Маяки – важные сооружения с оттенком романтики. Их в России немало. Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав СССР, он был передан Гидрографической службе Тихоокеанского флота. Об этом маяке практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата его строительства.
Маяк на мысе Слепиковского. Фото: Википедия
Каждый с надеждой ищет луч света в бушующей темноте. На протяжении многих веков маяки были путеводной звездой для мореплавателей, предупреждая их об опасном рифе или прибрежной отмели. С легендами и без они влекут не только заблудших в океане. Множество кинофильмов и книг рассказывают о таинственных встречах с привидениями или чудовищных драмах, разыгравшихся на маяках.
В реальной жизни всё не так романтично. Маяки — это прежде всего технические сооружения, практически на всех из которых уже установлено современное оборудование. Хотя в основе их работы лежат одни и те же принципы, каждый маяк уникален. Некоторые маячные башни построены относительно недавно, другие служат уже не один век, давно став памятниками военно-инженерного искусства и местными достопримечательностями.
Изучить историю и техническое состояние маяков, оценить их туристический потенциал — основные задачи совместного историко-культурного проекта РГО и ЦСИ «Маяки России».
27 июля участники экспедиции отправились на юго-западное побережье острова Сахалин, где на мысе Гротто-Слепиковского находится одноимённый маяк. Имя ему дал мыс, на котором он расположен. Мыс же назван в честь штабс-капитана Бронислава Гротто-Слепиковского, командира партизанского отряда, действовавшего на Южном Сахалине во время Русско-японской войны. Бронислав Гротто-Слепиковский погиб в бою с вражеским десантом в 1905 году.
Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав Советского Союза, он был передан в ведение Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
— С исторической точки зрения Слепиковский маяк интересный и загадочный, — отмечает руководитель экспедиции, директор ЦСИ Иван Анохин. — О нём практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата строительства. По одной версии, он построен в 1910 году, по другой — в 1943 году. Гидрографическая служба ВМФ в связи с тем, что архивные документы не сохранись, в 50-е годы оформила новые, фактически начав биографию маяка заново, с нуля. Что происходило на нём до этого времени, достоверно не известно. Будем надеяться, что экспедиция откроет новые стороны его истории.
Участники экспедиции сделают фотофиксацию маяка и его дефектов, при помощи лазерного сканирования проведут обмеры и создадут 3D-модель, на её основании сделают чертежи, по которым можно будет проектировать реставрационные или восстановительные работы.
Маяк Слепиковского после шторма в октябре 2015 года. Фото: Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Маяк Слепиковского»
После землетрясения 2007 года рельеф морского дна в этом районе изменился.
— Море размывает берег и почти вплотную подступило к маяку, что может привести к его обрушению, — добавляет Иван Анохин. — Мы также планируем провести предварительное геологическое обследование местности с целью оценки процесса деградации береговой линии и, соответственно, рисков для маяка. Постараемся дать рекомендации по его спасению от подмывания морем.
Специалистам будут помогать добровольцы, прошедшие конкурсный отбор РГО. Они проведут срочные работы по мелкому неотложному ремонту и консервации объекта, а также очистят от мусора территорию маячного городка и прилегающих пляжей.
В 2023 году также планируется провести исследовательские работы на деревянном маяке на мысе Святой Нос в Мурманской области, на маяках на острове Большой Тютерс в Ленинградской области, в Анапе и Дербенте.
Проект «Маяки России» реализуется с 2016 года по инициативе команды северо-западной комплексной экспедиции РГО «Гогланд». Команда проекта участвовала в восстановлении маяков Родшер, Южный Гогландский, Толбухин и благоустройстве маячных городков на островах Гогланд и Большой Тютерс, подготовке обоснования для приведения в порядок других маячных объектов акватории. Совместно с инженерной компанией «Фертоинг» она также занимается паспортизацией и формированием базы фотограмметрических изображений исторических маяков Российской Федерации для составления большого, общедоступного интернет-каталога этих уникальных объектов культурного наследия нашей страны.
С 2020 года к проекту подключился Центр современной истории, специалисты которого собирают информацию об истории маяков, проводят техническое обследование, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания их детальных трёхмерных моделей.
В сезоне 2022 года участники экспедиции обследовали маяки Кашкаранцы (на севере), Таран (на западе), Петропавловский (на востоке) и Сочинский (на юге).
***
Есть в России действующие маяки, есть заброшенные. Последние окутаны ореолом тайны. Как, например, маяк Анива. Это грандиозное сооружение представляет собой заброшенную крепость, где хозяйничают сейчас морские птицы. В наши дни к атмосферному маяку организуются экстремальные морские экскурсии. А вы не хотели бы на такую попасть?
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.