Маяки – важные сооружения с оттенком романтики. Их в России немало. Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав СССР, он был передан Гидрографической службе Тихоокеанского флота. Об этом маяке практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата его строительства.
Маяк на мысе Слепиковского. Фото: Википедия
Каждый с надеждой ищет луч света в бушующей темноте. На протяжении многих веков маяки были путеводной звездой для мореплавателей, предупреждая их об опасном рифе или прибрежной отмели. С легендами и без они влекут не только заблудших в океане. Множество кинофильмов и книг рассказывают о таинственных встречах с привидениями или чудовищных драмах, разыгравшихся на маяках.
В реальной жизни всё не так романтично. Маяки — это прежде всего технические сооружения, практически на всех из которых уже установлено современное оборудование. Хотя в основе их работы лежат одни и те же принципы, каждый маяк уникален. Некоторые маячные башни построены относительно недавно, другие служат уже не один век, давно став памятниками военно-инженерного искусства и местными достопримечательностями.
Изучить историю и техническое состояние маяков, оценить их туристический потенциал — основные задачи совместного историко-культурного проекта РГО и ЦСИ «Маяки России».
27 июля участники экспедиции отправились на юго-западное побережье острова Сахалин, где на мысе Гротто-Слепиковского находится одноимённый маяк. Имя ему дал мыс, на котором он расположен. Мыс же назван в честь штабс-капитана Бронислава Гротто-Слепиковского, командира партизанского отряда, действовавшего на Южном Сахалине во время Русско-японской войны. Бронислав Гротто-Слепиковский погиб в бою с вражеским десантом в 1905 году.
Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав Советского Союза, он был передан в ведение Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
— С исторической точки зрения Слепиковский маяк интересный и загадочный, — отмечает руководитель экспедиции, директор ЦСИ Иван Анохин. — О нём практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата строительства. По одной версии, он построен в 1910 году, по другой — в 1943 году. Гидрографическая служба ВМФ в связи с тем, что архивные документы не сохранись, в 50-е годы оформила новые, фактически начав биографию маяка заново, с нуля. Что происходило на нём до этого времени, достоверно не известно. Будем надеяться, что экспедиция откроет новые стороны его истории.
Участники экспедиции сделают фотофиксацию маяка и его дефектов, при помощи лазерного сканирования проведут обмеры и создадут 3D-модель, на её основании сделают чертежи, по которым можно будет проектировать реставрационные или восстановительные работы.
Маяк Слепиковского после шторма в октябре 2015 года. Фото: Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Маяк Слепиковского»
После землетрясения 2007 года рельеф морского дна в этом районе изменился.
— Море размывает берег и почти вплотную подступило к маяку, что может привести к его обрушению, — добавляет Иван Анохин. — Мы также планируем провести предварительное геологическое обследование местности с целью оценки процесса деградации береговой линии и, соответственно, рисков для маяка. Постараемся дать рекомендации по его спасению от подмывания морем.
Специалистам будут помогать добровольцы, прошедшие конкурсный отбор РГО. Они проведут срочные работы по мелкому неотложному ремонту и консервации объекта, а также очистят от мусора территорию маячного городка и прилегающих пляжей.
В 2023 году также планируется провести исследовательские работы на деревянном маяке на мысе Святой Нос в Мурманской области, на маяках на острове Большой Тютерс в Ленинградской области, в Анапе и Дербенте.
Проект «Маяки России» реализуется с 2016 года по инициативе команды северо-западной комплексной экспедиции РГО «Гогланд». Команда проекта участвовала в восстановлении маяков Родшер, Южный Гогландский, Толбухин и благоустройстве маячных городков на островах Гогланд и Большой Тютерс, подготовке обоснования для приведения в порядок других маячных объектов акватории. Совместно с инженерной компанией «Фертоинг» она также занимается паспортизацией и формированием базы фотограмметрических изображений исторических маяков Российской Федерации для составления большого, общедоступного интернет-каталога этих уникальных объектов культурного наследия нашей страны.
С 2020 года к проекту подключился Центр современной истории, специалисты которого собирают информацию об истории маяков, проводят техническое обследование, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания их детальных трёхмерных моделей.
В сезоне 2022 года участники экспедиции обследовали маяки Кашкаранцы (на севере), Таран (на западе), Петропавловский (на востоке) и Сочинский (на юге).
***
Есть в России действующие маяки, есть заброшенные. Последние окутаны ореолом тайны. Как, например, маяк Анива. Это грандиозное сооружение представляет собой заброшенную крепость, где хозяйничают сейчас морские птицы. В наши дни к атмосферному маяку организуются экстремальные морские экскурсии. А вы не хотели бы на такую попасть?
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…