ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Честная, пионерская

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/06-03pionerka как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Pionerka

«Пионерской правде» исполняется 90 лет — 6 марта 1925 года вышел первый номер вечно молодой газеты.

{gallery}TXTS/2015/06-03pionerka{/gallery}

По легенде, «Пионерская правда» начиналась с пишущей машинки и двух стульев, подаренных журналистскому коллективу младшей сестрой вождя мировой революции. Печатное устройство, кстати, до сих пор хранится в редакции, правда, не совсем в рабочем состоянии. А вот мебель, презентованная Марией Ильиничной Ульяновой, за прошедшие 90 лет куда-то задевалась.

«Пионерка» возникла не на пустом месте. За четыре года до ее появления воспитанники 16-го детского дома Сокольнического района Москвы начали издавать «Радио» — так назвали стенгазету. Со временем «Радио» стало «вещать» шире — оно преобразовалось в издание всех детских и юношеских домов Москвы. Затем его и вовсе переименовали в «Школьную правду», а та с марта 1925-го превратилась в правду «Пионерскую». Укрепить новую редакцию решили за счет работников популярного детского журнала «Барабан». Главным редактором «Пионерки» стал «барабанный» глава Михаил Стремяков — кстати, организатор и вожатый первого в СССР пионерского отряда.

Пилотный номер «Пионерки» вышел тиражом в 20 000 экземпляров. На первой полосе «горячий привет» «новорожденной» слала Мария Ульянова, а Бухарин, в ту пору главный редактор «Правды», наставлял: «Валите, догоняйте!» Собственно, «Пионерка» и задумывалась как детский аналог «Правды». Надо сказать, старшую сестру она догнала и даже в чем-то перегнала — во всяком случае, со временем превратилась в самую тиражную газету СССР.

А пока «Пионерская правда» писала о злободневных проблемах 20‑х — безграмотности, беспризорности и даже перегрузке. «Говорят, что у некоторых пионеров от бесчисленного количества пионерских сборов, заседаний, комиссий, студий глаза на лоб начинают вылезать. Нельзя так дальше работать! Из зеленых истощенных пионеров начинают вырастать красные болтуны. <...> Надо объявить упорную, решительную войну пионерской перегрузке», — настаивала газета в 1925 году. Наверняка после этой публикации жить пионерам стало легче — в большинстве случаев рекомендации издания принимались во внимание. И не только взрослыми. После призыва «Писать в «Пионерскую правду» может и должен всякий пионер и школьник» редакцию завалили статьями пикоров — пионерских корреспондентов. Правда, редколлегия не всегда была в восторге от творчества юных журналистов, в газете появлялись ответы читателям. Так, пионеру Б. Плинеру адресовалось: «Пионерская правда» думает, что неинтересно печатать под твоей фамилией чужую статью. Подумай над этим как следует».

Более сознательные школьники вели бескомпромиссную борьбу со старым миром. Пикор Железняк с негодованием описывал концерт, организованный пионерами для участников уездной конференции работников просвещения: «Смотрю, вдруг выскакивают пионерки в балетных костюмах и танцуют балет, затем выходят две пионерки и читают коллективную декламацию. Потом все вместе опять пускаются в балетный танец. А в конце-то декламация гласила: «Мы пролетарские дети, сменим дворянских детей». Да, уже сменили, но все-таки для детей рабочих не нужен балет. <...> Пионеры, довольно заниматься балетом, а займитесь делом».

Старшие тем временем призывали «не бросаться пионерским словом», сообщали о названии неизвестной доселе планеты в честь Ильича — «Владиленой». И рассказывали об открытии советскими учеными в горах Тань-Шаня «одного из самых диких, некультурных народов — они не знают кожаной обуви, а неуклюжие арбы считают «чужеземными машинами». Речь о ягнобцах — малочисленной этнографической группе таджиков, что существует поныне и является излюбленным предметом исследования иранистов.

Тем временем тираж газеты постоянно рос. В 1929 году он составлял уже двести тысяч экземпляров. Пропагандой издания занимался в том числе Маяковский: «Стой! / Предлагаю не в шутку, а вправду / Подписаться на «Пионерскую правду». С января 28-го газета стала выходить два раза в неделю, а с октября того же года — уже трижды.

В сентябре 1932-го Советский Союз потрясло сообщение газеты о происшествии в селе Герасимовка Уральской области — кулаками убит пионер Павлик Морозов. «Павлика вырастила и воспитала пионерская организация», — сообщало издание. Здесь же был помещен портрет героя. В тысячах писем, приходивших в редакцию, читатели требовали отомстить за Морозова и наказать убийц.

Но не одними героями жила «Пионерка». «У меня две девочки — Мина и Лена. Старшая, Мина, пионерка, ученица 4-го класса, очень плохо себя ведет, — жаловалась мама читателям в 163‑м номере за 1937 год. — Она грубит мне и ничем не помогает. Даже свою постель не уберет. Подмести пол в своей же комнате — и то ей лень. Обуви своей она никогда не чистит, за одеждой не следит; у нее оторвались почти все пуговицы у пальто, но она их не пришивает».

Надо сказать, дети редко снисходили до такой «бытовухи». Вот, например, послание Любы Мурашовой, Донбасс, город Славянск: «Мы будем хорошо учиться, овладеем военным делом, будем помогать укреплять оборонную мощь нашей любимой социалистической родины».

