ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Каким вырастет мальчик, если его воспитанием занимаются только мама и бабушка?

Анна Семенец, rosbalt.ru   
09 Апреля 2021 г.
Изменить размер шрифта

Сегодня почти треть всех семей в России — это семьи, в которых есть только мама и ребенок. Папы, даже если они формально в наличии, в жизни таких семей, как правило, не участвуют. В лучшем случае — платят алименты, иногда покупают подарки и проводят с ребенком свободное время. Но чаще всего, нет и этого. Значит ли это, что в отсутствии мужского примера перед глазами мальчики в таких семьях вырастают мягкими, инфантильными, слабыми, рассказал врач, психолог, доктор медицинских наук, один из пионеров российской детской психосексологии Виктор Каган.

Каким вырастет сын, если его воспитанием занимаются только мама и бабушка?

— В последнее время все чаще говорят о том, что мужчины теряют «мужественность». Это результат «женского» воспитания?

— Разговоры о том, что мужчины становятся чуть ли не больше женщинами, чем сами женщины, как и о том, что женщины утрачивают женственность, не сегодня начались. Они связаны с представлением о том, что свойства психики и поведения прямо определяются биологическим полом. Женщине присущи мягкость, эмоциональность, слабость, мужчине — твердость, суровость, сила. Женская модель — стройная козочка, белая овечка, мужская — бизон. Но это устаревшие модели. Сегодня женщина скорее согласится с Борисом Заходером: «Никакого нет резона у себя держать бизона, поскольку это жвачное грубое и мрачное».

Со временем модели «мужского» и «женского» стали допускать, что дело не только в качестве, но и в количестве. То есть — с полом связаны не сами качества, а их выраженность. Как в сообщающихся сосудах — чем больше мужского, тем меньше женского, и наоборот. Многим женщинам в мужчинах не хватает нежности, в то время как сами мужчины стесняются и не умеют проявить ее, потому что она «не мужское качество».

Биологические модели сильно поддерживались укладами. Во-первых, жизнь была намного медленнее, чем сейчас, в ней успевали складываться традиции, которые потом регулировали судьбы многих поколений. Во-вторых, жизнь была больше стайной, чем индивидуальной, и человек был не столько личностью со своим «Я», сколько частью общности — племени, социальной прослойки, профессии. В-третьих, жизнь была более замкнутой — люди жили более оседло, не было таких миграционных потоков, как сейчас, и мгновенно преодолевающей географические границы информации. Модели «мужского» и «женского» работали так подолгу, не имея жестких сроков годности, что казались данными от природы.

Сегодня мы живем в мире высоких цивилизационных ускорений, в мире с особым вниманием к человеческой индивидуальности — ее развитию и самореализации. В этом мире маскулинность и фемининность рассматриваются не как социальные проявления биологического пола, а как результат социализации — как то, что складывается в ходе взаимодействия ребенка, а потом и взрослого, с культурой и обществом. В нем воспитание ребенка — воспитание мальчика/мужчины и девочки/женщины — перестает быть трансляцией не подвергающихся анализу и критике стереотипов, а становится предметом специального внимания.

Каким вырастет сын, если его воспитанием занимаются только мама и бабушка?

  • Виктор Каган

— Что при этом происходит с гендерными ролями?

— Биологический пол дан врожденно, гендер — складывается как самоопределение. Это результат социализации, социальный пол, то, как определяет себя сам человек и как воспринимают и определяют его другие.

Гендерные отношения находятся в непрестанном изменении. Поэтому ваш вопрос о половых и гендерных моделях имеет ключевое значение. И поиск ответов на него труден, потому что мы ищем их в ходе взаимодействия «старого» и «нового», и их диалога, который важно не превратить в войну на уничтожение.

Действительно ли мужчины становятся мягкими и эмоциональными, или это только кажется входящим в жизнь мужской походкой женщинам? Или мужчины просто стали позволять себе мягкость и эмоциональность? На мой взгляд, немного второе, а в основном — третье.

— Какую роль для мальчиков играет пример отца перед глазами?

— Важна ли для развития мальчика мужская модель поведения? Да, безусловно. Но такой моделью выступает не один только отец, но и герои книг, фильмов, семьи друзей. Они не только вносят свой вклад, они создают фон для восприятия отца и могут оказаться сильнее.

Важно и каков отец, и каковы отношения с ним. Отец, с которым нет отношений, или отношения с отцом, которого нет? У множества моих сверстников, а мы — дети войны, отцы погибли, но безотцовщиной они не были — образ отца-героя был сильнее физического отсутствия.

