НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Ирина Антонова: самое и главное и прекрасное в жизни – это путь открытий

20 Октября 2017 г.

antonova irina

Одним из самых ярких и запоминающихся событий V конференции «Общество для всех возрастов» стало выступление президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой.

Пушкина Ирины Антоновой

Человек 30-х годов

Ирина Александровна выступила в секции «Траектория строения», где обсуждалось, как в пожилом возрасте выйти из плена стереотипов, увидеть дары и ресурсы старости и жить полноценно:

«Хрупкость жизни очень зависит от здоровья человека, а это не всегда от нас зависит. Мы может быть очень крепки духом, но чисто физические сложности мешают нам прийти туда, куда бы нам хотелось. Хорошо услышать друг друга, или увидеть, а это зависит от зрения. Но самое главное – понять, куда идет наша жизнь, и что значит само ее течение от рождения и до закономерного конца.

Самое главное и самое прекрасное, для чего дана жизнь, и в этом ее смысл и этим смыслом мы обогащаем и себя и нас окружающих – это путь открытий, которые мы делаем для себя, а в той части, что интересны всем – и для всех остальных тоже. Вот этот путь открытий идет параллельно с нашим возрастом. И каждый возраст приносит свое.

После 85 лет мне стало все интересней

Мне очень много лет. Возможно, я одна из самых старших здесь; я не соревнуюсь ни с кем, но возраст у меня очень солидный! Что меня стало поражать особенно после 85 лет, я обозначаю эту дату ПОСЛЕ 85 ЛЕТ! Не сочтите это просто за фразу, это – действительно так! Можете мне верить, можете нет! Но я знаю, что говорю правду! Мне стало все интересней, потому что я в себе открыла возможность понимать что-то, что я раньше не понимала и в какой-то внутренней запальчивости откидывала, не думала об этом! А вот сейчас вдруг целый ряд явлений самых разнообразных, особенно в области искусства! Для меня именно это очень важно, потому что я профессионально занимаюсь именно этой областью, вдруг стало обнаруживаться как что-то очень важное, очень ценное, чего я раньше не понимала. Теперь я стала видеть очень многие явления в живописи, в скульптуре, в пластических искусствах. Я очень люблю театр и литературу, уже совсем по-новому!

После 90 лет – новый период личного счастья

И совсем новый период, я бы сказала просто личного счастья, от такой полноты с какой я воспринимаю жизнь: он наступил после 90 лет. Мне исполнился 91, второй год и вдруг мне стало открываться довольно энергично и с большой силой особенно в области моей профессиональной. Я видела какие-то вещи, которые я тысячу раз знала, я с ними росла в институте, в работе... Я 72 года работаю в музее, с 45 года. И я очень много видела. Музей давал возможность видеть. Но сколько же прояснилось! В какие другие, новые соотношения стали явления жизни становиться между собой! И я увидела перспективу для дальнейшего развития.

Это очень важный момент! Да, иногда мне бывает труднее прийти на какую-то новую выставку в другое помещение помимо нашего музея! Но возможностей очень много знакомиться с новыми явлениями!

Новое понимание

Я создала несколько новый циклов лекций, связанных не с историей искусства, не по принципу принятой классификации – Древний Египет, Возрождение. Нет! А связанных со смыслами искусства, начиная с древнейших времен до наших дней. Слушатели приходят на лекции, где я говорю на тему обнаженной женской модели начиная от первобытной Венеры, Венеры Милосской, «Спящей Венеры» Джорджоне, обнаженная и не обнаженная Маха, «Олимпия», а затем Пикассо, и другие русские картины на эти сюжеты. Вдруг обнаруживается необыкновенная полнота, сила и огромность этого течения жизни, которая где-то совпадает и с моей жизнью с древнейших времен! Потому что я снова это прохожу и для себя через литературу и искусство, все эти периоды тоже! И теперь это уже какой-то новый этап, и новое понимание!

Так возникли совсем новые темы, и лекционные, и другие! Мне в меньшей степени интересно, хотя это тоже важно, - исторические экскурсы. Это уже все было, я это уже делала. А взглянуть через время, через века открыть понимание возможностей искусств – это гораздо важнее!

