НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Нам все время страшно»

09 Сентября 2015 г.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни стоял перед выбором: согласиться с мнением большинства или отстаивать свои убеждения. Особенно сложно принимать такое решение, если выбор стоит между тем, что хорошо и плохо с позиции наших представлений о морали и нравственности. И даже оставаясь при своем мнении, время от времени нам все же приходится встать на сторону большинства. Преподаватель кафедры организационной психологии НИУ Высшая школа экономики Виктор Заикин исследует проблему группового выбора и то, как мнение коллектива влияет на решения и нравственный выбор конкретного человека. Ученый рассказал «Ленте.ру», зависит ли наша мораль от генетики, почему известные люди чаще меняют свои убеждения и отличается ли чем-то российская нравственность от европейской.

«Лента.ру»: Еще недавно никто из россиян не мог представить Европу и братскую Украину в образе врагов, а сегодня большинство говорит об этом как об очевидном факте. Почему мы так легко переходим от любви к ненависти?

Виктор Заикин: Я не думаю, что происходящее сегодня — это вектор общественного мнения. Это все-таки некая тенденция к соглашательству, которая есть у всех людей. Группа быстрее сплачивается и приходит к единому мнению, когда нужно кому-то противостоять. Это практически классика социальной психологии. Чтобы объединиться, обязательно нужен враг. Против него мы особенно хорошо дружим.

Откуда эта тяга к объединению?

Человек — стадное животное. Он склонен искать себе подобных. Еще с детства мы начинаем всех и вся делить на своих и чужих. Образ врага как раз очень помогает такой дифференциации. И тут есть очень важный момент: процесс единения идет успешнее, если врага обезличить. Это может быть кто угодно, но не конкретный человек. Потому что у нас в подсознании заложено, что нельзя уничтожать людей. На это существует моральный запрет. А, например, Майдан или Украина — некие абстрактные понятия. Их уничтожать как-то проще.

Кто более подвержен влиянию толпы? Или, как вы ее называете, группы.

Возможно, это прозвучит как парадокс. Но чем успешней индивид в группе, тем он более склонен к моральному регрессу.

Почему?

Лидерство, кроме популярности, дает большие преференции. Например, кредит свободы. Взаимодействуя с большинством, лидер может нарушать общие правила, чтобы это большинство работало эффективнее. Иногда у людей, находящихся у власти, возникает иллюзия, что для них эта свобода безгранична. Однако ради сохранения своего статуса и популярности они готовы соглашаться с мнением большинства, даже если оно противоречит их собственному.

Но если человек популярен, почему он не использует этот ресурс, чтобы перетянуть большинство на свою сторону, переубедить?

Как показало наше исследование, в самом начале дискуссии они действительно пытаются это сделать. Однако люди с низким уровнем развития морали просто не понимают аргументы и воспринимают правоту собеседников, стоящих на более высокой ступени. То есть они их как бы не слышат. В результате лидеры группы в какой-то момент понимали, что все бесполезно, и отступали, дабы не утратить свое положение. Вспомните, как наша Госдума принимала закон о запрете иностранного усыновления. Звучали весомые аргументы против такого решения. Но они не были услышаны и потонули в общей массе одобряющих. Но мы выяснили, что те, кто принимал сторону большинства, своего индивидуального мнения, сформированного до дискуссии, не меняли.

Как вы все это исследовали?

Рассматривалась моральная дилемма Хайнца, сформулированная еще в 60-е годы. Испытуемым предлагается для обсуждения следующая ситуация. У Хайнца умирает жена от редкой формы рака. В городе живет аптекарь, который разработал лекарство от этой болезни. Себестоимость препарата — около двух тысяч долларов. Но оно продается за четыре. Хайнц занял везде, где только можно, заложил дом. Но ему удалось собрать только две тысячи. Он просит аптекаря продать лекарство в долг. Но тот категорически не соглашается. Вопрос: является ли морально допустимым для Хайнца взломать аптеку и украсть лекарство?

Большинство ответили, что — да?

Только в том случае, если Хайнц любит свою жену. И в этом случае он не должен нести ни моральную, ни даже уголовную ответственность за свой поступок.

Что-то тут не ладно с моралью.

Что-то не ладно. Истинно моральный выбор: Хайнц должен украсть лекарство независимо ни от чего. Но в то же время он должен понести наказание за кражу со взломом. Потому что человеческая жизнь является безусловной ценностью. Но и законы нужно соблюдать, принимая на себя ответственность за свои поступки. А тут участники выдвигают различные условия. Если любит, значит, нужно спасать. А если не любит — пусть умирает?

То есть выбранный вариант зависит от того, на какой стадии развития морали находится человек. Мы исследовали индивидуальный уровень морального сознания по методике профессора Гарвадского университета Лоуренса Колберга. Он выделяет шесть стадий. Наивысшая, самая последняя, утверждает, что человек может сформировать собственные нравственные принципы. И, защищая их, даже вступает в противоречие с обществом, если считает, что оно несправедливо. Вариант, на котором остановилось большинство участников нашего эксперимента, соответствует третьему уровню — эгоизму.

