ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как-то концерты Высоцкого чуть не стоили ему свободы

Михаил Смиренский, argumenti.ru   
13 Августа 2022 г.
Изменить размер шрифта

Многие почитатели великого советского барда Владимира Высоцкого были искренне уверены в том, что за спиной у него – реальные тюремные сроки, давшие затем певцу и крайний надрыв при его выступлениях, и неповторимый «блатной» флёр самих песен. Находились и «свидетели», якобы видевшие Высоцкого на Воркутинских пересылках, а некоторые «зуб даю!», дескать, с ним на этапе и чифирь в консервной банке даже заваривали...

Как-то концерты Высоцкого чуть не стоили ему свободы

Все эти «воспоминания» - досужая болтовня, не имеющая никакого реального жизненного подтверждения: Высоцкий никогда не был судим. Но в течение всей своей творческой жизни был очень близок к тому, чтобы тоже воочию услышать невеселую команду: «Встать, суд идет!»

«Чёс» под красными флажками.

Все советские популярные, особенно эстрадные певцы помимо основной профессиональной деятельности – петь для народа, исполняли и роль официальных государственных спонсоров: львиную долю их концертных сборов тут же забирали себе официальные организаторы – всевозможные филармонии, агентства, администраторы, директора концертных залов и т.д. При этом (ни для кого не секрет) они же беспощадно отгрызали и у самих артистов, и у того же государства немалые бабки, что частенько становилось причиной громких судебных процессов с реальными для «активистов» тюремными сроками.

Известный по «Неуловимым мстителям» Буба Касторский, он же актер Борис Сичкин в 1973 году был арестован вместе со своим импресарио, директором Тамбовской филармонии Эдуардом Смольным по весьма грустной 93-й статье УК: «хищение государственного имущества». Уже уловимого с поличным операми ОБХСС «мстителя» Сичкина обвинили в присвоении 20 тысяч (!) рублей за левые концерты (или, как их называли артисты – «чесы»), что по тем временам, да еще в составе организованной группы было прямым предписанием следовать на эшафот! Бубе Косторскому повезло: помыкавшись более года в тюремной камере, ему удалось освободиться. Говорят, помог высокий звонок из ЦК КПСС, дескать, негоже судить за какие-то деньги актера, сыгравшего роль активного сторонника советской власти в столь необходимом для нашей молодежи фильме-агитке. Выйдя на волю, Борис Сичкин немедленно свалил к сыну в США, где продолжал зарабатывать на жизнь своими нехитрыми песенками и плясками перед соотечественниками с Брайтона. Благо, в Америке такого словообразования как «левый концерт» в законодательстве не значилось: спел, сплясал, заработал, заплати налог, ну и гуляй себе дальше. Его подельника и главного организатора тех концертов – Смольного мытарили в камерах СИЗО аж два года, но...тоже отпустили: либо ничего доказать не смогли, либо легендарная фамилия помогла.

Вообще, советская власть, всяко взрастившая и потакавшая своим популярным артистам, нередко была к ним и беспощадна. В 1938 году в газете «Советское искусство» появился фельетон под названием «Недостойное поведение», где за непомерные гонорары автор клеймил аж саму Любовь Орлову! После такого «пиара» исполнительнице шлягера «Я из пушки в небо уйду» до более земного пути – колымского этапа был один лишь маленький шажок – из шикарной виллы во Внуково в любой кабинет на Лубянке. Однако актрису и ее основательно трухнувшего условного «мужа» Григория Александрова не тронули: Сталин, который был инициатором той принародной показательной порки «великих», просто решил показать им, кто в стране может быть действительно единственно великим. С тех пор дует «Орлова-Александров» в советском кино стал главным придворным пропагандистом социалистического образа жизни.

Владимира Высоцкого советская власть делать «своим» не стремилась: он был и так безмерно любим и простыми работягами, и высшей номенклатурой, включая и самого главу КГБ Юрия Андропова. Ко всему, Высоцкий был абсолютно равнодушен к традиционным советским подачкам в виде званий, наград, спецмагазинов и т.п., определив для себя главным критерием в творчестве только уважение и любовь своего народа, что ему бесспорно удалось: лишь на его похороны в июле 1980 года собралось более 100 тысяч поклонников, вытянувшихся в скорбную линию аж в 10 км! Очевидно, доживавшие свой век на госдачах «кремлёвские старцы» не простили барду даже этого: место на Ваганьковском кладбище другу в прямом смысле выбил Иосиф Кобзон! Причём, за очень крутую взятку директору...

Впрочем, была у Высоцкого и своя «ахиллесова пята», о чем, безусловно, знали и в Кремле, и в спецслужбах. И это не столько его алкоголизм или наркозависимость, но то, что Высоцкий очень любил деньги, причем – немалые. Понять не только всесоюзно, но и всемирно известного певца легко: за свой уникальный талант, который он в прямом смысле сжигал на сцене, власти платили ему ставку в 11 рублей. Лишь за несколько лет до его кончины её увеличили до 19 целковых, чего Высоцкому при его широком образе жизни конечно не хватало. Да и объективно, его талант стоил дороже: на гастролях в США, которые ему устроила Марина Влади, бард получал ...3000 долларов за выход!

Так в жизни певца появились «левые» концерты, которые щедро кормили не только самого автора, но и огромную стаю организаторов, посредников, администраторов, и просто случайных прихлебателей, которые алчными стаями вились подле него. Может быть, власть и впрямь закрывали бы на это «чёс» глаза (дескать, пусть тешится, лишь бы нам не мешал), но на одних таких «гастролях» в Удмуртии случился громкий скандал, замолчать который уже было невозможно. А может просто не захотели...

Идёт охота на волков!

