"Любовь к артистам или спортсменам иногда приводит к почти религиозному благоговению перед ними. Но откуда взялся культ звезд?" - задается вопросом Клеман Гийе, психиатр, журналист, автор книги "Социология фанатов", на страницах Slate.fr.
"Наша религия - футбол, и, как и в любой другой религии, у нее должен быть бог. [...] Этот бог аргентинский, его зовут Диего Армандо Марадона". Таково вероисповедание церкви Марадоны. После того как аргентинский игрок всю свою жизнь пробуждал страсти, сегодня он стал объектом настоящего культа - полусерьезного, полупародийного, - который основан в 1998 году", - говорится в статье.
"(...) Комментаторы, журналисты и другие биографы также склонны использовать священную лексику и вносят свой вклад в религиозные аналогии. "Бог мертв", - провозгласила газета L'Équipe, когда умер Марадона.
Диего Марадона
"Каждый год в Мемфисе, обычно с 10 по 18 августа, проходит настоящее "элвисское паломничество". На Неделю Элвиса к его могиле стекаются более 100 тыс. поклонников, чтобы отметить день смерти певца 16 августа 1977 года, - указывает автор статьи. - В программе концерты, конференции, а также шествия и парады при свечах вокруг могилы звезды рок-н-ролла. Люди делают подношения, произносят молитвы..." .
"(...) Я много молюсь Элвису, я пытаюсь спросить его, что мне нужно, я хочу, чтобы он мне помог", - рассказывает один француз, фанат и член группы "Друзья Элвиса". Опять спонтанно возвращается религиозный дискурс и вокабуляр, описывающий их страсть такими словами, как "священный", "обряд", "поклонение" и т. д.", - комментирует Гийе.
"Дань уважения фанатов представляет собой нечто среднее между трансом и идолопоклонством, и выражает истинное благоговение. Самый яркий пример - это матчи и концерты, порой напоминающие большие мессы. В своей книге "Религия металла" социолог Алексис Момбеле описывает метал-концерты как "современные обряды", в которых обнаруживаются "всплески религии". Плач, слезы, дискомфорт, истерика... В какой церкви можно увидеть больше истовости, чем в первых рядах поклонников Леди Гаги или Джастина Бибера?" - задумывается автор публикации.
"(...) Такая страсть к харизматическому существу проявляется с помощью ритуального и символического инструмента (концерт, матч), который объединяет актеров в сообщество (фанатов). Связь, которая объединяет их с их страстью, одновременно вертикальна, трансцендентна по отношению к идолу и горизонтальна по отношению к сообществу фанатов, объединенных единым обожанием. Те же явления обнаруживаются в сектах или религиозных общинах", - анализирует Гийе.
"Для объяснения современного феномена поклонников часто упоминается упадок религий. В 1966 году Джон Леннон заявил: "Христианство уйдет. Оно испарится и усохнет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус. Я не знаю, что исчезнет раньше -рок-н-ролл или христианство".
Джон Леннон
"(...) Социолог Эдгар Морен сравнивал кинозвезд с небожителями, полубогами, получеловеками. Они одновременно далеки и недоступны - что вызывает восхищение, - но также человечны и близки к нам, что позволяет идентифицировать себя с ними. Это то, что представлял собой Марадона, как и Элвис, и то, что сделало его объектом идолопоклонства: он был одновременно недоступной звездой и мальчишкой из бедных кварталов Буэнос-Айреса", - говорится в статье.
"(...) Как и в любом спонтанном культе, поддерживаемом теми, кому он выгоден, развивается фетишизм", - продолжает Эдгар Морен. Фанатский фетишизм проявляется через скопление вещей, связанных со звездой: сборник сплетен - этот "планктон, питающий звездную систему", которым восхищаются фанаты - рубашки, плакаты, пластинки, фотографии или даже предметы коллекционирования. Все, что имело контакт со звездой, становится "реликвией", несущей почти священную "ауру": автограф, пропитанная потом футболка, окурок и т. д.", - говорится в публикации.
"Имитация одежды и прически усиливает впечатление секты. Джеймс Моллисон фотографировал фанатов в своей работе под названием "Ученики". Демократизация косметической хирургии допускает даже физическую имитацию, так одна поклонница превратилась в Ким Кардашьян", - указывается в статье.
"(...) Однако фанаты придерживаются определенной дистанции, которая позволяет им не смешивать свою страсть и религию, о чем свидетельствует Алехандро Верон, один из основателей церкви Марадоны. "У меня есть рациональная религия, это католическая церковь. И у меня есть религия сердца, страсть, это Диего Марадона", - объясняет он. Но со временем и со сменой поколений эта страсть иссякнет", - полагает автор статьи.
"Определенные формы "фанатства" кажутся довольно близкими к установленной религии, - объясняет социолог Эрик Мегре в книге "Медийные культы". - Но они не ведут к предполагаемому пророчеству, твердо ритуализированному и передаваемому из поколения в поколение". За некоторыми исключениями, культ исчезает вместе с поколением, в котором он родился. Харизматическая мощь звезды рушится после ее смерти, как только "секта" теряет своего "гуру". Немногие медийные культы, созданные вокруг звезды, переживает своего основателя", - отмечает издание.
"Фанатство" при всем своем разнообразии не заменяет религию, а скорее проявляет ее растворение в пространстве, которое разворачивается во всех обличьях, - продолжает Мегре. - Фанатские обычаи процветают вокруг богов без религии".
Элвис Пресли
«Не сотвори себе кумира», вспоминаются слова из стихотворения Юрия Визбора, когда идет речь о фанатах. Если нравится какая-то успешная личность, лучше перенять у нее те черты характера, которые позволили ей добиться выдающихся результатов. Упорство, к примеру, на пути к достижению цели и прочее. Тогда кумир поможет его поклоннику в собственной реализации. А если ставить на божничку майки с концерта или пытаться переделать себя под Него, необходимо, наверное, чтобы кто-то помог сделать в таких устремлениях остановку. Исправляющий себя под Мадонну все равно ведь никогда ей самой не станет, хотя возможно, что мизерную часть славы кумира и удастся на себя перетянуть. Но это будет лишь слава тени. Не более.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.