Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену? |
Сергей Князев, lgz.ru |
10 Марта 2023 г. |
Когда-то жил на этом свете и творил знаменитый немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. И были у этого великого деятеля русские покровители, которым мир обязан появлению его многих шедевров. Кто эти люди? Ответ можно найти в книге Ларисы Кириллиной «Бетховен и русские меценаты». Что сама автор рассказывает о своей работе? – Как возникла идея книги? – Идея возникла довольно давно, и периодически я к ней возвращалась. И в Институте искусствознания, где работаю, когда нужно было заявлять тему монографии, я заявила эту тему. Так что это была плановая работа в институте. Я хотела приурочить выход этой монографии к 250-летию со дня рождения Бетховена, которое отмечалось в 2020 году, но выпустить её тогда не получилось в связи с закрытыми архивами, пандемией и другими обстоятельствами. – Какую цель вы перед собою ставили? – Моей первоначальной целью было собрать и проанализировать первоисточники, ведь в исследовательской литературе содержатся ссылки в основном на немецкие источники, редко на русские. Путь мой лежал в первую очередь в русские архивы – я надеялась найти там что-то важное и неопубликованное. Зарубежные исследователи, которые изучают эту тему, как правило, не знают русского языка и, естественно, не работают в наших архивах. А наши архивы не так легко доступны. И речь идёт не о запретах, просто порядок выдачи материалов такой, что документы, скажем, тебе приносят только через три дня и в ограниченном количестве. Как только я собралась отправиться работать в Европу, всё закрылось. Дальше тянуть с публикацией было нельзя, работа ведь плановая... Мне очень помогло то, что зарубежные архивы по моим запросам присылали те или иные материалы. Кроме того, большое количество документов оцифровано и выложено в интернете. Скажем, Боннский дом-музей Бетховена ведёт благородную просветительскую работу и уже выложил значительное количество материалов. Так же ведут себя некоторые венские хранилища. Практически все иллюстрации в книге – с сайтов музеев и архивов (естественно, все правила публикации соблюдены). У нас, к сожалению, не так. – Стравинского как-то спросили: «Для кого вы пишете?» Он ответил: «Для себя и для гипотетического alter ego». Для кого работаете вы? – Конечно, я писала эту работу не для себя. Многое из того, что в книге написано, мне себе самой не нужно излагать столь обстоятельно. Я представляю себе моего читателя как интеллигентного, просвещённого, интересующегося музыкой, но не обязательно профессионального музыканта. В Институте искусствознания на междисциплинарных семинарах мои работы обсуждали и обсуждают помимо музыковедов также специалисты по живописи и театру. Я старалась писать так, чтобы это было интересно не только нашему цеху. В книге не очень много собственно музыкального анализа – только там, где необходимо. Хотя научный аппарат, естественно, оформлен в соответствии со всеми правилами. – Что в книге появилось нового – по сравнению, скажем, с вашей книгой о Бетховене в знаменитой молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей»? – Книга для «ЖЗЛ» написана так, чтобы её читал более-менее массовый читатель. Но и она не является пересказом общеизвестного, там появилось много новой информации, проявился, как мне кажется, какой-то новый ракурс... Что касается книги «Бетховен и русские меценаты», то, мне кажется, здесь тоже появился новый взгляд на предмет исследования. Принято считать: есть гений и есть почтительные меценаты вокруг него – более мелкого калибра. Когда я стала заниматься биографиями и послужными списками людей, о которых говорится в книге, я увидела, что личности их отнюдь не мелкие, даже если должность кого-то из них незначительна, как, например, у немца Иоганна (Ивана) Фациуса, находившегося на службе у российского правительства, – такие служащие тогда назывались агентами. Отдельная глава посвящена Андрею Кирилловичу Разумовскому, выдающемуся дипломату, – совершенно потрясающему персонажу, удивительной личности. Им давно занимаются историки, но несколько под другим углом. Я его рассматривала как мецената и в немалой степени как политика, потому что быть вне политики в наполеоновскую эпоху не мог никто из влиятельных персон. Немало написано у меня об императорской чете – императоре Александре I и его супруге Елизавете Алексеевне, которые композитору весьма