НА КАЛЕНДАРЕ

Увлекательное путешествие к российским маякам

Наталья Садовских, rgo.ru   
04 Февраля 2023 г.

Россия – богатая на красивые и интересные места страна. Например, есть на её просторах маяки, расположенные на берегах Балтийского, Белого, Чёрного морей и Тихого океана. Давайте совершим необычное заочное путешествие на некоторые навигационные башни! Вместе с РГО!

Увлекательное путешествие экспедиции РГО к российским маякам

  • Петропавловский маяк. Фото: Оксана Орлова, участница конкурса РГО «Самая красивая страна»

На протяжении тысячелетий маяки освещают путь мореплавателям, предупреждая их об опасном рифе или прибрежной отмели. Окрашенные в яркие цвета, горизонтальную или вертикальную полоску, они визуально выделяются на фоне ландшафта и помогают судам уточнить своё местоположение в море. Каждый маяк уникален — не существует двух одинаковых маяков.

Изучить историю маячных башен, оценить их техническое состояние и туристический потенциал — основные задачи совместного проекта Российского географического общества и Центра современной истории «Маяки России», стартовавшего в 2021 году. Специалисты проводят инженерное обследование объектов, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания детальных трёхмерных моделей маяков, которые позволят разработать рекомендации по их содержанию или реставрации.

— Притягивая к себе туристов и фотографов, маяки становятся визитными карточками российских регионов. У каждого из этих сложных и уникальных архитектурных сооружений есть своё имя, свой характер и своя история, — подчеркнула директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Наш проект — про физическое сохранение маяков и создание их цифровых двойников. Реализация первого и второго создаёт основу для перспективного включения маячных объектов в туристический оборот. Специалисты РГО разрабатывают предложения по включению маяков в туристические маршруты.

В рамках второго сезона 2022 года участники проекта изучили четыре маяка: на севере — маяк Кашкаранцы, на юге — Сочинский маяк, на западе — маяк Таран, и на востоке — маяк Петропавловский.

Кашкаранцы на Кольском

Увлекательное путешествие экспедиции РГО к российским маякам

  • Маяк Кашкаранцы на Терском берегу. Фото: Центр современной истории

Маяк Кашкаранцы находится в небольшом одноимённом селе, расположенном на Терском берегу Кольского полуострова. В древности эти места населяли саамы. Согласно одной из версий историков, название Кашкаранцы происходит от саамского слова «коашкрентыей». «Коашк» обозначает болотистую местность с мелким кустарником, «рент» или «рынта» — берег, а «ыей» — большой ручей.

С давних времён местные жители занимаются здесь рыбными промыслами, а в советские годы был образован рыболовецкий колхоз. Маяк Кашкаранцы, установленный на берегу Белого моря в 1978 году, обеспечивает безопасное плавание вблизи Кандалакшского залива. Один из наиболее поздних маяков, построенных в России, представляет собой 24-метровую круглую башню из кирпича, окрашенную в красно-белый цвет горизонтальными полосами.

— Маяк Кашкаранцы — один из немногих маяков Белого моря, к которому можно легко добраться на машине. Он может стать одним из потенциальных туристических мест Терского берега, — заметил руководитель экспедиции, директор ЦСИ Иван Анохин. — Одинокий красно-белый великан загадочно смотрится на фоне старинных церквей и деревянных домов. А в 17 км от села находится пляж с яркими аметистовыми вкраплениями.

Участники экспедиции методом фотограмметрии зафиксировали состояние маяка Кашкаранцы и береговой линии, которая постепенно разрушается под натиском волн и дождей. Впоследствии цифровая модель позволит понять, как лучше укрепить берег и защитить уникальный архитектурно-инженерный объект.

Белый маяк с зелёным светом

Увлекательное путешествие экспедиции РГО к российским маякам

  • Сочинский маяк. Фото: Центр современной истории

Два столетия назад на месте современного города Сочи находился торговый Даховский порт. Скалистые берега и бушующее в штормовую погоду Чёрное море осложняли подход судов к пристани. Необходимость подачи опознавательных сигналов с берега стало важной навигационной задачей. В 1874 году по инициативе частного предпринимателя началось строительство маяка, а первый сигнальный огонь на нём зажгли только шесть лет спустя.

