НА КАЛЕНДАРЕ

Египет на берегу Енисея: Красноярский краеведческий музей

Ирина Елисеенко, Красноярск, portal-kultura.ru   
05 Сентября 2023 г.

Как создавался Красноярский краевой краеведческий музей — сегодня одна из культурных жемчужин Сибири, — на чем строилась его работа в эпоху СССР, что помогло коллективу пройти «лихие девяностые» и куда он движется сегодня? Об этом рассказала возглавляющая его более 40 лет Валентина Ярошевская.

Один из старейших в Сибири и из крупнейших в России – Красноярский краеведческий музей

  • Фото с bangkokbook.ru

Красноярский краеведческий музей, которому в следующем году исполнится 135 лет, отнесен к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края. В нем собраны эталонные коллекции — палеонтологическая, археологическая, орнитологическая, а фонд насчитывает около полумиллиона предметов. При этом учреждение, расположенное в столице Красноярского края, значительно моложе многих своих собратьев. Его открыли в 1889 году, когда уже работали краеведческие музеи даже в уездных городах: Минусинске, Енисейске и Ачинске.

Собственное здание у краеведческого появилось только в ХХ веке. Это уникальный объект, храм в египетском стиле, который спроектировал красноярский архитектор Леонид Чернышев. Он мечтал побывать в долине Нила. Лично увидеть пирамиды и сфинксов Чернышеву не удалось, но он построил свой Египет на берегу Енисея. У музейного здания непростая судьба: он долго оставался недостроем, использовался под казармы, лазарет и даже лагерь для военнопленных.

Валентина Михайловна Ярошевская стала директором музея в 1980 году. Историк по специальности, выпускница Высшей комсомольской школы, она решила не связывать судьбу с политикой, выбрала работу по призванию.

— Валентина Михайловна, давайте начнем с истории музея. Треть его жизни связана с вашим именем. Его историю вы, думаю, знаете, как никто другой.

— Наш музей создавался по той же схеме, что и все другие краеведческие музеи Российской империи. Основой была научная деятельность: мощно шло изучение культурного, археологического, этнографического наследия Сибири. Но Красноярску повезло меньше, чем другим городам. Судьба у нашего музея, наверное, такая: чтобы чего-то добиться, приходится пробивать стены. Первые двадцать лет существования он прозябал при Императорском географическом обществе, потом перешел в ведение городской управы. Но никто им особо не занимался.

Наш «Египетский храм» начали строить в 1914-м. Страна тогда находилась в тяжелейшем положении. Так что и в конце 1920-х, когда музей вселился в здание, оно было все еще недостроенным. Спустя полвека, в 1980-м, я его таким и получила. Для понимания: деревянный туалет во дворе, территория, застроенная сараями, крыша, не отремонтированная после пожара 1920-х, грязь и пыль в залах и кабинетах сотрудников, убогие витрины. Даже этикетки к экспонатам напечатаны вкривь и вкось, на плохой бумаге, некоторые буквы ручкой дописаны...

Но тогда мы, в принципе, мало чем отличались от других краеведческих музеев страны. Нам особо не давали проявить себя. Все действовали по указке Министерства культуры. Места для творчества не было. Все, что мы могли, — собирать материал в экспедициях и у дарителей. Но нашему музею и здесь не очень повезло. Гражданская и Первая мировая затронули наш край так, как ни один другой регион. Антикварное имущество купцов и состоятельных граждан — все то, из чего формировались фонды других музеев, в городе было разграблено.

Не знаю, зачем я ввязалась в эту работу. Наверное, из природного упрямства. Начала с коллектива. В 1980 году сотрудники сидели в подвале, и было их всего тридцать человек. Половина — смотрители, уборщицы, охранники, только пятнадцать музейщиков. Часть из них до сих пор работают в музее. Сами по себе очень интересные люди, но все были какие-то грустные — без светлой мечты.

— Какую вы им дали мечту?

— Надо было изменить место, которому они отдавали свою биографию. Работа в музее сложная, но интересная. А условия были жуткие. В залах тогда было все — от бивня мамонта до стендов о роли КПСС на современном этапе. Браться тогда за экспозицию было бессмысленно — требовались большие вложения. Сначала нужно было пробудить коллектив, чтобы люди поняли, что впереди их ждет прекрасная жизнь, что все можно изменить.

— И как, получилось?

— Получилось! Это был правильный мотив. Мы отремонтировали кабинеты, сделали мебель, пошили шторы. Я пришла из комсомола, так что у меня оставалось много друзей, которые в это время занимали руководящие посты. Музей преобразился — стало веселее, начали устраивать музейные праздники. И тогда пришло время решать главную проблему — приводить в порядок здание. Нужны были средства на реконструкцию. В те годы просто так деньги не давали. Но финансирование я выбила! В 1984 году дали чуть-чуть — буквально на создание туалетной комнаты. Знаете, с таким долгосрочным — на десятилетия — проектом, как у нас, главное было войти в лимиты. Если ты получил копеечку, то уже попал в схему и тебя не выбросят. А если освоил лимиты, то на следующий год финансирование увеличат. И мне затем удалось получить деньги на строительство офисно-производственного комплекса и подземного хода между ним и основными зданиями. Власти, увидев, что мы справились с задачей, выделили деньги на реконструкцию главного здания.

