НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Почему мы так любим вымышленные истории?

10 Ноября 2014 г.

alt

Когда английскому археологу по имени Джордж Смит, был 31 год, его заворожила глиняная табличка с надписями, хранившаяся в Британском музее. Задолго до этого, в 1845 году, когда Смиту было всего пять лет, Остин Лэйард, Генри Роулинсон и Ормузд Рассам приступили к раскопкам на территории современных Сирии и Ирака. В последующие годы они обнаружили тысячи фрагментов, из которых как потом оказалось, можно было сложить 12 тысяч клинописных табличек. Но даже после того, как все эти фрагменты были соединены в таблички, перевести удалось очень немногое. И таблички с текстами, возраст которых составлял 3 тысячи лет, по-прежнему оставались почти такими же таинственными, как и тысячи назад, когда они оказались погребенными под руинами дворцов Месопотамии.

Клинопись, как алфавит (а не язык), невероятно трудно поддается переводу, особенно когда она нанесена на таблички и пролежала, погребенная в песках Востока, на протяжении трех тысячелетий. Каждый знак этого алфавита имеет форму треугольника (его название произошло от латинского слова, означающего «клин»). Этот алфавит состоит из ста с лишним знаков или букв. Им пользовались для письма на шумерском, аккадском, урартском или хеттском языках в зависимости от того, где и кто писал. Кроме того, в этом алфавите нет гласных букв, пунктуации и пробелов между буквами.

Несмотря на это, Смит решил, что именно он сможет расшифровать эти не поддающиеся переводу записи. Увлеченный ассириологией и библейской археологией Смит, который работал в Британском музее и занимался классификацией экспонатов и составлением каталогов, смог самостоятельно выучить шумерский и литературный аккадский языки.

В 1872 году, после того, как таблички пролежали в хранилище Британского музея почти 20 лет, Смита озарила гениальная мысль, и он понял, что все эти непонятные знаки — это повествование. Переведя 11-ю табличку, которую сейчас многие считают самой важной частью текста, Смит сказал коллеге: «Я первый из тех, кто прочитал это после 2 тысяч лет забвения» Даже тогдашний премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон посетил лекцию Смита об этих табличках. Позднее один из слушателей, который присутствовал на лекции, написал: «Должно быть, это был единственный случай, когда действующий премьер-министр Британии присутствовал на лекции по литературе Вавилона».

Кстати, текст на той 11-й табличке, которую расшифровал Смит, оказался самым древним рассказом в мире — это был «Эпос о Гильгамеше или Поэма о все видавшем».

В «Гильгамеше» есть все атрибуты современного рассказа: главный герой, отправляющийся в нелегкое путешествие, роман с соблазнительной женщиной, спасительный ковчег и целая команда персонажей-помощников.

Даже до изобретения письменности люди тысячелетиям рассказывали истории, передавая их из уст в уста. Так или иначе, немалую часть своей жизни человек тратит на рассказы. Психолог-эволюционист Робин Данбар (Robin Dunbar) в своей научной работе «Роль слухов в понимании эволюции» делает вывод, что повествования напрямую связаны с человеком. 65% всех разговоров людей в общественных местах имеют социальную тематику, и чаще всего это сплетни.

Рассказы могут помочь человеку почувствовать свою власть над миром. Они позволяют ему в хаосе разглядеть смысл, а в случайном закономерное. Люди склонны усматривать повествование там, где его нет, поскольку это может наполнить нашу жизнь смыслом — этакая форма экзистенциалистского решения проблем. В 1944 году в ходе научного эксперимента, который проводили Фриц Хайдер и Марианн Зиммель в университете Smith College, 34 студентам показали короткий фильм. На экране двигались два треугольника и круг, а сбоку экрана был виден неподвижный прямоугольник. Когда студентов спросили, что они видели, почти все они наделили геометрические фигуры человеческими качествами и сочинили рассказ, в котором круг был «беспокойным», маленький треугольник был «маленьким невинным существом», а большой треугольник был «ослеплен бессильной яростью». И только один студент сказал, что на экране видел только геометрические фигуры.

Кроме того, рассказы могут заполнять жизнь человека эмоциями. Повествование, особенно в художественной литературе, позволяет человеку заглянуть в чье-то сознание, понять образ мышления других людей. Рассказы могут укрепить наши убеждения и представления, хотя чаще всего они вступают с ними в противоречия. Недавно ученый-психолог Дэн Джонсон (Dan Johnson) опубликовал свою работу в журнале по классической и прикладной психологии Basic and Applied Social Psychology. Автор сделал вывод о том, что чтение художественной литературы развивает чувство симпатии к людям и способность к сопереживанию, особенно в отношении тех, кого читатель до этого считал «чужаками» (например, иностранцев, представителей другой расы, тех, у кого другой цвет кожи, или кто исповедует другую религию).

