НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-06-03-37-28
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
2025-05-27-23-42-20
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
2025-06-03-11-14-01
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
2025-06-02-23-47-38
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...

Когда женщинам хочется творить

08 Марта 2015 г.

paint

На протяжении веков женщине в искусстве отводилась единственная роль — музы. А как иначе: разве вышла бы из-под кисти Врубеля ясноглазая «Царевна-Лебедь», если бы не встреча с певицей Частной оперы Надеждой Забелой, обладавшей, по воспоминаниям современников, ангельским голосом? Впрочем, не все женщины были готовы довольствоваться пассивной ролью и ждать, пока гений-мужчина запечатлеет их для истории. Некоторым хотелось творить самостоятельно.

Первопроходцами в России стали представительницы императорской фамилии. Впрочем, занятие живописью было для них лишь виньетками на полях. Известно, что хорошо рисовала жена Павла I Мария Федоровна. Кроме того, она одной из первых в мире (естественно, среди женщин) освоила токарное дело: вытачивала изящные безделушки из янтаря и кости. Интерес к изобразительному искусству возникал и в следующих поколениях: здесь можно вспомнить супругу Александра III, тоже Марию Федоровну, а также их дочь Ольгу Александровну и, конечно, внучек...

Женщины, профессионально занимавшиеся живописью, появились лишь в середине XIX века. На смену аристократкам, которые довольствовались изящными рисунками в альбомах, пришли дамы, получившие профильное образование. Софья Сухово-Кобылина, сестра знаменитого драматурга, в 1854 году первой из представительниц прекрасного пола окончила Императорскую академию художеств с Большой золотой медалью. Ее работы выполнены в духе господствовавших тогда традиций: итальянские и крымские пейзажи, портреты... Однако уже сам факт признания свидетельствует о многом: ведь за медаль академии бились лучшие выпускники-мужчины.

Постепенно женское искусство набирало силу. И, что немаловажно, становилось коммерчески успешным. Особенно популярной на рубеже XIX–XX веков была Елизавета Бём, прославившаяся работами в технике силуэта. В начале 1900-х из-за стремительно ухудшавшегося зрения она переключилась на открытки. Несомненно, многие знают эти милые карточки с пухлощекими детьми, иллюстрирующие поговорки и присказки, вроде: «Мороз не велик, да стоять не велит!» Еще большую славу ей принесла незаконченная «Азбука» (художница умерла за неделю до начала Первой мировой войны): с рисунками, отсылающими к русской истории.

Современница Бём, еще одна Елизавета — Кругликова — оставила не менее яркий след в искусстве. Со школьной скамьи известны созданные ею профили великих поэтов: чуть удивленный — Цветаевой, наивный — Есенина, аристократичный, с поджатыми губами — Ахматовой. Кругликова работала в разных техниках: ее интересовали акватинта, монотипия. В парижской мастерской художницы собирались сливки русского искусства — Александр Бенуа, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой: гостеприимная хозяйка была рада всем. В 1914 году она приехала на родину из французской столицы, где тогда проживала, и не смогла вернуться обратно: началась Первая мировая. Ее печатный станок, большая часть работ — все пропало. В эту сложную эпоху Кругликова переключилась на силуэты — к тому времени почти забытую технику, в которой, кстати, работал ее дед, художник-любитель. Кропотливо вырезала ножницами самые сложные композиции — например, многофигурную «Париж накануне войны» (1916). Ее наследие состоит почти из тысячи силуэтных портретов современников: в том числе Блока, Маяковского и Кузмина.

Представителей этого поэтического круга запечатлела и Надежда Войтинская — художница, впоследствии практически забытая, хотя портрет Гумилева — с опущенным взором — хорошо известен и сегодня. По заказу Сергея Маковского, редактора журнала «Аполлон», она выполнила серию литографий: изображения Волошина, Кузмина, Чуковского... Однако затем между нею и заказчиком пробежала черная кошка — и в печать попал лишь портрет Гумилева. Остальные работы Войтинской, в итоге почти забросившей изобразительное искусство и сосредоточившейся на переводах (в частности, рассказов о Шерлоке Холмсе), оказались надолго забыты.

Самым коммерчески успешным «женским» проектом считаются картины Наталии Гончаровой: они не раз устанавливали рекорды на сегодняшних аукционах. Правнучатая племянница жены Пушкина поначалу подражала пуантилистам: ее ранние работы напоминают точечные изображения Сёра и Синьяка. Позже увлеклась модным Гогеном, только вместо экзотических таитянок рисовала в нарочито грубой примитивной манере жительниц средней полосы, используя яркие, кричащие краски. Во время Первой мировой вдохновилась русским лубком, пропагандировала придуманный мужем, Михаилом Ларионовым, «лучизм»... В 1915-м уехала во Францию и на родину уже не вернулась.

В Советском Союзе эмансипация женщин шла ускоренными темпами. Многие художницы участвовали в авангардных поисках 1920-х: например, Варвара Степанова, спутница Родченко, придумывавшая дизайн тканей. Как и еще одна талантливая мастерица — сценограф Любовь Попова, умершая от скарлатины в 1924 году. В ту же пору начинался творческий путь выдающегося скульптора-монументалиста Веры Мухиной, прославившейся мощными, экспрессивными и величественными работами.

В живописи также появились новые имена. Например, Татьяна Яблонская, чья весенняя, проникнутая светом и радостью работа «Утро» (1954) печаталась в школьных учебниках. Впоследствии художница не очень любила говорить о картине, чувствуя себя, возможно, заложницей одного шедевра. Однако в этом полотне ей удалось главное: передать особое ощущение жизни, характерное лишь для юности, когда остро, с радостью ждешь каждого нового дня. Композиция работы проста: залитая утренним солнцем комната. На стуле — аккуратно сложенная форма и пионерский галстук. Рядом на столе — скромный завтрак: молоко и булка. А в центре девочка, делающая зарядку: протянувшая руки навстречу новому дню и жмурящаяся от солнца.

На закате СССР в живописи утвердились еще два имени: Татьяна Назаренко и Наталья Нестерова. Для их картин характерен диалог с европейским искусством. В работах первой чувствуются аллюзии на представителей северного Возрождения — Брейгеля и Босха. Вторая опирается на наследие сюрреализма...

Следующие десятилетия оказались менее богатыми на талантливых представительниц прекрасного пола. А, может, все дело в атмосфере суровых 90-х, мало способствовавшей занятиям искусством. Но дело уже сделано: представление о женском искусстве как о чем-то слабом и подражательном, эдакой второй лиге считается безнадежно устаревшим. Ну а новые таланты, сопоставимые с выдающейся Зинаидой Серебряковой или чудо-ребенком Надей Рушевой, обязательно появятся. Надо лишь подождать.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.