Некоторым сюжетам тесно на обычной картине, какой бы большой она ни была. Некоторым художникам требуется размах для написания батальной сцены. Чтобы масштаб произведения соответствовал масштабу действа, подходит панорама, она погружает и самого художника, и зрителя в атмосферу того события, которому довелось стать темой для картины.
Знаменитая московская панорама появилась к вековому юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатива принадлежала художнику Францу Алексеевичу Рубо, который к тому времени уже имел опыт создания таких произведений – за плечами у него была работа над батальными панорамными картинами «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя». Император Николай II дал добро на проект.
Рубо собрал команду, в которую входили, в частности, художник Иван Мясоедов и консультант генерал Колюбакин. К 1912 году картина была готова, ее размеры составили 15 на 115 метров. Важную роль играл предметный план – размещенные между смотровой площадкой и полотном отдельные экспонаты, дополнявшие картину и размывающие границу между реальными предметами и иллюзорными, нарисованными. Для демонстрации произведения решили возвести отдельное здание – деревянный павильон, который был установлен на Чистопрудном бульваре.
Ф. Рубо – работа над панорамой «Бородино»
Торжественная церемония открытия «Бородинской панорамы» состоялась 29 августа 1912 года, присутствовали император и его семья. Был открыт доступ и простым посетителям – правда, через некоторое время крыша павильона начала протекать и само здание, не рассчитанное на долгий срок службы, стало приходить в негодность. Но начавшаяся мировая война, а за ней революция отодвинули решение судьбы произведения до 1918 года, когда панорама была снята, свернута и начала кочевать по складам и подвалам Москвы.
Фрагмент Бородинской панорамы в современном виде
Из-за неправильных условий хранения была утрачена большая часть произведения, но после Великой Отечественной войны группа реставраторов взялась за восстановление панорамы. В первоначальный сюжет внесли некоторые изменения – например, добавили фигуру раненого Багратиона. Однако новый холст не сразу был выставлен на всеобщее обозрение, а лишь в 1962 году, когда по случаю полуторавековой годовщины войны с Наполеоном был выстроен и открыт новый музей на Кутузовском проспекте – на том месте, где раньше находилась знаменитая деревня Фили.
Павильон на Чистых прудах, где первоначально размещалась панорама
2. Панорама «Сталинградская битва», Волгоград
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»
Идея создать панораму, которая увековечила бы подвиг защитников Сталинграда, впервые прозвучала уже в 1943 году. В 1944 году был создан первый вариант, разборно-передвижная панорама, изображавшая события сентября 1942 года и битву на Мамаевом кургане. Этот проект в итоге был отвергнут, и после войны студия военных художников имени М.Б. Грекова взялась за новую картину.
Панорама была завершена в 1950 году и сначала демонстрировалась в Москве, а после была перевезена в Сталинград, где ее выставили для обозрения в кинотеатре «Победа». А позже начались работы по сооружению отдельного здания для картины о Сталинградской битве, само полотно было создано заново и стало самым крупным среди отечественных произведений живописи: в длину его размеры составили 120 метров, в высоту – 16.
Фрагмент панорамы
Доступ к экспозиции был открыт в июле 1982 года. Панорама, запечатлевшая заключительный этап Сталинградской битвы, включает изображения зданий, ставших знаменитыми – мельница Гергардта, элеватор, дом Павлова. На картине можно увидеть и героев-защитников Сталинграда, совершивших подвиги в разные дни битвы за город.
3. «Оборона Севастополя», Севастополь
Панорама «Оборона Севастополя», фрагмент
Эта работа стала второй панорамой, созданной Францем Рубо – на семь лет раньше, чем посвященная Бородинской битве под Москвой. В основу картины положена битва на Малаховом кургане в июне 1855 года, после года осады города войсками французов и англичан во время Крымской войны. То была первая оборона Севастополя – в отличие от следующей, случившейся спустя почти сто лет во время Великой Отечественной войны.
Панорама, как и другие, состоит из живописной части и предметного плана
Франц Рубо работал над картиной на протяжении четырех лет, изучая документы и местность, где велось сражение, встречаясь с очевидцами событий полувековой давности. Для панорамы размером 14 на 115 метров было выстроено отдельное здание – возглавлял работу военный инженер Фридрих-Оскар Энберг. В 1905 году состоялось торжественное открытие. А во время второй обороны Севастополя помещение, где размещалась панорама, пострадало от бомбежки и начавшегося в результате пожара. Панорама, вернее, ее отдельные части, были спасены благодаря героическим усилиям севастопольцев и вывезены на корабле в Новороссийск. По прибытии оказалось, что произведение пострадало от морской воды, и реставрацию признали невозможной.
Франц Рубо, создатель панорамы
После окончания войны восстанавливали панораму исходя из сохранившихся фрагментов, и в результате работы большой группы художников новое произведение увидело свет к столетию первой обороны города, в 1954 году.
4. «Волочаевская битва», Хабаровск
Панорама «Волочаевская битва»
Сюжетом для этой панорамы размером 6 на 43 метра стало Волочаевское сражение – битва во время Гражданской войны, в которой войскам Народно-революционной армии удалось разгромить части Белоповстанческой армии, которая объединяла бывшие колчаковские и семеновские силы, и обеспечить стратегическое преимущество в Приморье. У станции Волочаевка, в 55 километрах от Хабаровска, состоялся штурм сопки Июнь-Корань, который и воссоздан на картине.
Авторами произведения стали художники-баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко, посвятившие четыре года работе над панорамой. В создании произведения участвовал военный консультант. Картина заняла место в круглом зале здания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, а открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года.
5. Панорама «Транссибирская железная дорога»
Всемирная выставка 1900 года в Париже
Уникальная в своем роде панорама когда-то завоевала Золотую медаль Всемирной выставки в Париже – произошло это в 1900 году. Демонстрировалось произведение необычным образом: посетители занимали места в трех вагонах, стоявших в павильоне. Специальные приспособления создавали иллюзию движения вагонов – их покачивало, как во время настоящей поездки. Но главная иллюзия ждала посетителей за окнами вагонов: там двигались четыре экрана с акварельными изображениями видов вдоль Транссибирской железной дороги.
Самый быстрый, ближний экран, вращался со скоростью 300 метров в минуту – на ленту были наклеены камни и валуны, на следующем экране, чуть медленнее – кусты. Основная лента с акварелями двигалась перед стоящими вагонами со скоростью 40 метров в минуту. Общая длина панорамы составила 942 метра, картина представляла собой виды Великого Сибирского пути от Самары до Владивостока.
«Транссибирская железная дорога»
Художник – Павел Пясецкий – работал над панорамой с 1894 года. Он был приглашен запечатлеть строительство Транссибирской железной дороги с художественной стороны, и почти десять лет провел в разъездах по стране, рисуя виды, открывающиеся из окна поезда. Для него были выделены специальные вагоны – один для размещения мастерской, другой – для отдыха.
Акварели Пясецкий рисовал во время движения по вновь построенным участкам железной дороги
За свою работу Пясецкий получил на выставке в Париже орден Почетного легиона. После возвращения в Россию панорама многие годы провела в запасниках. В 2007 году отреставрированные акварели «Транссибирская железная дорога» вновь увидели свет на выставке, посвященной 170-летию Российских железных дорог, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.