НА КАЛЕНДАРЕ

Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену?

Сергей Князев, lgz.ru   
10 Марта 2023 г.

Когда-то жил на этом свете и творил знаменитый немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. И были у этого великого деятеля русские покровители, которым мир обязан появлению его многих шедевров. Кто эти люди? Ответ можно найти в книге Ларисы Кириллиной «Бетховен и русские меценаты». Что сама автор рассказывает о своей работе?

Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену?

– Как возникла идея книги?

– Идея возникла довольно давно, и периодически я к ней возвращалась. И в Институте искусствознания, где работаю, когда нужно было заявлять тему монографии, я заявила эту тему. Так что это была плановая работа в институте. Я хотела приурочить выход этой монографии к 250-летию со дня рождения Бетховена, которое отмечалось в 2020 году, но выпустить её тогда не получилось в связи с закрытыми архивами, пандемией и другими обстоятельствами.

– Какую цель вы перед собою ставили?

– Моей первоначальной целью было собрать и проанализировать первоисточники, ведь в исследовательской литературе содержатся ссылки в основном на немецкие источники, редко на русские. Путь мой лежал в первую очередь в русские архивы – я надеялась найти там что-то важное и неопубликованное.

Зарубежные исследователи, которые изучают эту тему, как правило, не знают русского языка и, естественно, не работают в наших архивах. А наши архивы не так легко доступны. И речь идёт не о запретах, просто порядок выдачи материалов такой, что документы, скажем, тебе приносят только через три дня и в ограниченном количестве.

Как только я собралась отправиться работать в Европу, всё закрылось. Дальше тянуть с публикацией было нельзя, работа ведь плановая...

Мне очень помогло то, что зарубежные архивы по моим запросам присылали те или иные материалы. Кроме того, большое количество документов оцифровано и выложено в интернете. Скажем, Боннский дом-музей Бетховена ведёт благородную просветительскую работу и уже выложил значительное количество материалов. Так же ведут себя некоторые венские хранилища. Практически все иллюстрации в книге – с сайтов музеев и архивов (естественно, все правила публикации соблюдены). У нас, к сожалению, не так.

Стравинского как-то спросили: «Для кого вы пишете?» Он ответил: «Для себя и для гипотетического alter ego». Для кого работаете вы?

– Конечно, я писала эту работу не для себя. Многое из того, что в книге написано, мне себе самой не нужно излагать столь обстоятельно. Я представляю себе моего читателя как интеллигентного, просвещённого, интересующегося музыкой, но не обязательно профессионального музыканта. В Институте искусствознания на междисциплинарных семинарах мои работы обсуждали и обсуждают помимо музыковедов также специалисты по живописи и театру. Я старалась писать так, чтобы это было интересно не только нашему цеху. В книге не очень много собственно музыкального анализа – только там, где необходимо. Хотя научный аппарат, естественно, оформлен в соответствии со всеми правилами.

– Что в книге появилось нового – по сравнению, скажем, с вашей книгой о Бетховене в знаменитой молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей»?

– Книга для «ЖЗЛ» написана так, чтобы её читал более-менее массовый читатель. Но и она не является пересказом общеизвестного, там появилось много новой информации, проявился, как мне кажется, какой-то новый ракурс...

Что касается книги «Бетховен и русские меценаты», то, мне кажется, здесь тоже появился новый взгляд на предмет исследования. Принято считать: есть гений и есть почтительные меценаты вокруг него – более мелкого калибра. Когда я стала заниматься биографиями и послужными списками людей, о которых говорится в книге, я увидела, что личности их отнюдь не мелкие, даже если должность кого-то из них незначительна, как, например, у немца Иоганна (Ивана) Фациуса, находившегося на службе у российского правительства, – такие служащие тогда назывались агентами.

Отдельная глава посвящена Андрею Кирилловичу Разумовскому, выдающемуся дипломату, – совершенно потрясающему персонажу, удивительной личности. Им давно занимаются историки, но несколько под другим углом. Я его рассматривала как мецената и в немалой степени как политика, потому что быть вне политики в наполеоновскую эпоху не мог никто из влиятельных персон. Немало написано у меня об императорской чете – императоре Александре I и его супруге Елизавете Алексеевне, которые композитору весьма симпатизировали и всячески поддерживали Бетховена. В советское время эту сторону жизни августейшей четы особо не освещали. Считалось, что монархи достойны главным образом осуждения. Об Александре говорили главным образом, что он «властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда» (цитата из Пушкина). Я постаралась посмотреть, как складывались отношения императора и его супруги с музыкой, и с музыкой Бетховена в частности, и изложить этот интереснейший сюжет.

