"(...) Кладбища созданы для мертвых или живых? Должны ли они оставаться местами созерцания, предназначенными для траура, или там можно также устраивать праздник жизни? Агентство общественного здравоохранения в Стокгольме публикует данные о жертвах Covid-19 со вторника по пятницу, и в обществе никогда еще так не ощущалось присутствие смерти", - пишет корреспондент Le Monde Анна-Франсуаза Ивер.
"(...) Из-за глобального потепления мягкий пушистый снег в шведской столице выпадает все реже. Поэтому стокгольмцев охватил ажиотаж, когда их город, наконец, покрылся толстым снежным покровом. Родители, отчаянно пытавшиеся чем-то занять своих малышей, лишенных бассейна, кинотеатра или музея, вытащили санки. Затем они отправились на лучшие склоны, имеющиеся в Стокгольме. В южном пригороде Энскеде находится уникальное место - огромное кладбище Скугсчюркогорден ("лесное кладбище"). Спроектированное модернистскими архитекторами Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем кладбище простирается на 102 гектара, в нем чередуются огромные лужайки, леса и склоны холмов, под сенью которых укрываются 100 тыс. могил. С 1994 года кладбище Скугсчюркогорде занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из туристических достопримечательностей столицы", - говорится в статье.
"Уже третий уикенд эти места стали напоминать снежные горы. На склонах, в непосредственной близости от крематория, десятки детей вволю наслаждаются снегом, поощряемые своими родителями, которые терпеливо поднимают пластиковые санки, прежде чем их дети с громкими криками снова спускаются к расположенному внизу большому кресту", - описывает журналистка.
"(...) Женщина, которая приехала научить сына кататься на лыжах, говорит, что неподалеку похоронен ее дедушка, и что он был бы "счастлив" при виде того, как его правнуки так весело проводят время. Отец упоминает о принципе "взаимного уважения" - подразумевается, что семьи, которые катаются на санках неподалеку от покойных, посещают могилу, и наоборот", - отмечает автор статьи.
"Переданный в тот же вечер по телевидению репортаж вызвал скандал. Епископ Стокгольма вмешался, чтобы потребовать "уважения к семьям, родственники которых похоронены" на кладбище. В социальных сетях воспламенились обитатели интернета", - пишет Le Monde.
"(...) Уже в июне администратор кладбища Катарина, расположенного в центре Стокгольма, был шокирован при виде того, как люди выгуливают своих собак без поводка или загорают на лужайке с обнаженной грудью рядом с могилами "детей, погибших во время цунами [в 2004 году, когда погибли 543 шведа] и жертв крушения парома "Эстония" [в 1994 году, когда погиб 501 шведский гражданин]".
"В середине января взялся за перо историк Дик Харрисон, обозреватель консервативной ежедневной газеты Svenska Dagbladet. "Проблема катания на санках пробудила многовековую дискуссию", - написал он. Еще в 1222 году Церковь тщетно пыталась запретить танцы, игры, драму и драки на кладбищах. Он вспоминает, что празднества прекратились только в "эпоху после Реформации, пропитанную пуританством и государственной моралью".
"(...) Один читатель выражает свой гнев в письме, опубликованном в ежедневной газете Dagens Nyheter. По его мнению, "катание на санках по кладбищам свидетельствует об упадке нашего общества". С ним соглашается обозреватель Катта Нойдинг на сайте журнала Axess : "Забавно, что те же самые люди, которые думают, что они приносят счастье на кладбище, на самом деле раскрывают одну из самых отвратительных черт нашего времени".
"В консервативном интернет-издании Bulletin полемистка Анна-Карин Виндхамн рассматривает это как "проявление эгоизма" со стороны родителей. Она указывает на лыжников, которых видели на месте бывшего концлагеря Бухенвальд в Германии, и задается вопросом об отсутствии памяти: "Когда мы понимаем историю и заряженность какой-либо местности или контекста, то это влияет на то, как мы ведем себя в таком месте".
"Но находятся и те, кто пытается смягчить обстановку, - сообщает Ивер. - Например, полемист Виктор Мальм в газете Expressen призывает проявить "прагматизм": в городе исчезают зеленые зоны. Почему бы не найти новые функции для оставшихся, например, для кладбищ? Священник и писатель Кент Висти продвигает в Facebook идею "места встречи". Но он считает, что дебаты следует отложить, потому что "сейчас слишком много эмоций, чтобы это обсуждение стало плодотворным".
Говорят, что в обществе прослеживается тенденция на отрицание смерти. Как будто «костлявой» нет и в помине. Наверное, для сохранения душевного равновесия это и хорошо, а вот для человеческой памяти? Думается, все-таки существует грань, за которую переступать в таких щепетильных вопросах не следует. «Порадовать» усопшего дедушку, что рядом внук катается с горки и у него все хорошо? А что сказать матери, которая похоронила дитя? Тоже, что жизнь продолжается?
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.