ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Неосуществленные проекты Веры Мухиной – какие они?

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/03-10-vistavka как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

exposition-1

В Москве в выставочных залах Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась выставка неосуществленных проектов скульптора Веры Мухиной, пишет «Российская Газета». У автора знаменитой композиции "Рабочий и колхозница", установленной перед ВДНХ (венчавшей в 1937 году советский павильон на Всемирной выставке в Париже), успешного, признанного в СССР художника, осталось немало неосуществленных проектов. "Мечты на полке" - грустно называла их Вера Мухина. Даже знаменитый памятник Чайковскому работы Веры Мухиной был установлен у Московской консерватории уже после смерти скульптора.

А композиция "Фонтан национальностей", которая должна была в 1933 году стоять в конце Гоголевского бульвара в Москве, так и не была создана. На месте нынешней станции метро "Кропоткинская" в 1932 году планировалась станция метро "Дворец Советов" - при выходе из нее советских людей должны были встречать красавицы, представлявшие 15 советских республик. Сохранилась лишь одна модель проекта - восточная красавица с кувшином.

{gallery}TXTS/2014/03-10-vistavka{/gallery}

Пожалуй, самая интересная работа - макет памятника большевику Якову Свердлову, почившему в 1919 году. Нет, это вовсе не скульптура худосочного интеллигента в очках, каким Свердлов предстает на фото: такая внешность вряд ли могла вдохновить на создание чего-то величественного, хотя Ленин и назвал Свердлова "наиболее отчеканенный тип профессионального революционера". Вера Мухина и создала "отчеканенный" образ в отчеканенной же бронзе: мощного, мускулистого, почти обнаженного и, кажется, полудикого, рвущегося вперед необузданного бунтаря. Или, скорее, дикаря. Палец утыкается прямо в зрителя, как будто страшный дикарь точно знает - предан ты революции или ее враг (никаких полутонов - или-или). Рот застыл гримасе крика (точно Мунк!). На странно приглаженных для броска волосах на этом гранитном черепе, кажется, пробиваются два рожка, как у черта. Скульптура должна была носить имя "Пламя революции". Но это не пламя, это всепожирающая стихия, страшная, неуправляемая. А ведь именно тщедушный "наиболее отчеканенный революционер" Яков Свердлов был одним из инициаторов расстрела царской семьи в 1918-м.

Вряд ли что-то подобное имела в виду верная коммунистка, лауреат пяти сталинских премий Вера Мухина. Но вот так сегодня воспринимается макет памятника Свердлову "Пламя революции" (1922-1923 годы). Памятник так и не был установлен. Что, в общем-то, неудивительно: даже когда Вера Мухина создавала безусловную песнь социалистической революции - "Рабочего и колхозницу", Сталин лично сам приезжал ночью на завод и полчаса осматривал фигуру рабочего - ему поступил сигнал, что он смахивает на Льва Троцкого. Мухина ждала ареста, но после выставки "взяли" инженеров и конструкторов и расстреляли комиссара российского павильона Ивана Межлаука. Кстати, Мухина не сделала ни одного портрета Сталина, хотя ей настойчиво предлагали высокопоставленные товарищи. Она ответила смело и уклончиво, что может работать только с натуры. Но у "вождя народов" не было времени позировать скульптору. Кстати, Мухина ушла из жизни в том же году, что и Сталин, в 1953-м.

На знаменитой картине Михаила Нестерова "Портрет В.И. Мухиной" она изображена со статуэткой Борея, бога северного ветра - он должен был стать, по ее замыслу, одним из главных фигур памятника "Спасение челюскинцев". Борей был частью третьего варианта этого памятника, так и не построенного. А от четвертого варианта остался летчик на носу корабля, команда которого ждет спасения. Первые два варианта памятника "Спасение челюскинцев" не сохранились. Спасение тонущих на корабле "Челюскин", раздавленного льдами в Чукотском море в феврале 1934 года, стало одной из самых героических страниц советской эпохи, удивившей весь мир. Семь летчиков-спасателей стали Героями Советского Союза - первыми, у кого засверкала на груди Золотая Звезда. По замыслу Мухиной, композиция должна была состоять из двух групп: челюскинцев и их спасателей, а между ними с глыбы льда улетает фигура Борея, который, уступая мужеству людей, покидает свои северные владения.

Место для памятника было выбрано на Стрелке острова на Москве-реке. Но спустя десятилетия вместо памятника спасателям челюскинцев символом московской Стрелки стала церетелиевская громадина - Петр I.

Когда в 1938-м погиб легендарный летчик Валерий Чкалов, с которым Мухина была знакома и к которому относилась с большой нежностью, она задумала пантеон героически погибших авиаторов на Поклонной горе - огромный купол, вдоль стен которого на лестницах урны с именами героев-летчиков, а в центре над водой - фигура падающего древнегреческого юноши Икара, приблизившегося к Солнцу и погибшего. Первого человека, решившегося летать. Этот героический проект также стал "мечтой на полке".

От одной скульптуры на выставке "мечт" веет теплом, любовью и счастьем. Это мраморный бюст ее любимого мужа, профессора медицины Алексея Замкова, создателя "молодильной вакцины", из-за которой он и пострадал в сталинскую эпоху. Он был учителем многих светил медицины, в том числе Николая Бурденко. Замкова считают одним из прототипов профессора Преображенского в "Собачьем сердце". И светлый бюст любимого мужа - это осуществленный проект Веры Мухиной в самом широком смысле - и в жизни, и в творчестве.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?