Ирина Антонова: самое и главное и прекрасное в жизни – это путь открытий |
20 Октября 2017 г. |
Одним из самых ярких и запоминающихся событий V конференции «Общество для всех возрастов» стало выступление президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой. Человек 30-х годовИрина Александровна выступила в секции «Траектория строения», где обсуждалось, как в пожилом возрасте выйти из плена стереотипов, увидеть дары и ресурсы старости и жить полноценно: «Хрупкость жизни очень зависит от здоровья человека, а это не всегда от нас зависит. Мы может быть очень крепки духом, но чисто физические сложности мешают нам прийти туда, куда бы нам хотелось. Хорошо услышать друг друга, или увидеть, а это зависит от зрения. Но самое главное – понять, куда идет наша жизнь, и что значит само ее течение от рождения и до закономерного конца. Самое главное и самое прекрасное, для чего дана жизнь, и в этом ее смысл и этим смыслом мы обогащаем и себя и нас окружающих – это путь открытий, которые мы делаем для себя, а в той части, что интересны всем – и для всех остальных тоже. Вот этот путь открытий идет параллельно с нашим возрастом. И каждый возраст приносит свое. После 85 лет мне стало все интереснейМне очень много лет. Возможно, я одна из самых старших здесь; я не соревнуюсь ни с кем, но возраст у меня очень солидный! Что меня стало поражать особенно после 85 лет, я обозначаю эту дату ПОСЛЕ 85 ЛЕТ! Не сочтите это просто за фразу, это – действительно так! Можете мне верить, можете нет! Но я знаю, что говорю правду! Мне стало все интересней, потому что я в себе открыла возможность понимать что-то, что я раньше не понимала и в какой-то внутренней запальчивости откидывала, не думала об этом! А вот сейчас вдруг целый ряд явлений самых разнообразных, особенно в области искусства! Для меня именно это очень важно, потому что я профессионально занимаюсь именно этой областью, вдруг стало обнаруживаться как что-то очень важное, очень ценное, чего я раньше не понимала. Теперь я стала видеть очень многие явления в живописи, в скульптуре, в пластических искусствах. Я очень люблю театр и литературу, уже совсем по-новому! После 90 лет – новый период личного счастьяИ совсем новый период, я бы сказала просто личного счастья, от такой полноты с какой я воспринимаю жизнь: он наступил после 90 лет. Мне исполнился 91, второй год и вдруг мне стало открываться довольно энергично и с большой силой особенно в области моей профессиональной. Я видела какие-то вещи, которые я тысячу раз знала, я с ними росла в институте, в работе... Я 72 года работаю в музее, с 45 года. И я очень много видела. Музей давал возможность видеть. Но сколько же прояснилось! В какие другие, новые соотношения стали явления жизни становиться между собой! И я увидела перспективу для дальнейшего развития. Это очень важный момент! Да, иногда мне бывает труднее прийти на какую-то новую выставку в другое помещение помимо нашего музея! Но возможностей очень много знакомиться с новыми явлениями! Новое пониманиеЯ создала несколько новый циклов лекций, связанных не с историей искусства, не по принципу принятой классификации – Древний Египет, Возрождение. Нет! А связанных со смыслами искусства, начиная с древнейших времен до наших дней. Слушатели приходят на лекции, где я говорю на тему обнаженной женской модели начиная от первобытной Венеры, Венеры Милосской, «Спящей Венеры» Джорджоне, обнаженная и не обнаженная Маха, «Олимпия», а затем Пикассо, и другие русские картины на эти сюжеты. Вдруг обнаруживается необыкновенная полнота, сила и огромность этого течения жизни, которая где-то совпадает и с моей жизнью с древнейших времен! Потому что я снова это прохожу и для себя через литературу и искусство, все эти периоды тоже! И теперь это уже какой-то новый этап, и новое понимание! Так возникли совсем новые темы, и лекционные, и другие! Мне в меньшей степени интересно, хотя это тоже важно, - исторические экскурсы. Это уже все было, я это уже делала. А взглянуть через время, через века открыть понимание возможностей искусств – это гораздо важнее! Курс истории искусств для людей третьего возрастаИ я сделала такой курс. Я занимаюсь им уже три года у нас в музее есть курс для людей третьего