ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Она сражалась за Севастополь

Изменить размер шрифта

war-44

2 апреля на экраны выходит военная драма «Битва за Севастополь». Накануне премьеры «Культура» встретилась с Сергеем МОКРИЦКИМ, режиссером картины о легендарном снайпере Великой Отечественной.

Культура: Как родился замысел фильма о снайпере Людмиле Павличенко?

Мокрицкий: Идею подсказала бывшая глава государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова. Волевая женщина, немало успела сделать на своем посту — активно поддерживала копродукцию, запустила «Поводыря» Олеся Санина и «Племя» Мирослава Слабошпицкого, имевших резонанс на международных фестивалях. Правда, предложенный ею сценарий пришлось основательно переписать.

С поправкой на малоизвестные исторические факты?

Мокрицкий: Да. Компасом послужили воспоминания Павличенко, изданные в 1960-м. «Героическая быль. Оборона Севастополя 1941–1942 годов». Мощная книга. Многие описанные в ней эпизоды едва поддаются экранизации, мало кто поверит, что такое возможно.

Например?

Мокрицкий: Как-то перед рассветом Павличенко отправилась на передовую — выбрала позицию, замаскировалась телами убитых немецких солдат. Когда взошло солнце, заметила, что лица врагов обращены к ней. Отвернуться — значит, выдать себя. Так и «смотрели» на нее покойники до самой ночи. Когда Людмила Михайловна возвращалась с «охоты», севастопольские мальчишки встречали ее вопросом: сколько фашистов убила? И всякий раз говорили: «Мало! Надо больше их убивать!»

Увы, очевидцев тех событий почти не осталось. Но в Балаклаве мы разыскали удивительную бабушку Раису Степановну Холодняк. До последних дней обороны, восемнадцатилетней девчонкой, она скрывалась от немецких бомб в инкерманских катакомбах, обедала за одним столом с Людмилой... По ее словам, Павличенко была тихой, незаметной, как кошка, — никто не видел, как она приходила и исчезала, буквально растворялась в воздухе. Внешне невозмутимая, в эти дни она тяжело переживала смерть любимого — снайпера Леонида Куценко. В июле 42-го, ожидая эвакуации, Раиса Степановна несколько суток провела на пятачке под 35-й береговой батареей. Вспоминала, как пила морскую воду, отодвигая тела павших бойцов, как выбралась наверх и увидела голых по пояс немцев. Они ели абрикосы из касок, плевали косточками в лицо пленным.

Раненую Павличенко эвакуировали за две недели до завершения героической обороны. Вошел ли в картину американский эпизод ее биографии?

Мокрицкий: Разумеется. Выступления Людмилы Михайловны на антифашистских собраниях в США производили фурор: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Она была принята в Белом доме, подружилась с Элеонорой Рузвельт. Вернувшись в СССР, служила инструктором в снайперской школе, после войны окончила историческое отделение Киевского университета, вышла замуж, воспитала сына... Людмила Михайловна состоялась и как солдат, и как дипломат, и как женщина.

309 уничтоженных врагов, из них 36 снайперов, всего за год войны — невероятные цифры! Все-таки феномен самой успешной женщины-снайпера в истории остается неразгаданным...

Мокрицкий: Да. Когда начинал работать над картиной, в киевском Доме кино ко мне подошла исследовательница ее биографии и сказала, что в судьбе Людмилы Михайловны много белых пятен, более трехсот убитых фашистов — это нереально, и вообще она — дутый персонаж, продукт пропаганды. Назвала десять сомнительных, на ее взгляд, фактов. Например, на многих фотографиях Павличенко снималась с разными винтовками, — почему? В «Битве за Севастополь» я показал, почему.

Как и моя героиня, не боюсь трудных вопросов. В начале фильма язвительный американский репортер интересуется у
Павличенко: «Откуда Вы знаете английский, кто Вы, кем были до войны? Не врите, говорите правду!» Ответы на подобные «загадки» составили сюжетную канву картины.

Претензии к биографии оказались необоснованны?

