НА КАЛЕНДАРЕ

Проклятые родителями дети – рядовые нечистой силы

По инф. cyrillitsa.ru   
19 Сентября 2020 г.

Связь между ребенком и родителями — самая сильная и священная. Наши предки наделяли ее сакральным смыслом. Поэтому ее попрание, даже случайное, виделось не просто предательством семейных уз, но и метафизическим преступлением, чем-то похожим на нарушение священной клятвы. Ребенок, который был случайно проклят родителем во время брани, по народным поверьям, мог оказаться под влиянием сильнейших темных сил, способных сотворить с ним страшные вещи.

Проклятые родителями дети – рядовые нечистой силы

Роковая оплошность

В 1880 году вышел труд русского этнографа Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». В этой книге мы находим обширный очерк о деревенской вере в то, что проклятые родителями дети — самая излюбленная жертва для похищений темными силами. Автор делает акцент на том, что это суеверие в первую очередь про домашнюю ругань, а не про сознательное проклятие.

Забылин пишет: «Между тем в действительности у родителей грубых, не имеющих никакого понятия о воспитании, часто срываются с языка слова: "Чтоб тебя черт побрал! Будь ты проклят!" или подобную этому брань, и кому же это произносится? Дитяти (ребенок), который, резвясь, поупрямился или просто мешает родителям в их занятии. Если и простой брани не должно произносить ребенку, а делать внушение с ласкою, то проклятие уже, конечно, совсем непозволительно уже по одному христианскому чувству».

Особенно рискуют те дети, которые не были крещены или не носят нательного креста. Такое суеверие объяснить очень легко: связь с родителями — это один из якорей, который держит человека в мире людей. Даже если родителя нет рядом, эта связь защищает ребенка — он становится частью большой общности, с коллективным духом которой предстоит иметь дело нечистой силе. Крещение и нательный крест — это еще одна разновидность защиты. А если у ребенка нет ни того, ни другого, то перед нечистой силой этот ребенок беззащитен.

Вера в такой порядок вещей — это не всегда сплошное деревенское суеверие, связанное с мифическими существами. Там, где в кикимор не верили, родительское проклятье считали просто приносящим несчастье. Этнограф М.М. Громыко приводит много сведений о том, что в разных русских регионах в XIX веке обнаруживалась вера в то, что родительское проклятие делает человека несчастным. Такие люди, по его словам, «испытывают во всем нужду, живут несчастно, бедно и лица имеют угрюмые. Даже самый дом, скотина, постройка, дети и пр. носят на себе отпечаток проклятия отца или матери. Дети проклятого бывают свирепы, непокорливы родителю. Скотина бывает тощая. Постройка имеет мрачный вид».

Подобные поверья нашли свое место и в православной традиции. Святой Паисий Святогорец писал:

«Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю земную жизнь. Но те родители, что словами «посылают» своих детей к дьяволу – "посвящают" их ему. После этого дьявол имеет право на таких детей, он говорит "Ты послал их мне".»

Загадочный старик

За проклятым родителем ребенком приходит пожилой мужчина или женщина. Кто он такой, и куда он ребенка уносит, народная молва точно не проясняет. Забылин предполагает, что это суеверие пошло со времен крещения Руси, когда языческие жрецы со своими приспешниками прятались в лесах и похищали христианских детей, чтобы община не исчезала совсем. Впрочем, этой гипотезе нет никаких доказательств.

Иногда этого персонажа считали одним из представителей классической русской мифологии. Например, автор «Славянской энциклопедии» Владислав Артемов пересказывает несколько очень похожих сюжетов, в которых мать говорила ребенку «понеси тебя леший», и это воплощалось в жизнь — леший оборачивался старушкой или старичком и похищал ребенка.

Забылин пишет, что народ не знает, кем именно является этот похититель, и не дает ему никакого определенного имени. Скорее всего, он отдельный персонаж — проводник, который доставляет человека в потусторонний мир и связывает его с ним. Однако принято считать, что он заботится о ребенке как нежный отец. Пропитание и одежду он им ворует: «говорят, что он кормит всеми теми яствами, которые хранятся у христиан без молитвы, и берет, будучи невидимым; точно так же поступает с бельем и платьем, в которое одевает детей» — пишет этнограф.

Чем занимались похищенные нечистью дети

У Забылина точные функции этих детей в разных поверьях разнятся. В-общем их можно назвать рядовыми нечистой силы. Они могут превращаться в животных или неодушевленные объекты, становиться невидимыми, и их главная задача — причинять людям вред. Впрочем, они делают это не по своей воле, и способны идти на контакт с людьми и как-то с ними сотрудничать.

Несколько другую интерпретацию положения проклятых детей в народных поверьях дает Артемов. Он рассказывает о распространенной вере в то, что кикиморы, лешие, болотники, домовые и прочая земная нечисть — это некогда обычные люди, которых забрала нечистая сила. В том числе это и проклятые дети. Но как только их забрали, у родителей еще есть шанс их вернуть. Артемов пишет, что у лешего захваченного ребенка можно выменять на яйца, которые нужно оставить на пеньке.

В дореволюционном этнографическом исследовании А. Афанасьевой «Поэтические воззрения славян на природу» мы находим похожие сведения:

«По русскому поверью, младенцы, проклятые родителями или умершие некрещеными, захватываются демонами и обращаются в кикимор. В их сообщество поступает также игоша — мертворожденный ребенок, недоносок, выкидыш, уродец без рук и ног, который поселяется в избе и тревожит домохозяев своими проказами».

***

Конечно же, нельзя слать проклятия на детей. Ни сознательно, ни в гневе, вообще никак. На Руси разные страшные последствия этого пророчились ребятишкам. Наверное, интуитивно взрослые люди чувствовали, что подобное поведение по отношению к детям очень неправильное. Сейчас это тоже хорошим педагогическим приемом не назовешь. Бранятся на детей родители тоже, но мировоззрение на этот счет в лучшую сторону точно меняется. А вот подзатыльники современные мамы и папы (приличная их часть) своим чадам, кстати, старается не давать или давать поменьше. Хотя еще несколько лет назад очень многие проблемы решал именно родительский «подпопник». Помните?

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.