Наша собственная смерть не лишает нашей жизни цели. Но, похоже, что смерть всего мира забирает у жизни смысл.
Однажды я умру.
Но что же ждёт меня после смерти? Моя душа отлетит от тела? Я увижу ангелов? Или полечу по темному туннелю к свету?
Или осуществится моя детская фантазия о том, что на небе можно есть столько шоколадного пудинга «Джеки», сколько захочется?
Ну, а если после смерти ничего нет? Если мой мир прекратится вместе с моей смертью, какое значение имеет остальной мир?
«На удивление большое», утверждает профессор философии Нью-Йоркского университета Сэмюэль Шеффлер. Он задаёт вопрос, как бы вы отреагировали, если бы узнали, что вскоре после вашей смерти весь мир прекратит своё существование.
Такая постановка предоставляет ему возможность осветить вопрос со свежей точки зрения. Хотя мы знаем, что наша собственная смерть означает тотальный конец нашего личного мира, для нас на удивление важно знать, что после нас жизнь человечества будет продолжаться.
В произведении Death and the Afterlife Шеффлер описывает два сценария умирания. В первом случае мы проживём обычную жизнь, и спокойно умрём, достигнув преклонного возраста.
К сожалению, наша жизнь омрачена знанием того, что ровно через месяц после нашей смерти огромный астероид столкнётся с нашей планетой и уничтожит всех людей на земле.
Ну и что? Какое нам до этого дело, если к этому времени нас уже не будет? Или нам не всё равно?
Давайте представим, что вы, читатель, работаете исследователем и всю свою жизнь посвятили себя исцелению людей. Но в чём смысл вашей работы, если людей скоро не будет? Или вы работаете строительным инспектором, и ваша задача состоит в том, чтобы убедиться в прочности многоэтажных домов, которые должны прослужить нескольким поколениям, то какой смысл в вашей работе, если все дома скоро рухнут?
А если вы — писатель и надеетесь, что читающая публика найдёт ваши книги и через много десятилетий, то стоит ли писать, если и книги, и читатели сгорят дотла?
Похоже, что знание о грядущем конце мира имеет для нас очень большое значение.
Но может быть наша реакция вызвана исключительно тем обстоятельством, что столкновение с астероидом приведёт к катастрофе и насильственной смерти? Может мы просто не можем смириться с мыслью, что наших близких ждёт такая жестокая участь?
Возможно, объяснение следует искать в другом.
Второй из предложенных Шеффлером сценариев восходит к роману Филипс Дороти Джеймс «Дитя человеческое». Человечество стало бесплодным, и за последние 25 лет не родился ни один ребёнок. То есть, нет ни одного человека моложе 25 лет, и со смертью последнего человека наступит конец всему человечеству. Никто не умирает насильственной смертью, люди спокойно доживают свою жизнь до самого конца.
В чём тогда исследователь, строительный инспектор или писатель смогут увидеть хоть какой-нибудь смысл своей работы?
Для чего строить надёжные многоэтажные дома, если человечество постепенно, по одному сходит на нет? Зачем писать для кого-то?
Идея Шеффлера состоит в том, что редко в ком из нас знание о конечности нашей жизни вызывает подобную реакцию. Мы знаем, что однажды умрём, и после смерти может не быть ничего. Но это нисколько не мешает нам считать разумной нашу работу в качестве исследователя, строительного инспектора или писателя. Почему? Потому что мы знаем, что жизнь продолжится и после нас.
И наоборот, если мы знаем, что весь мир рухнет, ситуация кардинально меняется. Мы можем праздновать, любить, делать признания и просить прощения, пока ещё можем, но разве на всём этом не будет лежать печать совсем другой печали и тоски, несравнимой с мыслей о нашей собственной смерти?
Наша смерть не делает жизнь бесцельной, но, похоже, что смерть всего мира забирает у жизни смысл.
В течение столетий нам предлагались различные представления о том, что является смыслом жизни. И если отставить религиозные представления, то в начале списка уже долгое время находятся стремление к наивысшему ощущению собственного счастья, достижение собственной выгоды и передача своих генов следующим поколениям.
Редко в этом списке можно было увидеть мысли о будущем, о том, что преемственность человеческой жизни сама по себе придает жизни смысл. О том, что смысл нашей жизни здесь и сейчас проистекает из будущего, из не рождённых поколений, из их возможности жить на этой самой планете.
Британский философ Мэри Мидгли подчёркивает значение заботы о будущем. В эссе, в котором она размышляет об обязанности человека по отношению к самому себе, она просит нас представить созданного Даниелем Дефо Робинзона Крузо на его острове.
В романе леса на зелёном острове полны жизни, голубое море полно рыбы. На острове есть всё, что нужно Крузо для жизни.
Однажды он строит себе плот и уплывает с острова. Но до этого он поджигает остров. Остров сгорает дотла, и жизнь на нём гибнет. Если поездка окажется для Крузо неудачной, ему некуда будет вернуться.
Так что же, согласно Мидгли, является обязанностью человека по отношению к самому себе? Не уничтожать структуры, обеспечивающие жизнь. Гарантировать преемственность.
Мы слышали не раз, что нашей обязанностью по отношению к будущим поколениям является забота о земном шаре. Те, кто ещё не родился, ждут от нас ответственности за то, чтобы они смогли жить на нашей планете.
Но и мы, живущие здесь и сейчас, точно также нуждаемся в будущих поколениях. Если их не будет, то нам ничего не останется.
- Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке
- Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:
Перевод: inosmi.ru
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
-
…И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
-
Искренне и от души
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
-
«Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
«Зеленый трамвай». Остановка вторая
-
Абилимпикс, клининг и другие
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
-
Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
-
Строки судьбы
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
-
Харрис или Трамп?
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
-
Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
-
Старик и белка. Рассказ. Третья часть
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
-
Время комсомола: есть что вспомнить!
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
-
Тыл за колючей проволокой
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
-
«Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
-
Старик и белка. Рассказ. Продолжение
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
-
Опять две России?
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
-
Герой мутного времени
15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
-
Тыл за колючей проволокой
Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
-
Старик и белка. Рассказ
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
|