В то время организацией гастрольных туров Высоцкого занимался некто Василий Кондаков, за глаза в эстрадной тусовке уважительно величаемый не иначе как «Вась-Вась». Бывший балетный танцор-массовщик Кондаков официально числился в Северо-Осетинской филармонии, что давало ему не только служебное удостоверение, но и возможность с его помощью официально организовывать концерты всевозможных эстрадных звёзд. Безусловно, на том небосклоне Владимир Семенович Высоцкий был звездой №1! Заполучить его с концертом мечтали директора всех союзных филармоний и концертных залов. Упустить такую возможность псевдоосетин Вась-Вась конечно не мог: уж он-то знал, какие и левые, и правые барыши можно срубить лишь на одних афишах с именем Высоцкого. А уж на билетах...

К тому времени ушлый Кондаков уже неплохо организовал и провел в СССР концерты Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой, Людмилы Сенчиной, Муслима Магомаева, Валентины Толкуновой и других именитых певцов и певиц. Конечно, освоить такую работу в одиночку было бы невозможно, поэтому на Вась-Вась уже работала организованная им же группа помощников: Виктор Шиманский, Николай Тамразов и Владимир Гольдман (который в эпизоде фильма «Место встречи изменить нельзя» сыграл подгулявшего советского барыгу, щедро расплачивающегося в ресторане деньгами с официантом – авт.). Но если в кино Гольдман сорил бутафорскими бумажками, то в реальной жизни - крутил деньгами настоящими и вполне себе немалыми, что затем и нашло отражение в приговоре суда.

В 1979 году Удмуртская филармония оказалась в тяжелом положении: для выполнения годового плана недоставало аж 250 концертов! А это и зарплаты, и гонорары, и налоги, и всякие знамёна-грамоты от вышестоящих органов. Кондаков, знавший о ситуации, тут же предложил директору филармонии Афанасию Башмакову спасительную операцию: гастроли Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, которые в Москве взялся оформить «де-юре» администратор театра на Таганке Валерий Янклович. По условиям договоренности, все финансовые вопросы должен был решать лишь Василий Кондаков. Так бывшие до сделки лишь знакомыми, дельцы мгновенно стали соучастниками. В чем же?

Смотри, как вертится, нахал...

Схема образования большого неучтенного нала была отработана Кондаковым давно и работала безотказно (лишь в 1978 году его творческая ОПГ, как выяснило следствие, провело левых концертов аж на 900.000,00 рублей! – авт.)

Например, зал на 5000 мест заполнялся с переизбытком, но после прощальных аплодисментов администратор и сотрудники филармонии уже за кулисами составляли рукописный отчет о том, что на концерте было всего-то...три тысячи зрителей. К отчету прилагался такой же липовый акт о том, что непроданные две тысячи билетов были планово...уничтожены! Разница в несколько тысяч рублей оставалась на руках подельщиков, затем делилась «по понятиям». Главный куш конечно шёл главному герою – Владимиру Высоцкому, но в накладе не оставался никто. Особенно, если учесть, что таких концертов в день проходило не менее трёх, а сам трехдневный удмуртский «чёс» обогатил барда более чем на 5000 рублей. А сколько их вообще было в жизни певца?

Я из повиновения вышел.

Василия Кондакова и подельников арестовали осенью 1979 года. Дело о левых доходах вела удмуртская прокуратура. Высоцкий незадолго до этого тревожного события вернулся из многодневного тура по городам Советского Союза и сразу получил повестку от следователя Семена Кравца прибыть к нему на допрос в Ижевск в качестве свидетеля по делу. Зная, как быстро свидетели, тем более – в кабинетах местечковых следователей сами становятся обвиняемыми, Высоцкий ехать в Удмуртию законно отказался: дескать, вам надо, вы сами в Москву и приезжайте! Так ему шепнули опытные адвокаты, среди которых был уже и весьма известный тогда Генрих Падва, да и опыт общения с юристами на съемках «Места встречи» тоже кое-чего значил.

Кравец в Москву приехал, но особых успехов эта поездка ему не принесла: администратор Таганки Янклович лежал после ДТП в больнице и допрошен быть не мог по закону. В аварию чиновник попал...вместе с Высоцким, когда тот, будучи слегка «не в себе», на своем Мерседесе зачем-то таранил московский мирный троллейбус.

Правда, Семен Кравец попытался было отдельным эпизодом обвинить певца в преднамеренном ДТП, чтобы после него, дескать, спрятать раненого коллегу Янкловича в больнице, запутать следствие и т.д. Правда, из-за абсурдности самой мысли, схема рухнула, не успев даже как следует окрепнуть в рамках дела.

25 июля 1980 года в Ижевске в зале Верховного (!) Суда УА ССР состоялся суд. Судья Иван Тюрин озвучил приговор: «Вась-Вась» Кондаков получил 10 лет колонии с отбытием срока в одной из местных колоний усиленного режима (а мог бы по 93-й статье и к «вышке» приговорить! – авт.) Кондаков до конца срока не дожил: умер в неволе, там же под номерной биркой на лагерном погосте и похоронен.

Владимир Гольдман получил три года. В колонии пользовался авторитетом (ведь шел как «хищник у государства» - авт.), во время показа «Места встречи...» с его эпизодом в ресторане всегда садился на первый ряд, рядом с «ворами в законе». В общем, не потерялся и в удмуртских лесах.

Янклович в этой истории отделался свидетельскими показаниями, да сотрясением мозга при ДТП с Высоцким.

Сам же Владимир Семёнович и вовсе остался по делу неприкосновенным: из Москвы пришло указание барда не трогать, материалы дела уничтожить, что и было сделано. Говорят, что в дело пришлось вмешаться аж самому Юрию Андропову: по реакции местных властей очень похоже. А через три недели после суда умер Высоцкий. Гастроли закончились...

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.