– Вы пишете, что Елизавета Алексеевна была тонким знатоком и ценителем музыки, а император и вовсе настолько был увлечён игрой на скрипке, что это даже вызывало неудовольствие его родных, и в том числе бабушки, Екатерины II, и воспитателей. Это исключение в отечественной истории или другие наши правители тоже были людьми, не чуждыми этому искусству?

– В XVIII и XIX веках считалось неприличным, чтобы образованный человек не разбирался в музыке, не умел играть на музыкальных инструментах. Другое дело, что высокопоставленные особы в России никогда этого не делали на людях, в России по крайней мере. Немецкий император Фридрих Великий мог публично музицировать на флейте, а у нас подобное было принято только в узком кругу. Пётр III просил в заточении оставить ему его фаворитку и его скрипку. Может быть, поэтому игра Александра на скрипке так раздражала Екатерину II.

Павел I в музыке разбирался и ещё в 1782 году, путешествуя инкогнито по Европе, лично посетил дом Глюка, засвидетельствовав своё почтение композитору. И благодаря великой княгине Елене Павловне, покровительнице Антона Рубинштейна, была основана Петербургская консерватория.

– Прозаики часто говорят, что их персонажи вдруг начинают своевольничать и вести себя не так, как планировал автор. У вас строго документальное научное повествование, но были ли случаи в процессе создания этой книги, когда в найденных вами письмах и других документах Бетховен и его конфиденты проявили себя как-то по-новому, не совсем так, как вы от них ждали?

– То, о чём вы говорите, есть в главе о Разумовском, которая выстроена как параллельное жизнеописание героев по примеру Плутарха. Удивительный факт: Бетховен и Андрей Кириллович ни разу не поссорились, что часто случалось у композитора с его покровителями. Разумовский прекрасно понимал, кто перед ним, но у них существовало некое духовное равенство при всех политических разногласиях. Они друг друга явно уважали. Разумовский, вероятно, был в курсе личных переживаний композитора и всегда старался помочь, но делал это настолько дипломатично, настолько деликатно, что о многих обстоятельствах из жизни Бетховена нам сегодня можно только догадываться.

Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену?

  • Андрей Кириллович Разумовский

Известно, что Бетховен Пятую симфонию посвятил одновременно Разумовскому и другому своему покровителю – Францу Йозефу фон Лобковицу. Думаю, они сговорились заплатить ему двойной гонорар, чтобы помочь, и мне кажется, что идея эта исходила от Разумовского. Андрей Кириллович Разумовский вообще всегда старался помогать людям в своём окружении – будь то великий композитор, европейские особы королевской крови, собственный секретарь или несчастная жена модного балетмейстера, брошенная им. Разумовский был потрясающей личностью.

– Вы пишете стихи и прозу. Когда вы создаёте художественные тексты и искусствоведческие монографии, у вас работают разные части мозга – или научное и художественное творчество растёт из одного источника?

– Это совершенно разные процессы. Первое, что нужно в науке, – собрать материал. Писать начинаешь, когда материал собран, всё делается по заранее составленному плану, продуманно. Стихи же приходят сами – потому что должны прийти. Что касается прозы, то я погружаюсь в мир героев, наблюдаю за героями, удивляюсь их речам и поступкам, но послушно всё фиксирую.

– Какой из сюжетов помимо истории Разумовского, изложенных в книге, мог бы стать основой художественного произведения – допустим, фильма? Что бы вы подсказали продюсерам, издателям, сценаристам?..

– Тут каждая судьба примечательна, начиная от «русских агентов» в Европе и заканчивая Николаем Борисовичем Голицыным, который заказал Бетховену три струнных квартета и организовал в Петербурге мировую премьеру Торжественной мессы; при жизни Бетховена в Вене она так и не прозвучала. Это притом, что Голицын и Бетховен очно ни разу не встречались.

Каждый из этих людей очень интересен и в связи с его отношениями с Бетховеном, и сам по себе.

  • Монография профессора Московской консерватории, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Ларисы Кириллиной «Бетховен и русские меценаты» вышла в издательстве «Бослен».

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.