ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

"Двенадцать поэтов 1812 года"

Изменить размер шрифта

alt

В Большой серии "ЖЗЛ" вышла прекрасная, на мой взгляд, книга знатока русской поэзии Дмитрия Шеварова, автора книг "Добрые лица" (2010), "Год с русскими поэтами" (2011), различных антологий, журнальных и газетных публикаций, пишет "Российская Газета". Эта книга не столько о литературе, сколько о людях, причастных к войне 1812 года, - "Двенадцать поэтов 1812 года".

Влюбленность Дмитрия Шеварова в русскую поэзию всегда освещает его книги и публикации каким-то особым светом, который не только светит, но и греет. "Это "собранье пестрых глав", в которых я стремился хоть на несколько мгновений воссоздать для читателя атмосферу Двенадцатого года, - пишет в предисловии автор. - Мне хотелось, чтобы эта книга была не о литературных отношениях, а о дружбе и дружестве. О том, что раньше называли "дружескими узами". О том, как эти узы спасали людей в одной из самых драматических эпох всемирной истории".

И в самом деле, это книга не столько о литературе, сколько о людях, причастных к войне 1812 года. В свете этого грозного события все оказываются равны: и великие поэты Жуковский, Глинка, Вяземский, Батюшков, и малоизвестные или даже вовсе неизвестные сегодня - Кайсаров, Чичерин, Шаликов, Петин, Остолопов. Недаром в названии статей Шеваров напоминает, что Жуковский был не только поэтом, но поручиком, Батюшков - штабс-капитаном, Вяземский - корнетом. А вот забытый ныне поэт Сергей Никифорович Марин (1776-1813) был полковником.

Кстати, дата 1813, как дата смерти, не раз встречается в книге. Мы иногда забываем о том, что война 1812 года двенадцатым годом не закончилась. После изгнания Наполеона из России русские войска прошли пол-Европы и вошли в Париж. От ран, полученных на полях европейских сражений, погибли майор Андрей Сергеевич Кайсаров, гвардии поручик Александр Васильевич Чичерин, гвардии полковник Иван Александрович Петин...

До стихов ли им было во время боев? А после войны о ней писали те, о ком мы знаем: Василий Андреевич Жуковский, Денис Васильевич Давыдов... Но, между прочим, учителем Давыдова в поэзии был не кто иной, как забытый Сергей Никифорович Марин. При жизни он не издал ни одного сборника своих стихотворений, но песню на его стихи "Преображенский марш" распевали русские солдаты, входившие в побежденную столицу Франции.

А кто сегодня помнит вологодского прокурора Николая Федоровича Остолопова, создателя "Словаря древней и новой поэзии", первого обширного словаря поэтических "троп и фигур", включавшего в себя 424 термина? (Для справки: в современном "Поэтическом словаре" Квятковского - 670 терминов.)

Некоторые из забытых поэтов, о которых пишет Шеваров, мелькают как персонажи в "Войне и мире" Льва Толстого. Так что книга может рассматриваться еще и как дополнительный комментарий к великой эпопее.

"Как ценили поэтов наши генералы! - пишет Дмитрий Шеваров. - Хотя, казалось бы: куда надежнее в военное время иметь адъютантом опытного офицера, четкого профессионала, который не будет витать в облаках. Но генералы упрямо брали в адъютанты мечтательных поэтов. Впрочем, поэты, тогда еще совсем молодые люди, могли не только писать стихи и мечтать, но и судить о жизни и смерти с той мудростью, какая не всегда дается и старикам. Под созвездием полководцев служило созвездие поэтов. В адъютантах у Милорадовича были Петр Вяземский и Федор Глинка. Правой рукой Багратиона был Сергей Марин. При главной квартире, рядом с Кутузовым, служили Кайсаров и Жуковский. Весь зарубежный поход Константин Батюшков прошел рядом с легендарным генералом Раевским".

И поэтам, и полководцам было что вспомнить после войны. Однако почти никто из них не оставил мемуаров о войне. "Из поэтов 1812 года лишь братья Глинки, князь П.И. Шаликов и Д.В. Давыдов оставили развернутые воспоминания о пережитом. Никто из русских литераторов - участников и свидетелей великой александровской эпохи - не создал ничего подобного "Жизни Наполеона" Стендаля, не написал свою "Жизнь Александра".

Не оставили сколько-нибудь подробных воспоминаний и наши славные военачальники, не говоря уже о простых офицерах и солдатах. Оставшиеся же воспоминания легко помещаются в одном-двух томах. Какой контраст в сравнении с французской мемуаристикой. Одни лишь военнослужащие, состоявшие в 1812 году в 4-м армейском корпусе вице-короля Италии, оставили свод из десятков томов воспоминаний! Их написали и генералы, и офицеры, и даже рисовальщик топографического бюро..."

Вот как объяснял причины нашего "молчания" о войне 1812 года Петр Андреевич Вяземский: "Русские не только не злопамятны, но и не хвастливы. Довольствуясь тем, что исполнили свою обязанность, что сделали свое дело, они не имеют нужды, просто не любят, чтобы им часто и беспрерывно напоминали об их подвигах. Патриотически-водевильные куплеты, памятные книжки, "Что день, то победа" (это Une victoire par jour - французское сочинение) не могли бы иметь у нас продолжительный успех. Мы предоставляем это французам, которые после поражений своих хотели пером вознаградить себя за неудачи, понесенные оружием. И ныне, после тридцатилетнего мира, не притупилось еще их воинственное и победоносное перо. Задним числом переделывают они события. Не довольствуясь многими одержанными победами, они за письменным столом, сдав себе все козыри, переигрывают сражения, однажды уже проигранные на поле битвы..."

Вспоминая стихотворение В.А. Жуковского "Певец во стане русских воинов", Дмитрий Шеваров задается вопросом: "А что для нас стоит за этими стихами? Неужели мы утратили не только этот высокий слог, но и сами чувства, те движения души, которые когда-то составляли главное счастье человеческой жизни? К счастью, и эпоха Двенадцатого года, и рожденная тогда литература еще много говорят нам. Мне выпало счастье дружить с людьми, которые живут в нравственных категориях начала девятнадцатого века, даже и не сознавая этого. Они просто не умеют жить иначе. Вслед за Баратынским они могли бы повторить: "Мы те же сердцем в век иной..."

Это книга о дружбе, о любви, о чести, о преданности Отчизне.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.