НА КАЛЕНДАРЕ

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Ксения Воротынцева, portal-kultura.ru   
12 Сентября 2020 г.

XX век подарил России и миру немало талантливых русских художниц, среди которых Зинаида Серебрякова, Ольга Розанова, Наталия Гончарова, Варвара Степанова, Вера Мухина. Освоение женщинами творческих профессий в предшествующие столетия шло весьма непросто: слишком долго увлечение, к примеру, живописью и рисунком воспринималось как блажь, экзотическое хобби, доступное лишь представительницам высших классов.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Одной из первых отечественных художниц считается жена императора Павла I Мария Федоровна, урожденная София Мария Доротея Августа Луиза, принцесса Вюртембергская. Она была не очень счастлива в браке, супруги довольно быстро остыли друг к другу. Изящные искусства были для женщины своего рода отдушиной. Мария Федоровна освоила токарное дело, создавала камеи из яшмы и агата, а также миниатюры. Брала уроки у одного из лучших медальеров того времени Карла Леберехта. Писала портреты своих детей. В 1820-м получила диплом на звание члена Берлинской академии художеств.

Изобразительным творчеством увлекались и другие представительницы российской императорской семьи. Одной из наиболее одаренных считалась другая Мария Федоровна — жена Александра III (датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар). Ее наставником был знаменитый маринист Алексей Боголюбов, а первой учительницей — мать, датская королева Луиза. «Душка Минни», как называл ее супруг, не только писала жанровые картины и натюрморты, но и покровительствовала искусствам: вместе с мужем-императором собрала коллекцию картин.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Жена Александра III Мария Федоровна, датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар

Также интересовалась живописью сестра Николая II Ольга Александровна (Куликовская-Романова). Одним из ее преподавателей был Владимир Маковский. Великая княгиня создавала натюрморты, жанровые картины, расписывала сервизы. Прославилась и как меценат: устраивала благотворительные выставки, где вместе с ее работами экспонировались произведения молодых мастеров. В эмиграции художественные таланты приносили Ольге Александровне доход, ее картины демонстрировались на выставках в Дании и Великобритании. Покупателями становились члены европейских королевских домов.

Мало-помалу появлялись в России и профессиональные художницы. Например, Александра Венецианова, дочь известнейшего «крестьянского» живописца. Она посещала художественную школу, которую ее отец открыл в деревне Сафонково. Писала натюрморты, портреты, а также жанровые вещи (в Тверской картинной галерее хранится, в частности, ее картина «Почтовая станция»).

В художественной среде воспитывалась и Елена Поленова, сестра великого мастера. Ее первым педагогом стала мать, художница-любительница Мария Алексеевна, а главным наставником — Павел Чистяков, воспитавший плеяду выдающихся живописцев, от Репина до Врубеля. К Поленовым Павел Петрович попал (в 1859 году) еще студентом и занимался практически со всеми детьми славного семейства.

Елена Поленова училась также у Ивана Крамского — в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В историю вошла как деятельная участница «абрамцевского кружка», содружества художников, музыкантов, театральных деятелей, собиравшихся в легендарном поместье Мамонтовых. В Абрамцеве Поленова не только писала пейзажи, но и участвовала в бурной творческой жизни сообщества, шила театральные костюмы, а заодно коллекционировала предметы старины, записывала народные сказания. Эти увлечения вылились в идею возрождения народных промыслов. В 1885 году художница вместе с женой Саввы Мамонтова Елизаветой Григорьевной открыла мастерские, в которых крестьяне могли обучаться традиционным ремеслам. Сама Елена Дмитриевна руководила столярно-резчицкой мастерской, создавала эскизы предметов интерьера в русском стиле. Абрамцевская мебель вошла в моду, ею обставляли богатые дома, в Москве в связи с этим открылся специальный магазин. В декоративно-прикладном искусстве — от мебели и керамики до росписи по фарфору — таланты Елены Поленовой раскрылись в полной мере. Также она создавала иллюстрации к детским сказкам, ее работами восхищался Иван Билибин.

Широко прославилась в России и за рубежом Елизавета Бём (в девичестве Эндаурова), которая прошла обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, окончив это прославленное заведение с серебряной медалью. Успешно работала в технике силуэта.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Елизавета Бём

Репин признавался: «Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких». Елизавета Меркурьевна рисовала акварелью, иллюстрировала детские журналы «Малютка» и «Игрушечка», оформляла басни Крылова, книги Лескова, Тургенева. И никогда не забывала о своем призвании: «Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, все равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н. Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдется время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой свое занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребенка, все так же, если еще не более, занимаюсь любимым делом».

