НА КАЛЕНДАРЕ

Почему Минкульт не пустил на большой экран фильм «Голод»?

По инф. polit.ru, vesma.today   
28 Декабря 2022 г.

В ноябре 2022 фильм «Голод» должен был выйти в широкий прокат. В этой картине рассказывается о страшном голоде 1920-х годов в СССР, ставшем причиной, по меньшей мере, пяти миллионов смертей. Первый голод со Смутных времен, во время которого были зафиксированы случаи каннибализма. Но на большой экран лента так и не вышла. Минкульт отозвал прокатное удостоверение.

 Почему Минкульт не пустил на большой экран фильм «Голод»?

Премьера документального фильма «Голод» о событиях 1921–1923 гг. в СССР состоялась в сети 18 декабря. Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов рассказал, что, на его взгляд, авторам удалось, а что — не очень.

Название этой рецензии — первая строчка стихотворения Максимилиана Волошина «Голод» (1923). Его отрывки звучат и в фильме:

«...Глодали псы оторванные руки
И головы. На рынке торговали
Дешевым студнем, тошной колбасой.
Баранина была в продаже — триста,
А человечина — по сорока.
Душа была давно дешевле мяса.
И матери, зарезавши детей,
Засаливали впрок. "Сама родила —
Сама и съем. Еще других рожу"...»

Если вы готовы к визуализации прочитанного и хотите подробнее узнать, что происходило с нами 100 лет назад, то, наверное, давно ждали премьеры фильма по сценарию Александра Архангельского (идея — Максим Курников, режиссер — Татьяна Сорокина) «Голод». Я тоже ждал. С 22 сентября 2020-го по 31 марта 2021-го на краудфандинговой платформе «Планета» шел сбор средств на эту картину (он оказался успешным). В ноябре 2022 фильм должен был выйти в широкий прокат, но 14 ноября Минкульт отозвал прокатное удостоверение «из-за многочисленных жалоб граждан, которые считают, что картина неуместна к показу и содержит провокационную и шокирующую информацию». Что ж. В случае с «Левиафаном» в январе 2015 размещение в интернете только сработало на руку авторам фильма (за несколько недель его посмотрели порядка 4 млн человек). Документальному кино, конечно, сложно тягаться с игровым, но и в инфополе других неразвлекательных премьер особо не ожидается, так что всё может быть.

Фильм — вернее, конечно, телефильм (не в том смысле, что его по телевизору покажут, а в смысле жанра) — получился пронзительным. Фото и видеохроника с живыми и мертвыми людьми, которые без преувеличения представляют из себя только «кожу да кости», статистика про трупоедство и каннибализм, приблизительные оценки в 5 млн человек погибших... Естественно, что всё это не может не прорваться даже через толстокожесть, которой наша психика отгораживается от новостей последнего года.

Телефильмом я его называю не в обиду, просто он так сделан. Происходящее на экране (час с небольшим) держится на десятке интервью с историками и экспертами в заявленной теме, редко картинка перебивается сегодняшними съемками пейзажей с коптера, чаще — архивными материалами, иногда (и это, безусловно, находка авторов) — фрагментами спектакля «Люди» (Татарского театра кукол «Экият» в Казани, режиссер — Г. Ибрагимов). Эти фрагменты если и не делают фильм художественным, то в любом случае разбавляют публицистичность повествования, прибавляя пробивных эмоций (чего только стоят деревянные столовые ложки, которые играют в спектакле роль могильных надгробий!).

Еще есть очень мощные картины художника Сергея Иванова, который во время голода отправился в Поволжье, чтобы «своими глазами увидеть Россию в ее нищете. Запечатлеть, во что превратилась земля, которая когда-то давала нам хлеб, а теперь обречена на беспросветный ужас». Его потомок Александр Барбера-Иванофф, рассказывая о предке, признается, что впервые предъявляет эти работы миру.

Пронзительная картина. Важная тема. Огромная работа. Но в конце остается ощущение, что чего-то ты недопонял, недорассказали тебе чего-то. После Первой мировой и Гражданской войн с их разграблением деревни крестьяне решили меньше сеять, чтобы реже бесплатно делиться с белыми-красными-государством. Плюс засуха. Которая то ли правда была, то ли просто ее Горький придумал, обращаясь к мировому сообществу с просьбой о помощи. Отозвался американец Герберт Гувер, приехал всех спасать с большими ресурсами. Отозвался европеец Фритьоф Нансен, приехал всех спасать с маленькими ресурсами. Нансен подчинялся требованиям советской власти, Гувер сумел продавить свои условия. Их (и не только их) гуманитарные миссии спасли столько, сколько смогли. Советская власть тем временем под шумок разграбила церкви, а в 1923-м стала продавать зерно за границу. Гувер и Нансен расстроились и уехали. Гувера у нас забыли, Нансену поставили памятник.

В принципе, при желании всё это можно прочесть даже в «Википедии». А фильм — даже телефильм — по идее должен быть устроен так, что зритель после его просмотра останется с каким-то содержанием, с какой-то мыслью, с чем-то, что может изменить лично его, зрителя, жизнь. Лично у меня после просмотра осталось ощущение, что мне активно пытаются объяснить, что советская власть плохая (ради бога, я и не спорил никогда), а европейцы и американцы хорошие (ОК). Но чего мне с этим делать, я категорически не понимаю. Вот Минкульт понимает: отобрать к черту прокатное удостоверение! Можно сказать, что я не ЦА, мне прабабушка про всё это рассказывала. Но тогда кто ЦА? Зрители Первого канала? Они едва ли это всё увидят. Остается ощущение, что какой-то это недодуманный исторпоп (по аналогии с научпопом). В жанре сказки. В смысле, что добрые герои абсолютно добрые, а злые — абсолютно злые. Такое хорошо бы в школе старшеклассникам показывать. Но лично мне очень бы хотелось бы, чтобы для такой страшной и важной темы и какое-то внятное содержание проросло, которое помогло бы узнать не о том, что происходило с нами 100 лет назад, а сказало бы что-то о том, что с нами происходит прямо сейчас.

