НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Революционеры звука

05 Января 2015 г.

kino

Возникновение звукового кино сломало карьеру многим представителям новой профессии, появившейся только в ХХ веке: далеко не все актеры немого кинематографа смогли остаться на экране, когда заговорили. Постепенно изменился и язык самого кино. Отпала надобность не только в драматических титрах, но и в изобретательных приемах монтажа: все то же самое стало возможно сообщить лишь парой реплик. Это произошло благодаря долгой работе изобретателей и инженеров над приемами механической записи звука. Русским и советским пионерам звукозаписи посвящена выставка «Пионеры звука», открывшаяся в ЦСИ «Винзавод».

Первый полноценный звуковой фильм, в котором звучала не только музыка, но и речь героев, был показан публике в 1927 году. Хотя патент на звукозапись на кинопленке был получен еще в 1919-м, кинокомпании долго предпочитали не рисковать. Только Warner brothers, чуть было не разорившаяся в середине 20-х, решилась на эксперимент по смене формата. И не прогадала: звуковой фильм «Певец джаза» с модным черным музыкантом Элом Джолсоном имел большой успех и собрал три с половиной миллиона долларов — огромную по тем временам сумму.

Скоро новости об изобретении звукового кино дошли до Советской России. Режиссеры Александров, Пудовкин и Эйзенштейн в 1928 году напечатали манифест «Будущее звуковой фильмы. Заявка», в котором провозгласили, что работа со звуком в кино должна вестись в направлении «его резкого несовпадения со зрительными образами», то есть речь шла о революционном контрапункте звука и изображения. Однако первый советский полнометражный художественный фильм со звуком, «Путевка в жизнь», режиссер Николай Экк снял уже в 1931 году безо всяких авангардных штучек. Речь беспризорников, перевоспитываемых в трудкоммуне имени Г. Ягоды, не противоречила действию на экране и служила основным выразительным средством. В следующем году Муссолини открыл Международный кинофестиваль в Венеции, на котором Николай Экк был признан лучшим режиссером. Звук для «Путевки в жизнь» записали по системе тагерофон, разработанной в 1927-м в Москве Павлом Тагером.

Система эта решала задачу синхронизации звука и изображения и с модификациями использовалась много лет — практически до эры цифрового звука. Звуковая дорожка, ширина которой влияла на высоту и интенсивность звука, впечатывалась в пленку рядом с кинокадрами. И режиссер Михаил Цехановский, работавший над документальным фильмом Абрама Роома «План великих работ» (он вышел в 1930 году и стал первым озвученным фильмом, демонстрировавшимся в СССР), заметил: «Интересно, если заснять на эту дорожку египетский или древнегреческий орнамент, не зазвучит ли вдруг неведомая нам доселе архаическая музыка?» Так, группа в составе Цехановского, инженера Евгения Шолпо и композитора Арсения Авраамова пришла к идее техники рисованного звука, позволявшей синтезировать любые звуки и эффекты и записывать сложные полифонические произведения без участия исполнителей.

Авраамов еще до революции изобрел систему «ультрахроматической музыки» и позднее создал на ее основе универсальную тональную систему Welttonsystem. Не примыкая к футуристам, считал Баха преступником, «искалечившим слух миллионам людей». Став комиссаром искусств, подал комиссару просвещения Анатолию Луначарскому проект сожжения всех роялей. Вместе с Евгением Шолпо основал Общество имени Леонардо да Винчи, в котором разрабатывал идею музыки без исполнителей, использующей достижения техники. Техника рисованного звука прекрасно отвечала этой идее. Но известен Авраамов больше всего своей «Симфонией гудков», впервые сыгранной в Баку в 1922 году. Ее исполнял весь город, в симфонии звучали заводские и паровозные гудки и пушечные выстрелы. В 2010-м «Симфонию гудков» поставили в Перми на фестивале «Белые ночи».

Посетивший СССР немецкий журналист Рене Фюлоп-Миллер писал о новой пролетарской музыке: «[она] Делает упор на ритм, отражающий универсальные и безличные элементы человеческого существа. Новая музыка должна охватить все шумы эпохи механизмов, ритм машины, шум большого города и фабрики, треск приводных ремней, грохот двигателей и пронзительных звуков автомобильных сирен. Поэтому большевики сразу начали строить специальные шумовые инструменты, составляющие шумовые оркестры, чтобы донести до публики "настоящую новую музыку" вместо привычной старой буржуазной индивидуалистической "мешанины" и таким образом подготовить коллективную душу к открытию самого святого. Они подражали всем мыслимым промышленным и технологическим звукам, объединяя их в специфические фуги, оглушающие целой вселенной шума. Воплощаясь в разнообразных формах, новая "музыка машин" захватила сцену, и вскоре были сочинены шумовые симфонии, оперы и праздничные действа».

Союзкинохроника. Сюжет о технике «бумажного звука» Николая Воинова (1934).
 Мультфильмы «Прелюд Рахманинова» (1932), 
«Танец вороны» (1931).

