НА КАЛЕНДАРЕ

Крымский музей-заповедник: как преподносят здесь Пушкина с Чеховым?

Евгений Хакназаров, portal-kultura.ru   
16 Октября 2023 г.

Пушкин, Чехов, Цветаева – самые изученные и популярные имена русской литературы. Святая святых отечественного историко-культурного наследия, запечатленная в сотнях томов литературоведческих и архивных исследований. Но нет предела новым находкам и открытиям. Гл. хранитель Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника Владислав Кожин рассказал о том, как уживаются в рамках одной культурно-просветительской институции наши классики и их наследие.

Крымский музей-заповедник: как преподносят здесь Пушкина с Чеховым?

– Владислав, почитателям русской литературы привычны «монографические» музеи, посвященные конкретному имени из школьного учебника. Крымский же музей-заповедник объединил Пушкина и Чехова, а скоро, кажется, готов открыть и цветаевскую страницу. Хватает ли сил?

– Для начала стоит вспомнить историю нашего учреждения. Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник был создан в 2016 году. Раньше отдельно существовали Дом-музей А. П. Чехова в Ялте, к которому в восьмидесятых годах присоединили дачу О. Л. Книппер и А. П. Чехова в Гурзуфе, расположенную рядом с Пушкинской скалой, – обратите внимание, уже тогда эти имена стали соседствовать в музейной среде. После, в 2006 году был создан филиал на даче «Омюр», в доме-замке знакомой Чехова, генеральши Капитолины Михайловны Иловайской, где писатель провел, по его словам, самые счастливые и плодотворные полгода с октября 1898 по апрель 1899 года, – сейчас это наш отдел «Чехов и Крым», место с совершенно особенной и потрясающей историей: здесь Чехов получил вести об успехе «Чайки», здесь он задумал «Даму с собачкой» и написал среди прочего «Душечку». Здесь он лично познакомился с Горьким и беседовал с юным Волошиным. Наконец, в 2016 году к нам был присоединен Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе, и мы стали именно Крымским литературно-художественным мемориальным музеем-заповедником. Это плодотворное и творческое сотрудничество, можно сказать, предначертано свыше: Пушкин был любимым литератором Антона Павловича, Толстой называл Чехова Пушкиным в прозе – и всех их объединял Крым. Словом, все шло к тому, чтобы существовать как нельзя более гармонично. Сохранение знаний о Пушкине в его единственном мемориальном музее в Крыму, который располагается в самой старой постройке ЮБК, выполненной в европейском вкусе, налагает на нас определенную ответственность. Сейчас в музее идет масштабная реставрация с элементами реконструкции, будут восстановлены бельведер и мезонин, который видел и в котором (как доказывал Бертье-Делагард) жил Пушкин. Эти элементы дома, описанные в мемуарной литературе того времени, были убраны при следующих владельцах дома. В ходе реэкспозиции при этом сам дом получит совершенно новое продолжение: в результате научных исследований наконец-то был установлен автор проекта. Им оказался барон Бернар Фон-Дер-Флис, который под началом герцога Ришелье занимался проектами гражданской и военной инфраструктуры молодой Новороссии, а также работал и в других регионах, например, строил мосты в Тульской губернии.

Любопытно, что Александр Пушкин здесь оставил после себя, помимо бесценного творчества и нематериального наследия, например, известный кипарис, к которому, по собственным словам, «привязался чувством, похожим на дружество» и который поныне растет и здравствует в двух шагах от дома. Однако гурзуфский музей выступает хранителем и еще одного пушкинского «памятника» – это платан, высаженный в годовщину смерти поэта в 1838 году после посещения этого домика ранее императорской фамилией, которая путешествовала по Крыму вместе с Василием Жуковским. Именно Жуковский – тот самый «побежденный учитель», надоумил хозяина дома, которым в ту пору был киевский генерал-губернатор Иван Фундуклей, посадить платан в память о своем «победителе-ученике». Уже тогда началась мемориализация этого пространства. Пушкин прожил здесь три недели, верно, лучших в первой своей молодости, начал здесь поэму «Кавказ», познакомился с Байроном (один из Раевских читал в оригинале, разъяснял русскому поэту азы английского языка, открывая Пушкину ключи к Шекспиру), здесь он в библиотеке герцога Ришелье отыскал томик Вольтера и написал «Нереиду», здесь зародились строчки «Редеет облаков летучая гряда» и отсюда поэт уехал, пусть и преображенным человеком, но уехал навсегда. А дом-то остался и сразу почти стал памятником. Потом здесь гостили Мицкевич и Грибоедов, бывал император Александр I, но что же было дальше? Кто посещал это место? Кто приходил за именем поэта? И вот всё это мы постарались увязать в новой концепции обновленного Музея А. С. Пушкина – подлинного «дома пяти эпох», чудом уцелевшего до наших дней без кардинальных перестроек.

