"(...) Кладбища созданы для мертвых или живых? Должны ли они оставаться местами созерцания, предназначенными для траура, или там можно также устраивать праздник жизни? Агентство общественного здравоохранения в Стокгольме публикует данные о жертвах Covid-19 со вторника по пятницу, и в обществе никогда еще так не ощущалось присутствие смерти", - пишет корреспондент Le Monde Анна-Франсуаза Ивер.
"(...) Из-за глобального потепления мягкий пушистый снег в шведской столице выпадает все реже. Поэтому стокгольмцев охватил ажиотаж, когда их город, наконец, покрылся толстым снежным покровом. Родители, отчаянно пытавшиеся чем-то занять своих малышей, лишенных бассейна, кинотеатра или музея, вытащили санки. Затем они отправились на лучшие склоны, имеющиеся в Стокгольме. В южном пригороде Энскеде находится уникальное место - огромное кладбище Скугсчюркогорден ("лесное кладбище"). Спроектированное модернистскими архитекторами Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем кладбище простирается на 102 гектара, в нем чередуются огромные лужайки, леса и склоны холмов, под сенью которых укрываются 100 тыс. могил. С 1994 года кладбище Скугсчюркогорде занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из туристических достопримечательностей столицы", - говорится в статье.
"Уже третий уикенд эти места стали напоминать снежные горы. На склонах, в непосредственной близости от крематория, десятки детей вволю наслаждаются снегом, поощряемые своими родителями, которые терпеливо поднимают пластиковые санки, прежде чем их дети с громкими криками снова спускаются к расположенному внизу большому кресту", - описывает журналистка.
"(...) Женщина, которая приехала научить сына кататься на лыжах, говорит, что неподалеку похоронен ее дедушка, и что он был бы "счастлив" при виде того, как его правнуки так весело проводят время. Отец упоминает о принципе "взаимного уважения" - подразумевается, что семьи, которые катаются на санках неподалеку от покойных, посещают могилу, и наоборот", - отмечает автор статьи.
"Переданный в тот же вечер по телевидению репортаж вызвал скандал. Епископ Стокгольма вмешался, чтобы потребовать "уважения к семьям, родственники которых похоронены" на кладбище. В социальных сетях воспламенились обитатели интернета", - пишет Le Monde.
"(...) Уже в июне администратор кладбища Катарина, расположенного в центре Стокгольма, был шокирован при виде того, как люди выгуливают своих собак без поводка или загорают на лужайке с обнаженной грудью рядом с могилами "детей, погибших во время цунами [в 2004 году, когда погибли 543 шведа] и жертв крушения парома "Эстония" [в 1994 году, когда погиб 501 шведский гражданин]".
"В середине января взялся за перо историк Дик Харрисон, обозреватель консервативной ежедневной газеты Svenska Dagbladet. "Проблема катания на санках пробудила многовековую дискуссию", - написал он. Еще в 1222 году Церковь тщетно пыталась запретить танцы, игры, драму и драки на кладбищах. Он вспоминает, что празднества прекратились только в "эпоху после Реформации, пропитанную пуританством и государственной моралью".
"(...) Один читатель выражает свой гнев в письме, опубликованном в ежедневной газете Dagens Nyheter. По его мнению, "катание на санках по кладбищам свидетельствует об упадке нашего общества". С ним соглашается обозреватель Катта Нойдинг на сайте журнала Axess : "Забавно, что те же самые люди, которые думают, что они приносят счастье на кладбище, на самом деле раскрывают одну из самых отвратительных черт нашего времени".
"В консервативном интернет-издании Bulletin полемистка Анна-Карин Виндхамн рассматривает это как "проявление эгоизма" со стороны родителей. Она указывает на лыжников, которых видели на месте бывшего концлагеря Бухенвальд в Германии, и задается вопросом об отсутствии памяти: "Когда мы понимаем историю и заряженность какой-либо местности или контекста, то это влияет на то, как мы ведем себя в таком месте".
"Но находятся и те, кто пытается смягчить обстановку, - сообщает Ивер. - Например, полемист Виктор Мальм в газете Expressen призывает проявить "прагматизм": в городе исчезают зеленые зоны. Почему бы не найти новые функции для оставшихся, например, для кладбищ? Священник и писатель Кент Висти продвигает в Facebook идею "места встречи". Но он считает, что дебаты следует отложить, потому что "сейчас слишком много эмоций, чтобы это обсуждение стало плодотворным".
Говорят, что в обществе прослеживается тенденция на отрицание смерти. Как будто «костлявой» нет и в помине. Наверное, для сохранения душевного равновесия это и хорошо, а вот для человеческой памяти? Думается, все-таки существует грань, за которую переступать в таких щепетильных вопросах не следует. «Порадовать» усопшего дедушку, что рядом внук катается с горки и у него все хорошо? А что сказать матери, которая похоронила дитя? Тоже, что жизнь продолжается?
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».