Музыка шумов ненадолго стала популярной. В титрах фильма «Изящная жизнь» (1932) режиссера Бориса Юрцева имена музыкальной бригады «шумовиков» занимают больше места, чем актерский состав. В этом же фильме звучат мелодии на терменвоксе, истинно революционном инструменте без нот, клавиш и движущихся частей, которым заслушивался Владимир Ильич Ленин. Радиотехник Лев Термен сконструировал свой знаменитый инструмент благодаря счастливой случайности: разрабатывая систему охранной сигнализации, он заметил, что высота колебаний, генерируемых телом потенциального злоумышленника, может меняться. Готовый инструмент, игра на котором требовала сложных движений всего тела исполнителя, он показал Ленину в 1921 году. «У нас электрифицирована даже музыка!» — сказал изобретателю Ленин. Устроенной по принципу терменвокса сигнализацией оснастили Гохран и Эрмитаж, а Лев Термен отправился в турне по СССР демонстрировать возможности радиомузыки. Затем Термен уехал в США, где стал миллионером, вернулся в СССР, угодил на Колыму за убийство Кирова и изобрел монорельс для тачки (той самой, о которой Солженицын позже напишет «машина ОСО — две ручки, одно колесо»). После освобождения разработал систему подслушивания по колебаниям оконного стекла. В 1991 году в возрасте 95 лет Лев Термен вступил в КПСС, но это уже совсем другая история.

Игнорирующий нотную грамоту терменвокс привел к появлению первых клавишных синтезаторов, способных к бесступенчатому изменению высоты звука. Энтузиаст терменвокса Константин Ковальский совместно с конструктором Андреем Володиным разработали в 1935 году синтезатор «Экводин». В распоряжении исполнителя был набор 660 тембров, охватывающих весь состав симфонического оркестра, включая группу ударных. Клавиатура инструмента была чувствительна к силе удара и давлению и приспособлена также для микротоновой музыки. «Экводин» получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года. Позволял плавно изменять тон также «Эмиритон», выпускавшийся серийно в 40-х годах.

Фрагмент звуковой дорожки мультфильма «Стервятники» 
(Ленинград, 1941).
 Музыка Игоря Болдырева, программирование «Вариофона» — 
Евгений Шолпо.

Но эти клавишные инструменты гораздо менее новационны, чем «Вариофон», на который получен патент в 1930 году. Его изобретатель Евгений Шолпо еще в 1917-м написал эссе «Враг музыки», в котором подробно рассказал о музыкальной машине для автоматизации процесса сочинения. «Механический оркестр» Шолпо синтезировал произвольные звуковые спектры в соответствии со специальной графической партитурой, считываемой оптически без участия исполнителя. Эти идеи легли в основу аппарата «Вариофон», который не только не имел клавиш — он не издавал никаких звуков. В «Вариофоне» использовались вращающиеся диски с вырезанными зубцами, периодически прерывающие луч света, который формировал очертания звуковой дорожки. Съемка звука производилась непосредственно на движущуюся кинопленку. Звуки 12-тоновой октавы получались посредством специальной коробки передач и конического вариатора.

Каждую ноту «Вариофона» нужно было программировать, а полифония достигалась методом многократной экспозиции. Запись одной звуковой дорожки могла длиться несколько месяцев. Результаты работы можно было услышать только после финальной проявки кинопленки. Таким образом были озвучены несколько фильмов и созданы отдельные звуковые дорожки (в их числе — «Полет Валькирий» Вагнера).

Фрагмент из сюиты «Карбюратор» Георгия Римского-Корсакова
 (1933-1934). Программирование «Вариофона» — Евгений Шолпо.

Работу над усовершенствованным вариантом «Вариофона» закончил в 1957 году конструктор Евгений Мурзин. Каждый диск его синтезатора АНС («А.Н. Скрябин») содержал 144 одновременно звучащих тона. В отличие от «Вариофона», АНС звучал сам и не требовал синхронной записи на кинопленку. Партитура для АНС рисовалась на закопченном стекле. АНС употреблялся для записи «космической» музыки в нескольких фильмах, в том числе в «Солярисе» Тарковского.

В 1967 году на основе синтезатора АНС в Москве создана первая в СССР студия электронной музыки. На нем работали Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев, Эдисон Денисов, Станислав Крейчи, Софья Губайдулина и многие другие. Но к этому времени уже активно развивалась электронно-вычислительная техника. Быстрота обработки двоичного кода интегральными схемами обессмыслила многие поиски аналогового решения «музыки машин». Музыкально-ритмические композиции, которые вручную покадрово отрисовывал пионер визуализации звука Оскар Фишингер, сейчас с легкостью моделирует в реальном времени скринсейвер любого медиаплеера.

Color Rhythm
Кадр из фильма Оскара Фишингера Color Rhythm, 1942 год.

ИСТОЧНИК: http://lenta.ru/articles/2014/12/24/visualsound/

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.