Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго.
П. Гавердовская
Снова вспомнил эти слова, вынесенные в эпиграф – и снова они попали мне в глубоко в душу, отозвавшись легкой и приятной дрожью «распознавания своего».
Все, что происходит быстро, живет недолго... Быстро построенный дом, который начинает разваливаться через полгода – вместо обстоятельной стройки, подбора стройматериалов, учета особенностей местности и климата... Быстро возникающая сексуальная страсть, исчезающая после одной ночи – вместо осторожного приближения и узнавания друг друга, когда появляется шанс на что-то большее, чем один оргазм... Быстрое переключение от одного значимого дела к другому, не дающее наполниться тем, что было и тем, что проживалось – вместо вдумчивого перехода от одного состояния к другому... Спешка обесценивает то, что было, не давая наполниться, ощутить вкус жизни, который бывает как сладким, так и горьким. Но это вкус жизни... У любого большого дела есть послевкусие, и если его не ощутить, не прочувствовать, не дать себе времени на него – то как будто и не было ничего. Сейчас мне грустно от того, что завершился относительно короткий, но насыщенный событиями и эмоциями момент моей жизни, но грусть дает мне ощутить ценность того, что было, и ценность для меня тех людей, с которыми я разделял свои чувства. А радость и удовольствие, добавленные к печали, создают неповторимое послевкусие, сбежать из которого – опустошить себя.
Голос жизни бывает тихим, это шепот, который пытается пробиться сквозь рев машин на улице, голоса коллег/начальства/родных/друзей... Трудно сосредоточиться на нем, если бежишь синхронно толпе, в ритме большого мегаполиса – или даже просто стоишь в переполненном общественном транспорте. Трудно вообще осознать цену вещам, людям и происходящим процессам, если переходишь с шага на бег... Слова таксиста, неторопливо едущего по городу, в ответ на мое нетерпение: «Я так думаю: лучше опоздать на работу на 15 минут, чем успеть на кладбище».
Чтобы пробиться через собственные фантазии о человеке к живому и реальному человеку (или опыту) – нужно время и неторопливое внимание. Быстрые реакции, импульсивные ответы – все они опираются на заранее припасенные шаблоны, на иллюзии о том, как и что устроено у другого человека... Разглядеть другого я могу, только неторопливо приближаясь, и наблюдая ответное движение: навстречу мне, от меня, или же настороженное, внимательное ожидание.
Разглядеть себя – тоже. Сколько раз мое импульсивно реализованное «хочу!» сменялось неудовлетворенным «зачем!?»... А можно было сделать паузу («сразу не буду, потому что первое побуждение бывает неверным») или просто замедлить шаг. Не остановить его, не замереть – а идти дальше, но медленно, не пропуская деталей разворачивающейся картины. И иногда, столкнувшись с искушением «хочу!», искушением быстрого и немедленного удовлетворения импульса, я задаю себе вопрос: «а что будет дальше?» И нередко обнаруживаю там пустоту и тоску, которую хочется снова и снова забивать импульсом и спешкой... Значит, не туда мое «хочу»...
Это не значит, что любой импульс – зло. Ведь жизнь - не только неторопливое течение ритма природы, когда век от века встает солнце, сменяются сезоны, и «все возвращается на круги своя». Это ведь и резкий рывок леопарда после долгого ожидания и выслеживания добычи, рывок, в который вложена вся накопленная за время ожидания энергия. Это спонтанность танца, в котором мы сбрасывает накопленную усталость и снова обретаем свободу тела... Хороший импульс – тот, что созрел, тот, что был подготовлен, и не лихорадочными усилиями, а постепенным созреванием. Рождению бабочки предшествует стадия куколки. Можно, конечно, быстро и эффективно приклеить к гусенице крылья, но вряд ли она сможет ими воспользоваться... Спонтанность, свобода в движении и чувствах созревают, а не «накатывают», и этим я отличаю спонтанность от импульсивности, когда импульс задан извне и, никак не преломившись в душе, резко провоцирует действие.
Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго. Спешить действительно некуда... Больше и быстрее – оно, формально, лучше, чем меньше и медленнее. Но меньше и медленнее лучше, чем ничего и никак. А жизнь – она не сильно-то жалует крайности.
P.S. "Лосось – стремительный, сильный и неутомимый. Он проплывает тысячи километров. Покоряет пороги и течения. Бороздит отмели и запрыгивает на водопады. Без сна. Без отдыха. В постоянном сражении со стихией. Он преодолевает все преграды, откладывает икру и, совершенно изможденный, дохнет.
Так вот, запомни. Ты не лосось."
- Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке
- Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:
Источник: vk.com
|
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
-
Какой была в СССР бытовая техника
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
-
90-е: лихие или бурные?
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
-
«…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
-
«Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
-
«Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
-
Эпоха Жилкиной
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
-
«Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
-
Казалось бы, мелочь – всего один день
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
-
Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
-
Первый фантаст России Александр Беляев
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
-
«Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
-
Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
-
Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
-
Единственная…
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
-
Живописец русских сказок Виктор Васнецов
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
-
Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
-
Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
-
Ночь слагает сонеты...
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
-
Композитор из детства Евгений Крылатов
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
|