Мокрицкий: Померкли в свете новых открытий. Когда погружаешься в исторический материал, чувствуешь, что вокруг образуется силовое поле, притягиваются нужные люди и вещи.

Отец оператора Анатолия Мукасея — знаменитый разведчик Михаил Исаакович Мукасей — работал в США под «крышей» вице-консула. В его архиве сохранилась фотография: Павличенко держит маленького Толика на руках. Неожиданно нашлись письма Людмилы Михайловны, подготовленные мемуаристкой Аллой Бегуновой для издания книги «Одиночный выстрел». Наш художник по костюмам Алексей Камышов, ранее работавший с Сергеем Урсуляком над «Ликвидацией», обратил внимание на редкий снимок. Люда сидит в шинели с сигаретой, слева — командующий 25-й Чапаевской дивизией генерал-майор Трофим Коломиец, справа — его предшественник генерал-майор Иван Петров. А шинель на девушке неуставная, приталенная — явный индпошив: Павличенко была живой легендой, знала себе цену и слегка форсила... Собранных материалов хватило бы не на одну картину, но и нескольких фильмов недостаточно для отражения масштаба этой незаурядной, прекрасно образованной женщины с тонким чувством юмора.

«Битва за Севастополь» — сложнопостановочное кино. Что было самым трудным во время съемок?

Мокрицкий: Работа на натуре зависит от погодных условий — с самого начала было ясно: они не всегда будут за нас. Понимая, что придется импровизировать, я написал «ключ» к каждому эпизоду — его идею, смысл, и ориентировал по ним съемочную группу.

Мой вгиковский мастер, оператор «Трактористов» и «Воздушного извозчика» Александр Гальперин учил нас не ремеслу, а кинематографу и часто повторял: «Ребята, снять батальную сцену не сложнее, чем бытовую». Грандиозный масштаб величественен сам по себе, а «кухонный» эпизод требует подлинного драматического мастерства.

Казалось бы, что может быть эффектнее снайперской дуэли? А снимать-то почти нечего — герой не шелохнется. Эти несколько экранных минут, в которые спрессованы сутки напряженного поединка, давались особенно непросто. Но сыгравшая главную роль Юля Пересильд оказалась на высоте — она тянулась за Павличенко, зачитывалась «Героической былью». До сих пор никак не вернет мне эту удивительную книгу...

Планируется ли украинский прокат «Битвы за Севастополь»?

Мокрицкий: Да, благодаря героическим усилиям киевского продюсера Егора Олесова фильм выходит под названием «Незламна» («Несломленная») без цензурных купюр, уже после объявленного запрета на российское кино.

Майдан повлиял на съемочный процесс?

Мокрицкий: Помог расставить акценты. В картине есть еще одна девушка-снайпер, которая перед смертью произносит слова: «Я думала, война — это подвиг. А это очень некрасиво. Не надо воевать никому и никогда». Ухаживавший за Павличенко летчик утверждает, что война разрешает исторические споры, ему возражает военврач: я не хочу никого завоевывать, мое дело — спасать людей. Животная ненависть рождается там, где исчезает любовь, там, где люди забывают, что их долг — спасать друг друга.

И все-таки в чем причина братоубийственной войны на Украине?

Мокрицкий: Трудно ответить однозначно, не обладая пониманием политической подоплеки событий. На поверхности инфантильные рассуждения: ах, если бы у нас был газ и нефть, мы бы жили как короли. В украинском обществе продолжает существовать наивная надежда на доброго дядю, вера в то, что правильное правительство сделает жизнь сытой и богатой. А раз этого не происходит — во всем виноват внешний враг, который не пускает нас в Европу. Абсолютно нормальное желание жить в свободной цивилизованной стране приобрело патологические формы. Я украинец, уроженец Житомирской области, мне больно за происходящее. Не верю в такую форму демократии: чуть что, оккупировать площадь, перекрывать Крещатик. Так ничего не решишь, будет только хуже. Как в украинской поговорке: «Где два украинца — там три гетьмана».

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…