Маяки – важные сооружения с оттенком романтики. Их в России немало. Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав СССР, он был передан Гидрографической службе Тихоокеанского флота. Об этом маяке практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата его строительства.
Маяк на мысе Слепиковского. Фото: Википедия
Каждый с надеждой ищет луч света в бушующей темноте. На протяжении многих веков маяки были путеводной звездой для мореплавателей, предупреждая их об опасном рифе или прибрежной отмели. С легендами и без они влекут не только заблудших в океане. Множество кинофильмов и книг рассказывают о таинственных встречах с привидениями или чудовищных драмах, разыгравшихся на маяках.
В реальной жизни всё не так романтично. Маяки — это прежде всего технические сооружения, практически на всех из которых уже установлено современное оборудование. Хотя в основе их работы лежат одни и те же принципы, каждый маяк уникален. Некоторые маячные башни построены относительно недавно, другие служат уже не один век, давно став памятниками военно-инженерного искусства и местными достопримечательностями.
Изучить историю и техническое состояние маяков, оценить их туристический потенциал — основные задачи совместного историко-культурного проекта РГО и ЦСИ «Маяки России».
27 июля участники экспедиции отправились на юго-западное побережье острова Сахалин, где на мысе Гротто-Слепиковского находится одноимённый маяк. Имя ему дал мыс, на котором он расположен. Мыс же назван в честь штабс-капитана Бронислава Гротто-Слепиковского, командира партизанского отряда, действовавшего на Южном Сахалине во время Русско-японской войны. Бронислав Гротто-Слепиковский погиб в бою с вражеским десантом в 1905 году.
Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав Советского Союза, он был передан в ведение Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
— С исторической точки зрения Слепиковский маяк интересный и загадочный, — отмечает руководитель экспедиции, директор ЦСИ Иван Анохин. — О нём практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата строительства. По одной версии, он построен в 1910 году, по другой — в 1943 году. Гидрографическая служба ВМФ в связи с тем, что архивные документы не сохранись, в 50-е годы оформила новые, фактически начав биографию маяка заново, с нуля. Что происходило на нём до этого времени, достоверно не известно. Будем надеяться, что экспедиция откроет новые стороны его истории.
Участники экспедиции сделают фотофиксацию маяка и его дефектов, при помощи лазерного сканирования проведут обмеры и создадут 3D-модель, на её основании сделают чертежи, по которым можно будет проектировать реставрационные или восстановительные работы.
Маяк Слепиковского после шторма в октябре 2015 года. Фото: Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Маяк Слепиковского»
После землетрясения 2007 года рельеф морского дна в этом районе изменился.
— Море размывает берег и почти вплотную подступило к маяку, что может привести к его обрушению, — добавляет Иван Анохин. — Мы также планируем провести предварительное геологическое обследование местности с целью оценки процесса деградации береговой линии и, соответственно, рисков для маяка. Постараемся дать рекомендации по его спасению от подмывания морем.
Специалистам будут помогать добровольцы, прошедшие конкурсный отбор РГО. Они проведут срочные работы по мелкому неотложному ремонту и консервации объекта, а также очистят от мусора территорию маячного городка и прилегающих пляжей.
В 2023 году также планируется провести исследовательские работы на деревянном маяке на мысе Святой Нос в Мурманской области, на маяках на острове Большой Тютерс в Ленинградской области, в Анапе и Дербенте.
Проект «Маяки России» реализуется с 2016 года по инициативе команды северо-западной комплексной экспедиции РГО «Гогланд». Команда проекта участвовала в восстановлении маяков Родшер, Южный Гогландский, Толбухин и благоустройстве маячных городков на островах Гогланд и Большой Тютерс, подготовке обоснования для приведения в порядок других маячных объектов акватории. Совместно с инженерной компанией «Фертоинг» она также занимается паспортизацией и формированием базы фотограмметрических изображений исторических маяков Российской Федерации для составления большого, общедоступного интернет-каталога этих уникальных объектов культурного наследия нашей страны.
С 2020 года к проекту подключился Центр современной истории, специалисты которого собирают информацию об истории маяков, проводят техническое обследование, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания их детальных трёхмерных моделей.
В сезоне 2022 года участники экспедиции обследовали маяки Кашкаранцы (на севере), Таран (на западе), Петропавловский (на востоке) и Сочинский (на юге).
***
Есть в России действующие маяки, есть заброшенные. Последние окутаны ореолом тайны. Как, например, маяк Анива. Это грандиозное сооружение представляет собой заброшенную крепость, где хозяйничают сейчас морские птицы. В наши дни к атмосферному маяку организуются экстремальные морские экскурсии. А вы не хотели бы на такую попасть?
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.