Славу ей принесли открытки — милые, трогательные, с изображениями детей, нередко в национальных костюмах. Но главным делом жизни стала для нее «Азбука», над иллюстрациями к которой Бём работала в последние годы, несмотря на проблемы со зрением.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Работа Елизаветы Бём

Другая известная художница XIX века Мария Башкирцева прославилась как очень экстравагантная фигура. Прожившая лишь 25 лет и умершая в 1884 году от чахотки, она переписывалась с Ги де Мопассаном, оставила подробные дневники, которые вела с 12 лет. Именно те записи сделали ее знаменитой, 105 тетрадей перевели на многие языки. Поклонницей Башкирцевой была Марина Цветаева. Мария Константиновна создала более 150 картин и 200 рисунков. Одной из наиболее известных вещей является весьма выразительный «Автопортрет с палитрой» (1880).

Анна Голубкина стала скульптором, когда профессия еще считалась не женской. Уроженка Зарайска являлась воспитанницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, позже поступила в столичную Академию художеств, обучалась в Париже. В 1897 году, во время второй поездки во Францию, познакомилась с Огюстом Роденом. Эта встреча во многом предопределила ее судьбу. Голубкина создавала по-роденовски текучие, но при этом совершенно оригинальные произведения, например, портрет Льва Толстого, скульптуру «Березка» — гимн юности и красоте. Советская власть не оценила талант художницы, на несколько десятилетий наследие Анны Голубкиной оказалось забыто.

Две другие известные уроженки Российской империи — Маревна (Мария Воробьева-Стебельская) и Тамара де Лемпицка (Мария Гурвич-Гурская) — прославились уже в эмиграции. Родившаяся в Чувашии, обучавшаяся в Строгановском училище Маревна уехала в Париж еще до революции, в 1912-м.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Маревна

На родину так и не вернулась, влилась в интернациональную плеяду художников, общалась с Пикассо и Сутиным, крутила роман с Диего Риверой, от которого родила дочь. Писала портреты современников — от Модильяни до Шагала, работала на стыке пуантилизма и кубизма. Впоследствии выпустила воспоминания «Моя жизнь с художниками Улья», посвященные бурной молодости.

Первые русские художницы: кому – занятие для души, кому – и для заработка

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956

Тамара де Лемпицка жила в Москве и Петербурге. В 1916-м вышла замуж за Фаддея Лемпицкого, через три года бежала вместе с ним и дочерью во Францию. За мольберт встала, надеясь заработать на жизнь, взяла приставку «де» и вскоре обрела известность не только как художница, но и как светская львица. Подружилась с Жаном Кокто и Андре Жидом, работала в стилистике модного тогда ар-деко. Одним из самых знаменитых ее творений стал «Автопортрет в зеленом Бугатти (1925)». Кроме того, создала множество ню (Тамара слыла страстной натурой, ей приписывали огромное количество романов). Она воплощала собой новый тип художника, не просто умелого мастера — знаменитости, настоящей звезды. Ее называли «баронессой с кисточкой», а сама Лемпицка заявляла: «Я люблю выходить вечером и слушать, как красивый человек говорит мне, насколько красивая я или насколько я большой художник».

Художники – люди, глубоко чувствующие и имеющие особый взгляд на мир. Через свои картины они стремятся выразить себя, быть понятыми и услышанными. Не всем удается пробиться своими работами к большой аудитории, но даже если это просто занятие на досуге, приносящее радость творчества – уже немало. А самыми гениальными художниками, по мнению ряда общепризнанных мастеров холста и кисти, являются, кто бы вы думали? Дети.

Ещё публикации, созвучные с темой:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз
  • Над Полесьем, над тихим жнивьем…
    19 июня Василю Быкову исполнилось бы сто лет. Это человек, который не только прошел всю Великую Отечественную, но и оставил после себя бесценное литературное наследие.
  • Странная жизнь Анатолия Солоницына
    11 июня в Москве 42 года назад скончался актер Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского.
  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).
  • «Этот случай запомнился мне на всю жизнь»
    Как назвать прозу Владислава Степановича Селиванова? Рассказы? Воспоминания? Эссе? Заметки? Определение жанра в современной литературе вообще занятие непростое – классические границы давно размыты. Можно встретить и роман объёмом с десяток страниц, и эссе размером в повесть, и вовсе несусветные формы – насколько уж позволяет фантазия автора. У Селиванова это всё-таки рассказы – короткие. Есть такое определение: короткий рассказ – краткое повествование в прозе с интенсивным эпизодическим или анекдотическим эффектом. А.П. Чехов считал, что это должен быть просто «кусочек жизни без начала и конца».
  • 36 секунд одного мига
    Засекреченный подвиг иркутских летчиков...
  • От родного порога
    Пётр Фёдорович родился в 1932 г. во Владивостоке, затем семья переехала на Украину, где пережила оккупацию. Работать начал в 15 лет – учеником слесаря. С 1949 г., окончив школу ФЗО, трудился каменщиком.
  • «Мы с Гагариным родились в один день»
    Вот и в наши края пришло долгожданное лето, а это значит, что многочисленные культурные события теперь будут проходить не только в музеях и библиотеках, но и на любимых горожанами уличных площадках.
  • 10 интересных фактов о Пушкине
    6 июня исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта
  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).