Мой пациент четырех лет смертным боем колотит мать и бабушку, которые ненавидят ушедшего отца. В семье нет никаких следов его присутствия. Почти месяц у меня уходит на то, чтобы уговорить их повесить какой-нибудь портрет папы. Через некоторое время мать рассказывает, что повесила портрет в полутемном коридорчике. Недавно она случайно увидела, как мальчик разговаривает с портретом. В результате, его агрессия прекратилась.

Воспитание женщинами само по себе не делает мальчика женственным еще и потому, что восприимчивость к такому воспитанию очень зависит от характера ребенка. У одних матери с бабушкой с младых ногтей вырастает маленький мужчина-защитник, у других — деточка, ждущая от всех, что ее возьмут на ручки.

Хочу подчеркнуть: не важно, говорим мы о мужской и женской моделях как о половых или гендерных, ключевая важность сегодня принадлежит моделям отношений мужчин и женщин. Тут само слово «модель» условно. Речь не о строящихся идеологами — родителями или воспитателями — моделях, по которым они «лепят» мальчика или девочку, а о реальностях жизни и культуры, в которых ребенок живет, и о реальном поведении окружающих взрослых, которое для детей оказывается модельным. Это прежде всего модели отношений мужчин и женщин в разных их ролях — партнерских, гражданских, родительских, детских и прочих. Ребенок не только «примеряет на себя» те или иные черты, но и осваивает пользование ими в отношениях с людьми своего и другого пола и гендера.

— Как в таком случае сказывается участие и неучастие отца в воспитании мальчика?

— Одно дело — невозможность участия, другое — принятое в семье с добрыми отношениями разделение прав и обязанностей, третье — адресованное ребенку пренебрежение, основанное на его сходстве с отцом. И потом, что мы понимаем под участием? Это любовь, уважение и понимание или дрессировка выполнения сыном «мужских» задач? Вырастет ли мальчик, с ранних лет тянущийся к скрипке и краскам, лучшим мужчиной от того, что отец — тренер по плаванию — считает это «бабьими занятиями» и часами гоняет сына в бассейне? Помогут ли мальчику в его мужской жизни увещевания ласковой мамы, что он вырастет и будет «настоящим мужчиной», а не таким недоразумением, как его папа?

В неполных семьях у мамы и сына есть по беде. Но если мать не скрывает ненависти к своему «бывшему» — «Такой же урод, как твой папаша!», то у сына будет две беды — отсутствие отца и восприятие себя, как плохого, которого мама из-за этого может бросить, со всеми вытекающими отсюда страхами. Но и у матери будет две беды — оставленность и невротическое поведение сына, сопротивляющегося тому, что она калечит в нем мужчину. Но если она найдет в себе силы говорить сыну об отце хорошо, у них будет одна беда, с которой они вместе могут справиться. А если приходящий хоть раз в год папа не будет демонстрировать свою неприязнь к матери, то сын сможет взять урок отношений с женщинами. Другими словами, взрослые могут выступать вместе, даже будучи врозь.

— Существует ли вообще какое-то специальное «мужское воспитание», в котором нуждаются мальчики?

— Мужское воспитание — это воспитание мужчиной, воспитание мужчины по типу сборной мебели — с прилагаемой моделью и инструкцией по сборке, или помощь — помощь, но не навязывание — такому, какой он есть, мальчику, быть и становиться мужчиной? Мне ближе последнее.

Папы, как и мамы, «разные нужны и всякие важны», если они выступают вместе и исходят из моделей отношений, а не отдельных черт.

Мы сегодня переживаем, как говорит академик Александр Асмолов, период преадаптации к будущему, полному неопределенности. Поэтому, при всем уважении к традициям и научному поиску, мы должны быть способны к диалогу, и фокусироваться на детях, а не на своих амбициях. Мы должны быть гибки, чтобы помогать им осваивать поисковое поведение и входить в новые для нас реальности, а не навязывать отжившие свое традиции и высасываемые из пальца новации.

В идеале у ребенка должна быть полная семья, в которой царят между мамой и папой прекрасные отношения. Но в реалиях не все дети могут похвастаться таким багажом. Хорошо, если неправильная модель семьи, поведение в ней взрослых не будут вынесены потом в жизнь самого отпрыска как единственно верные. Ведь многое, что имеет место сейчас, закладывается именно в детстве. И если что-то из прошлого действительно способно мешать в настоящем, от такого груза стоит избавиться. Психологи как раз в этом могут помочь разобраться.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.