Вернемся в Ялту. Дом Антона Павловича Чехова, который сохранился стараниями его сестры Марии Павловны, является уникальным музеем с точки зрения сохранности и по своим мемориальным и историческим достоинствам стоит в одном ряду с такими величинами, как, например, Ясная Поляна, где также сохранились многочисленные свидетельства жизни русского титана от литературы. Попадая на Белую Дачу в Аутке (а именно так дом Чехова прозвали местные со дня его постройки), вы действительно оказываетесь в гостеприимном доме писателя, где он жил и творил, – кажется, Антон Павлович только ненадолго вышел и вот-вот вернется, – сохранились даже мятные конфетки, которые сестра оставляла брату рядом с его письменным столом. И свечи, которые Чехов погасил, навсегда уходя из ялтинского дома. Они до сих пор стоят на своем месте и помнят огонек, теплящийся на них первой майской ночью 1904 года.

– Такие приметы бытования тем более ценны на том фоне, что, ввиду сложной истории нашей страны, у нас есть музеи, в которых нет ни одной подлинной мемориальной вещи.

– Это действительно так. И в этом еще более виден и контрастнее ощущается тот самый подвиг сестры Марии, которая буквально пронесла дом Чехова сквозь Гражданскую войну, землетрясение, немецкую оккупацию... А ведь в 1943-м ей исполнилось восемьдесят лет! О том, как это было сложно и опасно, говорят другие музеи, в свое время лишенные своих исторических гениев.

Например, грустна судьба некоторых меморий Марины Цветаевой, которая была в эмиграции и многие вещи перед отъездом раздала и распродала вынужденно, хоть и сама после страдала от этого, понимая, что все ей с собой не увезти – так и остались где-то рамки с Бонапартом, обои в звездах (так как с золотыми наполеоновскими пчелами не нашлось!), гравюры с «Орленком», бесчисленные книги с заметками стройным и округлым ее почерком и тот самый неоконченный перевод пьесы Ростана. А перед музейщиками впоследствии встал вопрос – как создать музей. И здесь снова оказались на службе хранители – Анастасия Цветаева – сестра, дожившая век за недожитое, и дочь – Ариадна Эфрон, за что им низкий поклон.

Такая же задача стояла в свою очередь и перед чеховскими музеями, а в мире их девять. Все они так или иначе выросли из того, что Мария Павловна Чехова передавала в Таганрог, в Москву, в Мелихово, а после нее развивались благодаря труду будущих поколений музейщиков, перенявших эстафету в сохранении и приумножении. Когда Мелихово отстраивали заново – главный дом был разрушен лихолетьями и был восстановлен только к 1960 году по чертежам и рисункам Марии Павловны, – она говорила, когда у нее просили письменный стол, за которым была написана «Чайка»: «А вот вы сначала поселите там Чехова». То есть – создайте дух. Воссоздайте атмосферу. И этот момент порой гораздо важнее, чем собственно мемориальные предметы, которые, конечно, являются основой, но в итоге и найдутся, и соберутся. Гораздо важнее выявить, сохранить (если нужно – воссоздать) и передать этот самый дух жизни, чем мы и занимаемся, и с чем прекрасно справились коллеги из Дома-музея Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. И мы гордимся, что нам это также удается. Каждый год 9 сентября, в день, когда Чехов с домочадцами въехал в свой ялтинский дом, мы организовываем «Новоселье на Белой даче» – праздник, который в первую очередь возможен благодаря сохранению преемственности сотрудников музея. Но новое время диктует свои правила, нам нужно выходить на новую молодую аудиторию и не бояться экспериментов, чтобы не подавать исторический материал сухо – «племя младое и незнакомое» готовит порой такие вопросы, на которые сложно ответить даже специалистам.

