Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
60 лет назад, 4 ноября 1955 года, по отечественному градостроению был нанесен удар, от которого оно не может оправиться до сих пор. Постановление № 1871 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» поставило под запрет красивые здания в классическом стиле.
Нужно строить больше простых домов, а сэкономленные на декоре деньги пустить на дополнительные квадратные метры — таков в двух словах смысл документа. И вскоре изящные формы сменились уродливыми серыми коробками, даже в сердце России — Московском Кремле — возвели «мраморный сарай». В разгроме классической архитектурной школы по сей день обвиняют Никиту Хрущева, однако не все так просто. Похоже, интеллигенция в очередной раз сводила счеты при помощи власть имущих.
«Здесь будет город-сад» — лозунг Маяковского Страна Советов стала претворять в жизнь сразу, как только появилась возможность отвлечь немного средств от программ по индустриализации и укреплению обороноспособности. Мэтры русской архитектуры получили карт-бланш на разработку зданий, о которых на закате императорской России могли лишь мечтать.
Римско-греческие статуи, вазоны, амфоры и пифосы, стилизованные под античность беседки-ротонды и даже общественные туалеты, украшенные колоннами коринфского ордера, — таким в 30‑е годы ХХ века был столичный ЦПКиО имени Горького. Аналогичных правил придерживались в большой архитектуре. Причем воспитанные в традициях классического античного искусства мастера старой школы выигрывали в честной борьбе. По сравнению с достаточно убогими проектами в стиле конструктивизма их творения выглядели очень привлекательно. Не удивительно, что «классикам» отдавали самые вкусные заказы.
В 1953‑м власть сменилась, и конкуренты тут же воспряли. Не прошло и года, как научный сотрудник Академии архитектуры Георгий Градов, фронтовик и орденоносец, направил в ЦК КПСС докладную. Автор клеймил «отступление от партийной линии, которое выражается в однобоком, эстетском понимании архитектуры лишь как искусства украшать, создавать внешне показной эффект, не считаясь с современной техникой, назначением здания и затратой средств». Содержание бумаги дошло до Хрущева, и тот дал команду «фас» — «дорогой Никита Сергеевич» ревниво относился ко всему, что было сделано при Сталине. Сам Градов быстро пошел в гору, через некоторое время став член-корреспондентом Академии, при том, что до конца жизни проектировал лишь коробки детских садов и больниц.
Быстро переформатировать отрасль не удалось. Пару лет строительная индустрия работала по инерции, поэтому пришлось перекраивать старые и наполовину возведенные проекты. Величественные здания просто избавляли от декора и облицовок, спрямляли арки, вырезали колонны. А на уже законченных «дворцах» отбойными молотками сбивали лепнину, рушили скульптуры, закрашивали мозаики-фрески.
Конкуренция, желание оттеснить от «кормушки» коллег по цеху было, есть и, к сожалению, будет. Вот только в борьбе за теплое место творческие люди отчего-то порой действуют даже более жестко, нежели политики или военные. А в проигравших неизменно остаемся все мы — общество. Тогда, в 1955-м, ряд архитекторов лишили права на профессию. Плохо. Но самая большая беда в том, что советские люди потеряли возможность лицезреть разнообразные архитектурные и художественные стили. Вместе с коробками жилых домов, обкомов и универмагов на улицы вышли монструозные Ленины, кони со статью богомолов — иные творения больше похожие на жертвы генетических экспериментов. Наглядный пример — поставленная в 70‑х скульптурная композиция около гостиницы «Интурист» в Бресте: на нее сложно смотреть без содрогания. При этом «девушки с веслом», парашютистки и прочие статуи в духе реализма активно разрушались. Об их художественной ценности, конечно, можно спорить, но ведь есть любители и такого стиля.
Общество с огромным трудом избавляется сегодня от засилья декадентов, причем капитализм, что самое удивительное, в этом плане пошел нам на пользу. Спрос рождает предложение: строятся «неосталинки», на Соколе выросла восьмая столичная высотка, мебель и сантехника «под ретро» нынче на пике моды, а вместо шале с прицелом на hi-tech в Подмосковье все чаще появляются симпатичные коттеджи, будто сошедшие со старых фотографий.
Тем не менее популяризаторы антикультуры не сдаются. Так, скандально известный галерист Марат Гельман не упускает случая пнуть все, что было построено, нарисовано и высечено из камня в годы, прошедшие от начала Великого перелома до «воцарения» Хрущева. «Сталинское искусство — это фактически один художник: Сталин был художник, а все остальные были его подмастерьями», — негодует видный член либеральной оппозиции. Правда, однако, в том, что вождь народов конструктивизм, может, и недолюбливал, но никогда его не запрещал, полагая, что многообразие архитектурных форм идет на пользу как самой отрасли, так и всей стране. Тому доказательство — множество зданий только в Москве: ДК ЗИЛ (1937), ДК имени Русакова (1929), здание Центросоюза (1936). А вот «градовцы» и примкнувший к ним галерист, ныне проживающий в Черногории, напротив, совершенно однозначно объявили «сталинский ампир» вне закона. Ну и кто же после этого, спрашивается, диктатор?
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.