ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Когда женщинам хочется творить

Изменить размер шрифта

paint

На протяжении веков женщине в искусстве отводилась единственная роль — музы. А как иначе: разве вышла бы из-под кисти Врубеля ясноглазая «Царевна-Лебедь», если бы не встреча с певицей Частной оперы Надеждой Забелой, обладавшей, по воспоминаниям современников, ангельским голосом? Впрочем, не все женщины были готовы довольствоваться пассивной ролью и ждать, пока гений-мужчина запечатлеет их для истории. Некоторым хотелось творить самостоятельно.

Первопроходцами в России стали представительницы императорской фамилии. Впрочем, занятие живописью было для них лишь виньетками на полях. Известно, что хорошо рисовала жена Павла I Мария Федоровна. Кроме того, она одной из первых в мире (естественно, среди женщин) освоила токарное дело: вытачивала изящные безделушки из янтаря и кости. Интерес к изобразительному искусству возникал и в следующих поколениях: здесь можно вспомнить супругу Александра III, тоже Марию Федоровну, а также их дочь Ольгу Александровну и, конечно, внучек...

Женщины, профессионально занимавшиеся живописью, появились лишь в середине XIX века. На смену аристократкам, которые довольствовались изящными рисунками в альбомах, пришли дамы, получившие профильное образование. Софья Сухово-Кобылина, сестра знаменитого драматурга, в 1854 году первой из представительниц прекрасного пола окончила Императорскую академию художеств с Большой золотой медалью. Ее работы выполнены в духе господствовавших тогда традиций: итальянские и крымские пейзажи, портреты... Однако уже сам факт признания свидетельствует о многом: ведь за медаль академии бились лучшие выпускники-мужчины.

Постепенно женское искусство набирало силу. И, что немаловажно, становилось коммерчески успешным. Особенно популярной на рубеже XIX–XX веков была Елизавета Бём, прославившаяся работами в технике силуэта. В начале 1900-х из-за стремительно ухудшавшегося зрения она переключилась на открытки. Несомненно, многие знают эти милые карточки с пухлощекими детьми, иллюстрирующие поговорки и присказки, вроде: «Мороз не велик, да стоять не велит!» Еще большую славу ей принесла незаконченная «Азбука» (художница умерла за неделю до начала Первой мировой войны): с рисунками, отсылающими к русской истории.

Современница Бём, еще одна Елизавета — Кругликова — оставила не менее яркий след в искусстве. Со школьной скамьи известны созданные ею профили великих поэтов: чуть удивленный — Цветаевой, наивный — Есенина, аристократичный, с поджатыми губами — Ахматовой. Кругликова работала в разных техниках: ее интересовали акватинта, монотипия. В парижской мастерской художницы собирались сливки русского искусства — Александр Бенуа, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой: гостеприимная хозяйка была рада всем. В 1914 году она приехала на родину из французской столицы, где тогда проживала, и не смогла вернуться обратно: началась Первая мировая. Ее печатный станок, большая часть работ — все пропало. В эту сложную эпоху Кругликова переключилась на силуэты — к тому времени почти забытую технику, в которой, кстати, работал ее дед, художник-любитель. Кропотливо вырезала ножницами самые сложные композиции — например, многофигурную «Париж накануне войны» (1916). Ее наследие состоит почти из тысячи силуэтных портретов современников: в том числе Блока, Маяковского и Кузмина.

Представителей этого поэтического круга запечатлела и Надежда Войтинская — художница, впоследствии практически забытая, хотя портрет Гумилева — с опущенным взором — хорошо известен и сегодня. По заказу Сергея Маковского, редактора журнала «Аполлон», она выполнила серию литографий: изображения Волошина, Кузмина, Чуковского... Однако затем между нею и заказчиком пробежала черная кошка — и в печать попал лишь портрет Гумилева. Остальные работы Войтинской, в итоге почти забросившей изобразительное искусство и сосредоточившейся на переводах (в частности, рассказов о Шерлоке Холмсе), оказались надолго забыты.

Самым коммерчески успешным «женским» проектом считаются картины Наталии Гончаровой: они не раз устанавливали рекорды на сегодняшних аукционах. Правнучатая племянница жены Пушкина поначалу подражала пуантилистам: ее ранние работы напоминают точечные изображения Сёра и Синьяка. Позже увлеклась модным Гогеном, только вместо экзотических таитянок рисовала в нарочито грубой примитивной манере жительниц средней полосы, используя яркие, кричащие краски. Во время Первой мировой вдохновилась русским лубком, пропагандировала придуманный мужем, Михаилом Ларионовым, «лучизм»... В 1915-м уехала во Францию и на родину уже не вернулась.

В Советском Союзе эмансипация женщин шла ускоренными темпами. Многие художницы участвовали в авангардных поисках 1920-х: например, Варвара Степанова, спутница Родченко, придумывавшая дизайн тканей. Как и еще одна талантливая мастерица — сценограф Любовь Попова, умершая от скарлатины в 1924 году. В ту же пору начинался творческий путь выдающегося скульптора-монументалиста Веры Мухиной, прославившейся мощными, экспрессивными и величественными работами.

В живописи также появились новые имена. Например, Татьяна Яблонская, чья весенняя, проникнутая светом и радостью работа «Утро» (1954) печаталась в школьных учебниках. Впоследствии художница не очень любила говорить о картине, чувствуя себя, возможно, заложницей одного шедевра. Однако в этом полотне ей удалось главное: передать особое ощущение жизни, характерное лишь для юности, когда остро, с радостью ждешь каждого нового дня. Композиция работы проста: залитая утренним солнцем комната. На стуле — аккуратно сложенная форма и пионерский галстук. Рядом на столе — скромный завтрак: молоко и булка. А в центре девочка, делающая зарядку: протянувшая руки навстречу новому дню и жмурящаяся от солнца.

На закате СССР в живописи утвердились еще два имени: Татьяна Назаренко и Наталья Нестерова. Для их картин характерен диалог с европейским искусством. В работах первой чувствуются аллюзии на представителей северного Возрождения — Брейгеля и Босха. Вторая опирается на наследие сюрреализма...

Следующие десятилетия оказались менее богатыми на талантливых представительниц прекрасного пола. А, может, все дело в атмосфере суровых 90-х, мало способствовавшей занятиям искусством. Но дело уже сделано: представление о женском искусстве как о чем-то слабом и подражательном, эдакой второй лиге считается безнадежно устаревшим. Ну а новые таланты, сопоставимые с выдающейся Зинаидой Серебряковой или чудо-ребенком Надей Рушевой, обязательно появятся. Надо лишь подождать.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.