возраста. Он так и обозначен. Третий возраст – это элегантное название «Troisieme age», которое дали французы. Оно принято во всем мире. Мне эти люди безумно интересны. Они сейчас начинают проходить тот путь, который уже прошла я, и продолжаю проходить. Это как правило те люди, которые всегда тянулись к культуре. Это мощный источник нашего знания, понимания и нашей деятельности. Но они работали, у них была семья, дети, заботы. И вот у них появилось время – дети выросли. И теперь они имеют такую возможность приходить на лекции и притянуться к тому, что их всегда интересовало, но не всегда на это хватало времени. Книгу почитать перед сном – да! Или послушать музыку по радио, хотя это не совсем полноценно. А вот смотреть на предметы искусства надо в самом зале. Быть рядом с художественным произведением. Теперь, на пенсии, они получили эту возможность и люди очень активно приходят. Но не только я им рассказываю. У нас есть такие занятия, где я даю им темы и они делятся тем, что и как уже они понимают в искусстве. Здесь уже идет их собственная работа. Оказалось, что среди слушателей, оказалось много тех, кто когда-то рисовал. Просто дома рисовал пейзажи, портреты. Никогда никому не показывал, только для своих. Мы для них сделали курсы. Разумеется это не для всех ста пятидесяти слушателей лекций, а для тех, кому это интересно. Это очень воодушевленные люди! Мне очень нравится их энтузиазм! И это тоже необыкновенное обогащение! И открытия, открытия, открытия... Не надо позволить закрыть эту дверцу! Сказать: «Мне туда трудно дойти!» Делайте усилия! Попробуйте! Самое главное, не дать процессу «закрытия» вас окружить со всех сторон! Нужно думать о том, что происходит сегодня. Огромный колоссальный банк выставок. Я знаю, многим не нравится совсем современное искусство. Я имею ввиду не классиков – Пикассо, Матисса, Леже, Дейнеку, Пименова или наших шестидесятников, а искусство, которое творится после 80-х годов и сейчас. Это – очень сложный процесс, болезненный для многих, воспитанных на тысячелетиях классики. Но надо этим обязательно интересоваться! Потому что это – путь в будущее. Что грядет? Что будет? Что вы видели в прошлом естественно трансформируется в новый художественный язык. Но и многое, что появляется в выставочных залах не является искусством. Не потому, что это – плохо, а потому, что это – другое! Это другой путь коммуникаций с современностью. Не через искусство, не через главные принципы того, что определяет искусство, эстетические и этические параметры. Это – тоже разговор с современностью, но не через эти элементы. Если их не существует в этой продукции, это не значит, что она – плохая. Это – тоже творчество! Как, например, изобрели и мне подарили вечную ручку! Она все время пишет. И это – тоже творчество, но не художественное, а другое! На наших глазах возникает огромная продукция другого пути освоения действительности, которую мы по нашей неуклюжести и негибкости продолжаем давать название искусства! А это – не искусство. Без уничижения, просто пока нет названия этому явлению. Мы найдем это название! Импрессионистам название тоже долго искали. Они к этому времени уже почти кончились! Любой возраст прекрасенА тот, что начинается, когда вам за 85, или за 90 – он совсем особенный! Он прекрасный! Такое открывается... Появляется терпимость к тому, чего не было раньше. Появляется масса понимания, как надо оценивать жизненные явления, и самую себя, и то, что ты видишь, в том числе и в искусстве. Не надо сразу ругаться, плеваться! Надо осознать: «А это что такое?» Если это не откровенная халтура, которая очень быстро угадывается. Об этом надо размышлять, размышлять. Не отпихивать, а прийти и посмотреть, подумать. Может быть и отторгнуть. Но что-то и принимать. Это касается пластических искусств. А есть и огромный мир музыки, которая является очень важным моментом диалога разных видов искусства. Есть мир литературы. Время находит отображение во всех видах искусства и в разных формах. Кто-то лучше слышит, кто-то лучше видит, но тем не менее, это взаимопроникновение – очень важно!" Корреспондент "НП" записала выступление Ирины Антоновой на V национальной конференции "Общество для всех возрастов". Источник:
Тэги: |
|