ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Арестантский халат в гардеробе Чехова

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/15-09-chehov как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

chehov

125 лет назад писатель предпринял путешествие на Сахалин. И вот по его следам отправился обозреватель «Труда».

Молодого доктора и начинающего писателя Антона Чехова на Сахалин, который был тогда «гиблым местом», «каторжным островом», никто не посылал. Он собрался и поехал на край географии сам, за свой счет, несмотря на уговоры родных и друзей, невзирая на скепсис чеховского издателя Суворина, который считал эту поездку блажью, дикой фантазией и утверждал, что «Сахалин никому не нужен и неинтересен». Чехов был убежден в обратном...

Чрезвычайно требовательный к себе, Чехов был неудовлетворен своим творчеством, считал его «мизерным», «пустячным», хотя к тому времени уже написал десятки прекрасных рассказов, блистательную повесть «Степь», пьесу «Иванов». Предпринимая путешествие через всю Россию, желая заглянуть в ее темные углы, где произвол чиновничества, нищета простых людей были особенно наглядны, он хотел почувствовать подлинную жизнь народа, обрести новый импульс для творчества, наконец, возвысить свой голос в защиту бесправных каторжан, которые в большинстве своем составляли население Сахалина.

{gallery}TXTS/2015/15-09-chehov{/gallery}

Основательно подготовившись к путешествию, прочитав десятки научных трудов по уголовному и тюремному праву, истории колонизации Сахалина, Чехов писал Суворину: «Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей». И добавлял: Сахалин — «это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

Чехов, которого критика той поры безосновательно именовала безыдейным, аполитичным писателем, «певцом сумерек», мириться с таким положением дел на Сахалине не хотел. И потому от этой «случайной» поездки никто отговорить его уже не смог. Он купил черный кожаный плащ («чудный, дивный плащ, который не раз спасал от стужи, ветра и дождя») и 21 апреля 1890 года отправился в дорогу. Путь из Москвы до Сахалина занял у Чехова 81 день. Сначала он доехал поездом до Ярославля. Потом на пароходе по Волге и Каме доплыл до Перми. Потом опять по железной дороге добрался до Тюмени. Дальше началось утомительное «конно-лошадиное странствие» по «убийственным дорогам» Сибири с тяжелыми переправами через Иртыш, Обь, Томь. Все это время писатель вел отчаянную войну «c невылазною грязью, с голодухой, с желанием спать». И при этом умудрялся писать путевые очерки для газеты «Новое время».

Настроение Чехова изменилось, когда он оказался на Байкале. «От Байкала начинается сибирская поэзия, — писал он. — Я видел такие глубины со скалами и горами, утонувшими в бирюзе, что мороз драл по коже». Живописные лесные и горные пейзажи, раздольные реки Енисей, Ангара, Амур сторицею вознаградили писателя за все лишения дорожной жизни и заставили его обругать своего друга, художника Левитана, болваном за то, что тот «имел глупость» не поехать вместе с ним в это путешествие.

На Сахалин Чехов прибыл 10 июля 1890 года и провел на острове три месяца и два дня. Объединяя в своем лице медика, статистика, писателя, Чехов проделал на острове гигантский, поистине каторжный труд. «Я объездил все поселения, — рассказывал он в письме, — заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано». Хотя и сделанного хватило бы, по его собственному признанию, на три диссертации.

На Сахалине Чехова интересовало буквально все: от климата, флоры и фауны острова до состояния сельского хозяйства, системы наказаний в тюрьмах, включая судьбу знаменитой воровки Соньки Золотой Ручки, которая как раз отбывала здесь наказание.

Чтобы полнее познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, Чехов произвел перепись сахалинского населения, лично заполнив 10 тысяч статистических карточек. Многим несчастным он оказывал материальную, моральную, врачебную помощь, входил в их жизнь и нужды. Все эти хлопоты не заслоняли от него чисто писательских задач: Чехов вел на Сахалине дневник, тщательно собирал материал для будущей книги, в том числе всевозможные документы, справки. В итоге он увез на материк «целый сундук всякой каторжной всячины», которая, по его словам, как сырой материал стоила чрезвычайно дорого.

Чехов покинул Сахалин 13 октября 1890 года, заработав за время изнурительного путешествия обострение чахотки и перебои в работе сердца. Такую дорогую цену заплатил он за ответственную миссию русского писателя, который, так уж повелось в нашем Отечестве, всегда больше, чем писатель. Выстраданная им книга «Остров Сахалин» вызвала в России полемику, стала, как писали современники Чехова, «виновником интереса», возбужденного в обществе «островом изгнания». Царское правительство вынуждено было послать на Сахалин комиссию, которая согласилась с Чеховым в оценке критического положения дел на острове. У властей не было выхода, как пойти на перемены. Жизнь на Сахалине стала меняться к лучшему...

Для самого Чехова, которому в ту пору было всего 30 лет, поездка на Сахалин стала рубежом в его жизни: «Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат». Отголоски путешествия на Сахалин чувствуются в таких этапных для Чехова и всей русской литературы произведениях, как «Палата № 6», «Дуэль», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Рассказ неизвестного человека», «Ионыч», написанных вскоре после возвращения на материк. К писателю, по его собственным словам, пришла творческая «возмужалость». А книга «Остров Сахалин» и через десятилетия сохранила свое значение в качестве бесценного исторического, социологического, литературного труда — своеобразной энциклопедии сахалинской жизни.

На бывшем каторжном острове, который сегодня стал промышленно развитым, богатым регионом с населением полмиллиона человек, помнят и ценят гражданский подвиг писателя. В областном центре работает Музей книги Чехова «Остров Сахалин» с постоянной экспозицией. В рамках только что закончившегося кинофестиваля «Край света» здесь была открыта выставка, посвященная 125-летию путешествия Чехова на Сахалин. Она состоит из двух частей, и о ней есть смысл рассказать особо.

Прошлое острова представляют уникальные фотографии из фондов Российского литературного музея. Их авторы — современники писателя, фотографы-любители Иннокентий Павловский и Александр Щербак. Один служил телеграфистом, другой — судовым врачом. По просьбе Чехова они в свое время сделали серию снимков из жизни каторжан, поселенцев и колонистов Сахалина. Эти фотографии обладают не только архивной, но и познавательной, художественной ценностью, решили члены фестивальной команды, фотохудожники Олег Климов и Кирилл Преображенский. Они тщательно отреставрировали старые снимки, оформили их в паспарту, и фотографии заиграли на стенах музея новыми красками.

Второй частью выставки стал мультимедийный проект «Я здесь, потому что», состоящий из монологов сахалинцев о том, как они оказались на острове, почему решили остаться здесь навсегда. Сто искренних человеческих историй, записанных кинематографистами на видео, опираются на графы чеховского переписного листа. В итоге возникает перекличка поколений, связь времен. И кажется, что Чехов в неизменном черном кожаном плаще, тонком пенсне и с переписным листом в руках ходит где-то рядом. И удивляется произошедшим на острове переменам.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».