ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Две стороны одиночества

Изменить размер шрифта

older women

Результаты исследования, проведенного агентством быстрых свиданий Rendez-Vous в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Красноярске), заставили задуматься о том, почему люди стали бояться одиночества.

В ходе анонимного анкетирования были опрошены 2800 россиян в возрасте от 18 до 40 лет. Респондентам задавался вопрос: "Как часто вы чувствуете себя одинокими?". Оказалось, что в Москве более 26% людей в возрасте от 18 до 40 лет чувствуют себя одинокими часто, 52% — иногда, и лишь 12% — редко или никогда. Для сравнения: в Петербурге часто чувствуют себя одинокими 19% жителей, иногда — 51%, редко или никогда — 17%. Менее всего одиноких молодых людей в Казани — 16%.

Как отмечает генеральный директор агентства Rendez-Vous Арина Власова, причиной одиночества жителей мегаполисов является высокий темп жизни, стрессы и развитие социальных сетей, которые создают видимость контакта, но не могут заменить реальное общение.

Стало быть, одиночество – это проблема современного жителя большого города, и с ней надо бороться. Симптоматично, что опрос на такую тему провело именно "агентство быстрых свиданий". А вот как следует трактовать результаты исследования – еще вопрос. Для полноты картины хорошо было бы побеседовать с жителями маленьких городов, а также вымирающих российских деревень, чтобы совсем уж точно знать, где реальная проблема, а где — надуманная.

Да, мы привыкли в последнее время смотреть на одиночество как на психологическую или социальную проблему: когда человек один, ему бывает плохо, и он не становится частью ячейки общества. Но попробуем посмотреть на одиночество с другой стороны – не как на признак неполноценности, а как на ценность.

Помните рассказ Антона Чехова "Пари" про человека, который поспорил на миллион рублей, что проведет пятнадцать лет в добровольном заточении в полном одиночестве? Сначала он пил, а потом стал читать книги, прочел их так много, что ему открылась вся мудрость этого мира, перед которой жалкий миллион – совершенное ничто. В итоге человек этот вышел из добровольного заключения за час до назначенного срока.

Поэзия тоже любит одиночество. "Одиночество гонит меня / В комбинированные вагоны, / Разговор затевает / Бессонный, / С головой накрывает, / Как заспанная простыня", — это Александр Межиров. Или вот Белла Ахмадулина: "О одиночество, как твой характер крут! / Посверкивая циркулем железным / Как холодно ты замыкаешь круг, / Не внемля увереньям бесполезным! И я познаю мудрость и печаль, / Свой тайный смысл доверят мне предметы / Природа, прислонясь к моим плечам / Объявит свои детские секреты / И вот тогда из слез, из темноты / Из бедного невежества былого..." — и т.д.

Речь идет о том, что одиночество противопоставляется суетному общению и дает то, что ни в каком общении не найти, — время, которое может и должно быть потрачено на внутреннее самосовершенствование. Способностью не просто переносить одиночество безропотно, но, напротив, даже искать его для достижении цели, обладают немногие; мало кто может стремиться к нему, и мало кто умеет правильно им распорядиться.

Одиночество существовало в культуре не всегда и в проблему, достойную обсуждения, превратилось совсем недавно. Люди тысячелетиями жили скученно, у них не было потребности уединяться, они не знали, что такое "личное пространство". До определенного исторического момента для одиночества нужна была масса условий, в том числе духовных (та самая потребность в самосовершенствовании и постижении истины) или социальных (даже если ты очень захочешь удалиться от мира – попробуй-ка сделать это). Вспомните хоть христианских подвижников, удалявшихся в пустыню – в таком подвиге мало кто нуждался, мало кто был на него способен, и еще меньше было тех, кто мог себе такое позволить. То есть одиночество могло существовать как личный выбор или большая социальная льгота. А потом, возникнув в индустриальном обществе, оно разрослось до вызывающих беспокойство масштабов в обществе потребления. Хотя даже сегодня личное пространство доступно далеко не всем — вспомните хотя бы наши неистребимые коммунальные квартиры.

Одиночество стало проблемой, потому что перестало быть следствием свободного выбора. Люди становятся одинокими из-за внешних обстоятельств, которые, как им кажется, сильнее их, — социальные сети, стрессы, скорость жизни в большом городе... Еще немного — и одиночество современного человека будет включено в список пороков общества потребления как результат обилия возможностей, предоставляемых современной цивилизацией. С жиру бесятся жители мегаполисов, короче говоря. А вот раньше люди головы не поднимали — работали, причем физически и тяжело. У них не было времени думать о том, насколько они одиноки, есть ли в этом проблема, и чем себя занять — потому что занятие в виде тяжелого труда существовало постоянно.

На самом деле, способных вынести одиночество и воспользоваться им для самосовершенствования как тогда могли немногие, так и сейчас — просто еще несколько десятилетий назад это не бросалось в глаза. Вину за недостаточное нравственное и эстетическое развитие человека возлагали на социальные условия, а потому стремились облегчить жизнь и освободить время для совершенствования. Наконец, освободили. И что?

Раньше единицы, способные к совершенствованию, выбирали одиночество добровольно. А теперь возможность проводить время наедине с собой стала доступна очень многим – в том числе тем, кто в ней не нуждается, не воспринимает ее как бесценный ресурс и считает необходимым пожаловаться на это всему миру.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.