15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...
Послевоенная Германия всегда обстоятельно занималась обсуждением и осуждением своего нацистского прошлого. И по сей день россиянина может застать врасплох вопрос немецкого собеседника: «Как вы относитесь к нам, ведь мы же воевали?» И если в России немцев вряд ли кто ещё воспринимает в контексте «бывший враг», то в Германии историческая память и чувство вины достаточно сильны. Разоблачением тёмных сторон прошлого активно занимается немецкий кинематограф. В начале 1980-х бурное обсуждение вызвал фильм «Белая роза» режиссёра Михаэля Ферхевена. Финальные титры, сообщавшие о том, что ни один из нацистских судей, выносивших смертные приговоры участникам немецкого Сопротивления, спустя десятилетия не только не был наказан, но и продолжал вершить правосудие в послевоенной ФРГ, взорвали общественное мнение. Последовало решение конституционного суда и признание нацистской фемиды преступной. Фильм «Академия смерти» режиссёра Денниса Ганзеля в 2004 году всколыхнул Германию, неприятно поразив немцев тем фактом, что выпускники элитного учебного заведения «НАПОЛА», созданного Гитлером в 1943 году для «воспитания будущих гауляйтеров столиц поверженной Европы», оказывается, в XXI веке занимают высокие посты и считаются цветом нации.
И вот – новая кинематографическая бомба: «Фрайштатт». Фильм Марка Бруммунда назван по имени населённого пункта, где разворачиваются омерзительнейшие события, являющиеся, увы, тоже фактом недавней немецкой истории. Учебные заведения – интернаты, созданные для воспитания подростков из неблагополучных или неполных семей, – оказались неким гибридом трудового концентрационного лагеря и «зоны», где в воспитателях не осталось ничего человеческого. Кинолента, вышедшая этим летом на экраны Германии, вскрыла ещё один застарелый нарыв. «Фрайштатт» собрал ряд призов ещё на стадии сценария, а теперь получает отклики потрясённых зрителей по всему миру.
Российская премьера картины с участием ведущих актёров Александра Хельда и Анны Буллард-Вернер прошла в рамках Дней немецкой культуры в Оренбурге. Такой кинопоказ – многолетняя традиция оренбуржцев, отдающих в сентябрьские дни дань памяти земляку, герою мюнхенской антифашистской группы «Белая роза» Александру Шморелю, казнённому в 1943 году по решению нацистского суда, того самого, чьи судьи продолжали выносить приговоры и в послевоенной Западной Германии. Тема сопротивления – вот главный принцип подбора художественных фильмов к этим памятным дням. Поэтому Оренбург стал первым российским городом, где демонстрировались «НАПОЛА» (впоследствии в российском прокате «Академия смерти»), «Волна» («Эксперимент-2») и вот теперь «Фрайштатт», уже переименованный для англоязычной аудитории в «Убежище».
К слову сказать, назвать убежищем католический интернат во Фрайштатте язык не поворачивается. И использование каторжного труда подростков на торфяных заготовках – не самое страшное в этой картине. Куда как страшнее отработанная годами система подавления воли «воспитателями», система превращения людей в рабов. И ещё чудовищнее поведение матери, отправляющей своего ребёнка в заведомый ад. Сопротивление подростков системе, лежащее в основе сюжета, закономерно, оно внушает зрителю надежду на справедливость этого мира, но молох неумолим, он растаптывает неокрепшие души, сюжет делает новый виток, и... всё начинается сначала.
Несмотря на свою тяжесть, психологическая драма Марка Бруммунда была хорошо принята российским зрителем – пока ещё на языке оригинала. Сам показ и приезд в Оренбург исполнителей стал возможным благодаря поддержке посольства Германии в России, теперь всё дело за мировым прокатчиком картины – компанией «Плуто Фильм», которой можно лишь пожелать сделать «Фрайштатт» доступным для широкого российского зрителя.
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.