"Любовь к артистам или спортсменам иногда приводит к почти религиозному благоговению перед ними. Но откуда взялся культ звезд?" - задается вопросом Клеман Гийе, психиатр, журналист, автор книги "Социология фанатов", на страницах Slate.fr.
"Наша религия - футбол, и, как и в любой другой религии, у нее должен быть бог. [...] Этот бог аргентинский, его зовут Диего Армандо Марадона". Таково вероисповедание церкви Марадоны. После того как аргентинский игрок всю свою жизнь пробуждал страсти, сегодня он стал объектом настоящего культа - полусерьезного, полупародийного, - который основан в 1998 году", - говорится в статье.
"(...) Комментаторы, журналисты и другие биографы также склонны использовать священную лексику и вносят свой вклад в религиозные аналогии. "Бог мертв", - провозгласила газета L'Équipe, когда умер Марадона.
Диего Марадона
"Каждый год в Мемфисе, обычно с 10 по 18 августа, проходит настоящее "элвисское паломничество". На Неделю Элвиса к его могиле стекаются более 100 тыс. поклонников, чтобы отметить день смерти певца 16 августа 1977 года, - указывает автор статьи. - В программе концерты, конференции, а также шествия и парады при свечах вокруг могилы звезды рок-н-ролла. Люди делают подношения, произносят молитвы..." .
"(...) Я много молюсь Элвису, я пытаюсь спросить его, что мне нужно, я хочу, чтобы он мне помог", - рассказывает один француз, фанат и член группы "Друзья Элвиса". Опять спонтанно возвращается религиозный дискурс и вокабуляр, описывающий их страсть такими словами, как "священный", "обряд", "поклонение" и т. д.", - комментирует Гийе.
"Дань уважения фанатов представляет собой нечто среднее между трансом и идолопоклонством, и выражает истинное благоговение. Самый яркий пример - это матчи и концерты, порой напоминающие большие мессы. В своей книге "Религия металла" социолог Алексис Момбеле описывает метал-концерты как "современные обряды", в которых обнаруживаются "всплески религии". Плач, слезы, дискомфорт, истерика... В какой церкви можно увидеть больше истовости, чем в первых рядах поклонников Леди Гаги или Джастина Бибера?" - задумывается автор публикации.
"(...) Такая страсть к харизматическому существу проявляется с помощью ритуального и символического инструмента (концерт, матч), который объединяет актеров в сообщество (фанатов). Связь, которая объединяет их с их страстью, одновременно вертикальна, трансцендентна по отношению к идолу и горизонтальна по отношению к сообществу фанатов, объединенных единым обожанием. Те же явления обнаруживаются в сектах или религиозных общинах", - анализирует Гийе.
"Для объяснения современного феномена поклонников часто упоминается упадок религий. В 1966 году Джон Леннон заявил: "Христианство уйдет. Оно испарится и усохнет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус. Я не знаю, что исчезнет раньше -рок-н-ролл или христианство".
Джон Леннон
"(...) Социолог Эдгар Морен сравнивал кинозвезд с небожителями, полубогами, получеловеками. Они одновременно далеки и недоступны - что вызывает восхищение, - но также человечны и близки к нам, что позволяет идентифицировать себя с ними. Это то, что представлял собой Марадона, как и Элвис, и то, что сделало его объектом идолопоклонства: он был одновременно недоступной звездой и мальчишкой из бедных кварталов Буэнос-Айреса", - говорится в статье.
"(...) Как и в любом спонтанном культе, поддерживаемом теми, кому он выгоден, развивается фетишизм", - продолжает Эдгар Морен. Фанатский фетишизм проявляется через скопление вещей, связанных со звездой: сборник сплетен - этот "планктон, питающий звездную систему", которым восхищаются фанаты - рубашки, плакаты, пластинки, фотографии или даже предметы коллекционирования. Все, что имело контакт со звездой, становится "реликвией", несущей почти священную "ауру": автограф, пропитанная потом футболка, окурок и т. д.", - говорится в публикации.
"Имитация одежды и прически усиливает впечатление секты. Джеймс Моллисон фотографировал фанатов в своей работе под названием "Ученики". Демократизация косметической хирургии допускает даже физическую имитацию, так одна поклонница превратилась в Ким Кардашьян", - указывается в статье.
"(...) Однако фанаты придерживаются определенной дистанции, которая позволяет им не смешивать свою страсть и религию, о чем свидетельствует Алехандро Верон, один из основателей церкви Марадоны. "У меня есть рациональная религия, это католическая церковь. И у меня есть религия сердца, страсть, это Диего Марадона", - объясняет он. Но со временем и со сменой поколений эта страсть иссякнет", - полагает автор статьи.
"Определенные формы "фанатства" кажутся довольно близкими к установленной религии, - объясняет социолог Эрик Мегре в книге "Медийные культы". - Но они не ведут к предполагаемому пророчеству, твердо ритуализированному и передаваемому из поколения в поколение". За некоторыми исключениями, культ исчезает вместе с поколением, в котором он родился. Харизматическая мощь звезды рушится после ее смерти, как только "секта" теряет своего "гуру". Немногие медийные культы, созданные вокруг звезды, переживает своего основателя", - отмечает издание.
"Фанатство" при всем своем разнообразии не заменяет религию, а скорее проявляет ее растворение в пространстве, которое разворачивается во всех обличьях, - продолжает Мегре. - Фанатские обычаи процветают вокруг богов без религии".
Элвис Пресли
«Не сотвори себе кумира», вспоминаются слова из стихотворения Юрия Визбора, когда идет речь о фанатах. Если нравится какая-то успешная личность, лучше перенять у нее те черты характера, которые позволили ей добиться выдающихся результатов. Упорство, к примеру, на пути к достижению цели и прочее. Тогда кумир поможет его поклоннику в собственной реализации. А если ставить на божничку майки с концерта или пытаться переделать себя под Него, необходимо, наверное, чтобы кто-то помог сделать в таких устремлениях остановку. Исправляющий себя под Мадонну все равно ведь никогда ей самой не станет, хотя возможно, что мизерную часть славы кумира и удастся на себя перетянуть. Но это будет лишь слава тени. Не более.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.