НА КАЛЕНДАРЕ

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Ксения Воротынцева, portal-kultura.ru   
12 Сентября 2020 г.

XX век подарил России и миру немало талантливых русских художниц, среди которых Зинаида Серебрякова, Ольга Розанова, Наталия Гончарова, Варвара Степанова, Вера Мухина. Освоение женщинами творческих профессий в предшествующие столетия шло весьма непросто: слишком долго увлечение, к примеру, живописью и рисунком воспринималось как блажь, экзотическое хобби, доступное лишь представительницам высших классов.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Одной из первых отечественных художниц считается жена императора Павла I Мария Федоровна, урожденная София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская. Она была не очень счастлива в браке, супруги довольно быстро остыли друг к другу. Изящные искусства были для женщины своего рода отдушиной. Мария Федоровна освоила токарное дело, создавала камеи из яшмы и агата, а также миниатюры. Брала уроки у одного из лучших медальеров того времени Карла Леберехта. Писала портреты своих детей. В 1820-м получила диплом на звание члена Берлинской академии художеств.

Изобразительным творчеством увлекались и другие представительницы российской императорской семьи. Одной из наиболее одаренных считалась другая Мария Федоровна — жена Александра III (датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар). Ее наставником был знаменитый маринист Алексей Боголюбов, а первой учительницей — мать, датская королева Луиза. «Душка Минни», как называл ее супруг, не только писала жанровые картины и натюрморты, но и покровительствовала искусствам: вместе с мужем-императором собрала коллекцию картин.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Жена Александра III Мария Федоровна, датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар

Также интересовалась живописью сестра Николая II Ольга Александровна (Куликовская-Романова). Одним из ее преподавателей был Владимир Маковский. Великая княгиня создавала натюрморты, жанровые картины, расписывала сервизы. Прославилась и как меценат: устраивала благотворительные выставки, где вместе с ее работами экспонировались произведения молодых мастеров. В эмиграции художественные таланты приносили Ольге Александровне доход, ее картины демонстрировались на выставках в Дании и Великобритании. Покупателями становились члены европейских королевских домов.

Мало-помалу появлялись в России и профессиональные художницы. Например, Александра Венецианова, дочь известнейшего «крестьянского» живописца. Она посещала художественную школу, которую ее отец открыл в деревне Сафонково. Писала натюрморты, портреты, а также жанровые вещи (в Тверской картинной галерее хранится, в частности, ее картина «Почтовая станция»).

В художественной среде воспитывалась и Елена Поленова, сестра великого мастера. Ее первым педагогом стала мать, художница-любительница Мария Алексеевна, а главным наставником — Павел Чистяков, воспитавший плеяду выдающихся живописцев, от Репина до Врубеля. К Поленовым Павел Петрович попал (в 1859 году) еще студентом и занимался практически со всеми детьми славного семейства.

Елена Поленова училась также у Ивана Крамского — в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В историю вошла как деятельная участница «абрамцевского кружка», содружества художников, музыкантов, театральных деятелей, собиравшихся в легендарном поместье Мамонтовых. В Абрамцеве Поленова не только писала пейзажи, но и участвовала в бурной творческой жизни сообщества, шила театральные костюмы, а заодно коллекционировала предметы старины, записывала народные сказания. Эти увлечения вылились в идею возрождения народных промыслов. В 1885 году художница вместе с женой Саввы Мамонтова Елизаветой Григорьевной открыла мастерские, в которых крестьяне могли обучаться традиционным ремеслам. Сама Елена Дмитриевна руководила столярно-резчицкой мастерской, создавала эскизы предметов интерьера в русском стиле. Абрамцевская мебель вошла в моду, ею обставляли богатые дома, в Москве в связи с этим открылся специальный магазин. В декоративно-прикладном искусстве — от мебели и керамики до росписи по фарфору — таланты Елены Поленовой раскрылись в полной мере. Также она создавала иллюстрации к детским сказкам, ее работами восхищался Иван Билибин.