2

Курс истории искусств для людей третьего возраста

И я сделала такой курс. Я занимаюсь им уже три года у нас в музее есть курс для людей третьего возраста. Он так и обозначен. Третий возраст – это элегантное название «Troisieme age», которое дали французы. Оно принято во всем мире. Мне эти люди безумно интересны. Они сейчас начинают проходить тот путь, который уже прошла я, и продолжаю проходить. Это как правило те люди, которые всегда тянулись к культуре. Это мощный источник нашего знания, понимания и нашей деятельности. Но они работали, у них была семья, дети, заботы. И вот у них появилось время – дети выросли. И теперь они имеют такую возможность приходить на лекции и притянуться к тому, что их всегда интересовало, но не всегда на это хватало времени. Книгу почитать перед сном – да! Или послушать музыку по радио, хотя это не совсем полноценно. А вот смотреть на предметы искусства надо в самом зале. Быть рядом с художественным произведением. Теперь, на пенсии, они получили эту возможность и люди очень активно приходят.

Но не только я им рассказываю. У нас есть такие занятия, где я даю им темы и они делятся тем, что и как уже они понимают в искусстве. Здесь уже идет их собственная работа. Оказалось, что среди слушателей, оказалось много тех, кто когда-то рисовал. Просто дома рисовал пейзажи, портреты. Никогда никому не показывал, только для своих. Мы для них сделали курсы. Разумеется это не для всех ста пятидесяти слушателей лекций, а для тех, кому это интересно. Это очень воодушевленные люди! Мне очень нравится их энтузиазм! И это тоже необыкновенное обогащение! И открытия, открытия, открытия... Не надо позволить закрыть эту дверцу! Сказать: «Мне туда трудно дойти!» Делайте усилия! Попробуйте! Самое главное, не дать процессу «закрытия» вас окружить со всех сторон!

Нужно думать о том, что происходит сегодня. Огромный колоссальный банк выставок. Я знаю, многим не нравится совсем современное искусство. Я имею ввиду не классиков – Пикассо, Матисса, Леже, Дейнеку, Пименова или наших шестидесятников, а искусство, которое творится после 80-х годов и сейчас. Это – очень сложный процесс, болезненный для многих, воспитанных на тысячелетиях классики. Но надо этим обязательно интересоваться! Потому что это – путь в будущее. Что грядет? Что будет? Что вы видели в прошлом естественно трансформируется в новый художественный язык. Но и многое, что появляется в выставочных залах не является искусством. Не потому, что это – плохо, а потому, что это – другое! Это другой путь коммуникаций с современностью. Не через искусство, не через главные принципы того, что определяет искусство, эстетические и этические параметры. Это – тоже разговор с современностью, но не через эти элементы. Если их не существует в этой продукции, это не значит, что она – плохая. Это – тоже творчество! Как, например, изобрели и мне подарили вечную ручку! Она все время пишет. И это – тоже творчество, но не художественное, а другое! На наших глазах возникает огромная продукция другого пути освоения действительности, которую мы по нашей неуклюжести и негибкости продолжаем давать название искусства! А это – не искусство. Без уничижения, просто пока нет названия этому явлению. Мы найдем это название! Импрессионистам название тоже долго искали. Они к этому времени уже почти кончились!

Любой возраст прекрасен

А тот, что начинается, когда вам за 85, или за 90 – он совсем особенный! Он прекрасный! Такое открывается... Появляется терпимость к тому, чего не было раньше. Появляется масса понимания, как надо оценивать жизненные явления, и самую себя, и то, что ты видишь, в том числе и в искусстве. Не надо сразу ругаться, плеваться! Надо осознать: «А это что такое?» Если это не откровенная халтура, которая очень быстро угадывается. Об этом надо размышлять, размышлять. Не отпихивать, а прийти и посмотреть, подумать. Может быть и отторгнуть. Но что-то и принимать. Это касается пластических искусств. А есть и огромный мир музыки, которая является очень важным моментом диалога разных видов искусства. Есть мир литературы. Время находит отображение во всех видах искусства и в разных формах. Кто-то лучше слышит, кто-то лучше видит, но тем не менее, это взаимопроникновение – очень важно!"

1

Корреспондент "НП" записала выступление Ирины Антоновой на V национальной конференции "Общество для всех возрастов".

Источник: pencioner.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.