Некоторым сюжетам тесно на обычной картине, какой бы большой она ни была. Некоторым художникам требуется размах для написания батальной сцены. Чтобы масштаб произведения соответствовал масштабу действа, подходит панорама, она погружает и самого художника, и зрителя в атмосферу того события, которому довелось стать темой для картины.
Знаменитая московская панорама появилась к вековому юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатива принадлежала художнику Францу Алексеевичу Рубо, который к тому времени уже имел опыт создания таких произведений – за плечами у него была работа над батальными панорамными картинами «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя». Император Николай II дал добро на проект.
Рубо собрал команду, в которую входили, в частности, художник Иван Мясоедов и консультант генерал Колюбакин. К 1912 году картина была готова, ее размеры составили 15 на 115 метров. Важную роль играл предметный план – размещенные между смотровой площадкой и полотном отдельные экспонаты, дополнявшие картину и размывающие границу между реальными предметами и иллюзорными, нарисованными. Для демонстрации произведения решили возвести отдельное здание – деревянный павильон, который был установлен на Чистопрудном бульваре.
Ф. Рубо – работа над панорамой «Бородино»
Торжественная церемония открытия «Бородинской панорамы» состоялась 29 августа 1912 года, присутствовали император и его семья. Был открыт доступ и простым посетителям – правда, через некоторое время крыша павильона начала протекать и само здание, не рассчитанное на долгий срок службы, стало приходить в негодность. Но начавшаяся мировая война, а за ней революция отодвинули решение судьбы произведения до 1918 года, когда панорама была снята, свернута и начала кочевать по складам и подвалам Москвы.
Фрагмент Бородинской панорамы в современном виде
Из-за неправильных условий хранения была утрачена большая часть произведения, но после Великой Отечественной войны группа реставраторов взялась за восстановление панорамы. В первоначальный сюжет внесли некоторые изменения – например, добавили фигуру раненого Багратиона. Однако новый холст не сразу был выставлен на всеобщее обозрение, а лишь в 1962 году, когда по случаю полуторавековой годовщины войны с Наполеоном был выстроен и открыт новый музей на Кутузовском проспекте – на том месте, где раньше находилась знаменитая деревня Фили.
Павильон на Чистых прудах, где первоначально размещалась панорама
2. Панорама «Сталинградская битва», Волгоград
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»
Идея создать панораму, которая увековечила бы подвиг защитников Сталинграда, впервые прозвучала уже в 1943 году. В 1944 году был создан первый вариант, разборно-передвижная панорама, изображавшая события сентября 1942 года и битву на Мамаевом кургане. Этот проект в итоге был отвергнут, и после войны студия военных художников имени М.Б. Грекова взялась за новую картину.
Панорама была завершена в 1950 году и сначала демонстрировалась в Москве, а после была перевезена в Сталинград, где ее выставили для обозрения в кинотеатре «Победа». А позже начались работы по сооружению отдельного здания для картины о Сталинградской битве, само полотно было создано заново и стало самым крупным среди отечественных произведений живописи: в длину его размеры составили 120 метров, в высоту – 16.
Фрагмент панорамы
Доступ к экспозиции был открыт в июле 1982 года. Панорама, запечатлевшая заключительный этап Сталинградской битвы, включает изображения зданий, ставших знаменитыми – мельница Гергардта, элеватор, дом Павлова. На картине можно увидеть и героев-защитников Сталинграда, совершивших подвиги в разные дни битвы за город.
3. «Оборона Севастополя», Севастополь
Панорама «Оборона Севастополя», фрагмент
Эта работа стала второй панорамой, созданной Францем Рубо – на семь лет раньше, чем посвященная Бородинской битве под Москвой. В основу картины положена битва на Малаховом кургане в июне 1855 года, после года осады города войсками французов и англичан во время Крымской войны. То была первая оборона Севастополя – в отличие от следующей, случившейся спустя почти сто лет во время Великой Отечественной войны.
Панорама, как и другие, состоит из живописной части и предметного плана
Франц Рубо работал над картиной на протяжении четырех лет, изучая документы и местность, где велось сражение, встречаясь с очевидцами событий полувековой давности. Для панорамы размером 14 на 115 метров было выстроено отдельное здание – возглавлял работу военный инженер Фридрих-Оскар Энберг. В 1905 году состоялось торжественное открытие. А во время второй обороны Севастополя помещение, где размещалась панорама, пострадало от бомбежки и начавшегося в результате пожара. Панорама, вернее, ее отдельные части, были спасены благодаря героическим усилиям севастопольцев и вывезены на корабле в Новороссийск. По прибытии оказалось, что произведение пострадало от морской воды, и реставрацию признали невозможной.
Франц Рубо, создатель панорамы
После окончания войны восстанавливали панораму исходя из сохранившихся фрагментов, и в результате работы большой группы художников новое произведение увидело свет к столетию первой обороны города, в 1954 году.
4. «Волочаевская битва», Хабаровск
Панорама «Волочаевская битва»
Сюжетом для этой панорамы размером 6 на 43 метра стало Волочаевское сражение – битва во время Гражданской войны, в которой войскам Народно-революционной армии удалось разгромить части Белоповстанческой армии, которая объединяла бывшие колчаковские и семеновские силы, и обеспечить стратегическое преимущество в Приморье. У станции Волочаевка, в 55 километрах от Хабаровска, состоялся штурм сопки Июнь-Корань, который и воссоздан на картине.
Авторами произведения стали художники-баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко, посвятившие четыре года работе над панорамой. В создании произведения участвовал военный консультант. Картина заняла место в круглом зале здания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, а открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года.
5. Панорама «Транссибирская железная дорога»
Всемирная выставка 1900 года в Париже
Уникальная в своем роде панорама когда-то завоевала Золотую медаль Всемирной выставки в Париже – произошло это в 1900 году. Демонстрировалось произведение необычным образом: посетители занимали места в трех вагонах, стоявших в павильоне. Специальные приспособления создавали иллюзию движения вагонов – их покачивало, как во время настоящей поездки. Но главная иллюзия ждала посетителей за окнами вагонов: там двигались четыре экрана с акварельными изображениями видов вдоль Транссибирской железной дороги.
Самый быстрый, ближний экран, вращался со скоростью 300 метров в минуту – на ленту были наклеены камни и валуны, на следующем экране, чуть медленнее – кусты. Основная лента с акварелями двигалась перед стоящими вагонами со скоростью 40 метров в минуту. Общая длина панорамы составила 942 метра, картина представляла собой виды Великого Сибирского пути от Самары до Владивостока.
«Транссибирская железная дорога»
Художник – Павел Пясецкий – работал над панорамой с 1894 года. Он был приглашен запечатлеть строительство Транссибирской железной дороги с художественной стороны, и почти десять лет провел в разъездах по стране, рисуя виды, открывающиеся из окна поезда. Для него были выделены специальные вагоны – один для размещения мастерской, другой – для отдыха.
Акварели Пясецкий рисовал во время движения по вновь построенным участкам железной дороги
За свою работу Пясецкий получил на выставке в Париже орден Почетного легиона. После возвращения в Россию панорама многие годы провела в запасниках. В 2007 году отреставрированные акварели «Транссибирская железная дорога» вновь увидели свет на выставке, посвященной 170-летию Российских железных дорог, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.