– В самом деле, сколько раз приходилось наблюдать, как экспозиции в некоторых музеях напоминают параграфы из школьного учебника по литературе.

– У Чехова есть гениальная фраза про то, что не Гоголя нужно опускать до уровня толпы, а толпу поднимать до уровня Гоголя. И в то же время писатель дает нам ту максиму, которой может и должен следовать каждый музей. Как в человеке все должно быть прекрасно, так же и музей должен стремиться к идеалу. На самом деле не существует именно жестких академических рамок в передаче информации – есть, безусловно, нормы экспозиционной, хранительской, выставочной и экскурсионной работы, но это не шоры, а только необходимая структура для построения информации, как ноты, – о своем деле музей может и должен говорить современно и интересно, не впадая в формализм, но и не пересекая ту самую грань, когда еще «всё прекрасно».

На Даче Антона Чехова и Ольги Книппер в Гурзуфе у нас есть удивительный иммерсивный проект-экскурсия, если хотите – аудиоспектакль с погружением «Как хочется жить!», где вашим гидом становятся персонажи пьес, домочадцы и сам Антон Павлович. С успехом была принята и выставка «Не дом, а волшебство!», содержащая существенный элемент дополненной реальности, касающийся истории создания самого чеховского дома в Ялте, ведь мало кто знает, что это единственный собственный дом Антона Павловича, построенный именно так, как хотел драматург. Были учтены все его пожелания. Чехов был немалого роста – метр восемьдесят шесть – и наконец-то высокие потолки! Много простора и воздуха – с одной стороны горы, с другой море. «Не виды, а рахат-лукум!» Он здесь жил и наслаждался. Да, конечно, Чехов писал, что построил в Ялте себе за свои же деньги тюрьму, жалуясь на многочисленных гостей, и потому уехал на дачу в Гурзуфе. Эту фразу и прочие размышления о ялтинской скуке очень любят приводить по акценту на них в современной биографии Чехова, написанной Дональдом Рейфилдом, – но на самом деле музейщики не считают ее выдающимся научным трудом. Скорее скандальным и далеко не всегда объективным. Опять-таки пользуясь чеховскими словами, стоит судить по справедливости: стал бы Чехов писать «Вишневый сад» и «Трех сестер», которые сделают драматурга мировой величиной, в месте, которое было бы ему не близко, не дорого и не интересно? Наверное, нет.

– «Вишневый сад», «Три сестры»... Все же это звучит слишком хрестоматийно. Идет ли к вам молодежь?

– Мы считаем, что наш посетитель должен не только получить ответы на свои вопросы, но и уйти в каком-то размышлении, с желанием что-то прочесть или перечитать. Например, каждый раз по-новому будет открываться переписка Чехова с супругой. Переписка той же Ольги Леонардовны с сестрой Чехова Марией Павловной была прекрасно опубликована в двухтомном издании 2016 года, и это самостоятельный эпистолярный шедевр. Переписка Чехова и Книппер – это разговор двух очень великих по интеллекту и очень близких людей, это подспорье для нашей экспозиции и для наших проектов. Мы создаем коллаборации с самыми разными соавторами – с дизайнерами одежды, с интересными блогерами, мы не боимся такого нестандартного для музея сотрудничества. Ведь наша цель – с помощью понятных для молодежи собеседников заразить любовью к литературе, чтению то новое поколение, которое часто относится к мемориальным музеям и музеям вообще как к чему-то прошловековому. «Ну что там может быть интересного?» А, оказывается, там целый мир, машина времени.

