НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-04-23-06-31
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость...
2025-05-12-08-58-52
15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
2025-05-21-07-16-48
120 лет назад родился Михаил Шолохов.
2025-05-15-05-13-14
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба...

«Руки-ноги есть — работай!»

19 Мая 2016 г.

У Михайловского замка в 26-й раз состоялась «Потемкинская лестница» — ежегодная майская встреча петербургских фотокорреспондентов. Ее инициатор — старейшина ленинградского и петербургского цеха фотожурналистов, обладатель «Золотого пера» Игорь Потемкин. Знаменитый фоторепортер, 40 лет отработавший в петербургских редакциях, в рамках проекта «Лучшая половина жизни» рассказал о петербургском фотосообществе и о своем месте в нем.

— Как возникла идея организовать коллективную фотосъемку фотографов города на Неве?

— Шел 1991 год. Фоторепортеров в городе было мало. Наверное, полтора десятка. То есть гораздо меньше, чем адмиралов, генералов и прочих ленинградских больших начальников. Практически все работали в здании «Лениздата» на Фонтанке — и ТАССовцы, и АПНовцы. Возникла идея собраться всем вместе и запечатлеть себя. Собрались в итоге 15 человек.

Но надо понимать, что представлял из себя сад у Михайловского замка в те годы. Это было тихое, спокойное, забытое богом, людьми и охранниками место. Тут ровным счетом не было ничего. Только парочки в углах тискались, да собачники гуляли. За эти годы многое изменилось, и в мае 2016 нам в первый раз пришлось согласовать свое мероприятие с «Русским музеем». Написали большое серьезное письмо на имя директора Владимира Гусева. Видите - сотни человек пришли на лестницу. Малознакомое, с трудом управляемое сборище. Шутки шутками, но многих пришедших я не знаю, а они не знают меня. Многие не могут прийти, потому что ушли из жизни.

— А название «Потемкинская лестница» сразу же закрепилось за встречей?

— Это произошло через год-другой после первого фотографирования. Не я его придумал, мол, моя лестница, потемкинская. Хотя мне, конечно, приятно. Я не противлюсь этому названию. Встречаемся 5 мая в советский День печати. Это радостный весенний день. Мы приходили к лестнице, фотографировались, обменивались рецептами проявителя. А 13 января — ну какой же это День печати?!

— В советские годы, да и в 90-е человек с фотоаппаратом считался обладателем некоего сакрального знания. Сейчас фотокамера есть буквально у каждого. Как вы относитесь к тому, что теперь многие считают себя фотографами?

— Плохо отношусь. Камеры действительно есть у всех, но люди занимаются не фотографированием, а фотканьем. Это какие-то ритуальные действия. Обнялись, улыбнулись, хихикнули в камеру, нажали на кнопку. Картинок никто не печатает. Их не умеют обрабатывать даже те, кто участвует в выставках. Утрачивается мастерство, а главное — желание им обладать.

— А к «Фотошопу» как относитесь?

— А без «Фотошопа» никуда. Но надо понимать, что использовать «Фотошоп» — это не значит присобачить Нарвские ворота к Петропавловской крепости. А когда требуется что-то выровнять, что-то усилить, то без специальных программ никуда. Классическая фотография ведь тоже не исключала доработок. Возьмите того же великого Энсела Адамса. Надо уметь обрабатывать фотографию, печатать ее. Вот я проснусь и прямо в кальсонах сяду, обработаю фотографию и напечатаю ее на принтере. Того же и всем желаю.

— Как вы стали фотожурналистом?

— Фотографировать я стал лет с 10-12. Нормальный фотоаппарат у меня появился в 16. Так и начал снимать. Репортером очень хотел стать. Это же лучшие люди! Герои! Они на гребне волны, всегда в гуще событий. Вот где жизнь-то интересная. Ни в какие военные и инженеры я идти не хотел. Хотел только в газету!

— Ну и какой в итоге это профессия оказалась?

— Это ремесло. Это работа без выходных. Рабочая неделя начинается в понедельник, а выходные дни в городе проходит масса событий — митинги, соревнования, праздники, гулянья, юбилеи. Никакого времени на отдых, обед. Это полностью безрежимная работа. Но мне повезло. Я 40 лет отработал в ленинградских газетах — в «Ленинградской правде», «Вечернем Петербурге», затем в «Час Пике» — с умными людьми. В редакциях-то дураков не держат.

— А как проходили, например, те же съемки демонстраций на 1 мая, городских шествий в советские годы?

— 1 мая было трудным и напряженным днем. Встаешь в 6 часов утра. В 8 ты уже должен быть в здании Лениздата. Берешь на плечи лестницу, с которой знаменитый фоторепортер «Ленинградской правды» снимал Парад Победы, и идешь с ней на Дворцовую площадь. На подходе через каждые 20 метров проверки документов. Начало в 10 часов. Полчаса отснимал — и быстрее с лестницей бежишь обратно в Лениздат. Только запрешьсся у себя в кабинете, а тебе уже стучат: «Петрович, ты картинки сделал или нет? Их редактор видеть хочет». Приходит редактор, который на трибуне и выпил, и закусывал, и начинает ногой над раскладкой командовать, какую карточку поставить, а какую нет.

На демонстрации я уже лет 10 не ходил. Недавно посмотрел то, что сняли коллеги с последнего Первомая — это совершенно другая демонстрация, другие лозунги, лица.

— Наверняка были какие-то веселые случаи?

— Всякое было. Фотографы друг друга разыгрывать любят. Например, ныне знаменитый Анатолий Мальцев начинал в «Смене» лаборантом. Заходит он к нам в редакцию «Ленинградской правды», а мы с коллегой Дроздовым начинаем разговор: «Черт, через два часа на Дворцовой Александрийский столп начнут двигать. Уже бульдозер приехал. Людей сгоняют. Романов (первый секретарь Ленинградского обкома КПСС — прим. „Росбалт".) будет. А мы не успеваем». Мальцев говорит: «Я могу!» И пулей убегает на Дворцовую. Через час возвращается и сообщает, что шутку оценил в троллейбусе.

Было и такое, что молодых посылали снимать пятимиллионного пешехода в подземном переходе на Невском проспекте.

— Сейчас вы значительную часть времени проводите не в Петербурге, а в деревне в Тверской области.

— С газетами я сейчас уже практически не работаю. Свободен. Действую как фотолюбитель. Нет у меня ни редактора, ни бильд-редактора. В свои 76 лет я волен делать, что хочу. Тверская область — родина моих дедов и отцов. У меня домик на берегу пруда, как у Клода Моне — с кувшинками и лягушками. Я занимаюсь его ремонтом и очень хорошо живу. Рад, что очередную «лестницу» удалось провести. Пришел, погладил по лысинам своих знакомых фотокорриков. Теперь с полным правом можно опять залезть на свою тверскую печку. А вообще у фоторепортера возраста нет — руки-ноги есть, так работай.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.