Минкульт не разрешил показывать в кинотеатрах документальный фильм о голоде в Поволжье в 1920-е

Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у документального фильма «Голод», который повествует о поволжском голоде 1921-1923. Об этом сообщили двое из создателей картины — писатель и телеведущий Александр Архангельский и журналист Максим Курников.

Авторы рассказали, что Минкультуры обнаружило в фильме «сведения, распространение которых запрещено законодательством РФ». При этом не уточняется, о каких именно сведениях идет речь.

"Это не означает запрета на показ в принципе – закон разрешает демонстрацию без удостоверения «исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы». Плюс разрешено платное скачивание в онлайн-магазинах. Но это означает, что на большом экране, для которого фильм снят, показывать его в России больше нельзя.

Что же стало причиной для ограничения кино, в котором а) речь о событиях 1921-1923 годов, б) нет авторского текста, только цитаты и документы? в) все документы опубликованы или находятся в открытой части архивов? Ответ трагикомический.

В письме об отзыве ссылаются на подпункт Д пункта 20 правил выдачи прокатных удостоверений – «обнаружены сведения, распространение которых запрещено законодательством РФ». Каким же законодательством запрещено рассказывать о том, что в 1921-23 годах был голод? Что погибли более 5 млн человек? Что мир (далеко не весь, кстати) переступил через идеологию и проявил солидарность со страдающими жителями России? И благодаря этому было спасено более 10 млн? Это предательство собственной истории, предательство семейной памяти.

Ладно. Бог судья принимавшим решение. Будем показывать в музеях, выставочных залах и университетах. Надеемся, что в конце этого года фильм (без английских титров) появится на одной из площадок YouTub’а. Когда это произойдет, я сообщу", - написал Архангельский.

UPD: комментарий министерства культуры:

«Министерство культуры Российской Федерации приняло решение об отзыве прокатного удостоверения документального фильма «Голод» Татьяны Сорокиной, рассказывающего о голоде 1920-х годов в СССР.
Это решение связано с многочисленными жалобами на данную картину, поступившими в Минкультуры России от граждан. Фильм «Голод» был охарактеризован ими как неуместный для показа.

Граждане указывают на содержание провокационной и шокирующей аудиовизуальной информации. Всё это, по мнению зрителей, может вызвать острую негативную реакцию в обществе, в связи с чем принято решение об отзыве прокатного удостоверения».

Фильм «Голод» Курников и Архангельский сняли вместе с продюсером Татьяной Сорокиной.
Съемки начались в 2021 году.Средства на него были собраны в интернете — люди отправили авторам на съемки более пяти миллионов рублей.

Голод в Поволжье 1921—1922 — массовый голод во время Гражданской войны в России. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний. Регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Пик голода пришёлся на осень 1921 — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года.

Голод обернулся не менее чем шестью миллионами погибших, ростом заболеваемости во всех возрастных группах населения и сокращением продолжительности жизни.

В ходе борьбы с голодом советское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран. Для получения средств для борьбы с голодом советское государство производило изъятие церковных ценностей, что стало дополнительным средством гонений на религиозные организации.

На нашем сайте читайте также:

По инф. vesma.today, Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
  • Никита Хрущев: два цвета времени
    60 лет назад, посредине осени 1964 года, в результате кремлевского заговора был смещен со всех постов и отправлен на пенсию первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев. Несмотря на дворцовый характер «октябрьского переворота – 2» (первый, куда более глубокий, случился в 1917-м), отставка Никиты Сергеевича была логичным следствием слишком слабой поддержки «кукурузника» на всех уровнях советского общества.
  • Непогашенная луна Бориса Пильняка
    К 130-летию со дня рождения писателя, которого ненавидел Сталин
  • Частные размышления о прошедшем лете и начале осени…
    Никак я не могу понять: отчего это так все в нашем отечестве происходит? Причем за редким исключением с завидным постоянством. Ну, вот хотя бы на протяжении всей моей уже совсем не короткой – более чем семидесятипятилетней – жизни, что слышим мы от власть имущих разной высоты и ранга занимаемого ими положения одно, а на деле видим совсем другое. Порой совершенно противоположное, ими же самими сказанного о грандиозных или не очень грандиозных планах. Например, по улучшению жизни народа, а вовсе не отдельных его представителей. Ну, тех, что и народом-то уже давно не являются, ибо живут совсем в ином мире и совсем в другом мире. То есть в конечном итоге все получается у нас по присловью Виктора Степановича Черномырдина, человека остроумного и знающего властные структуры не понаслышке, стоявшего во главе российского правительства с 1992 по 1998 год: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»
  • Этот лай у нас песней зовется
    Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
  • Вам здесь жить (миниатюры)
    Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-­х.
  • С юбилеем, дорогой ВУЗ!
    В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Леонид Борисович продолжал: – Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
  • По крупицам (короткие рассказы)
    Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
  • «Не сыпь мне соль на рану…»: несравненный Вячеслав Добрынин
    1 октября не стало Вячеслава Добрынина. В 80-90-е его шлягеры звучали в каждом доме, а голос с хрипотцой нельзя было спутать ни с каким другим.
  • Возвращение блудного «целителя»: почему Кашпировский снова собирает полные залы
    Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
  • Откуда дровишки?
    Все от печки – напоминает нам народная пословица, имея в виду наши жизненные устои.