Если перенести результаты вашего эксперимента на наше общество, получается, что нравственность у нас в самом зачаточном состоянии?

Скорее, можно сделать вывод, что общество развивается неравномерно. У большинства мораль основана на принципе «ты — мне, я — тебе». Но как только мы даем людям возможность самостоятельно решать какие-то вопросы, делать собственные выводы, это способствует росту сознания и переходу на новый уровень морали. Посмотрите, какую популярность приобретают такие формы самоорганизации, как волонтерские движения. Ведь индивидуальные решения отличаются от групповых именно свободой нравственного выбора. Когда общество пытаются контролировать, на каждом шагу ставят соответствующие барьеры, нравственность замирает.

Мораль формируется с детства или в течение жизни ее можно подкорректировать?

Как ученый я уверен, что базовые вещи заложены в нас генетически. Еще на заре человеческой цивилизации, 20-25 миллионов лет назад, когда только-только начали образовываться первые сообщества, стали вырабатываться и правила поведения индивидов. То есть мораль. В первую очередь это касалось вопросов собственности, выбора, когда можно убивать, а когда нет. Ну и сексуальное поведение. Если человек не признавал общепринятых правил, сообщество его изгоняло. А в одиночку степень выживаемости в разы меньше. Нигилисты просто не выживали. Таким образом элементарные правила поведения веками выкристаллизовывались. В наши гены уже встроены определенные моральные нормы. Посмотрите на асоциального подростка. Он может пить, курить, сквернословить. Но у детей существует жесткий тормоз на убийства и на то, чтобы причинять страшный физический вред. Существует социальная интуиция. Это, например, когда вы уверены, что тот или иной поступок плохой. Однако не можете объяснить себе — почему.

Откуда тогда берутся убийцы — общество плохо влияет?

Чаще всего это психопаты. В обществе их не более 3-5 процентов. Но и социальное окружение, конечно, играет свою роль. Я всегда привожу в пример психологический эксперимент Джона Хайда. Участникам описывали ситуацию: вы идете по улице и видите, как собака пожирает труп другой собаки. Отгоните животное каннибала или пройдете мимо? Анкетировали людей из разных стран. В Америке, например, абсолютное большинство — где-то около 80 процентов сказали, что отгонят. В Бразилии вмешаются всего 50 процентов. Знаете, почему такая большая разница?

В Бразилии понимают, что на животных нельзя распространять человеческие табу?

Нет. Все дело во влиянии окружения. В Бразилии коммунальные службы, мягко говоря, не очень расторопны. И местные жители думали, что пусть хотя бы таким образом, с помощью каннибализма, утилизируется труп. То есть из-за неразвитости социальных институтов у людей замораживается моральная интуиция.

Правы те, кто говорит, что в советский период генофонд России был серьезно подпорчен из-за уничтожения интеллектуальной элиты и подавления той самой моральной интуиции?

Я считаю, что да. Сформировалось некое отставание, брешь в генофонде. В нашей стране постоянно подавлялась любая гражданская инициатива. Постепенно выкристаллизовался определенный тип человека, который и сегодня воспроизводится и закрепляется на уровне воспитания.

Что за тип?

Мне кажется, россияне с молоком матери впитывают замечательный завет, характерный для криминальных кругов: не верь, не бойся, не проси. Это выражается в том, что, когда нет гарантий социального развития, прав частной собственности, люди готовы ко всему. Мы постоянно находимся в состоянии внутренней мобилизации, нам все время страшно. Получился человек, который не строит, не сеет, живет одним днем. Поэтому многие не думают о далеком будущем и пытаются сегодня взять от жизни все. И нравственность у таких людей вполне конкретная. Она как раз и соответствует тому типу, который показали большинство участников нашего эксперимента. Человек понимает, что в этой песочнице играют по таким правилам, а в соседней — уже совсем по другим. И он подстраивается.

Отличается ли российская мораль от европейской?

На мой взгляд, очень сильно. Один из моментов — условия существования, начиная с территориальных. В Европе все маленькое. Некоторые страны можно на велосипеде объехать. Это задает определенный менталитет. Люди живут кучно. Это как в деревне, где все друг друга знают, все на виду, и поэтому там трудно совершать безнравственные поступки. Основные законы там устаканивались веками. А не как у нас — сегодня одно, завтра другое. Мораль очень тесно связана с развитием правового сознания. Ведь не случайно очень многие наши состоятельные соотечественники предпочитают свои судебные споры решать за границей. Потому что там суд — это суд.

Знаете золотое правило нравственности? Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Этот принцип реализуется на Западе. А в России, мне кажется, более распространен императив Канта: поступай так, чтобы твоя воля могла служить принципам всеобщего законодательства. Это значит: я украл и, в принципе, допускаю, что и другие могут украсть.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.