симпатизировали и всячески поддерживали Бетховена. В советское время эту сторону жизни августейшей четы особо не освещали. Считалось, что монархи достойны главным образом осуждения. Об Александре говорили главным образом, что он «властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда» (цитата из Пушкина). Я постаралась посмотреть, как складывались отношения императора и его супруги с музыкой, и с музыкой Бетховена в частности, и изложить этот интереснейший сюжет. – Вы пишете, что Елизавета Алексеевна была тонким знатоком и ценителем музыки, а император и вовсе настолько был увлечён игрой на скрипке, что это даже вызывало неудовольствие его родных, и в том числе бабушки, Екатерины II, и воспитателей. Это исключение в отечественной истории или другие наши правители тоже были людьми, не чуждыми этому искусству? – В XVIII и XIX веках считалось неприличным, чтобы образованный человек не разбирался в музыке, не умел играть на музыкальных инструментах. Другое дело, что высокопоставленные особы в России никогда этого не делали на людях, в России по крайней мере. Немецкий император Фридрих Великий мог публично музицировать на флейте, а у нас подобное было принято только в узком кругу. Пётр III просил в заточении оставить ему его фаворитку и его скрипку. Может быть, поэтому игра Александра на скрипке так раздражала Екатерину II. Павел I в музыке разбирался и ещё в 1782 году, путешествуя инкогнито по Европе, лично посетил дом Глюка, засвидетельствовав своё почтение композитору. И благодаря великой княгине Елене Павловне, покровительнице Антона Рубинштейна, была основана Петербургская консерватория. – Прозаики часто говорят, что их персонажи вдруг начинают своевольничать и вести себя не так, как планировал автор. У вас строго документальное научное повествование, но были ли случаи в процессе создания этой книги, когда в найденных вами письмах и других документах Бетховен и его конфиденты проявили себя как-то по-новому, не совсем так, как вы от них ждали? – То, о чём вы говорите, есть в главе о Разумовском, которая выстроена как параллельное жизнеописание героев по примеру Плутарха. Удивительный факт: Бетховен и Андрей Кириллович ни разу не поссорились, что часто случалось у композитора с его покровителями. Разумовский прекрасно понимал, кто перед ним, но у них существовало некое духовное равенство при всех политических разногласиях. Они друг друга явно уважали. Разумовский, вероятно, был в курсе личных переживаний композитора и всегда старался помочь, но делал это настолько дипломатично, настолько деликатно, что о многих обстоятельствах из жизни Бетховена нам сегодня можно только догадываться.
Известно, что Бетховен Пятую симфонию посвятил одновременно Разумовскому и другому своему покровителю – Францу Йозефу фон Лобковицу. Думаю, они сговорились заплатить ему двойной гонорар, чтобы помочь, и мне кажется, что идея эта исходила от Разумовского. Андрей Кириллович Разумовский вообще всегда старался помогать людям в своём окружении – будь то великий композитор, европейские особы королевской крови, собственный секретарь или несчастная жена модного балетмейстера, брошенная им. Разумовский был потрясающей личностью. – Вы пишете стихи и прозу. Когда вы создаёте художественные тексты и искусствоведческие монографии, у вас работают разные части мозга – или научное и художественное творчество растёт из одного источника? – Это совершенно разные процессы. Первое, что нужно в науке, – собрать материал. Писать начинаешь, когда материал собран, всё делается по заранее составленному плану, продуманно. Стихи же приходят сами – потому что должны прийти. Что касается прозы, то я погружаюсь в мир героев, наблюдаю за героями, удивляюсь их речам и поступкам, но послушно всё фиксирую. – Какой из сюжетов помимо истории Разумовского, изложенных в книге, мог бы стать основой художественного произведения – допустим, фильма? Что бы вы подсказали продюсерам, издателям, сценаристам?.. – Тут каждая судьба примечательна, начиная от «русских агентов» в Европе и заканчивая Николаем Борисовичем Голицыным, который заказал Бетховену три струнных квартета и организовал в Петербурге мировую премьеру Торжественной мессы; при жизни Бетховена в Вене она так и не прозвучала. Это притом, что Голицын и Бетховен очно ни разу не встречались. Каждый из этих людей очень интересен и в связи с его отношениями с Бетховеном, и сам по себе.
На нашем сайте читайте также:
|
|