Умелые руки |
Дмитрий Киселёв |
23 Июля 2015 г. |
Как-то заглянул в «Детский мир» – глаза разбежались! Вначале подумалось: вот ведь счастливое детство у нынешних малышей и тех, кто немного постарше! О таких игрушках – ездящих, ползающих, летающих, бегающих – мы и мечтать не смели. Однако следующая мысль была намного менее утешительна: мы ведь чем восполняли недостаток игрушек? – всё делали сами, своими руками. И это было такое счастье, когда собранная тобою из лично обструганных деревянных планочек модель самолёта вдруг действительно взлетала, а корабль (почти как настоящий!), выструганный из соснового полена и любовно оснащённый всеми необходимыми надстройками, мачтами, парусами, а то и мотором, изготовленным из тонких резиновых нитей, начинал резво бороздить весеннюю лужу! Этот восторг и эту гордость собой ни забыть, ни передать словами. Мой отец был геологом. И, как все геологи 30–40–50-х годов, умел делать многое: строгать, шить, пилить, готовить... И мне с того времени, как я стал помнить себя, внушал: «Мужчина должен уметь делать всё. Кроме глупостей. Да, ещё рожать – это пусть женщины делают!» И уже в пять лет учил меня орудовать ножом, молотком, пилой. Не скажу, что наука обходилась без травм, шрамов (некоторые по сию пору сохранились!) и слёз, но я безмерно благодарен отцу за эту науку! Он, собственно, никогда не заставлял меня что-то делать – просто показывал, как это здорово, когда из-под твоих рук, ещё не очень умело держащих инструмент, вдруг появляется изящная рамочка для фотографии мамы. (Кстати, такая вот уже 60 лет хранится в нашем доме, напоминая и маму, и детство.) Мальчишки моего возраста мастерили самолёты, корабли, воздушных змеев, а девчонки осваивали шитьё, вышивание, стряпню. В нашей небольшой поселковой семилетней школе было несколько кружков для тех, кто хотел заниматься творчеством. Естественно, бесплатных. А немного позднее, классе в восьмом и в другом городе, среди мальчишек вдруг появилось поветрие: мы стали плести из ниток кроше на шестиугольных рамках, которые сами и изготавливали, оригинальные салфетки и на праздники дарили их мамам и знакомым девчонкам. И даже устраивали соревнования, у кого салфетка окажется ярче, аккуратнее... Но речь, собственно, не о том, что мы делали, а о том, что эти увлечения пробуждали в детях интерес к творчеству, к самостоятельному мышлению, развивали мелкую моторику рук да и элементарно учили многое по дому делать своими руками. И не только по дому. Недаром именно из того времени – сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов СССР – выросло наибольшее количество изобретателей, инженеров, мастеров и мастериц. Конечно, это было другое время, и порой творчество восполняло послевоенный дефицит, но думается, что желание что-то делать своими руками в детях заложено изначально. Понаблюдайте за малышами на площадке, за тем, как они строят дома из песка, как что-то пытаются соорудить из палочек... Но, к сожалению, современное обилие игрушек воспитывает в юном поколении не творцов и изобретателей, а покупателей и потребителей. Хорошо ли это? Думается, только для владельцев торговых сетей... Сегодня всё чаще люди, сидящие на разных этажах власти, оглядываются в советское прошлое и начинают кое-что перенимать оттуда. Может, и творческие кружки стоит возродить в школах? Конечно, на современном уровне, с учётом новых материалов и инструментов. Да, нынешние дети легко осваивают новейшие гаджеты, разбираются на уровне пользователей в современной электронике, но делать что-то своими руками они чаще всего не могут. Однако сдаётся, что стране всё больше и больше требуются умелые руки и светлые головы, не забитые жестокими мультиками и компьютерными стрелялками... Производственники сетуют: трудно найти хорошего столяра, слесаря, лекальщика, повара, швею. А вот юристов и экономистов «наковали» в последние годы столько, что большая часть этих специалистов с дипломами пополнили ряды уличных торговцев и дворников. А ведь всё начинается оттуда – из детства, от первой прочитанной книжки и первой игрушки, сработанной своими руками... Тэги: |