Помимо музеев Пушкина и Чехова, у нас есть еще один маленький объект, про который мне хотелось бы сказать. Ему только предстоят реставрация и приспособление под музейные цели, сейчас пишется концепция его будущей экспозиции. Это Учительский домик, в котором одно время проживал знаменитый пушкинист Борис Томашевский. Случилось так, что там в 1911 году целый месяц провела Марина Цветаева. В ходе научной работы мы выявили комнату, где поэт жила, изучили, что ее интересовало, какие предметы ее окружали, – получится весьма интересная экспозиция. Как и в музее Пушкина, который мы воссоздаем при прямой поддержке президента РФ Владимира Путина, в следующем году нам предстоит его открытие – в год 225-летия великого русского поэта. Мы надеемся, что это получится ново, интересно, свежо и может дать пищу для размышления молодому поколению. И конечно, вся наша работа нацелена на сохранение этого богатейшего наследия для тех, кто придет сюда в будущем.

– Готовясь к нашей беседе, я обнаружил информацию про сотрудничество заповедника с музеем-усадьбой княгини Надежды Барятинской, которая была знакома с Чеховым. В частности, значительно пополнилась ваша библиотека. Этот музей не на слуху, тем более интересно было бы узнать подробности.

– Как в любом научном учреждении, у нас существует библиотека, которая является совокупностью книжных фондов пушкинского и чеховского музеев. В 2020 году к нам вышли с предложением от частного музея-усадьбы Надежды Александровны Барятинской, который находится на территории современного санатория имени Кирова, в бывшем ялтинском владении княгини «Сельбиляр». Нам были переданы более семи тысяч томов ХХ века, касающиеся в том числе литературы, ялтинского окружения княгини, краеведения, – которые мы с благодарностью приняли. С этого началось наше активное сотрудничество. Согласно специальному письму министерства культуры Республики Крым мы, как государственный музей субъекта Федерации, должны проводить кураторскую работу, наставлять и в чем-то помогать муниципальным музеям и частным учреждениям культуры. За нами закреплен участок от Фороса до Гурзуфа, и мы с удовольствием активно помогаем коллегам. Сейчас в музее Барятинской, который существует только три года, уже создана уникальная экспозиция, иллюстрирующая потрясающую историю этой необыкновенной семьи. Барятинские поистине удивительны — их предок разбил Разина и сохранил Киев в составе России; князь Иван Иванович был дипломатом и композитором, его отец занимался вопросом интеграции Крыма в состав Российской империи в 1783 году, а сын, фельдмаршал Александр Иванович, положил конец Кавказской войне, взяв в плен Шамиля. Были разысканы и подлинные мемориальные вещи – коллеги сотрудничают с ведущими музеями страны в поисках информации, а мы, как можем, помогаем им в этом непростом деле. Кроме того, были выявлены и предметы, относящиеся именно к ялтинскому дому, что само по себе удивляет, ведь княгиня Барятинская была расстреляна в 1920 году в числе тех несчастных, которые не покинули Ялту, не смогли представить себя вне России и стали жертвами красного террора, а усадьба была разорена. Ментально история княжеской фамилии может быть соотнесена с фабулой книги Ивана Шмелёва «Солнце мертвых»... В 1920-х имение «Сельбиляр» стало сначала Ялтинским народно-художественным музеем, а после землетрясения 1927 года – санаторием. Бывшая подлинная коллекция музея была расформирована и пополнила собрания музеев Крыма – картины хранятся в Севастопольской художественной галерее, отдельные предметы мебели попали в Центральный музей Тавриды. Часть полотен пропутешествовала в Москву и Ленинград, с тем чтобы в итоге вернуться на полуостров. Портрет М. И. Барятинской, вышедший из Крыма и попавший в Третьяковскую галерею, был после войны направлен в Симферопольский художественный музей, где экспонируется и теперь. Но большая часть экспонатов навсегда утратила свою историю, а легенда их бытования навсегда получила дополнение «предположительно».

