ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Для кого развод в семье трагедия больше – ответил психолог

Анна Семенец   
21 Октября 2021 г.
Изменить размер шрифта

Развод – явление не новое. Так, в России на 10 браков приходится примерно шесть-семь разводов. По данным соцопросов, самой частой причиной разрыва отношений является размытая фраза «не сошлись характерами». А правда ли, что женщины чаще становятся инициаторами развода, а мужчины тяжелее переживают разрыв? Об этом рассказал психосексолог Виктор Каган.

Для кого развод в семье трагедия больше – ответил психолог

Мы слишком долго живем для того, чтобы иметь только одного партнера на всю жизнь, а техника и вовсе освобождает нас от необходимости обзаводиться таковым. По крайней мере, он больше не нужен для выживания. В последнее время такие рассуждения все чаще встречаются в Сети. Если все так, значит, у семьи есть срок годности. Кто-то пытается его продлить, примеряя на себя полиаморию, открытый брак и другие форматы отношений. Другие расходятся, понимая, что совместная жизнь больше не радует. Устоявшиеся представления о гендерных ролях диктуют нам, что женщины в такой ситуации наиболее уязвимы, что именно они всеми правдами и неправдами пытаются сохранить брак, а вместе с ним и свой социальный статус, и очень болезненно переживают разрыв, в то время как мужчины с их мачизмом быстро «отряхиваются» и идут дальше. Но так ли это на самом деле? Об этом рассказал врач, психолог, доктор медицинских наук, один из пионеров российской детской психосексологии Виктор Каган.

— Традиционно считается, что именно женщины держатся за семью, для них это внешний показатель благополучия и успешности, какими бы ни были отношения в браке. Однако опрос 3,5 тысяч экономически активных граждан во всех округах России, который недавно провел Superjob, показал, что женщины относятся к разводу проще, чем мужчины. Оказалось, что половина респондентов считают развод хоть и грустной, но необходимой мерой. При этом женщины выступают инициаторами развода гораздо чаще мужчин: 60% против 48%. Мужчины же гораздо чаще женщин воспринимают развод как настоящую драму. Хотелось бы понять, действительно ли все так, и какие причины чаще всего приводят к разводу?

— Можно было бы изучить заявления о разводе и указываемые в них причины. Но они едва ли отражают реальность — обычно это стандартные формулы, принимаемые судом. Да и что считать причиной? В том причина, что муж пьет или в том, что жена не может с этим мириться? В конце концов: сколько людей пьют, но не со всеми же разводятся. Поводом для разрыва может быть все, что угодно. Развод — это выход из кризиса, когда жизнь вместе для одного или обоих нежелательна или невозможна.

— Действительно ли женщины чаще мужчин выступают инициаторами разрыва отношений, и если да, то почему?

— Давайте посмотрим на данные опроса. Мужчины говорят, что в 27% инициаторами развода были они, в 30% — жены и в 34% это было общее решение. При этом 60% женщин считают инициаторами себя, 9% мужей и 25% считают, что решение было общим. Интересные различия, правда? Судя по данным опроса, это может зависеть от наличия детей — поскольку в культуре принято, что дети остаются с матерью, а затевающий развод и «бросающий детей» выглядит плохо. Но не будем гадать, почему мнения так различны. Это предмет для специального изучения.

— Правда ли, что женщины относятся к разводу проще, чем мужчины, для которых развод часто становится личной трагедией?

— Если это вывод из данных опроса, то замечу, что оба вопроса — об инициаторе развода и общении после него — не выясняли отношение к разводу. То, что женщины сильно перетягивают одеяло и считают инициаторами развода себя, никак не говорит о том, что они относятся к разводу проще мужчин. А отношения после развода — дружеские, натянутые, враждебные — оцениваются мужчинами и женщинами одинаково: 44%, 33-34% и 22-23%. Причем это почти не зависит от наличия или отсутствия детей. Так что совершенно непонятно, откуда взялось представление о том, что для мужчин это больше трагедия, чем для женщин. В таких вещах статистика интересна больше для демографов, а в жизни все случаи слишком индивидуальны и разнообразны, чтобы верить средней температуре по больнице.

— Сейчас в медиа часто говорят о том, что один брак на всю жизнь уходит в прошлое. Мы слишком долго живем для того, чтобы иметь только одного партнера на всю жизнь. К тому же, у нас много техники, которая делает быт проще. Вы с этим согласны?

— Не думаю, что это так. Долго живущие люди были и раньше, но разводов лет 150-200 лет назад было во многие разы меньше. Право на развод — большое завоевание культуры, но оно не означает, что пора вводить норму браков на столько-то лет жизни, а если не добрал — бегом догоняй. Что до единственного партнера на всю жизнь, то и в эпохи запрета на развод это не было правилом. Если исходить из развития бытовой техники, то по логике медиа, наверное, вообще незачем вступать в брак. Брак, конечно, меняется — в него вступают позже, уже хоть мало-мальски встав на ноги. Распределение прав и обязанностей в браке иное. Представления о личном пространстве и личной свободе супругов не те, что были даже недавно. В целом традиционные представления о браке диктовались скорее задачами выживания и воспроизводства, а сегодняшние связаны больше с личностью, счастьем, самореализацией. Уходит в прошлое анекдот, в котором встречаются три сестры, и сначала одна долго жалуется на мужа-пьяницу, потом другая — на деспота мужа, заевшего ее и детей, затем они поворачиваются к третьей и спрашивают: «А ты все так и маешься одна, бедняжка?»

— Набирают популярность разные форматы отношений: полиамория, открытый брак, гостевой брак. Какой из этих форматов вы считаете жизнеспособным? Может ли что-то из списка прийти на замену традиционным отношениям или встать с ними в один ряд?

— Очень многое зависит от культуры, в которой мы живем. В культуре большого города, в этом человейнике, где все на бегу, сплошные незнакомцы, нет недостатка в потенциальных партнерах. В условиях мегаполисов форматы отношений разнообразнее, чем в городке, где время течет медленнее, все на виду, где «на десять девчонок по статистике восемь ребят» или наоборот. В нынешней скоростной и цифровой жизни традиции, передающиеся от поколения к поколению, просто не успевают формироваться. Зато складывается традиция свободного и ответственного выбора партнеров, способов и форм построения жизни вместе. А спят они в одной постели или в разных, отдыхают друг от друга два или пять дней в неделю и прочее — их и только их дело. Главное — устроить свою жизнь так, чтобы быть по возможности счастливыми, а счастье, как сказал мне один мальчик, это когда тебя любят те, кого ты любишь.

А вы знаете, что причиной развода одной из супружеских пар из Боснии в 2007 году стал факт наличия у обоих партнеров виртуальных романов в социальных сетях? Причем флиртовали они... друг с другом!

На нашем сайте читайте также:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.