— Реконструкция длилась больше десяти лет. Какие были сложности?

— В пожаре, который был в нашем здании в 1920-х, сгорела вся документация архитектора Чернышева на эту постройку. Какие в музее перекрытия? Какие материалы использовались? Ничего не известно. Все проверяли сами. Это была эпопея! Реконструкцию начали, лишь убедившись, что фундаменты и перекрытия мощные, и мы можем тут хоть танк поставить.

К этому моменту мы вошли в тяжелейшие для страны 1990-е. Денег нет, специалистов нет! Реставрация длилась 14 лет — до 2001 года! Но это, пожалуй, тоже к лучшему. Если бы мы закончили раньше, то наши экспозиции были бы построены по старым — советским — требованиям. А у нас была возможность сделать тематико-экспозиционные планы по-своему. Мы почувствовали свободу. Похвалюсь: нашей экспозиции сейчас 22 года, но она стоит как новенькая.

— На чей опыт вы опирались, когда создавали новую экспозицию?

— Когда я училась в Москве, проходила практику в Музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Горьком — сейчас Нижний Новгород. Но это не краеведческие музеи, в них подход совсем другой: у них и фонды были, и опыт. А в других регионах я не видела ни одного учреждения, которое бы послужило мне примером. Поэтому мы пошли своим путем — с местными художниками разработали проект экспозиции. Кстати, мы были первым музеем в России, который поставил в зале коч (лодка, на которой русские приходили в Сибирь. — «Культура») как символ освоения нашего края. И у нас у первых появилась мультимедийная экспозиция, такого не было даже в столичных музеях!

— Гордились собой в тот момент?

— Красноярский краеведческий музей — первый в России, открытый в ХХI веке после реконструкции. В то время такое событие было чем-то невероятным для страны. 70 процентов краеведческих музеев в РФ не работали совсем или частично. Так что к нам съезжались гости со всех регионов России, из стран бывшего Союза, из-за рубежа.

Один из старейших в Сибири и из крупнейших в России – Красноярский краеведческий музей

  • Валентина Ярошевская

Помню, в 2004 году в Красноярск прибыл посол США в России Александр Вершбоу с супругой. Они очень интересовались музеями. Приехали к нам. На осмотр экспозиции у них было два часа, на улице их уже ждала машина, чтобы везти в аэропорт. Но в музее американцы задержались на четыре часа, улетели только на следующий день. И с борта самолета Вершбоу прислал Петру Ивановичу Пимашкову, который тогда был мэром Красноярска, телеграмму, что у нас прекрасный город, в котором самое лучшее — это заповедник «Столбы» и краеведческий музей.

— Сейчас у музея пять филиалов. Они появились в 1990-е, когда главное здание было на реконструкции?

— Филиалы открыли в 1970 году, к столетию Ленина. Тогда их было четыре, и все как братья-близнецы. Главная тема — сибирская ссылка Владимира Ильича. Музей Красикова (Петр Красиков — соратник В.И. Ленина. — «Культура»), Юдинка (музей-усадьба Геннадия Юдина. — «Культура»), пароход «Святитель Николай» и домик Клавдии Гавриловны Поповой, где вождь мирового пролетариата будто бы квартировал по пути в ссылку в Шушенское.

Но многие вещи были просто фальсификацией, и это знали все. Ленин не бывал в доме, который позже занял Музей Красикова. Деревянное здание было домом красноярского архиерея Касьянова — деда Красикова. Когда Владимир Ильич прибыл в Красноярск, его соратник уже жил с женой на съемной квартире. А в доме Поповой Ленин действительно останавливался, но до 1970 года здание не сохранилось, поэтому было решено разместить музей в соседней, относительно новой постройке.

Тут дело-то в том, что городским властям на имя Ленина можно было получить преференции, например, тротуар проложить на целый квартал. Главное, чтобы главным в экспозиции был Ильич. Тематику филиалов мы не имели права переделать. Но мы решились и на их реконструкцию, при этом порой приходилось действовать подпольно.

— Как завещал Владимир Ильич?

— Да. Начали с домика Поповой. Придумали тему «Красноярские встречи Ленина», показали простых людей, с которыми здесь общался Ильич. Затем взялись за Юдинку. Геннадий Васильевич Юдин — библиофил, который собрал огромную коллекцию книг. Но говорить про него было нельзя, ведь он продал свое собрание Америке. Сейчас его коллекция — основа славянского отдела Библиотеки Конгресса США. Но почему он отдал библиотеку за рубеж? Он почти разом лишился двух детей, потом — революция 1905 года, красноярские железнодорожники ее подхватили, а особняк Юдина стоит у железной дороги. Геннадий Васильевич решил найти библиотеке новых хозяев. Опубликовал объявление, в котором было одно условие: собрание выкупается целиком. Но ни царь, ни Московский университет не откликнулись. А американцы узнали и купили.