Наша дружба с этим молодым музеем – ее тоже можно отнести к провидению. Барятинские знали Чехова: Мария Владимировна Барятинская, кузина расстрелянной княгини, была благотворительницей и попечительницей Красного Креста. Занималась санаторием для туберкулезных больных, а Антон Павлович в свою очередь фактически был двигателем дел санатория «Яузлар» – тоже устроенного для чахоточных, но главным образом – недостаточных, тех, которые не могли платить за свое лечение в дорогой и блестящей Ялте начала ХХ века. Однако вместе они работали на одно благое дело. Княгиня Надежда Александровна опекала приют для стариков и увечных при Аутской церкви, строила новые корпуса, давала деньги на нужды благотворительных заведений. До революции государственная поддержка благотворительности была мала, однако ею занималась императорская фамилия и частные лица. Было стыдно быть при деньгах и ничего не делать для общества – это была сословная обязанность. И надо было такому случиться, чтобы у Надежды Александровны была невестка – Екатерина Александровна Юрьевская, по мужу Барятинская, которая была дочерью императора Александра II. Интересно то, что она, уроженка Ялты, переживала тяготы Гражданской войны вместе с Марией Павловной Чеховой и провела тягостные дни ялтинских погромов, как следует из ее мемуарных свидетельств, именно в доме своей свекрови. Здесь Екатерину Александровну даже собирались расстрелять, но она чудом спаслась – узнали, что она дочь Царя-освободителя, а после ей всё же удалось покинуть Россию.

Но что важно, она и в эмиграции не забыла своего русского духа и долга. Зарабатывая на жизнь пением (она была профессиональной оперной и камерной певицей), часть средств от сборов, а часто и полный сбор от концерта она передавала на нужды голодающих в... Советский Союз. И это мы знаем благодаря уникальному документу, воспоминаниям-интервью княгини Юрьевской-Барятинской, которые перевел из неизвестного английского издания и тем самым сохранил для нас Михаил Павлович Чехов, младший брат драматурга, первый наш научный сотрудник, драматург, детский писатель и переводчик. Так круг замкнулся.

В настоящий момент наш музей-заповедник работает над полной публикацией этого уникального материала, и я позволю себе процитировать княгиню Юрьевскую-Барятинскую, ее мысли, этот уникальный пласт русского духа и русской культуры, взывающий к нам из 1926 года: «Мне всегда приятно, если мое скромное искусство не оставляет кого-либо равнодушным, особенно – если это человек из России. Пусть даже из новой России, но России. Понимаете, мы, русские, есть везде, и мы остаемся русскими, даже если у нас английский или французский паспорт... Россия – она осталась далеко-далеко, но часть ее – маленький кусочек родины есть внутри каждого из нас».

– В будущем Крымский заповедник собирается открыть цветаевскую страницу...

– Мы готовимся, безусловно, и к реставрации в домике пушкиниста Бориса Томашевского, о котором я уже упомянул, и вопрос о создании там экспозиции – наша большая работа на перспективу. В настоящий момент проведена масштабная научная работа: выявлены фонды, сведения, атрибутированы фотографии и источники, мемуарные свидетельства и атрибуции и, конечно, готовятся публикации, посвященные пребыванию в этом доме Марины Цветаевой. Верим, появится еще одно мемориальное место, посвященное ей, – подальше от Елабуги и поближе к Коктебелю. Ведь только прожив сначала месяц в Гурзуфе, прочувствовав эту атмосферу моря и гор, пережив первый юношеский роман, Марина уехала в Коктебель. Между тем исследователи посвящают пребыванию Цветаевой в Гурзуфе едва ли строчку в своих обзорах. Гурзуфский апрель поэта подразумевается как нечто само собой разумеющееся, лишь точка на карте. А ведь здесь велась переписка с Волошиным и с семьей, здесь были написаны два стихотворения, а сколько было гурзуфских мотивов после! И у нас сохранилось то самое абрикосовое дерево, которое упоминает Марина Ивановна. Оно страдало, его сломало в шестидесятые годы, но как сообщает Сергей Михайлович Чехов, племянник писателя, дерево пересадили и теперь оно растет несколько южнее. Но это всё тот же абрикос, которое поэт видела в пышном цветении из окна той самой комнаты, где ею были написаны «Детский юг» и «Весна в вагоне», где она читала Дюма и мечтала о Наполеоне, где Генуэзская скала напоминала ей обрывы Святой Елены.

И такая подлинность места потрясает. Наши музеи – уникальны. И это не скучно. Артефакты – это не что-то, покрытое пылью. Это живые участники событий, которые пересекаются друг с другом во времени и только ждут своего часа, чтобы рассказать нам свою собственную историю.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.