НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-04-23-06-31
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость...
2025-05-12-08-58-52
15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
2025-05-21-07-16-48
120 лет назад родился Михаил Шолохов.
2025-05-15-05-13-14
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба...

Ирина Антонова: самое и главное и прекрасное в жизни – это путь открытий

20 Октября 2017 г.

antonova irina

Одним из самых ярких и запоминающихся событий V конференции «Общество для всех возрастов» стало выступление президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой.

Пушкина Ирины Антоновой

Человек 30-х годов

Ирина Александровна выступила в секции «Траектория строения», где обсуждалось, как в пожилом возрасте выйти из плена стереотипов, увидеть дары и ресурсы старости и жить полноценно:

«Хрупкость жизни очень зависит от здоровья человека, а это не всегда от нас зависит. Мы может быть очень крепки духом, но чисто физические сложности мешают нам прийти туда, куда бы нам хотелось. Хорошо услышать друг друга, или увидеть, а это зависит от зрения. Но самое главное – понять, куда идет наша жизнь, и что значит само ее течение от рождения и до закономерного конца.

Самое главное и самое прекрасное, для чего дана жизнь, и в этом ее смысл и этим смыслом мы обогащаем и себя и нас окружающих – это путь открытий, которые мы делаем для себя, а в той части, что интересны всем – и для всех остальных тоже. Вот этот путь открытий идет параллельно с нашим возрастом. И каждый возраст приносит свое.

После 85 лет мне стало все интересней

Мне очень много лет. Возможно, я одна из самых старших здесь; я не соревнуюсь ни с кем, но возраст у меня очень солидный! Что меня стало поражать особенно после 85 лет, я обозначаю эту дату ПОСЛЕ 85 ЛЕТ! Не сочтите это просто за фразу, это – действительно так! Можете мне верить, можете нет! Но я знаю, что говорю правду! Мне стало все интересней, потому что я в себе открыла возможность понимать что-то, что я раньше не понимала и в какой-то внутренней запальчивости откидывала, не думала об этом! А вот сейчас вдруг целый ряд явлений самых разнообразных, особенно в области искусства! Для меня именно это очень важно, потому что я профессионально занимаюсь именно этой областью, вдруг стало обнаруживаться как что-то очень важное, очень ценное, чего я раньше не понимала. Теперь я стала видеть очень многие явления в живописи, в скульптуре, в пластических искусствах. Я очень люблю театр и литературу, уже совсем по-новому!

После 90 лет – новый период личного счастья

И совсем новый период, я бы сказала просто личного счастья, от такой полноты с какой я воспринимаю жизнь: он наступил после 90 лет. Мне исполнился 91, второй год и вдруг мне стало открываться довольно энергично и с большой силой особенно в области моей профессиональной. Я видела какие-то вещи, которые я тысячу раз знала, я с ними росла в институте, в работе... Я 72 года работаю в музее, с 45 года. И я очень много видела. Музей давал возможность видеть. Но сколько же прояснилось! В какие другие, новые соотношения стали явления жизни становиться между собой! И я увидела перспективу для дальнейшего развития.

Это очень важный момент! Да, иногда мне бывает труднее прийти на какую-то новую выставку в другое помещение помимо нашего музея! Но возможностей очень много знакомиться с новыми явлениями!

Новое понимание

Я создала несколько новый циклов лекций, связанных не с историей искусства, не по принципу принятой классификации – Древний Египет, Возрождение. Нет! А связанных со смыслами искусства, начиная с древнейших времен до наших дней. Слушатели приходят на лекции, где я говорю на тему обнаженной женской модели начиная от первобытной Венеры, Венеры Милосской, «Спящей Венеры» Джорджоне, обнаженная и не обнаженная Маха, «Олимпия», а затем Пикассо, и другие русские картины на эти сюжеты. Вдруг обнаруживается необыкновенная полнота, сила и огромность этого течения жизни, которая где-то совпадает и с моей жизнью с древнейших времен! Потому что я снова это прохожу и для себя через литературу и искусство, все эти периоды тоже! И теперь это уже какой-то новый этап, и новое понимание!

Так возникли совсем новые темы, и лекционные, и другие! Мне в меньшей степени интересно, хотя это тоже важно, - исторические экскурсы. Это уже все было, я это уже делала. А взглянуть через время, через века открыть понимание возможностей искусств – это гораздо важнее!