Нельзя было в Юдинке разместить экспозицию и об археологических открытиях, сделанных на том месте, где находится усадьба. Там в конце ХIХ века нашли останки палеолитического человека, открытие произвело фурор в мировой исторической науке. Нам разрешалось рассказывать только о том, как Ленин посещал библиотеку.

И вот мы придумали экспозицию «Красноярск, каким его увидел Ленин». Воссоздали интерьер жандармского управления, выставили типичные фотографии представителей разных слоев населения: духовенства, ремесленников, солдат, купцов. И в числе прочих поставили снимок Юдина, который был не только библиофилом, но и купцом. Вот это была подпольная работа.

В доме Красикова мы тоже переиначили экспозицию — рассказывали не только о соратнике Ленина, но и о его деде — священнике.

Оставался еще один филиал — пароход-музей «Святитель Николай», на котором Ленин прибыл в Красноярск. Старинное плавсредство — само по себе экспонат, но оно было в очень плохом состоянии. Требовались деньги на реконструкцию. К тому моменту в России наступил капитализм, появились предприниматели. Я пошла на переговоры с губернатором Валерием Михайловичем Зубовым. Он говорит: я тебе дам деньги, но на все не смогу, нужно привлекать спонсоров. И вот что мы придумали. На этом пароходе пассажиром был не только Владимир Ильич, но и цесаревич Николай — будущий император Николай II. И оба, удивительное дело, любили пиво. Моя подруга Евгения Георгиевна Кузнецова занималась пивным бизнесом. Тогда авантюрные идеи были в моде, поэтому мы открыли на борту парохода бар. И люди пошли. Таким популярным местом стал пароход, что меня даже накрыли бандиты — требовали, чтобы я им рассказала, кто моя крыша. Зубов оказался доволен результатом и дал мне 100 тысяч рублей. На эти деньги я отреставрировала пароход, а с помощью спонсоров мы оформили крутую экспозицию. Сейчас бара на пароходе, конечно, уже нет.

— Сегодня двух из тех четырех филиалов у музея нет. Дом Поповой в свое время отдали коммунистам, а усадьба Красикова перешла в ведение Красноярской епархии. Зато у музея появились новые филиалы...

— Однажды, в начале 1990-х, когда приближалось семидесятилетие Виктора Астафьева, с которым мы были дружны, меня пригласил к себе мэр Красноярска Валерий Александрович Поздняков. Позвал посоветоваться. Он хотел на день рождения Виктору Петровичу подарить особняк — красивейший образец деревянного зодчества в центре города. В здании были квартиры, потом людей расселили и собирались дом реставрировать. Я вышла из мэрии — и бегом к Виктору Петровичу, говорю: вас хотят опозорить, подарить особняк. Что о вас люди подумают?! Ну и предложила сделать в особняке литературный музей. Сейчас он назван в честь Виктора Петровича. Еще один филиал — музейный комплекс Астафьева — находится в Овсянке, на родине писателя. А самое юное наше детище — Музей истории финансов Енисейской губернии и Красноярского края. Его мы сделали совместно с краевым министерством финансов, чтобы наглядно показать посетителям, как менялась денежная система в России.

— Фонды у Красноярского краеведческого огромные. Расскажите о самых ценных экспонатах.

— Этого в двух словах не рассказать. Мы выпускаем сборник статей «Век подвижничества»: описываем все направления работы, делаем анализ экспонатов, каждый хранитель отчитывается, что нового у него появилось. Но, знаете, в наше время скомплектовать что-то необыкновенное очень тяжело. Что будет иметь значение в исторической перспективе? Честно скажу, меня раздражает позиция некоторых коллег-музейщиков, у которых темы сводятся к декабристам, купцам, староверам, революционерам. У нас эталонные коллекции археологическая и этнографическая, мы ими гордимся! Но наша страна и так живет прошлыми достижениями, особенно хорошо это видно в провинции. Я считаю, что нужно заниматься современностью. Например, одно из наших современных приобретений — коллекция Дмитрия Александровича Хворостовского (выдающийся российский оперный певец (баритон) — уроженец Красноярска. — «Культура»). Мы ее начали формировать 25 лет назад, ведь с самого первого международного конкурса стало понятно, что это будет звезда. И вот теперь вся коллекция от родных и близких Хворостовского у нас. Совсем недавно получили нашу жемчужину — приз, который он завоевал в Кардиффе.

— Когда вы пришли в музей, в нем была беспросветная жизнь. А сейчас есть перспективы?

— Руки никогда нельзя опускать. Вот сейчас мы строим Национальный центр Виктора Петровича Астафьева — рядом с его мемориальным центром в Овсянке. Разве Астафьев не национальное достояние? Писатель, произведения которого переведены на языки всех народов Советского Союза и на 20 языков других стран? Разве у нас нет повода гордиться личностью, которая навсегда заняла свое место в мире? К 1 мая 2024 года, к столетию Виктора Петровича, мы этот национальный центр хотим открыть.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.