиан.

До сих пор существуют разные суждения насчёт известного летописного сюжета о «выборе веры» Владимиром. Кто-то высказывает желание понять: правильно ли поступил Владимир, верный ли выбор сделал? Но русские летописи, как и европейские хроники, – жанр отнюдь не строгий. Они переписывались при каждом новом князе в угоду его политике. Поэтому в летописях куда важнее и информативнее то, как именно они написаны.

«Выбор веры» не обязательно имел место, но дело не в достоверности фактов, а в том, что другой выбор был просто невозможен для человека, знавшего о Царьграде. В то время Византия со своим могуществом, дипломатией, торговлей, искусством, архитектурой, городскими садами и фонтанами выделялась на фоне своих соседей. Византийская культура значительно превосходила современную ей европейскую. Поэтому решение Владимира был понятным и очевидным для всех.

Но помимо обычных земных закономерностей истории есть и провиденциальные. В этом смысле князь Владимир стал тем избранником, который взял на себя миссию просветителя и проводника христианского вероучения. И русский народ будет вечно благодарен ему.

Как сказал патриарх Кирилл в своей речи на 1000-летие преставления князя, «избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств».

В преданиях многих народов есть особая легендарно-историческая фигура святого правителя, строителя справедливого царства. У англичан это король Артур, у французов – Людовик IX Святой, у нас – князь Владимир Красное Солнышко.

Одно из объяснений его ласкового прозвища связано с историей о личных качествах князя и его отношении к подданным. По легенде, однажды Владимир в честь спасения от печенегов решил устроить грандиозный пир. Но пир этот был необычным. На него пригласили всех людей из окрестных городов... кроме бояр и старейшин. Бедняки свободно проходили в палаты и брали себе вдоволь еды. А затем такие пиры стали устраивать каждый год. Таким образом светлейший князь хотел подчеркнуть, что все мы равны перед Господом, что нет для него знатных и незнатных, а все равны. Это краеугольный камень апостольского христианства, которое Владимир принёс на Русь. Кто-то поставит под сомнение эту легенду. Действительно, верна она или нет – мы никогда доподлинно не узнаем. Но очевидно, что реальный образ Владимира не мог так уж сильно расходиться с его легендарным портретом. Само существование этого сюжета уже говорит о том, кого люди видели во Владимире и как христианизированный им народ понимал добро и справедливость. Значит, всё, посеянное им, упало в добрую почву.

От начала христианского почитания в XII веке его имя стало занимать всё больше места и в мирской жизни. Владимир – герой народных преданий, былин, сказаний, его именем нарекались новорождённые, давались названия не только церковным, но и официальным учреждениям. 900-летие крещения Руси (1888) – одна из важных исторических вех – была отмечена началом строительства Князь-Владимирских соборов во многих российских городах.

К сожалению, наши знания о жизни князя до сих пор являются менее полными, чем могли бы быть. Это означает, что детальное изучение жизни и деяний князя Владимира может и должно стать одной из приоритетных тем для современных историков.

В 1980–1990-е годы ХХ века открылись новые возможности для социализации Русской православной церкви и восстановления того влияния, которым она обладала до 1917 года. Церковь оказалась тогда в эпицентре общественного внимания, начала быстрыми темпами развивать сферу благотворительности, создала мощное волонтёрское движение. Многим казалось, что именно РПЦ в состоянии соединить концы распавшейся русской традиции: ведь она – единственный национальный институт, уцелевший с дореволюционных времён и переживший советский период.

Но всё это не устраивало некоторую часть элиты России, точно так же, как раньше не устраивало коммунистическую номенклатуру. Мы были очевидцами того, как предпринимались отчаянные попытки поссорить церковь то с научным сообществом, то с государством, то с деятелями культуры и музейщиками. Новые идеологи ставили православных христиан перед выбором: или отказаться от защиты своих гражданских прав и интересов, или поставить под сомнение легитимность церкви. Российским православным пытались мешать строить храмы и совершать коллективные молебны. А вместо ленинского антицерковного декрета некий олигарх-политик предлагал регламентировать жизнь православной общественности специальным «Религиозным кодексом». К счастью, эта инициатива была отвергнута.

Затормозить формирование православной части российского гражданского общества не удалось и уже не удастся. Но нынешняя ситуация требует мужества от рядовых членов церкви и особой ответственности от духовенства, чей интеллектуальный, духовный уровень должен всегда возвышаться над стандартами общества потребления.

Православные люди обязаны помнить: авторитет церкви всегда будет держаться на том, что она может говорить народу правду там и тогда, где и когда этого не делают другие. А также выступать на стороне «униженных и оскорблённых». Это означает – быть совестью народа, быть достойными великих предшественников, святых, «в земле Российской просиявших», а также великих патриархов Гермогена, Тихона и Сергия. И конечно, достойными самого князя Владимира.

Тысячелетие жития святого Владимира – историческая веха, показывающая реальное значение этой фигуры. Принимая это во внимание, президент России Владимир Путин предложил создать около Севастополя историко-культурный центр христианства, поскольку именно там, неподалёку, на территории Корсуни-Херсона крестился князь Владимир. Нельзя не отметить и то, что Херсонес представляет собой важнейший сакральный центр России, точку, где особенно ощутима наша живая историческая связь с духовной родиной – Византией.

С течением веков смысл и значение исторической роли святого Владимира, память о нём, хранящаяся в культурном фонде человечества, находила своё воплощение в сооружении соборов, церквей, монастырей, памятников, благотворительных учреждений по всему миру – не только в России, но и в Лондоне, Хьюстоне, Брисбене, Торонто и ещё в трёх десятках историко-географических мест.

Наиболее известный памятник установлен по инициативе Николая Первого на Владимирской горке над Днепром в Киеве в 1853 году. А в 1862 году в Великом Новгороде состоялось открытие величественного монумента «1000-летие России». Одно из центральных мест в экспозиции – образ крестителя Руси.

При этом сам факт того, что в Москве, столице России, до сих пор не было памятника одному из основателей русского государства, выглядит вопиющим. Но сегодня дело сдвинулось с мёртвой точки. И хотя не обошлось без трудностей, к счастью, многолетняя мечта православных верующих близка к осуществлению.

Проблемы, как известно, возникли с местом установки. В итоге решено установить Владимира на Боровицкой площади, а не на Воробьёвых горах, – опасались, что там будет осыпаться склон. Вообще-то где именно будет установлен памятник, не имеет принципиального значения. Но как геолог могу сказать, что нет такого склона, который не могли бы укрепить русские инженеры, которые, кстати, в середине XIX века успешно укрепили катастрофически осыпающуюся Владимирскую горку в Киеве.

Великий князь Владимир – одно из тех духовных светил, что одаривает верующих теплом единения вокруг христианских ценностей. Вся Россия воздаёт ему должное за вклад в сплочение русских в единый народ, в единое государство. Поэтому благодарные потомки знаменуют тысячелетие жития и служения Святого Владимира возведением памятника в Москве.

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ (ч.1)
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!