В сентябре 1940-го «Пионерская правда» начинает публиковать «Тимура и его команду». В 41‑м в газете появляется сценарий «Клятва Тимура», написанный Гайдаром по заданию Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР. Среди школьников разворачивается «тимуровское движение» — сбор средств на танковые колонны, дежурство в госпиталях... Обо всем этом в годы войны «Пионерка» подробно рассказывает, многие начинания инициирует сама. Среди прочего публикует письма пионеров отцам-фронтовикам — пожалуй, это самые пронзительные тексты, появлявшиеся на страницах газеты. «Папа, я нахожусь в детском доме. Витя, Валя тоже здесь, и Лида, и маленький Боря. Мы живем хорошо, кормят и одевают нас хорошо. Я хожу в школу, в третий класс. Папа, мы остались без мамы. Немцы нашу маму убили бомбой. Отомсти им за маму, бей их и громи! Папа, когда немцы подходили к нашему совхозу, женщины все побежали, и мы за ними. Витя посадил на шею Борю, а Валя, Лида и я бежали сзади. Так мы бежали десять километров, до станции. На улице была метель. Мы отморозили ноги, и меня сразу положили в больницу».

А в 45‑м можно было прочесть: «Спасибо Красной Армии и тебе, мой папа, спасибо!»

В 1950‑х пионеры рапортовали об уничтожении мелкого непарного шелкопряда, вредившего по-крупному. Рассказывали, как учились водить трактор. В свободное от этих занятий время набирались уму-разуму у классиков, печатавшихся в «Пионерке». «Я был нескладным подростком, — вспоминал Корней Чуковский. — За несколько копеек я случайно купил на толкучке английский самоучитель — растрепанную книгу без конца, без начала — и стал мелом на крыше выписывать идиотские фразы: «Есть ли у вас одноглазая тетка, которая покупает у пекаря канареек и буйволов?» <...> Около пяти месяцев провел я за этим занятием и, наконец, к великой своей радости, обнаружил, что я, с грехом пополам, уже умею читать по-английски. <...> Теперь я знаю английский хорошо. И все потому, что я никогда не тратил свободного времени на пустую болтовню с приятелями, на игру в домино или в карты, на бесцельное шатание по улицам».

В 60‑х в «Пионерке», как и во всей стране, наступила эра космоса. Восторгу детей не было предела. Редакцию закидали письмами. «Я узнала, что на космическом корабле летали собаки Стрелка и Белка, — сообщала газете ученица 2-го класса Нина Григорьева. — Прошу Вас помочь мне следующим рейсом отправить в космос мою любимую куклу Светлану. Что она вернется на Землю, у меня сомнений нет».

Вслед за космосом пришла эпоха большого детского спорта. В 1964 году благодаря «Пионерской правде» началась история «Золотой шайбы». Предание гласит, что в редакцию приехали советские хоккеисты, выигравшие золото на Олимпиаде в австрийском Инсбруке. Игрок первой тройки сборной Вениамин Александров презентовал труженикам газеты шайбу, сказав, что она золотая. Повертев в руках подарок, главный редактор констатировал: «Обычная, каучуковая. Где же тут золото?» Оказалось, этой «обычной, каучуковой» забили победный гол. Сразу родилась идея поделиться раритетом с детьми — организовать всесоюзный турнир. 8 декабря 1964-го в «Пионерке» появился призыв: «На старт, друзья! Золотая шайба зовет!» Та легендарная шайба дошла до наших дней — хранится в редакции газеты. Вместе с пишущей машинкой, подарком Марии Ульяновой, ее можно будет увидеть в музее «Пионерской правды», который откроется в мае этого года.

В том же 64‑м в газете появился клуб «Кожаный мяч». Началось все с предложения редакции создавать во дворах и школах футбольные команды. Уже в следующем году прошел финал всесоюзного детского чемпионата.

Теперь читатели отправляли в газету «спортивные» послания. Причем одними футболом и хоккеем дело не ограничивалось. «Дайте мне адрес легкого атлетика», — просил пионер любимое издание.

Соревнование по лыжным гонкам на приз «Пионерской правды», крупнейшее в стране, в свое время дало путевку во «взрослый» спорт многим лыжникам — например, четырехкратной олимпийской чемпионке Галине Кулаковой. В лыжных соревнованиях принимал участие и Виктор Черномырдин, но предпочел большому спорту большую политику. В 90‑е соревнования по понятным причинам прекратились, возобновились лишь в 2008‑м — и с тех пор проводятся ежегодно. Правда, о былых масштабах чемпионата приходится только мечтать.

В прошлом остались и миллионные тиражи — сегодня это 15 000 экземпляров. Распространяется газета, как и прежде, только по подписке — в киосках не купить. «Правда не продается», — шутит главный редактор Михаил Баранников. Кстати, среди подписчиков значится и американская библиотека Конгресса, — рассказывает он. «Не знаю, зачем им это надо», — смеется главред.

«Пионерка» остается верна своему бренду: деткоры, воспитательная часть — уже без политики, постоянные рубрики — как оставшиеся с советских времен, так и новые. Например, «Ася и Клава» — то есть, ICQ и клавиатура («Почему не Маша и Петя?» — негодуют родители). Но главное, газета сохранила название — в 1990‑е это была задача не из простых. Редакция даже предложила читателям придумать изданию новое имя. Но получила три мешка писем, с просьбой оставаться «Пионерской правдой». И осталась.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.