Примечательно, что, чем больше читатель погружается в сюжет рассказа, тем более доброжелательно он относятся к другим в реальной жизни. Джонсон провел эксперимент, участники которого не знали, что их поведение будут оценивать. Ученый как бы случайно выронил несколько ручек. Среди тех участников, которые до этого говорили о своей способности «глубоко погружаться в чтение и вживаться в сюжет», оказалось почти в два раза больше желающих помочь и поднять упавшие ручки

Одна из статей, недавно опубликованных в журнале Science, позволяет убедиться в том, что рассказы помогают людям понимать других, и подводит к выводу о том, что художественное повествование «удивительным образом запускает те психологические процессы, которые необходимы для понимания субъективных ощущений». Другими словами, если читать художественную литературу, можно научиться понимать чувства.

Но почему тогда важнее рассказывать, чем слушать? Одна из причин состоит в том, что это учит понимать людей. Но есть и другая теория, согласно которой умение рассказывать, вероятно, могло послужить эволюционным механизмом, который помогал нашим предкам выживать.

Согласно этой теории, если, я расскажу вам рассказ о том, как выжить, то вы научитесь выживать скорее, чем, если бы я просто упомянул факты. Например, фраза «Возле того дерева сидит зверь, не ходи туда» не даст такого результата, как рассказ «Моего двоюродного брата сожрало злобное страшное существо, которое прячется вон за тем деревом, поэтому туда не ходи». Рассказ позволяет передавать и факты, и чувства и гораздо лучше привлекает внимание слушателя, чем простая передача фактов. И действительно, Дженнифер Аакер, которая ведет курс маркетинга для аспирантов Школы бизнеса Стэнфордского университета, утверждает, что люди запоминают «информацию в 22 раза лучше, если ее преподносить не в виде фактов, а в сочетании с повествованием.

То значение, которое люди придают умению рассказывать, становится понятным на примере уважения, которое мы испытываем к рассказчикам. Писатели, артисты, режиссеры, т.е. люди, для которых повествование это форма заработка, это самые знаменитые люди в мире. Рассказы являются одним из способов уйти от действительности, с помощью которого когда-нибудь мы, развлекая других, сможем стать лучше. Хотя, кажется, в этом есть и что-то еще.

Возможно, главной причиной того, что мы делимся ими снова и снова и бесконечно благодарны нашим величайшим рассказчикам, это желание людей быть частью нашей общей истории. То, что Смит расшифровал на той знаменитой 11-й табличке, оказалось легендой о всемирном потопе. На той 11-й табличке «Гильгамеша», или «табличке с историей о потопе» персонажу по имени Ута-напиштим шумерский бог Энки приказывает бросить все свои земные сокровища, и построить лодку. Бог приказывает ему взять с собой жену, родственников, ремесленников из деревни, ребенка, скот и еду. Рассказ почти такой же, как и история о Ноевом ковчеге, которая приводится как в библейской Книге Бытия, так и в 71 Суре Корана.

На протяжении миллионов лет люди рассказывают одни и те же истории. Писатель Кристофер Букер утверждает, что есть только семь основных тем, которые повторяются снова и снова в кино, на телевидении, и в художественной литературе лишь с незначительными вариациями. Вот эти сюжеты: «победитель чудовища» («Беовульф», «Война миров»), «из грязи в князи» («Золушка», «Джейн Эйр»), «поиски приключений» («Илиада», «Властелин Колец»), «путешествие и возвращение» («Одиссея», «Алиса в Стране чудес»), «воскрешение» («Спящая красавица», «Рождественская песнь в прозе»), «комедия» (заканчивается свадьбой) и «трагедия» (заканчивается смертью).

Какими бы полезными для понимания реальной жизни ни были рассказы, сами они выдуманы. А есть ли такое понятие, как «слишком много вымысла»? В «Дон Кихоте» Сервантес пишет о своем главном герое Алонсо Кихано: «Сидел он над книгами с утра до ночи и с ночи до утра; и вот оттого, что он мало спал и много читал, мозг у него стал иссыхать, так что, в конце концов, он и вовсе потерял рассудок *».

Однако на следующее утро Алонсо Кихано решил сделаться странствующим рыцарем. Он стал называть себя Дон Кихотом и задумал свое собственное путешествие, чтобы «отправившись на поиски приключений, начать заниматься тем же, чем, как это ему было известно из книг, все странствующие рыцари, скитаясь по свету, обыкновенно занимались *».

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.