2

Курс истории искусств для людей третьего возраста

И я сделала такой курс. Я занимаюсь им уже три года у нас в музее есть курс для людей третьего возраста. Он так и обозначен. Третий возраст – это элегантное название «Troisieme age», которое дали французы. Оно принято во всем мире. Мне эти люди безумно интересны. Они сейчас начинают проходить тот путь, который уже прошла я, и продолжаю проходить. Это как правило те люди, которые всегда тянулись к культуре. Это мощный источник нашего знания, понимания и нашей деятельности. Но они работали, у них была семья, дети, заботы. И вот у них появилось время – дети выросли. И теперь они имеют такую возможность приходить на лекции и притянуться к тому, что их всегда интересовало, но не всегда на это хватало времени. Книгу почитать перед сном – да! Или послушать музыку по радио, хотя это не совсем полноценно. А вот смотреть на предметы искусства надо в самом зале. Быть рядом с художественным произведением. Теперь, на пенсии, они получили эту возможность и люди очень активно приходят.

Но не только я им рассказываю. У нас есть такие занятия, где я даю им темы и они делятся тем, что и как уже они понимают в искусстве. Здесь уже идет их собственная работа. Оказалось, что среди слушателей, оказалось много тех, кто когда-то рисовал. Просто дома рисовал пейзажи, портреты. Никогда никому не показывал, только для своих. Мы для них сделали курсы. Разумеется это не для всех ста пятидесяти слушателей лекций, а для тех, кому это интересно. Это очень воодушевленные люди! Мне очень нравится их энтузиазм! И это тоже необыкновенное обогащение! И открытия, открытия, открытия... Не надо позволить закрыть эту дверцу! Сказать: «Мне туда трудно дойти!» Делайте усилия! Попробуйте! Самое главное, не дать процессу «закрытия» вас окружить со всех сторон!

Нужно думать о том, что происходит сегодня. Огромный колоссальный банк выставок. Я знаю, многим не нравится совсем современное искусство. Я имею ввиду не классиков – Пикассо, Матисса, Леже, Дейнеку, Пименова или наших шестидесятников, а искусство, которое творится после 80-х годов и сейчас. Это – очень сложный процесс, болезненный для многих, воспитанных на тысячелетиях классики. Но надо этим обязательно интересоваться! Потому что это – путь в будущее. Что грядет? Что будет? Что вы видели в прошлом естественно трансформируется в новый художественный язык. Но и многое, что появляется в выставочных залах не является искусством. Не потому, что это – плохо, а потому, что это – другое! Это другой путь коммуникаций с современностью. Не через искусство, не через главные принципы того, что определяет искусство, эстетические и этические параметры. Это – тоже разговор с современностью, но не через эти элементы. Если их не существует в этой продукции, это не значит, что она – плохая. Это – тоже творчество! Как, например, изобрели и мне подарили вечную ручку! Она все время пишет. И это – тоже творчество, но не художественное, а другое! На наших глазах возникает огромная продукция другого пути освоения действительности, которую мы по нашей неуклюжести и негибкости продолжаем давать название искусства! А это – не искусство. Без уничижения, просто пока нет названия этому явлению. Мы найдем это название! Импрессионистам название тоже долго искали. Они к этому времени уже почти кончились!

Любой возраст прекрасен

А тот, что начинается, когда вам за 85, или за 90 – он совсем особенный! Он прекрасный! Такое открывается... Появляется терпимость к тому, чего не было раньше. Появляется масса понимания, как надо оценивать жизненные явления, и самую себя, и то, что ты видишь, в том числе и в искусстве. Не надо сразу ругаться, плеваться! Надо осознать: «А это что такое?» Если это не откровенная халтура, которая очень быстро угадывается. Об этом надо размышлять, размышлять. Не отпихивать, а прийти и посмотреть, подумать. Может быть и отторгнуть. Но что-то и принимать. Это касается пластических искусств. А есть и огромный мир музыки, которая является очень важным моментом диалога разных видов искусства. Есть мир литературы. Время находит отображение во всех видах искусства и в разных формах. Кто-то лучше слышит, кто-то лучше видит, но тем не менее, это взаимопроникновение – очень важно!"

1

Корреспондент "НП" записала выступление Ирины Антоновой на V национальной конференции "Общество для всех возрастов".

Источник: pencioner.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.