Широко прославилась в России и за рубежом Елизавета Бём (в девичестве Эндаурова), которая прошла обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, окончив это прославленное заведение с серебряной медалью. Успешно работала в технике силуэта.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Елизавета Бём

Репин признавался: «Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких». Елизавета Меркурьевна рисовала акварелью, иллюстрировала детские журналы «Малютка» и «Игрушечка», оформляла басни Крылова, книги Лескова, Тургенева. И никогда не забывала о своем призвании: «Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, все равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н. Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдется время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой свое занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребенка, все так же, если еще не более, занимаюсь любимым делом».

Славу ей принесли открытки — милые, трогательные, с изображениями детей, нередко в национальных костюмах. Но главным делом жизни стала для нее «Азбука», над иллюстрациями к которой Бём работала в последние годы, несмотря на проблемы со зрением.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Работа Елизаветы Бём

Другая известная художница XIX века Мария Башкирцева прославилась как очень экстравагантная фигура. Прожившая лишь 25 лет и умершая в 1884 году от чахотки, она переписывалась с Ги де Мопассаном, оставила подробные дневники, которые вела с 12 лет. Именно те записи сделали ее знаменитой, 105 тетрадей перевели на многие языки. Поклонницей Башкирцевой была Марина Цветаева. Мария Константиновна создала более 150 картин и 200 рисунков. Одной из наиболее известных вещей является весьма выразительный «Автопортрет с палитрой» (1880).

Анна Голубкина стала скульптором, когда профессия еще считалась не женской. Уроженка Зарайска являлась воспитанницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, позже поступила в столичную Академию художеств, обучалась в Париже. В 1897 году, во время второй поездки во Францию, познакомилась с Огюстом Роденом. Эта встреча во многом предопределила ее судьбу. Голубкина создавала по-роденовски текучие, но при этом совершенно оригинальные произведения, например, портрет Льва Толстого, скульптуру «Березка» — гимн юности и красоте. Советская власть не оценила талант художницы, на несколько десятилетий наследие Анны Голубкиной оказалось забыто.

Две другие известные уроженки Российской империи — Маревна (Мария Воробьева-Стебельская) и Тамара де Лемпицка (Мария Гурвич-Гурская) — прославились уже в эмиграции. Родившаяся в Чувашии, обучавшаяся в Строгановском училище Маревна уехала в Париж еще до революции, в 1912-м.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Маревна

На родину так и не вернулась, влилась в интернациональную плеяду художников, общалась с Пикассо и Сутиным, крутила роман с Диего Риверой, от которого родила дочь. Писала портреты современников — от Модильяни до Шагала, работала на стыке пуантилизма и кубизма. Впоследствии выпустила воспоминания «Моя жизнь с художниками Улья», посвященные бурной молодости.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956

Тамара де Лемпицка жила в Москве и Петербурге. В 1916-м вышла замуж за Фаддея Лемпицкого, через три года бежала вместе с ним и дочерью во Францию. За мольберт встала, надеясь заработать на жизнь, взяла приставку «де» и вскоре обрела известность не только как художница, но и как светская львица. Подружилась с Жаном Кокто и Андре Жидом, работала в стилистике модного тогда ар-деко. Одним из самых знаменитых ее творений стал «Автопортрет в зеленом Бугатти (1925)». Кроме того, создала множество ню (Тамара слыла страстной натурой, ей приписывали огромное количество романов). Она воплощала собой новый тип художника, не просто умелого мастера — знаменитости, настоящей звезды. Ее называли «баронессой с кисточкой», а сама Лемпицка заявляла: «Я люблю выходить вечером и слушать, как красивый человек говорит мне, насколько красивая я или насколько я большой художник».

Художники – люди, глубоко чувствующие и имеющие особый взгляд на мир. Через свои картины они стремятся выразить себя, быть понятыми и услышанными. Не всем удается пробиться своими работами к большой аудитории, но даже если это просто занятие на досуге, приносящее радость творчества – уже немало. А самыми гениальными художниками, по мнению ряда общепризнанных мастеров холста и кисти, являются, кто бы вы думали? Дети.

Ещё публикации, созвучные с темой:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.