Своё название маяк и будущий южный город-курорт России получили в честь одноимённой местной реки Сочи. Сочинский маяк в виде белого одноэтажного здания с 30-метровой башней начал своё регулярное освещение 15 ноября 1891 года. Изначально сигналы маяка были белого цвета. Сегодня его электрическая лампа загорается ярко-зелёным цветом, который виден на расстоянии почти 32 км, или 17 морских миль.

Специалисты РГО и ЦСИ провели архивное исследование и 3D-сканирование маяка высокоточным геодезическим лазерным сканером. Большое внимание специалистов привлекла оптическая линза Сочинского маяка.

— На Сочинском маяке применяется сложная составная линза Огюста Френеля, в то время как на большинстве маяков второй половины XIX века использовались цельные линзы из шлифованного стекла, — поделился Иван Анохин. — Линза системы Френеля состоит из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму треугольника. Призмы преломляют параллельные световые лучи и сходятся в точке фокуса. Данная конструкция позволяет резко уменьшить толщину и, соответственно, массу линзы и способна фокусировать свет даже от слабого источника, например от электрической лампочки.

Увлекательное путешествие экспедиции РГО к российским маякам

  • Линза Огюста Френеля на Сочинском маяке. Фото: Центр современной истории

Дедушка дальневосточных маяков

С 1897 года чёрно-белый маяк Петропавловский, расположенный на мысе Маячный, указывает мореплавателям безопасный путь в незамерзающую Авачинскую бухту Тихого океана. Но первые упоминания об использовании сигнального огня на восточном побережье Камчатки встречаются ещё в документах Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. «Маяк, на котором жгут огонь в ночное время», — гласила надпись на первой карте Авачинской губы.

Современная конструкция высотой 13,8 м изготовлена из высокопрочных чугунных блоков. Другая особенность объекта состоит в том, что материалы для Петропавловского маяка доставлялись из Франции, Японии и США, а в число рабочих входили русские, китайцы, корейцы и японцы. Также на маяке продолжает действовать светооптическая линза Френеля, изготовленная французской фирмой Барбье ещё в 1894 году.

Находящийся в 12 км от столицы Камчатского края Петропавловский маяк в 1854 году спас город от вражеских кораблей. Во время Восточной (Крымской) войны члены команды маяка предупредили Петропавловский порт о приближении англо-французской эскадры. После решительных действий маячных смотрителей и защитников порта враг отступил. В годы русско-японской войны в целях защиты светового оборудования маяка было принято решение разобрать фонарь и спрятать его детали. Вошедшие в Авачинскую бухту японцы не только обстреляли город, но и сожгли документы, хранившиеся на маяке.

— Маяк Петропавловский находится в хорошем состоянии, поэтому нашей основной задачей было не составление рекомендаций по его содержанию, а анализ туристического потенциала. На маяке мы провели инженерное обследование и фотограмметрические работы, — поделился Иван Анохин. — С мыса Маячный открывается живописная панорама на волны Тихого океана, разбивающиеся о каменистые рифы, на которых гнездятся чайки. Петропавловский маяк действительно может стать туристической изюминкой столицы Камчатского края. Весьма примечателен тот факт, что и Петропавловский, и Сочинский маяки являются творениями одного военного инженера — Константина Леопольда, который в XIX веке успешно строил маяки на Черноморском, Азовском и Тихоокеанском побережье России. Несмотря на обширную географию его инженерной деятельности, биография этого строителя маяков также заслуживает внимания и отдельного архивного исследования.

Увлекательное путешествие экспедиции РГО к российским маякам

  • Светооптическое устройство Петропавловского маяка. Фото: Центр современной истории

В этом году запланировано провести инженерное и историческое обследование пяти российских маяков. Важным направлением экспедиции станет разработка предложений использования маяков в качестве туристических объектов.

Удивительное сооружение – маяки. От них сразу веет какой-то романтикой. И хорошо, что витает идея о маяках как о туристических объектах. Интересно будет посмотреть всё снаружи и, конечно, если это войдет в рамки путешествий, оказаться внутри, почувствовать себя причастным к такому важному делу, как показ кораблям безопасные входы в гавань.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rgo.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!