НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Руки-ноги есть — работай!»

19 Мая 2016 г.

У Михайловского замка в 26-й раз состоялась «Потемкинская лестница» — ежегодная майская встреча петербургских фотокорреспондентов. Ее инициатор — старейшина ленинградского и петербургского цеха фотожурналистов, обладатель «Золотого пера» Игорь Потемкин. Знаменитый фоторепортер, 40 лет отработавший в петербургских редакциях, в рамках проекта «Лучшая половина жизни» рассказал о петербургском фотосообществе и о своем месте в нем.

— Как возникла идея организовать коллективную фотосъемку фотографов города на Неве?

— Шел 1991 год. Фоторепортеров в городе было мало. Наверное, полтора десятка. То есть гораздо меньше, чем адмиралов, генералов и прочих ленинградских больших начальников. Практически все работали в здании «Лениздата» на Фонтанке — и ТАССовцы, и АПНовцы. Возникла идея собраться всем вместе и запечатлеть себя. Собрались в итоге 15 человек.

Но надо понимать, что представлял из себя сад у Михайловского замка в те годы. Это было тихое, спокойное, забытое богом, людьми и охранниками место. Тут ровным счетом не было ничего. Только парочки в углах тискались, да собачники гуляли. За эти годы многое изменилось, и в мае 2016 нам в первый раз пришлось согласовать свое мероприятие с «Русским музеем». Написали большое серьезное письмо на имя директора Владимира Гусева. Видите - сотни человек пришли на лестницу. Малознакомое, с трудом управляемое сборище. Шутки шутками, но многих пришедших я не знаю, а они не знают меня. Многие не могут прийти, потому что ушли из жизни.

— А название «Потемкинская лестница» сразу же закрепилось за встречей?

— Это произошло через год-другой после первого фотографирования. Не я его придумал, мол, моя лестница, потемкинская. Хотя мне, конечно, приятно. Я не противлюсь этому названию. Встречаемся 5 мая в советский День печати. Это радостный весенний день. Мы приходили к лестнице, фотографировались, обменивались рецептами проявителя. А 13 января — ну какой же это День печати?!

— В советские годы, да и в 90-е человек с фотоаппаратом считался обладателем некоего сакрального знания. Сейчас фотокамера есть буквально у каждого. Как вы относитесь к тому, что теперь многие считают себя фотографами?

— Плохо отношусь. Камеры действительно есть у всех, но люди занимаются не фотографированием, а фотканьем. Это какие-то ритуальные действия. Обнялись, улыбнулись, хихикнули в камеру, нажали на кнопку. Картинок никто не печатает. Их не умеют обрабатывать даже те, кто участвует в выставках. Утрачивается мастерство, а главное — желание им обладать.

— А к «Фотошопу» как относитесь?

— А без «Фотошопа» никуда. Но надо понимать, что использовать «Фотошоп» — это не значит присобачить Нарвские ворота к Петропавловской крепости. А когда требуется что-то выровнять, что-то усилить, то без специальных программ никуда. Классическая фотография ведь тоже не исключала доработок. Возьмите того же великого Энсела Адамса. Надо уметь обрабатывать фотографию, печатать ее. Вот я проснусь и прямо в кальсонах сяду, обработаю фотографию и напечатаю ее на принтере. Того же и всем желаю.

— Как вы стали фотожурналистом?

— Фотографировать я стал лет с 10-12. Нормальный фотоаппарат у меня появился в 16. Так и начал снимать. Репортером очень хотел стать. Это же лучшие люди! Герои! Они на гребне волны, всегда в гуще событий. Вот где жизнь-то интересная. Ни в какие военные и инженеры я идти не хотел. Хотел только в газету!

— Ну и какой в итоге это профессия оказалась?

— Это ремесло. Это работа без выходных. Рабочая неделя начинается в понедельник, а выходные дни в городе проходит масса событий — митинги, соревнования, праздники, гулянья, юбилеи. Никакого времени на отдых, обед. Это полностью безрежимная работа. Но мне повезло. Я 40 лет отработал в ленинградских газетах — в «Ленинградской правде», «Вечернем Петербурге», затем в «Час Пике» — с умными людьми. В редакциях-то дураков не держат.

— А как проходили, например, те же съемки демонстраций на 1 мая, городских шествий в советские годы?

— 1 мая было трудным и напряженным днем. Встаешь в 6 часов утра. В 8 ты уже должен быть в здании Лениздата. Берешь на плечи лестницу, с которой знаменитый фоторепортер «Ленинградской правды» снимал Парад Победы, и идешь с ней на Дворцовую площадь. На подходе через каждые 20 метров проверки документов. Начало в 10 часов. Полчаса отснимал — и быстрее с лестницей бежишь обратно в Лениздат. Только запрешьсся у себя в кабинете, а тебе уже стучат: «Петрович, ты картинки сделал или нет? Их редактор видеть хочет». Приходит редактор, который на трибуне и выпил, и закусывал, и начинает ногой над раскладкой командовать, какую карточку поставить, а какую нет.

На демонстрации я уже лет 10 не ходил. Недавно посмотрел то, что сняли коллеги с последнего Первомая — это совершенно другая демонстрация, другие лозунги, лица.

— Наверняка были какие-то веселые случаи?

— Всякое было. Фотографы друг друга разыгрывать любят. Например, ныне знаменитый Анатолий Мальцев начинал в «Смене» лаборантом. Заходит он к нам в редакцию «Ленинградской правды», а мы с коллегой Дроздовым начинаем разговор: «Черт, через два часа на Дворцовой Александрийский столп начнут двигать. Уже бульдозер приехал. Людей сгоняют. Романов (первый секретарь Ленинградского обкома КПСС — прим. „Росбалт".) будет. А мы не успеваем». Мальцев говорит: «Я могу!» И пулей убегает на Дворцовую. Через час возвращается и сообщает, что шутку оценил в троллейбусе.

Было и такое, что молодых посылали снимать пятимиллионного пешехода в подземном переходе на Невском проспекте.

— Сейчас вы значительную часть времени проводите не в Петербурге, а в деревне в Тверской области.

— С газетами я сейчас уже практически не работаю. Свободен. Действую как фотолюбитель. Нет у меня ни редактора, ни бильд-редактора. В свои 76 лет я волен делать, что хочу. Тверская область — родина моих дедов и отцов. У меня домик на берегу пруда, как у Клода Моне — с кувшинками и лягушками. Я занимаюсь его ремонтом и очень хорошо живу. Рад, что очередную «лестницу» удалось провести. Пришел, погладил по лысинам своих знакомых фотокорриков. Теперь с полным правом можно опять залезть на свою тверскую печку. А вообще у фоторепортера возраста нет — руки-ноги есть, так работай.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.