ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

От Градова до Гельмана

Изменить размер шрифта

aprashka

60 лет назад, 4 ноября 1955 года, по отечественному градостроению был нанесен удар, от которого оно не может оправиться до сих пор. Постановление № 1871 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» поставило под запрет красивые здания в классическом стиле.

Нужно строить больше простых домов, а сэкономленные на декоре деньги пустить на дополнительные квадратные метры — таков в двух словах смысл документа. И вскоре изящные формы сменились уродливыми серыми коробками, даже в сердце России — Московском Кремле — возвели «мраморный сарай». В разгроме классической архитектурной школы по сей день обвиняют Никиту Хрущева, однако не все так просто. Похоже, интеллигенция в очередной раз сводила счеты при помощи власть имущих.

«Здесь будет город-сад» — лозунг Маяковского Страна Советов стала претворять в жизнь сразу, как только появилась возможность отвлечь немного средств от программ по индустриализации и укреплению обороноспособности. Мэтры русской архитектуры получили карт-бланш на разработку зданий, о которых на закате императорской России могли лишь мечтать.

Римско-греческие статуи, вазоны, амфоры и пифосы, стилизованные под античность беседки-ротонды и даже общественные туалеты, украшенные колоннами коринфского ордера, — таким в 30‑е годы ХХ века был столичный ЦПКиО имени Горького. Аналогичных правил придерживались в большой архитектуре. Причем воспитанные в традициях классического античного искусства мастера старой школы выигрывали в честной борьбе. По сравнению с достаточно убогими проектами в стиле конструктивизма их творения выглядели очень привлекательно. Не удивительно, что «классикам» отдавали самые вкусные заказы.

В 1953‑м власть сменилась, и конкуренты тут же воспряли. Не прошло и года, как научный сотрудник Академии архитектуры Георгий Градов, фронтовик и орденоносец, направил в ЦК КПСС докладную. Автор клеймил «отступление от партийной линии, которое выражается в однобоком, эстетском понимании архитектуры лишь как искусства украшать, создавать внешне показной эффект, не считаясь с современной техникой, назначением здания и затратой средств». Содержание бумаги дошло до Хрущева, и тот дал команду «фас» — «дорогой Никита Сергеевич» ревниво относился ко всему, что было сделано при Сталине. Сам Градов быстро пошел в гору, через некоторое время став член-корреспондентом Академии, при том, что до конца жизни проектировал лишь коробки детских садов и больниц.

Быстро переформатировать отрасль не удалось. Пару лет строительная индустрия работала по инерции, поэтому пришлось перекраивать старые и наполовину возведенные проекты. Величественные здания просто избавляли от декора и облицовок, спрямляли арки, вырезали колонны. А на уже законченных «дворцах» отбойными молотками сбивали лепнину, рушили скульптуры, закрашивали мозаики-фрески.

Конкуренция, желание оттеснить от «кормушки» коллег по цеху было, есть и, к сожалению, будет. Вот только в борьбе за теплое место творческие люди отчего-то порой действуют даже более жестко, нежели политики или военные. А в проигравших неизменно остаемся все мы — общество. Тогда, в 1955-м, ряд архитекторов лишили права на профессию. Плохо. Но самая большая беда в том, что советские люди потеряли возможность лицезреть разнообразные архитектурные и художественные стили. Вместе с коробками жилых домов, обкомов и универмагов на улицы вышли монструозные Ленины, кони со статью богомолов — иные творения больше похожие на жертвы генетических экспериментов. Наглядный пример — поставленная в 70‑х скульптурная композиция около гостиницы «Интурист» в Бресте: на нее сложно смотреть без содрогания. При этом «девушки с веслом», парашютистки и прочие статуи в духе реализма активно разрушались. Об их художественной ценности, конечно, можно спорить, но ведь есть любители и такого стиля.

Общество с огромным трудом избавляется сегодня от засилья декадентов, причем капитализм, что самое удивительное, в этом плане пошел нам на пользу. Спрос рождает предложение: строятся «неосталинки», на Соколе выросла восьмая столичная высотка, мебель и сантехника «под ретро» нынче на пике моды, а вместо шале с прицелом на hi-tech в Подмосковье все чаще появляются симпатичные коттеджи, будто сошедшие со старых фотографий.

Тем не менее популяризаторы антикультуры не сдаются. Так, скандально известный галерист Марат Гельман не упускает случая пнуть все, что было построено, нарисовано и высечено из камня в годы, прошедшие от начала Великого перелома до «воцарения» Хрущева. «Сталинское искусство — это фактически один художник: Сталин был художник, а все остальные были его подмастерьями», — негодует видный член либеральной оппозиции. Правда, однако, в том, что вождь народов конструктивизм, может, и недолюбливал, но никогда его не запрещал, полагая, что многообразие архитектурных форм идет на пользу как самой отрасли, так и всей стране. Тому доказательство — множество зданий только в Москве: ДК ЗИЛ (1937), ДК имени Русакова (1929), здание Центросоюза (1936). А вот «градовцы» и примкнувший к ним галерист, ныне проживающий в Черногории, напротив, совершенно однозначно объявили «сталинский ампир» вне закона. Ну и кто же после этого, спрашивается, диктатор?

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».